по здоровьесбережению "Трудные звуки"
проект на тему

Ишмуратова Гульнара Ахатовна

Актуальностью данной темы является оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанника, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий.

В ходе подготовки проекта мною были выделены традиционные и нетрадиционные приёмы логопедической работы по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у воспитанников старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_zdorovesberezheniyu.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2

с.Стерлибашево муниципального  района Стерлибашевский  район

Республики  Башкортостан

Проектная  работа    «Трудные звуки»

по использованию здоровьесберегающих

технологий в коррекции нарушений речи у воспитанников

в условиях логопедического пункта

                                                           Автор: учитель – логопед

                                                                           Ишмуратова Гульнара Ахатовна

                                                                 

                                                             

Стерлибашево 2018 год

I. Информационная часть проекта.

1. Наименование проекта: «Трудные звуки» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у воспитанников в условиях логопедического пункта;

2. Участники проекта: воспитанники  зачисленные  на  логопедический  пункт  ДОУ,  родители  (законные  представители),  учитель-логопед.

3. Срок  реализации проекта: сентябрь 2017 года по май 2018 года.

II. Содержательная часть проекта.

Введение

    ФГОС дошкольного образования предъявляет следующие требования по здоровьесберегающим технологиям, прежде всего это укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Поэтому актуальностью данной темы является оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанника, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий.

В ходе подготовки проекта мною были выделены традиционные и нетрадиционные приёмы логопедической работы по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у воспитанников старшего дошкольного возраста.

        Объект  - здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда по коррекции речи воспитанников старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

        Предмет - использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда по коррекции речи воспитанников старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

        Цель проекта - создание условий для развития и коррекции речи воспитанников старшего дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ.

        Гипотеза исследования – если применять инновационные и здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с воспитанниками старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, то процесс коррекции речевых расстройств будет более успешным и быстрым.

 Задачи :

повысить уровень знаний учителя-логопеда ДОУ об использовании инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи воспитанников; внедрить их в этапы проекта,  в различные режимные моменты;

создать условия для развития речи у воспитанников дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в играх и специальных упражнениях;

•  привлечь родителей  (законных  представителей)   для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в ДОУ, по использованию инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи воспитанников. 

Факторы, влияющие на возникновение речевых нарушений:

ухудшение экологической обстановки,

ухудшение здоровья воспитанников,

неблагоприятная речевая среда.

        Методы  исследования:

изучение и анализ литературы;

теоритический анализ (обработка и осмысление полученных данных);

диагностические методы.

Ожидаемые результаты:

  • правильное речевое дыхание у воспитанников;
  • сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
  • положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
  • отсутствие напряжения и скованности у воспитанников;
  • улучшение соматического здоровья воспитанников, посещающих логопедический пункт;
  • использование родителями (законными предствителями) и педагогами здоровьесберегающих технологий на занятиях с воспитанниками.

        Логопедический проект «Трудные звуки» осуществляется в несколько этапов.

Этапы проекта «Трудные звуки»

1 этап – подготовительный.

         На подготовительном этапе проведено  теоретическое изучение проблемы и построена система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у воспитанников старшего дошкольного возраста. Теоретический и практический материал для данного проекта подбирался в течение 2017, 2018 гг..

         На подготовительном этапе была собрана литература, сделаны игры и пособия по здоровьесберегающим технологиям, были созданы различные картотеки. А также с 1-15 сентября 2018 года – было проведено экспериментальное изучение моторной и фонематической стороны речи воспитанников, зачисленных на логопункт учреждения.

2 этап – экспериментально- практический.

Экспериментальная работа по применению нетрадиционных и современных здоровьесберегающих технологий в работе по коррекции речи со старшими дошкольниками проводилась на базе логопункта МБДОУ д/с №2 с. Стерлибашево в 2017-2018 учебном году – проектная работа «Трудные звуки».

Основная часть проектной работы «Трудные звуки». В течение года воспитанники занимались по рабочей программе по коррекции и развитию речи, а также по программе  идивидуальной работы с детьми, имеющими недоразвитие речи с учётом программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. Работу по развитию моторики и фонетики с использованием здоровьесберегающих технологий проводила в ходе индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе, в виде дидактических игр и упражнений в совместной деятельности учителя-логопеда и воспитанников, в виде рекомендаций и домашних заданий родителям (законным представителям) по развитию речи, моторики и фонетической стороны речи.

Основная форма обучения – индивидуальные и подгрупповые занятия, которые проводятся 2-3 раза в неделю по 15-25 минут в зависимости от возраста воспитанника. Содержание занятий индивидуализировано в зависимости от речевых и личностных особенностей ребенка. Практическая значимость проекта “Трудные звуки” состоит в развитии произносительных умений и навыков у воспитанников через организацию поэтапной работы с использованием здоровьесберегающих методов и приемов. С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», вследствие этого уже в ходе данного проекта в него были внесены соответствующие необходимые изменения.

Проект «Трудные звуки» был реализован через образовательные области по ФГОС и их интеграцию.

Таблица

Образовательная область по ФГОС

Мероприятия проекта

Речевое развитие, познавательное развитие

1. Организованная образовательная деятельность по коррекции фонетико - фонематической стороны речи и обучению грамоте с использованием здоровьесберегающих технологий ( 1-2 раза в неделю);

2. Индивидуально - подгрупповая организованная образовательная деятельность по коррекции звукопроизношения,  фонематического слуха с использованием здоровьесберегающих технологий (2-3 раза в неделю в зависимости от тяжести речевого дефекта).

Физическое развитие

Здоровьесберегающие технологии:

1. мышечная релаксация;

2. дыхательная гимнастика;

3. массаж, самомассаж;

4. артикуляционная гимнастика;

5.  речевое дыхание;

6. гимнастика для глаз;

7. пальчиковая гимнастика.

Физическое развитие, речевое развитие

Здоровьесберегающие технологии:

1. пальчиковые гимнастики;

2. физкультурные минутки;

3. логоритмика;

4. песочная терапия;

      5. нетрадиционные методы коррекции.

Социально- коммуникативное развитие, речевое развитие

1. игры и упражнения на развитие мышления, памяти, внимания;

 2. компьютерные игры и технологии для автоматизации звуков;

3. игры на развитие фонематического слуха;

 4. игры на развитие слухового внимания.

Художественно- эстетическое развитие, речевое развитие

1. Театрально - игровая деятельность;

2. Сказка-терапия;

3. Пальчиковый театр;

4. Фольклорная терапия;

5. Куклотерапия.

Методологическая база педагогического опыта. Проект разработан на основе следующих принципов коррекционной педагогики:

научности

системности

доступности материала

наглядности

сознательности и активности

прочности обучения

индивидуализации

Работа по коррекции звукопроизношения осуществляется в 4 этапа:

 1 этап – подготовительный, направлен на формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработку опорных звуков.

2 этап - постановка звука включает в себя объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса, отработка изолированного звука.

3 этап - автоматизация звука предполагает постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь воспитанника.

4 этап - дифференциация звука осуществляется работа по различению смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи. На каждом этапе решаются следующие задачи:

1. .Развитие просодической стороны речи

Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

Формировать навык мягкого голосоведения.

Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию учителя - логопеда).

Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.

2. Коррекция произносительной стороны речи

Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.

Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

Сформировать правильные уклады нарушенных звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.

3. Работа над слоговой структурой слова

Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.

Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.

Научить правильно, передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов; состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.

Сформировать понятие слог (часть слов) и умение оперировать этим понятием. 4. Совершенствование фонематических представлений

Сформировать умение различать гласные и согласные звуки.

Научить выделять из ряда звуков гласные звуков.

Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.

Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и] из слов, различать слова с начальными ударными гласными.

Научить выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начало слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам [м]- [н],[п]-[т],[б]-[д],[к]-[т] в ряду звуков, слогов, слов.

Научить подбирать слова с заданным звуком. Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями. Задачи реализуются на индивидуальных занятиях, где ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия.

Перспективный план коррекционной работы на учебный год с воспитанниками, имеющими нарушения речи.

Месяц

Этап коррекционной работы

Сенсомоторика

Сентябрь

Речевое обследование

Диагностика моторных  и фонетических навыков

Октябрь

Подготовительный этап

1. Сказка “О веселом язычке”

2. Самомассаж.

3. Дыхательная гимнастика

4. Речевое дыхание

5. Психогимнастика

6. Пальчиковая гимнастика

7. Сенсорный материал (шумовые игрушки)

Ноябрь

Этап постановки

1. Дыхательная гимнастика

2. Артикуляционная гимнастика по группе нарушенных звуков

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Игры на развитие сенсорного внимания (пропевание гласных, слогов, слоговых дорожек и т.д.)

5. Массаж пальцев рук

Декабрь

Этап автоматизации

1. Дыхательная гимнастика для развития воздушной струи: “Насос”, “Шар” и т.д.

2. Артикуляционная гимнастика для артикуляционных укладов звуков

3. Пальчиковая гимнастика

4. Массаж пальцев рук

Январь

Этап автоматизации звуков

1. Чистоговорки

2. Пальчиковая гимнастика

3. Артикуляционная гимнастика по мере необходимости.

4. Игры на развитие слухового внимания.

5. Логопедическая ритмика

6.Нетрадиционные методы коррекции

Февраль

Этап автоматизации

1. Подвижные речевые игры с чувством ритма, фольклорная арттерапия, сказка терапия и т. д.

2. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

3. Упражнения с мячом

4. Игры на развитие мелкой моторики

5.Нетрадиционные методы коррекции.

Март

Этап дифференциации звуков

1. Пальчиковые игры и драматизация сказок

 2. Игры с мячом, Телеграф, Слоговые дорожки, Цепочки слов и т. д.

3. Физминутки

4.Нетрадиционные методы коррекции.

Апрель

Этап дифференциации звуков

1. Пальчиковые игры

2. Дыхательная гимнастика

3. Физминутки

4. Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия

5. Игры на развитие навыков звукового анализа и синтеза параллельно-коррекционного звукопроизношения

Апрель – Май

Этап дифференциации и автоматизации звуков в связной речи

1. Дыхательная гимнастика

2. Подвижные игры и упражнения

 3. Инсценирование сказок.

 4. Логопедическая ритмика.

5.Нетрадиционные методы коррекции.

Май

Речевое обследование

Диагностика моторных, просодических и фонетических навыков

В неделю один раз была проведена кружковая работа «Веселый язычок», с использованием здоровьесберегающих технологий.

Перспективный план индивидуально - подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения

Тема

Количество часов

1.

Подготовка и постановка звука.

10                  

2.

Постановка и автоматизация / с /

8

3.

Постановка и автоматизация / з /

3

4.

Постановка и автоматизация / ц /

4

5.

Дифференциация / с – ц /

4

6.

Постановка и автоматизация / с’ /

7

7.

Постановка и автоматизация / з’ /

8

8.

Дифференциация /c - з /, / с’ – з’ /

4

9.

Постановка и автоматизация /ш /

7

10.

Дифференциация / с – ш /

6

11.

Постановка и автоматизация / л /

16

12.

Постановка и автоматизация / л’/

14

13.

Постановка и автоматизация / ж /

4

14.

Дифференциация / ж – ш , / ж – з /

3

15.

Постановка и автоматизация / р /

19

16.

Постановка и автоматизация / р’ /

7

17.

Дифференциация / р – л /

2

18.

Постановка и автоматизация / ч /

8

19.

Дифференциация / ч – с’ /, / ч – т’/

2

20.

Постановка и автоматизация / щ /

4

21.

Дифференциация / ч – щ – с’ – т’ /

2

22.

Закрепление правильного произношения в стихах, сказках, рассказах

8

Количество занятий может меняться в зависимости от сложности речевого дефекта.

Инновационные здоровьесберегающие технологии.

Особенностью проекта является использование здоровьесберегающих технологий в коррекции речи воспитанников в условиях логопункта ДОУ.

Все мои занятия ориентированы на психическую защищенность воспитанника, его комфорт и потребность в эмоциональном общении со мной.         На индивидуальных занятиях была проведена работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятии, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого воспитанника, с использованием здоровьесберегающих технологий.

Поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата, можно, если знания, умения и навыки усваиваются воспитанниками легко и непринужденно, в процессе игры. Поэтому основой моей деятельности стал принцип: каждое занятие, которое я проводила с детьми, призвано поднимать им настроение, вызывать положительные эмоции. Мною были подобраны и систематизированы различные игры и игровые упражнения, которые, на мой взгляд, являются более эффективными в работе.

В системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.

Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:

развитие сенсорных и моторных функций;

формирование кинестетической основы артикуляторных движений;

развитие мимической мускулатуры;

развитие интеллектуальных функций;

развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности. Схема построения занятий отличается от общепринятой следующими моментами:

 1. В оргмомент занятий включались релаксационные, психофизические упражнения, музыкально – ритмические упражнения.

2. Артикуляционная гимнастика занимала особое место в логопедических занятиях. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, применяем такой метод как биоэнергопластика и нетрадиционные методы коррекции.

3. В ходе занятий предусматривались мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения.

4. На занятиях использовались инновационные технологии - компьютерные технологии, многофункциональные упражнения Улитка, Полянка, Лабиринт, Ступеньки, Узоры.

5. Проводился массаж и самомассаж лица, пальцев рук.

6. Физминутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки – это:

снять усталость и напряжение;

внести эмоциональный заряд;

совершенствовать общую моторику;

вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью. Планирование физминуток в виде подвижных игр и физических упражнений в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Планирование физминуток в виде пальчиковых игр с речью способствует совершенствованию мелкой моторики. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение воспитанников. Физминутка проводится и в форме психофизической гимнастики.

7. Была проведена работа над усвоением лексико-грамматического строя.

8. Были предложены задания на словотворчество, на фонематическое представление.

9. Были предусмотрены задания на коррекцию психофизических функций;

- чтение диалогов по ролям;

- обыгрывание различных ситуаций.

10. Проводились игры на звуковой анализ и синтез слов.

11. Использовались логоритмические упражнения.

 12. Значительное место занимали фольклорная терапия, сказка - терапия, куклотерапия и т. д.

13. Проводилась гимнастика для глаз.

14. Для борьбы с утомляемостью и профилактикой респираторных заболеваний было использовано ароматерапия.

15. Было применено улыбкотерапия. Очень важна на занятии улыбка учителя - логопеда и улыбка самого воспитанника. Если воспитанник улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность воспитанника в результате постоянной тренировки улыбки.

16. Также на занятиях был использован инновационный метод - наглядное моделирование, который позволяет воспитаннику зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, А.Н. Леонтьев). Роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую, воспитанник сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки так, как указано на модели. Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков. Слушание звука и “видение” его правильной артикуляции с помощью моделей – начало активного развития у воспитанников собственных произносительных навыков.

В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит очень успешно, собственно “речевая задача” не стоит над воспитанником, в значительной степени снимаются комплексы (не получается и не буду), состояние неуверенности. Желание выполнить игровую задачу является, как правило, достаточно сильным стимулом и способствует более быстрому исправлению звукопроизношения. С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях используются компьютерные технологии и нетрадиционные методы коррекции.

3 этап – заключительный.

 Исходя из анализа полученных результатов, можно сделать следующие выводы:

Выдвинутая гипотеза подтвердилась, т.е. при применении инновационных здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда с воспитанниками старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Использование здоровьесберегающих технологий ведёт к более успешной и быстрой коррекции речевых нарушений.

В результате проведения логопедического проекта «Трудные звуки» у всех воспитанников наблюдалась положительная динамика в развитии моторики и фонетической стороны речи. Динамика обучения показала, что применение здоровьесберегающих технологий является эффективным.

Стандартные, вариативные игры и упражнения с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий помогли более эффективно преодолеть речевые нарушения. Улучшилось соматическое состояние воспитанников. Они стали более активными, общительными, эмоциональными, стали с удовольствием участвовать в мероприятиях ДОУ.

РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ

        В сентябре 2017 года у 6 воспитанников были нарушены свистящие звуки, у 9 – шипящие, у 3 воспитанников – звуки Л, Ль, у 15 – звуки Р, Рь.

В мае 2018 – свистящие звуки поставлены у 4 детей, шипящие у 7-ых, у 2 воспитанников – звуки Л,Ль, а звуки Р, Рь у 13 воспитанников.

Список литературы

1.  Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. Пособие для логопедов, воспитателей М.: “Издательство ГНОМ Д”, 2009

2.  Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. - С-П.: «Детство», 1999

3. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 1997

4. Волкова, Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие / Г.А. Волкова. - СПб.: Детство-Пресс, 2005

5. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия, - М.: ВЛАДОС, 1998

6. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства Дошкольное воспитание, 2004

7. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие М.: “Мозаика – Синтез”, 2000

8. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1995

9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. - Екатеринбург, 1998

10. Забрамная, С.Д. Развивающие занятия с детьми / София Давыдовна Забрамная, Юлия Александровна костенкова. - М.: В.Секачев, 2001

11. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И.Селиверстова. М.,1985

12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.- М.: «Гном-Пресс», 1999

13. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 2002 14.

Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М.: “Библиотека Ильи Резника”, “ЭКСМО”, 2004

15. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПБ.: “Дельта”, 2003

16. Пожиленко, Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов коррекции речи / Е.А. Пожиленко // Дефектология. - 1995. - No 3.

17. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2009

18. Савинова Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000

19. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении. “Методист”, 2010

 20. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. - М., 2008

21. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М., 1999

22. Чубарова С., Козловская Г., Еремеева В. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей. Развитие личности,2003

Интернет-ресурсы:

  1. http://logopeddoma.ru/publ/master_klass/master_klass_zdorovesberegajushhie_tekhnologii_v_rabote_uchitelja_logopeda/8-1-0-190
  2. http://domlogo.ru/str/02_logopedam.php?str=zdorovesberegajushhie-tehnologii.htm

https://infourok.ru/zdorovesberegayuschie-tehnologii-v-rabote-uchitelyalogopeda-dou-kompensiruyuschego-vida-659480.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.

Урок изучения и закрепления нового материала (2 ч). Задача учителя - вместе с учениками отчетить на вопрос: что является источником звука; познакомить учащихся с характеристиками звука и с помощью вит...

Коррекция звуков[ Л] [Р] [РЬ] Коррекция звуков[ С] [СЬ] [З] [ЗЬ] [Ц] Коррекция звуков [Ш] [Ж] [Ч] [Щ]

Подготовка артикуляционного аппарата к воспроизведению заданного звука: массаж языка, артикуляционные упражнения, развитие фонематического слуха....

Урок по физике Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука

Урок по физике для 9 класса по теме Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.Целью урока являются:Познакомить учащихся со звуковыми колебаниями; показать, что любое к...

Презентация урока на тему "Звук. Распространение звука. Характеристики звука"

Данная презентация можно использовать для изучения новой темы "Звук"....

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (1 класс) ТЕМА: Звуки [с] и [з]. Этап дифференциации звуков [с] и [з]. ТЕМА: Звуки [ с ] и [ з ]. Этап дифференциации звуков.

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии(1 класс)ТЕМА: Звуки [с] и [з].Этап дифференциации звуков [с] и [з]....