Психологический комфорт на уроке
статья по психологии по теме

Усольцева Татьяна Александровна

Выступление на семинаре

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Психологический комфорт на уроке, как условие развития личности школьника»                                                                                                                            

                                     

                                         Все уроки похожи и разны

                                                           Если к ним приглядеться с разных сторон.

                                                               Но бывают уроки как радостный праздник,

                                                  А бывают они как мучительный сон.                                   

 Учитель, наряду с родителями, передает ребенку культурно-исторический опыт, накопленный человечеством, тот опыт, без которого ребёнок не может развиваться ни интеллектуально, ни личностно. Чтобы ребёнок развивался не только интеллектуально, но и нравственно (т. е. как личность), учителю необходимо создать психологический комфорт в  классе.

           Оказать сильное влияние на развитие личности ребёнка может только человек, значимый для него. Именно учитель формирует нужные качества ребёнка, стимулирует тенденции его к личностному росту, создаёт условия для совершения учеником нравственных поступков. Итак, будет ли в классе психологический комфорт или дискомфорт, зависит от учителя, особенно это заметно в начальной школе.

           Прежде всего учителю необходим достаточно высокий уровень профессионального мастерства. Специфическое качество учителя — педагогический такт. Без педагогического такта невозможно полноценное общение с детьми. С этим качеством связано чувство меры. Чувство меры влияет и на характер взаимодействия учителя с классом и на психологический климат в классе.

          Ушинский писал, что в классе должны царствовать серьёзность, допускающая шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма.

           Проявление такта учителем предполагает педагогическую интуицию, т. е. быстрое понимание главного в личности конкретного ученика и ситуации, создавшейся в классе. Обладающий интуицией учитель не выглядит слабым и наивным, его трудно обмануть, что вызывает уважение учеников.

            Для детей очень важен внешний вид педагога: жесты, мимика, пантомимика. Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять перед учащимися на уроке. Движения и позы должны привлекать своим изяществом и простотой. Не должно быть плохих привычек.         Дети «читают» лицо учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует нести в класс маску домашних забот и неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач.

             От того, насколько комфортно чувствует себя ребенок в школе, зависит успешность его обучения. В создании комфортных условий значительная роль принадлежит   личности учителя, стилю его взаимоотношений с учащимися. Этот фактор особенно значим на начальном этапе обучения, когда состояние класса зависит, прежде всего, от учителя.

Принципы психологического комфорта следующие:

учеба должна давать детям радость;

протекать на фоне положительных эмоций;

исключать психотравмирующие ситуации.

Терпение, любовь, понимание – три основополагающих процесса воспитания и обучения. Затем нужно выбрать методы и приемы. Это важно. Применив метод и не получив ожидаемого результата, учитель часто начинает обвинять в этом ученика: не способен, не подготовлен, нет внимания и т. д. Индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка учитываются с самого начала его пребывания в школе.  

Успешный урок - это урок, на котором учитель со своими учениками решил все поставленные цели и задачи. Результатами таких уроков  являются прочные знания, полученные учениками, когда  их умения и навыки совершенствовались в течение урока.

Достижение  положительных результатов невозможно без заинтересованности  и активности ребят, необходимо использование интриги.

С другой стороны, это наша учительская оценка урока - «успешный» или «неуспешный». А для учеников он – «интересный» или «неинтересный».  

С точки зрения психологического аспекта заинтересовать можно тогда когда ты нравишься. Для этого я вспоминаю известные советы психолога Д.Карнеги:

-      Искренне интересуйтесь; -  Улыбайтесь; -      Помните, что имя человека – это самый сладостный и важный для него звук; -  Будьте хорошим слушателем;-      Внушайте ему сознание его значимости.

Психологический комфорт на уроке, положительная атмосфера в классе. помогают решить дидактические задачи более успешно. Это не сентиментальное отношение, не атмосфера вседозволенности, а доброжелательные отношения, основанные на уважении личности ученика и на внимании к его внутреннему миру, к его переживаниям.

Любое негативное проявление учителя угнетает, сковывает ученика.     Я стараюсь сгладить, подбодрить ученика, дать время подумать.

Я считаю, что для создания психологического климата необходимы методы, которые отражают уважение человеческого достоинства ребенка, чтобы ученик чувствовал себя спокойно и уверенно. Стараюсь на уроке создать положительный эмоциональный тонуc, атмосферу доброжелательности, которая позволяет снимать невзгоды, разрушающие здоровье детей – это «эмоциональные поглаживания», одобрения, добрый, ласковый тон, похвалы. Необходимо в работе с детьми присутствие ситуации успеха, которая формирует у ребенка уверенность в себе.

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”.  Поэтому можно прибегнуть к какой-нибудь «интриге». В методике это близко к понятию «проблемный вопрос» или к понятию «поисковый метод». «Интрига» может быть использована в начале урока, когда учитель формулирует цели предстоящего урока, иногда она просто необходима при изучении определенного блока урока, либо при закреплении изученной темы при рефлексии, когда нам необходимо убедиться в достижении поставленных целей. А может быть использована и для домашнего задания.

  Можно предложить разные варианты для организации учащихся после предыдущих уроков и шумных перемен. Это кроссворды, занимательные вопросы, викторины.

Дифференцированный и индивидуальный подход к выставлению оценок особенно важен для учащихся, имеющих высокий или низкий уровень подготовленности, – это позволяет создать психологически комфортную обстановку на уроках. Отношение к предмету, желание у ребят заниматься, трудиться с целью самореализации - один из критериев оценки педагогической деятельности учителя.

Грамотное общение учителя с классом и такие качества, как справедливость, требовательность, педагогический оптимизм, самообладание и педагогическая интуиция способствуют созданию психологического комфорта на уроке, а значит способствует развитию личности ребенка.

Л. Н. Толстой писал: «В детях есть все величайшие возможности». И мы, педагоги, можем помочь раскрыться этим величайшим возможностям.

В своей работе я стараюсь  делать комфортными не только уроки, но и внеклассные занятия.     Следовательно, можно сделать следующий вывод, что благоприятная и доброжелательная обстановка, психологический комфорт на уроке – поможет ученикам в развитии и становлении себя как успешной личности.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический комфорт на уроке, как условие развития личности

            В отечественной психологии проблема взаимодействия педагога и учащихся интенсивно разрабатывалась в русле теории общения. Однако вопрос влияния п...

Психологический комфорт на уроке как фактор сохранения здоровья учащихся и учителей

Что можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта? Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уро...

Создание психологического комфорта на уроке как условие развития личности

Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему. Наиболее активны в общении с учителями ученики начальных классов. Э...

Выступление на методическом совете«Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника»

Ничему меня не научит ТО, что тычет, талдычит и жучит... Урок — зона психологического комфорта.     ...

Как создать психологический комфорт на уроке

памятка для педагогов и психологов...

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В статье собраны примеры упражнений, позволяющих организовать этап погружения в иноязычную атмосферу, настроить учащихся на взаимодействие, установить психологический контакт. Данные упражнения способ...