Конспект урока: "Различение понятий звук и буква", 5 класс
план-конспект урока (5 класс) на тему

Щербак Анна Вячеславовна

Разработка конспекта урока 5 класс для специальных (коррекционных) школ по теме: "Различение понятий звук и буква".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_razlichenie_ponyatiy_zvuk_i_bukva_5_klass.docx14.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное  учреждение Краснодарского края

специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Николаевской

Конспект урока

на тему: «Различение понятий «звук» и «буква». Кубановедение «Реки Кубани».

                        Подготовила:

                                                                    учитель русского языка и литературы

                         Щербак А.В.

Цели:

-развитие фонематического слуха детей, их готовности и способности к звукобуквенному анализу звучащего слова;

-закрепление навыка различать гласные и согласные звуки и буквы, которыми они обозначаются на письме.

Оборудование:  тетрадь, учебник, иллюстрации «Природа», карта Краснодарского края.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Повторение материала.

1.Синтаксический разбор предложения.

В роще около дерева сидел зайчонок.

(Один ученик у доски, остальные в тетради записывают)

2. Кубановедение «Реки Кубани».

Сообщение на тему: «Реки Кубани».

Краснодарский край богат водными ресурсами. Два моря (Черное и Азовское) играют важную роль в жизни и развитии края. Более 13 тысяч рек и речушек насчитывается на территории Краснодарского края.

Назовем некоторые реки: Понура, Бейсуг, Челбас, Ея, Кубань, Белая, Уруп, Афипс, Лаба и другие.

Питание рек осуществляется за счет атмосферных осадков и грунтовых вод.

- Скажите, какие моря играют важную роль в жизни края?

- Какие реки Краснодарского края вы знаете?

- Какая река самая главная в нашем крае?

- Какие водоемы имеются на территории Успенского района и станицы Николаевской?

III.Объяснение нового материала.

1.Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня мы будем учиться различать букву от звука.

2.Работа по теме урока.

На доске чертится таблица, но не записывается в тетради.

Звуки-образуют слова; произносим и слышим.

Буква-видим и пишем.

На письме звуки обозначаются буквами.

IV. Физкультминутка.

V. Закрепление материала.

- Прослушайте загадки и запишите отгадки.

1. От дома начинается,

У дома и кончается,

Не живая, а идет,

Неподвижна, а ведет.

(Дорога)

2. Если дождик, мы не тужим-

Бойко шлепаем по лужам,

Станет солнышко сиять-

Нам под вешалкой стоять.

(Сапоги)

3. Я землю копала –

Ничуть не устала.

А кто мной копал,

Тот и устал.

(Лопата)

4. И сияет, и блестит,

Никому оно не светит,

А любому правду скажет-

Все как есть ему покажет.

(Зеркало)

- Итак, вы прослушали и отгадали загадки. Дорога, сапоги, лопата, зеркало – вот такие слова у нас получились. Посчитайте в каждом слове и запишите, сколько букв, а сколько звуков в каждом слове.

Дорога (6 зв., 6 б.)

Сапоги(6зв., 6 б.)

Лопата (6зв., 6 б.)

Зеркало (7 зв.,7б.)

- А как вы думаете, бывают ли слова, в которых звуков больше,  чем букв?

На доске записаны слова. Необходимо,  выписать их в 2 столбика по количеству букв и звуков: дом, лом, куст, пот, крот, сом, ток, рот, стол.

- Сколько слов получилось в 1 столбике и почему?

(6 слов, т.к. они состоит из 3 зв., 3 б.)

- Сколько во 2 и почему?

(3 слова, т.к. они состоит из 4 зв., 4 б.)

- Составьте 2-3 предложения, используя данные слова.

Например: Мы на рыбалке поймали сома. Под окном растет красивый куст сирени. Вдали виднеется дом.

VI.Обобщение.

-Чем звук отличается от буквы?

(Звуки мы произносим и слышим, буквы видим и пишем)

VII.Домашнее задание

VIII.Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого логопедического занятия "Звук и буква ц"

здесь представлен подробный конспект группового логопедического занятия для детей с ОНР...

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв Ж - З»

Цели занятия:- сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам.- совершенствование фонематического восприятия.- развитие звукового анализа, тактильных ощущений, мелкой моторики.- формиров...

Конспект урока по чтению "Звук и буква У"

Этот урок разработан к учебнику "Букварь" для 1 класса по программе " Начальная Школа 21 век"...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков и букв Ч-Щ"

Представлен конспект логопедического занятия по теме " Дифференциация звуков и букв Ч-Щ". Форма организации занятия: подгрупповая....

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков и букв П - Б"

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков и букв П - Б"...

Конспект занятия по грамоте "Звук и буква Ш"

Конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.Звук и буква Ш. По мотивам русской народной сказки "Теремок"...

Конспект интегрированного занятия «Гласные звуки и буквы» 1 класс

Фронтальное интегрированное занятие для обучающихся 1 класса "Гласные звуки и буквы", проводимое учителем-логопедом совместно с педагогом-психологом...