Конспект открытого логозанятия "Дифференциация С-З. Зима" 1 класс
план-конспект урока на тему

Оськина Софья Александровна

В данном конспекте используются разнообразные активные методы обучения в логопедии: икт, зрительные и речедвигательные гимнастики, слуховые диктанты, игры и упражнения на развитие орфографической зоркости, элементы  каллиграфии, обучение чтению глабальным способом в дефектологии. В приложении представлен красочный материал по звуковому анализу и синтезу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logozanyatiya_zima.docx997.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  подгруппового логозанятия в 1 классе

 Тема «Дифференциация звуков [С][ З] на материале «Зима»»

Цель: профилактика нарушений устной и письменной речи.

Задачи:  

Коррекционно – образовательные:

  1. создание  условий  для формирования умения дифференцировать парные звуки {C} {З} через развитие фонематического слуха и зрительного восприятия,
  2. навыков через автоматизацию  и дифференциацию звуков{C} {З}  в словах, предложениях и связной речи; орфографической памяти, тактильного контроля;
  3.  формирование  произвольных  
  4.  развитие зрительно- пространственного  гнозиса;
  5. закрепление  правильного звукопроизношения в процессе всей деятельности;
  6. совершенствование  навыка  составления описательного рассказа по заранее составленному плану.

Коррекционно – развивающие:

  1. активизация познавательных процессов через использование  всех видов речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо;
  2. расширение и совершенствования словаря по лексико – грамматической теме «Зима» с использованием ИКТ;
  3.  развитие умения координировать речь с движениями, через выполнение речевых упражнений;
  4. развитие  речевого слуха, зрительного восприятия и внимания.

Коррекционно - воспитательные:

  1.  формирование  условий  для развития эмоционально – волевой сферы, чувство уверенности, взаимопонимания, взаимопомощи;
  2.  воспитание доброжелательного , отношения к природе и птицам.

Оборудование: Мультимедийная презентация из блока «Времена года» - Зима, ноутбук, колонки, проектор,  карточки звуковые обозначения,   пособие «звуковой домик»,  задания : звуковые схемы, слова, предложения, схема  описательного рассказа «Зима», конверты, доска, мел,  картинки  к рассказу, клей,  снежинки, простой карандаш, ластик.

Место проведение: логопункт ЧОУ «ПЛ»Парус»

Длительность: 40 минут

                                               ХОД  ЛОГОЗАНЯТИЯ:

I   Оргмомент. (мотивация)

- У нас гости. Дети поприветствуем? (здравствуйте)

 Мотивация

- Сообщаю «Объявлен конкурс на лучший рассказ по теме «Зима» в котором надо выполнить задания»

- Будем участвовать? (да)

- Поэтому вы сегодня не ученики, а мои помощники.

II  Характеристика звуков.

Приступаем к работе.

  1.  Различение  звуков  в словах  . Характеристика звуков.

-Определите,  какой первый звук в словах:

Снег – снеговик – снегурочка – снегирь – снегопад (С)

-  посмотрите на схему как он произносится? ( рот в улыбки, язык за нижними зубами в виде горочки, прохладный ветерок)

- Следующая группа слов.

Забава – забавный - забота – заболеть.(З)

- А как этот звук произносится? ( рот в улыбки, язык за нижними зубами в виде горочки, прохладный ветерок)

- Чем похожи  эти звуки? ( согласные, есть преграда при произношении)

- В тех словах, которые вы слышали – эти звуки твердые или мягкие? (твердые)

- А чем они отличаются? (Звук С – горло не дрожит, З – дрожит)

- Значит звук С – глухой, а  З – звонкий.

- Если у звуков много общего они называются, парные.

- И вместе с ними мы отправляемся дальше по нашим звуковым дорожкам.

- Каждый из вас их  правильно произнесет.

(читаем звуковые схемы – (дети)

2) Определение элементов букв.

- Звуки мы слышим и произносим, но каждый звук обозначается буквой.

Звук  С – состоит из одного элемента: левого полуовала ( вместе со мной  пропишем   в воздухе)

Звук  З – состоит из двух элементов: верхнего и нижнего  правых  полуовалов ( пишем в воздухе)

3) Конструирование буквы.

- Поиграем в игру  «Построй буквы»

- Конструируем буквы из мягкой проволоки (действия детей).

- Молодцы  у вас получились правильные буквы.

4) Развитие фонематического восприятия, орфографической памяти.

- А в следующем задание  в словах потерялись буквы. Помогите им. Возьмите карандаш и вставьте буквы  С  или З в начале слова. Читаем.

(С)ОМ –( З)ОНТ – (С)ОК

(З)НАК – (С)ТОЛ – (З)ВОН

(З)АМОК – (С)ОВОК –( З)АСОВ

(З)АЙКА – (С)УМКА –( З)АВОД

- Молодцы все  справились с заданием.

5) Дифференциация фонем имеющих акустико – артикуляционное сходство.

   -  Наши слова запутались, не знают кому принадлежат. А мы поможем разобраться в этом.  Подойдите к «Загадочному домику» Найдите нашу пару С-З . Возьмите карточку  и распределите предметы на группы для С и для З.

Давайте  постараемся не  путать эту пару букв и звуков С-З.

-  А сейчас отправляемся в зимний лес и  покажем,  как люди согреваются зимой.   Встаньте в круг.

6) Речедвигательная  гимнастика.

СНЕГО – СНЕГО – СНЕГОПАД (ходьба на месте)

Каждый очень, очень рад, (руки вверх)

Будут санки (СССС)  и коньки (ЗЗЗЗЗ) ( имитация)

Будут лыжи ( СССС) и снежки ( ЗЗЗЗ) (имитация)

- согрелись, займите  рабочие места.

7) Прослушивание презентации «Электроника» 

- Наша дорожка привела нас к Электронику.

 Смотрите, слушайте и запоминайте информацию  о «Зиме » (5 минут)

8) Зрительная гимнастика –  глазодвигательной мышцы:

-  А теперь упражнение для глаз.  Каждый из вас сделает снежинку, а я помогу.

( И.П.  сядьте правильно: спина прямая, голова прямо, работают только глаза следите за моей  рукой: от точки, поднимаем глаза вверх - возвращаемся,

от точки опускаем вниз – возвращаемся,

от точки вправо – возвращаемся,

от точки влево – возвращаемся,

от точки  ведем взгляд в верхний правый угол – возвращаемся,

от точки в  правый нижний угол – возвращаемся,

от точки в левый верхний угол – возвращаемся,

от точки в левый нижний угол – возвращаемся.)  

2

                                               

9 )  Чтение предложений.  

-  Раз вы дали согласие участвовать в конкурсе, каждому  прислали конверт.

- Откройте  конверты, достаньте предложения, читаем по очереди.

(Вопросы по предложениям: О чем  говорится в предложение? Какая мысль?  А ты что  узнал  из своего предложения? Объясни содержание своего предложение?)

А)  Наступила холодная, снежная зима.

Б)   Деревья и кустарники покрыты снежным покрывалом.

В)  Стало сложно  птицам добывать себе корм.

Г)   Поэтому люди заботятся о них  и строят кормушки.

Д)   В  свободное время катаются на лыжах, санках и коньках.

  1.  Составление плана рассказа . Описательный рассказ.

- А теперь  вспомним,  какую помощь нам оказал  - Электроник.

(Он составлял свой рассказ  по плану).

- Значит и нам надо составить свой рассказ по плану?

(  СХЕМА  рассказа- О погоде, о растение, о животных, о человеке)

- К нашему плану прислали картинки.

- У кого предложение, которое подходит к первой картинке. (дети)

- Определи,  к какой картинке подходит твое предложение? (дети)

- Дети правильно он подобрал? (дети)  Рассказ.

1

2

3

4

5

Посмотрите у нас получился рассказ.

- Кто готов прочитать или рассказать самостоятельно (желающие).

III Рефлексия. 

У нас получился рассказ? (ответы детей)

Вы  обратили  внимание что в нашем рассказе  часто встречаются буквы с которыми мы  сегодня подружились  С – З.

- Снимаем и посылаем его  на конкурс.

Спасибо за работу .

- Возьмите  свою снежинку, покажите друзьям и украсьте свой класс!!!!!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Звуковая схема (С - З)

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\Z7KHARDJ\headphones-14718936931k2[1].jpg                     А

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\TK65P3JZ\bells-2957570_960_720[1].png        А        

Звуковая схема (С - З)

 C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\Z7KHARDJ\headphones-14718936931k2[1].jpg                     О

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\TK65P3JZ\bells-2957570_960_720[1].png         О

Звуковая схема (С - З)

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\Z7KHARDJ\headphones-14718936931k2[1].jpg                    У

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\TK65P3JZ\bells-2957570_960_720[1].png        У        

Звуковая схема (С - З)

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\Z7KHARDJ\headphones-14718936931k2[1].jpg                     Э

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\TK65P3JZ\bells-2957570_960_720[1].png        Э        

Звуковая схема (С - З)

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\Z7KHARDJ\headphones-14718936931k2[1].jpg                    Ы

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\TK65P3JZ\bells-2957570_960_720[1].png        Ы        

…ОМ –…ОНТ – …ОК

…НАК – …ТОЛ – …ВОН

…АМОК – …ОВОК –…АСОВ

…АЙКА – …УМКА –…АВОД

Наступила холодная, снежная зима.

Деревья и кустарники покрыты снежным покрывалом.

Стало сложно  птицам добывать себе корм.

Поэтому люди заботятся о них и строят кормушки.

В свободное время катаются на лыжах, санках и коньках.


     

С

З

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\TK65P3JZ\bells-2957570_960_720[1].png               C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\TK65P3JZ\hammer-160517_960_720[1].png     C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\Z7KHARDJ\headphones-14718936931k2[1].jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\JOBWQZCC\feather-2781343_960_720[1].png

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\TK65P3JZ\hammer-160517_960_720[1].png

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\JOBWQZCC\feather-2781343_960_720[1].png

        C:\Users\User\Desktop\friends-holding-hands-cartoon-23.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Музыка осени" в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе "Музыка осени"....

Конспект открытого урока по математике в 5 классе

Разработка открытого урока по математике в 5 классе...

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока, работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ.

ПЛАН-КОНСПЕКТоткрытого урока педагога Тураевой Е.Н.  в классе фортепиано. Место проведения: кабинет музыкиДата проведения: 31.10.2011 г. Тема урока:    работа над п...

Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе "Конституция Российской Федерации"

Урок дает четкое представление о Конституции Российской Федерации как главном документе государства. Прослеживается исторический путь государства к этому документу.В разработке даны при...

План-конспект Открытый урок по теме \'\'Путешествие\'\'\' 9 класс

Конспект открытого урока  по английскому языку. Тема урока:  "Путешествие".  ...

План-конспект открытого урока по лыжной подготовке 7 класс

План-конспект открытого урока по лыжной подготовке 7 класс...

Конспект открытого урока по биологии в 7 классе "Класс Птицы".

Разработка открытого урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Птицы". Это первый урок о классе птиц, в котором рассматривается общая характеристика птиц и особенности, связанные с полетом. На уроке...