Рабочая программа "Коррекция познавательной деятельности на основе ознакомления с окружающим у детей с умственной отсталостью"
рабочая программа
Рабочая программа
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 281»
(ГБОУ Школа № 281)
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
ул. Радужная, д.7, г. Москва, 129344
тел./факс: 8(495) 471-28-55; 8(495) 471-54-43
E-mail: 281@edu.mos.ru http://sch281sv-new.mskobr.ru/
ОКПО – 30177061, ОГРН – 1117746676860, ИНН/КПП 7716696769/771601001
«Согласовано» «Утверждаю»
Старший методист Директор ГБОУ Школа № 281
_____________ Коклягина И.А. ____________ Катанский А.А.
«____»______________2018 г. «____»______________2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекция познавательной деятельности на основе ознакомления с окружающим у детей с умственной отсталостью
Целевая аудитория:
обучающиеся 5-6 классов
2018-2019 учебный год
педагог:
учитель-дефектолог Рогова О.А.
Москва 2018
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью, адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью, реализуемой специальным (коррекционным) отделением ГБОУ Школа №281. В основу адаптации положены рекомендации, данные в «Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 кл.» под редакцией В.В. Воронковой (М., «Просвещение» 2013) и в «Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: в 2 сб.» под редакцией В.В.Воронковой (М., «Владос» 2012).
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Данная программа составлена для обучающихся 5, 6 классов (классы с легкой степенью умственной отсталости).
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности. В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью.
Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью оказывается чувственная ступень познания ― ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде.
Меньший потенциал уобучающихся с умственной отсталостью обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.
Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведении: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.
Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Однако, если задание посильно для ученика и интересно ему, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне.
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью свойственна недифференцированоость, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.
Объём программы: 30 недель, 30 часов (1 раз в неделю).
Продолжительность занятий (групповые): 40 мин.
Цель рабочей программы: расширять и обогащать знания обучающихся об окружающем мире, необходимые для успешного обучения, коррегировать и развивать познавательные процессы.
Задачи:
-формировать и систематизировать представления о живой и неживой природе;
УЧИТЬ- различать диких и домашних животных;
УЧИТЬ- различать растения сада, огорода, знать их отличия;
УЧИТЬ- различать наиболее распространённые овощи, фрукты и ягоды, деревья и кустарники; объяснять, где они растут, как используются человеком;
УЧИТЬ -давать правильные представления о сезонных изменениях в природе, жизни растений, животных, человека;
УЧИТЬ- различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе;
УЧИТЬ - анализировать простые закономерности;
УЧИТЬ - сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным признакам;
УЧИТЬ- вычленять в предмете разные качества;
УЧИТЬ- строить простейшие обобщения.
2. Учебно-тематический план программы
№ | Название раздела | Количество часов | Форма контроля |
Диагностика | 1-3,34 нед. | ||
I | Я и общество | 3 | Динамическое наблюдение |
1 | Страна, город, домашний адрес. Развитие слухового внимания, слуховой памяти, мыслительных операций анализа. Формирование навыка запоминания. | 1 | |
2 | Моя семья. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, концентрации внимания, формирование навыка запоминания. | 1 | |
3 | Профессии. Формирование представлений о соотношении профессии и вспомогательных предметов и орудий для осуществления профессиональной деятельности. Развитие зрительного внимания, мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения. | 1 | |
II | Предметы, которые нас окружают | 3 | Динамическое наблюдение |
1 | Предметы, которые нас окружают. Развитие зрительного внимания, объема внимания, смысловой памяти, мыслительных операций сравнения. | 1 | |
2 | Посуда. Развитие активного и пассивного словаря, мыслительных операций сравнения, обобщения, наглядно-образного мышления. | 1 | |
3 | Мебель в доме. Развитие активного и пассивного словаря, мыслительных операций сравнения, обобщения, наглядно-образного мышления. | 1 | |
III | Времена года | 4 | Динамическое наблюдение |
1 | Времена года. Осень. Развитие активного и пассивного словаря, мыслительных операций анализа и синтеза, обобщения. | 1 | Динамическое наблюдение |
2 | Времена года. Зима. Развитие активного и пассивного словаря, мыслительных операций анализа и синтеза, обобщения. | 1 | |
3 | Времена года. Весна. Развитие активного и пассивного словаря, мыслительных операций анализа и синтеза, обобщения. | 1 | |
4 | Времена года. Лето. Развитие активного и пассивного словаря, мыслительных операций анализа и синтеза, обобщения. | 1 | |
IV | Животный мир | 8 | Динамическое наблюдение |
1 | Изменения в жизни животных осенью. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление причинно-следственных связей, установление закономерностей. | 1 | |
2 | Зимующие птицы.Развитие слуховой и зрительной памяти, объема памяти, концентрации внимания, зрительного восприятия. | 1 | |
3 | Домашние птицы. Развитие слуховой и зрительной памяти, объема памяти, концентрации внимания, зрительного восприятия. | 1 | |
4 | Домашние животные.Развитие слуховой и зрительной памяти, объема памяти, концентрации внимания, зрительного восприятия. | 1 | |
5 | Дикие животные.Развитие слуховой и зрительной памяти, объема памяти, концентрации внимания, зрительного восприятия. | 1 | |
6 | Перелетные птицы. Развитие слуховой и зрительной памяти, объема памяти, концентрации внимания, зрительного восприятия. | 1 | |
7 | Насекомые.Развитие слуховой и зрительной памяти, объема памяти, концентрации внимания, зрительного восприятия. | 1 | |
8 | Рыбы.Развитие слуховой и зрительной памяти, объема памяти, концентрации внимания, зрительного восприятия. | 1 | |
V | Растительный мир | 8 | Динамическое наблюдение |
1 | Деревья и кустарники. Выделение существенных признаков, развитие мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, развитие слуховой и зрительной памяти. Расширение словаря. | 1 | |
2 | Растения огорода. Овощи. Развитие зрительной памяти, слухового внимания, мыслительных операций сравнения. Расширение словаря. | 1 | |
3 | Деревья и кустарники сада. Фрукты. Развитие зрительного восприятия, зрительной и слуховой памяти, мыслительных операций сравнения, обобщения. | 1 | |
4 | Лесные ягоды. Ягоды сада. Выделение существенных признаков, развитие зрительного восприятия, зрительной и слуховой памяти, мыслительных операций сравнения, обобщения. Расширение словаря. | 1 | |
5 | Овощи, фрукты, ягоды. Выделение существенных признаков, развитие мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения, развитие слуховой и зрительной памяти, концентрации внимания. | 1 | |
6 | Хвойные и лиственные деревья и кустарники зимой.Развитие зрительного восприятия, зрительной и слуховой памяти, мыслительных операций сравнения, обобщения. | 1 | |
7 | Цветы луга, сада. Выделение существенных признаков, развитие зрительного восприятия, зрительной и слуховой памяти, мыслительных операций сравнения, обобщения. | 1 | |
8 | Комнатные растения.Развитие слуховой и зрительной памяти, объема памяти, концентрации внимания, зрительного восприятия. | 1 | |
VI | Транспорт | 3 | Динамическое наблюдение |
1 | Транспорт, как и на каком транспорте добираться до школы. Развитие зрительной памяти, зрительного внимания, наглядно-образного мышления. | 1 | |
2 | Водный и воздушный транспорт. Выделение существенных признаков, развитие мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, развитие слуховой и зрительной памяти. Расширение словаря. | 1 | |
3 | Городской наземный транспорт. Железнодорожный (междугородный) транспорт. Выделение существенных признаков, развитие мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, развитие слуховой и зрительной памяти. Расширение словаря. | 1 | |
VII | Правила дорожного движения | 1 | Динамическое наблюдение |
1 | Правила дорожного движения. Развитие слуховой и зрительной памяти, объема памяти, концентрации внимания, зрительного восприятия. | 1 |
При составлении плана коррекционной работы учитель-дефектолог при необходимости имеет право изменить последовательность тем по программе в дидактических целях. А также изменить количество тем, которые отводятся на изучение в соответствии с актуальными потребностями ребенка и социальной ситуации развития ребенка.
В результате целенаправленной деятельности на занятиях обучающиеся СМОГУТ научиться:
- различать диких и домашних животных;
- различать растения сада, огорода, знать их отличия;
- различать наиболее распространённые овощи, фрукты и ягоды, деревья и кустарники; объяснять, где они растут, как используются человеком;
-давать правильные представления о сезонных изменениях в природе, жизни растений, животных, человека;
- различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе;
- анализировать простые закономерности;
- сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным признакам;
- вычленять в предмете разные качества;
- строить простейшие обобщения.
3. Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов | Неделя |
Диагностика | 1-3,34 нед. | ||
1 | Страна, город, домашний адрес. Развитие слухового внимания, слуховой памяти, мыслительных операций анализа. Формирование навыка запоминания. | 1 | 4 |
2 | Моя семья.Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, концентрации внимания, формирование навыка запоминания. | 1 | 5 |
3 | Профессии. Формирование представлений о соотношении профессии и вспомогательных предметов и орудий для осуществления профессиональной деятельности. Развитие зрительного внимания, мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения. | 1 | 6 |
4 | Транспорт, как и на каком транспорте добираться до школы. Развитие зрительной памяти, зрительного внимания, наглядно-образного мышления. | 1 | 7 |
5 | Предметы, которые нас окружают. Развитие зрительного внимания, объема внимания, смысловой памяти, мыслительных операций сравнения. | 1 | 8 |
6 | Времена года. Осень. Развитие активного и пассивного словаря, мыслительных операций анализа и синтеза, обобщения. | 1 | 9 |
7 | Изменения в жизни животных осенью. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление причинно-следственных связей, установление закономерностей. | 1 | 10 |
8 | Деревья и кустарники.Выделение существенных признаков, развитие мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, развитие слуховой и зрительной памяти. Расширение словаря. | 1 | 11 |
9 | Растения огорода. Овощи. Развитие зрительной памяти, слухового внимания, мыслительных операций сравнения. Расширение словаря. | 1 | 12 |
10 | Деревья и кустарники сада. Фрукты.Развитие зрительного восприятия, зрительной и слуховой памяти, мыслительных операций сравнения, обобщения. | 1 | 13 |
11 | Лесные ягоды. Ягоды сада. Выделение существенных признаков, развитие зрительного восприятия, зрительной и слуховой памяти, мыслительных операций сравнения, обобщения. | 1 | 14 |
12 | Овощи, фрукты, ягоды. Выделение существенных признаков, развитие мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, развитие слуховой и зрительной памяти, концентрации внимания. | 1 | 15 |
13 | Времена года. Зима. Развитие активного и пассивного словаря, мыслительных операций анализа и синтеза, обобщения. | 1 | 16 |
14 | Хвойные и лиственные деревья и кустарники зимой.Развитие зрительного восприятия, зрительной и слуховой памяти, мыслительных операций сравнения, обобщения. | 1 | 17 |
15 | Зимующие птицы.Развитие слуховой и зрительной памяти, объема памяти, концентрации внимания, зрительного восприятия. | 1 | 18 |
16 | Посуда. Развитие активного и пассивного словаря, мыслительных операций сравнения, обобщения, наглядно-образного мышления. | 1 | 19 |
17 | Мебель в доме. Развитие активного и пассивного словаря, мыслительных операций сравнения, обобщения, наглядно-образного мышления. | 1 | 20 |
18 | Домашние птицы. Развитие слуховой и зрительной памяти, объема памяти, концентрации внимания, зрительного восприятия. | 1 | 21 |
19 | Домашние животные.Развитие слуховой и зрительной памяти, объема памяти, концентрации внимания, зрительного восприятия. | 1 | 22 |
20 | Дикие животные.Развитие слуховой и зрительной памяти, объема памяти, концентрации внимания, зрительного восприятия. | 1 | 23 |
21 | Водный и воздушный транспорт. Выделение существенных признаков, развитие мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, развитие слуховой и зрительной памяти. Расширение словаря. | 1 | 24 |
22 | Городской наземный транспорт. Железнодорожный (междугородный) транспорт. Выделение существенных признаков, развитие мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, развитие слуховой и зрительной памяти. Расширение словаря. | 1 | 25 |
23 | Времена года. Весна. Развитие активного и пассивного словаря, мыслительных операций анализа и синтеза, обобщения. | 1 | 26 |
24 | Перелетные птицы.Развитие слуховой и зрительной памяти, объема памяти, концентрации внимания, зрительного восприятия. | 1 | 27 |
25 | Цветы луга, сада. Выделение существенных признаков, развитие зрительного восприятия, зрительной и слуховой памяти, мыслительных операций сравнения, обобщения. | 1 | 28 |
26 | Насекомые.Развитие слуховой и зрительной памяти, объема памяти, концентрации внимания, зрительного восприятия. | 1 | 29 |
27 | Комнатные растения.Развитие слуховой и зрительной памяти, объема памяти, концентрации внимания, зрительного восприятия. | 1 | 30 |
28 | Рыбы.Развитие слуховой и зрительной памяти, объема памяти, концентрации внимания, зрительного восприятия. | 1 | 31 |
29 | Правила дорожного движения. Развитие слуховой и зрительной памяти, объема памяти, концентрации внимания, зрительного восприятия. | 1 | 32 |
30 | Времена года. Лето. Развитие активного и пассивного словаря, мыслительных операций анализа и синтеза, обобщения. | 1 | 33 |
4. Учебно-тематическое обеспечение и дидактический материал
-«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 кл.» под редакцией В.В. Воронковой (М., «Просвещение» 2013)
-«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: в 2 сб.» под редакцией В.В.Воронковой (М., «Владос» 2012)
-И.А.Морозова, М.А.Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром». М., «Мозаика-Синтез», 2011
-Н.И. Невзорова «Запоминай-ка» (коррекционно-развивающие занятия) М., «Национальный книжный центр», 2015
-Н.П. Локалова «120 уроков уроков психологического развития младших школьников» М.,
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Коррекция познавательной деятельности на основе ознакомления с окружающим у детей с умственной отсталостью». (4-5 класс)
laquo;Коррекция познавательной деятельности на основе ознакомления с окружающим у детей с умственной отсталостью»....
«Коррекция познавательной деятельности на основе ознакомления с окружающим у детей с умственной отсталостью». (8-9 класс)
laquo;Коррекция познавательной деятельности на основе ознакомления с окружающим у детей с умственной отсталостью»....
«Коррекция познавательной деятельности на основе формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью». (4-5 класс)
laquo;Коррекция познавательной деятельности на основе формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью»....
Комплекс занятий по ознакомлению с окружающим для детей, имеющих умеренную или тяжелую умственную отсталость обучения
Материал для детей старшего дошкольного возраста, имеющих умеренную или тяжелую умственную отсталость обучения....
Рабочая программа "Коррекция познавательной деятельности на основе формирования элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью"
Рабочая программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности по нравственному воспитанию «Я-патриот» для обучающихся с умственной отсталостью
Цель программы: Развитие системы патриотического воспитания учащихся с ограниченным интеллектом, направленной на формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Открытый мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучающимися на дому
На сегодняшний день проблема культурного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда ...