Комплекс Артикуляционной гимнастики
консультация на тему

Ишмуратова Гульнара Ахатовна

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка  полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Т. е. цель артикуляционной гимнастики  заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью  артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. При отборе упражнений для  артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleks_artikulyatsionnoy_gimnastiki.doc496.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

1. Лягyшка

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

2. Хоботок

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

3. Лягушка - хоботок

На счет «раз-двa» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

4. Окошко

На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

5. Лопаточка

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. Важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

6. Иголочка

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

7. Лопаточка - иголочка

На счет «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка» и «Иголочка».

8. Часики

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

9. Качели

Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. 2 вариант: язык движется к носу – к подбородку.

10. Лошадка

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

11.Орешки

Рот закрыт. Кончиком языка с напряжением поочерёдно упираться в щёки так, чтобы на щеках образовались твёрдые шарики – «орешки».

12.  Толстячок

1. Надувание обеих щек одновременно.

2. Надувание правой и левой щек попеременно.

13. Худышка

Втягивание щек в ротовую полость.

  14.Чередование «Толстячок» и «Худышка»

15. Накажем непослушный язычок

        Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей поверхности от кончика до корня, постепенно высовы        вая и снова втягивая.

Затем «пошлёпать» язык губами – «пя-пя-пя».

16. Причешем язычок

        Губы в улыбке, зубы сжаты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по спинке языка.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков С – СЬ –З – ЗЬ - Ц

1. Лягyшка

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна  выдвигаться вперед.

2. Хоботок

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

3. Лягушка - хоботок

На счет «раз-двa» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

4. Лопаточка

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. Важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

5. Киска сердится

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

6. Накажем непослушный язычок

        Положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его – «пя-пя-пя».

7. Упрямый ослик

Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить сочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

8. Трубочка

Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

9. Чистим нижние зубы

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

10. Качели

Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. 2 вариант: язык движется к носу – к подбородку.

11. Посчитай нижние зубки

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш – Ж – Ч – Щ

1. Лягyшка

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна  выдвигаться вперед.

2. Хоботок

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

3. Лягушка - хоботок

На счет «раз-двa» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

4. Накажем непослушный язычок

        Положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его – «пя-пя-пя».

5. Лопаточка

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. Важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

6. Чашечка 

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

7. Бублик

Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сжаты. Удержать губы в таком положении на счет до пяти.

8. Фокус 

Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

9. Лошадка

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

10. Маляp («Красим потолок»)

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу и обратно. Нижняя челюсть не должна двигаться.

11. Вкусное варенье

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху - вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

12. Грибок

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упр. «Лошадка».

13. Гармошка

Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Л – ЛЬ

1. Лягyшка

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

2. Хоботок

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

3. Лягушка - хоботок

На счет «раз-двa» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

   4. Накажем непослушный язычок

Положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его – «пя-пя-пя».

             

5. Лопаточка

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. Важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

6. Вкусное варенье

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху - вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

7. Качели

Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. 2 вариант: язык движется к носу – к подбородку.

8. Пароход

Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук «Ы-Ы-Ы». Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта. Повторить то же с язычком, зажатым между зубами.

        

9. Индюк

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл».

10. Маляр

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу и обратно. Нижняя челюсть не должна двигаться.

11. Чистим верхние зубки

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

12. Посчитай верхние зубки

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

13. Поймаем звук «Л».        Улыбнуться. Во время произнесения звука а широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно убыстряя темп движения, вы услышите звук л.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Р – РЬ

1. Качели

Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. 2 вариант: язык движется к носу – к подбородку.

2. Маляр

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу и обратно. Нижняя челюсть не должна двигаться.

3. Чистим верхние зубки

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

4. Посчитай верхние зубки

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

5. Лошадка

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

6. Грибок

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упр. «Лошадка».

7.Гармошка

Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

8. Индюк

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл».

 9. Барабан 

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться.

10. Моторчик

Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука д-д-д или ж-ж-ж  быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем самого ребенка производить частые движения из стороны в сторону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по звукопроизношению. Комплекс артикуляционной гимнастики

От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной пр...

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики...

Комплексы артикуляционной гимнастики

Материал содержит комплексы упражнений, ежедневное выполнение которых будет способствовать профилактике и устранению нарушений звукопроизношения....

Комплекс артикуляционной гимнастики

Упражнения артикуляционной гимнастики, подобранные в отдельные комплексы и изложенные в мультимедийной презентации...

Комплекс артикуляционной гимнастики для детей

Комплекс артикуляционной гимнастики расчитан для учащихся 1-8 классов для использования на занятиях по пению....

Комплексы артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов...