Логоритмика и её применение в работе с детьми с ОВЗ
статья на тему

Кривцова Оксана Павловна

         Помимо традиционных логопедических  занятий  по  исправлению звукопроизношения,  коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания можно использовать эффективный метод преодоления речевых нарушений, как ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА (из выступления на  ассоциации учителей-дефектологов, логопедов учреждения социального обслуживания Амурской области)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika_i_eyo_primenenie_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx42.42 КБ

Предварительный просмотр:

"Логоритмика  и её применение в работе с детьми с ОВЗ"

2

Хорошая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к обучению в школе. Недостатки речевого развития становятся одной из причин школьной неуспеваемости. Речь ребенка далеко не всегда бывает правильной от природы. По данным современных исследований   70%  детей идут в школу с нарушениями речи. У многих детей дошкольного возраста диагностируется одновременное отставание речи и моторики – двух компонентов, тесно связанных друг с другом. Красивая, правильная речь – результат тонкой координации дыхательной и нервной системы, органов артикуляции и слуха. Если хотя бы один из этих компонентов дает сбой, впечатляющего результата уже не получить. Таким детям следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты речи к началу обучения в школе.

3

         Сегодня, помимо традиционных логопедических  занятий  по  исправлению звукопроизношения,  коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания можно использовать эффективный метод преодоления речевых нарушений, как ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА.

4

         Это  форма  активной  терапии,  целью  которой  является  преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

 

5

         Она является частью коррекционно-развивающей работы в речевой группе или группе для детей с ОВЗ. Этому вопросу  посвящены, работы Волковой Г.А., Картушиной М.Ю, Анищенковой А.С. и других педагогов.                                                      Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено  определенному  ритму.  Любые  ритмические  движения  активизируют  деятельность  мозга  человека.  Поэтому  с самого  раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме. Ведь ходьба по комнате с малышом на руках под чтение потешки или под мамино пение колыбельной песенки, – не что иное, как логоритмика.

           Логоримика – уникальное средство, которое в увлекательной, занимательной, непринужденной, музыкальной, эмоциональной обстановке помогает решить множество оздоровительных, образовательных, воспитательных, коррекционных задач, и которая очень нравится детям. 

          Задача логоритмики – стимулировать отстающие компоненты и наладить их слаженную работу.

            В своей работе применяю методику Железновых. Суть методики -раннее развитие детей с помощью музыкальных занятий.

            Игровые задания, красивая и веселая музыка позволяют проводить развивающие и лечебно-профилактические занятия с малышами в веселой, занимательной форме. Аудиопособие адресовано родителям, воспитателям, музыкальным руководителям и логопедам.
       Вашему вниманию будут предложены элементы логоритмических упражнений, которые я беру из аудиопособий  Железновых для проведения занятий с детьми.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:(слайд)

             Пальчиковые  игры  и  речедвигательные упражнения  на  занятиях         проводятся под  музыкальное  сопровождение.  Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Упражнения разучиваются поэтапно:  сначала  движения,  затем  текст, потом  все  вместе.  Овладение  двигательными  навыками,  разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме  (Вашему вниманию я предлагаю пальчиковую гимнастику по методике Железновой)

          В своей работе я также использую фонетическую ритмику под редакцией (А.Я.Мухиной) – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз). Этот метод способствует установлению связи между работой кистей рук, артикуляционного аппарата. 

         Музыкальные  и  музыкально-ритмические  игры  с  музыкальными инструментам

            Дети учатся различать    разнообразные шумовые звуки, затем  идёт знакомство со звучащими  игрушками, и только после этого с музыкальными инструментами.

         Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения. 

          В артикуляционную гимнастику должны включаться статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировку повторений одних и тех же упражнений определяется с учетом характера и тяжести речевого нарушения.  Детям,  которым  не  удается  овладеть  артикуляционными навыками, нужно оказать целенаправленную индивидуальную помощь.

            Помимо использования общепринятых комплексов артикуляционной гимнастики предлагаю коллегам новую  нетрадиционную форму её проведения. Работая с детьми, я отметила взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяю такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка.

            Начинала я с упражнения “Птенчики”, поскольку важно научить ребенка открывать рот – это залог произнесения многих звуков и общей внятности речи. Темп выполнения – медленный. Рот открыт – счет до пяти. Рот закрыт – счет до пяти. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный педагогом, на его счет и образец движения руки. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.

            Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:

          Упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.

         “Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

          “Футбол” - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

            Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости

            Чистоговорки для автоматизации дифференциации звуков, фонопедические упражнения .

          С помощью  чистоговорок  автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается чёткое, ритмичное произношение фонем и слов. У детей развивается Ф.С и Ф.В. Ритмичные хлопки при проговаривании скороговорок способствуют развитию речедвигательных навыков и создают благоприятный эмоциональный фон.

            Развитие дыхания - один из первых и очень важный этапов коррекционного воздействия. При  работе  над  дыханием особое  внимание уделяется на  развитие продолжительного,  равномерного  выдоха  у  детей.

Особый интерес для меня как дефектолога  представляет метод биологической обратной связи (БОС) по выработке у детей диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС). В своей работе использую диафрагмально- релаксационный тип дыхания без (БОСа).

 

           Упражнения на развитие мимических мышц. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щёк), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение.

            В своёй работе  применяю логопедический массаж ложками. Массаж ложками служит хорошей подготовкой, как к артикуляционной гимнастике, так и к логопедическому массажу. Этот массаж помогает в практическом усвоении предлогов и предложных слов. Ребёнок, делая самомассаж ложками, легко усваивает названия частей лица. Применение ложечного самомассажа в логопедии,  даёт,  ещё развитие мелкой моторики  у ребёнка.

         Упражнение на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям. Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют  детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту  реакции на смену движений.   Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождении.  Содержание  двигательного  и  речевого  материала  варьируется  в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков. В планировании своих логоритмических занятий я использую принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых лексических тем. Основа занятий может быть разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие, экскурсия, сюжетные или дидактические игры. Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность. В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом  детей  и  позволяют  решать  коррекционные  задачи в  игровой форме. Постоянная смена, новизна заданий увеличивает интерес и концентрацию внимания, снижает утомляемость воспитанников, способствует быстрому усвоению материала. Игры  с выбором  участника  или  приглашением  позволяют  задействовать мало активных детей. При отборе игр обязательно учитываю, чтобы их правила были доступны и понятны детям.

          В  занятия   обязательно  включаются коммуникативные  игры  и  танцы.

         Разучивание танцевальных движений также проходить поэтапно. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, что дает детям положительные и радостные эмоции.  Тактильный  контакт,  осуществляемый  в  танце,  еще  более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым  нормализации  социального  климата  в  детской  группе.

          Использую сборники развивающих песен для детей (КУКУТИКИ). Внимание на экран.

          В коммуникативных танцах и играх  не  надо  оценивать качество  выполнения движений,  что  позволит ребенку раскрепоститься. Самое важное – это координированная работа всех этих  составляющих.  Только  тогда  речь  будет  красивой,  звучной  и выразительной. 

          Вашему вниманию   предлагаю танцевальные   упражнений,   из аудиопособий  Железновых.

            В  структуру  занятия не  всегда  включаются все  перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы должна варьироваться в  соответствии  с  характером  речевых  нарушений, индивидуальных  и возрастных особенностей детей.   Тем самым соблюдается последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и чёткое произношение доступных по возрасту  звуков, обогащается словарь детей.

          Занятия логоритмикой в первую очередь рекомендованы детям:

  • с дислалией:
  • с дизартрией;
  • с заиканием;
  • с ЗРР, с ЗПР;
  • с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперреактивностью);
  • с ДЦП;
  • часто болеющим детям;
  • детям в период интенсивного формирования речи.

            В своей практике применяю  практические материалы многих авторов, занимающихся логоритмикой ( М. Ю. Картушиной,  Н.В. Микляевой, Г.В. Дедюхиной, Г.А.Волковой, Е.С. Железновой, О.И.Крупенчук).

            В результате практического воплощения логоритмических занятий  представляется возможным констатировать следующие результаты:

  1. Исправление и смягчение дефектов речи детей.
  2. Улучшение двигательных способностей детей (появляется чёткость и координация движений, способность ощущать ритмическую выразительность).
  3. Усиление впечатлительности, музыкального восприятия, что в свою очередь, активизирует умственную деятельность детей.
  4. Сформированности правильного речевого и физиологического дыхания.
  5. Появление потребности в красивом выразительном движении.

           Я желаю Вам успехов в речевом развитии детей, в использовании  логоритмики в своей работе, так как мы убедились, что эта технология проста, доступна и главное соответствует современным требованиям коррекционной и реабилитационной работы. Всем профессионального роста, творческих находок, постоянного самосовершенствования!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эффективное применение технологий работы с одаренными детьми на отделении «Хореографическое искусство» в ДШИ»

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, выявления, обучения, развития и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Проблема построения эффективной ...

Применение дидактических игр о спорте в работе с детьми дошкольного возраста.

Знания о спорте и физической культуре, представленные в доступной форме, значительно расширяют кругозор ребёнка....

Применение арт-терапии в работе с детьми

В работе раскрывается понятие арт-терапии, ее задачи, одной из которых является восстановление нарушенных связей между чувствами и разумом, развитие целостной личности, обнаружение личностных смыслов ...

Применение песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ

Игры на песке  одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с использо...

Практическое применение куклотерапии в работе с детьми с речевыми и эмоциональными нарушениями.

Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях колле...

Применение технологии функционального биоуправления в работе с детьми с тяжелой речевой патологией.

Для детей логопатов характерны: повышенная тревожность, застенчивость, либо наоборот агрессия, гиперактивность, они сильно подвержены стрессу, все это является препятствиями для развития потенци...

«Применение музыкотерапии в логопедической работе, как одного из методов инновационного подхода в работе с детьми с ОВЗ». Из опыта работы учителя-логопеда

Инновационное развитие современной наукиxviii всероссийская научно-практическая конференцияЯнварские педагогические чтенияМузыкотерапия – метод психотерапии и Арт-терапии (лечение музыкой),...