ПРОЕКТ Экологическая тропа по страницам учебника «Чтение»
проект (7 класс)

Материал представляет информационную, практическую ценность для обучающихся, учителей, родителей. В нашей работе собраны и описаны различные материалы по экологической культуре на уроках чтения и внеклассных мероприятиях, которые дают возможность для развития интереса к познанию природы, формированию гуманного отношения к природным объектам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa_po_stanitsam_uchebnika_chtenie.docx497.73 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

 «Благовещенская общеобразовательная школа – интернат»

ПРОЕКТ

Экологическая тропа

по страницам учебника «Чтение»

Гуманитарная секция:

Предметы: русский язык, литература,

история, искусствоведение

Здойма Ангелина 6 класс

Руководитель проекта

Учитель письма и чтения

Кочетова Е.Г.

Воспитатель

Поликарпова Е.И.

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………………. 3
  2. Основная часть…………………………………………………………... 5
  3. Заключение ……………………………………………………………… 7
  4. Список литературы ………………………………………………………8
  5. Приложение……………………………………………………………...10

Введение

Президент РФ В.В. Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в России Года экологии. Это год особо охраняемых природных территорий. Цель Года экологии – привлечение внимания к вопросам экологического развития в России, сохранение биологического разнообразия и обеспечение экологической безопасности, развития у обучающихся экологических знаний, формирование понимания взаимосвязанности человека и природы: забота о природе – забота о человеке, его будущем, воспитания бережного и разумного отношения к окружающему миру, природным богатствам.

В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

На основе изучения произведений по чтению в ходе исследовательской работы углубим знания по экологии, которые реализуем на практике через проект «Экологическая тропа по страницам учебника «Чтение»»

Актуальность

Материал представляет информационную, практическую ценность для обучающихся, учителей, родителей. В нашей работе собраны и описаны различные материалы по экологической культуре на уроках чтения и внеклассных мероприятиях, которые дают возможность для развития интереса к познанию природы, формированию гуманного отношения к природным объектам.

Создание «Экологической тропы» – это условия для развития интересак изучению и охране природы, для углубления и применения на практике получаемых на уроках предметных знаний и умений школьников.

Цель исследования – углубление знаний по экологии, через создание проекта «Экологическая тропа по страницам учебника «Чтение».

Задачи исследования:

  • расширить экологические представления, формируемые на уроках и во внеурочное время;
  • углубить теоретические знания в области экологии;
  • обеспечить более широкую и разнообразную практическую деятельность по изучению и охране окружающей среды;
  • формировать интерес к исследовательской работе с текстом;
  • развивать познавательные умения, устную и письменную речь;
  • самостоятельно применять на практике свои знания;
  • развивать умение выступать перед аудиторией;

Гипотеза – если исследовать литературные тексты с точки зрения экологических проблем, выполнить практические задания по охране природы, то углубим знания по экологии.

Проектная деятельность включает в себя следующие этапы работы

  1. Подготовительный этап

Мы обсудили, что такое экологическая тропа, выбрали произведения, которые будем изучать. Под руководством учителя сформулировали цели и задачи работы. Составили план и разработали маршрут движения по экологической тропе. Распределили ответственных на каждом этапе экологической тропы.

  1. Основной этап

На начальном этапе повторили, что изучает наука экология, какие цели поставило правительство в год экологии.

Экология - это наука, занимающаяся охраной и восстановлением окружающей среды. “Экология” – от греческого “дом”, “жилище”. Земля – наш общий дом. Человечество предпринимает гигантские усилия, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, леса...

Провели тестирование с учащимися 5,6 классов. Результаты которого показали невысокие знания по охране окружающей среды. (Приложение 1)

В процессе работы по страницам учебника «Чтение» на уроках нами проводились беседы о значении леса, о правилах поведения в лесу, о значении диких и домашних животных, причинах сокращения или исчезновения того или иного растения.

При изучении произведения Э. Асадова «Дачники» (5 класс) исследовали отношение человека к домашним животным (кошкам, собакам, кроликам). Узнали какие бывают породы собак и кошек, кроликов. Написали сочинения о своих домашних любимцах и создали коллаж (Приложение 2). Приготовили памятки «Как правильно ухаживать за домашними животными» (Приложение 3), провели внеклассное мероприятие «Наши четвероногие друзья» для обучающихся школы.

С. Михалков в стихотворении «Будь человеком!» призывает всех беречь природу. Человек – самое разумное существо на земле. И вести себя он должен по-человечески, не нанося вред окружающему миру. Сохранить природу - значит сохранить себя, как часть природы. Мы изучили правила поведения в лесу и нарисовали сигнальные природоохранные знаки (Приложение 4), познакомили с этими правилами обучающихся 5 класса.

На уроке чтения по произведению В. Бианки «Март» (6 класс) объяснили, почему с приходом весны следует ещё более оберегатьи привечать птиц. Узнали, что старинный славянский праздник Жаворонки начали отмечать на Руси 22 марта. 22 марта – день весеннего равноденствия. Зима кончается, весна начинается. У русского народа существовала вера, что в этот день прилетают 40 птиц, и первая из них – жаворонок. Этот день считался птичьим днем. А в настоящее время мы называем Днем птиц. На уроке СБО мы испекли жаворонков (Приложение 5), а после уроков папа Ивана Яковлева провел мастер-класс и научил нас (учащихся 5,6 классов) делать скворечники. (Приложение 6). Развешали скворечники для птиц около домов и школы.

Совместно с учителем и воспитателем мы изготовили буклет «Вестник весны» (Приложение 7) и распространили средиобучающихся школы.

При изучении стихотворения Е. Серовой «Подснежник» (5 класс) знакомились с изменениями в природе с приходом весны, с разнообразием весенних растений – первоцветов и с необходимостью их охраны. Создали листы справочники о каждом цветке– первоцвете, растущем в нашей местности, получилась «Наша Красная книга». (Приложение 8)

В конце работы снова провели тестирование. Результаты сравнили: в первый раз ответили на вопросы правильно 43% ребят, а после проведенной работы – 86% учащихся справились с заданием.

Защита проекта проходила поэтапно на уроках чтения и во внеурочное время.

Заключение

Таким образом, наше предположение подтвердилось – созданиепроекта «Экологическая тропа по страницам учебника «Чтение» способствовало углублению знаний по экологии. Знания, которые обучающиеся получили в ходе работы над проектом, тесно связаны с жизнью. Главное же состоит в том, что мы поняли, как нуждается природа в нашей охране и бережном отношении.

В заключении необходимо отметить, что мероприятия, которые прошли в рамках проекта способствовали получению новых экологических знаний, воспитанию бережного и разумного отношения к окружающему миру, природным богатствам. В ходе проекта приобрели практический опыт изготовления скворечников, ухаживания за домашними животными, углубили знания о первоцветах, познакомились с обычаями русского народа в праздновании Дня птиц на Руси, что пригодится нам в дальнейшей жизни. Мы никогда не останемся равнодушными к проблемам окружающей нас природы.

Научились работать с различными источниками, находить в них нужную информацию. В ходе оформления работы учились быть внимательными, аккуратными, правильно размещать и оформлять материалы. С пользой проводили время, работая в библиотеке, в классе, дома.

В дальнейшем мы обязательно будем продолжать работу по экологии, материалы проекта могут быть использованы обучающимися и учителями на уроках и во внеклассной работе.

Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнута.

Список литературы

  1. Гармс О.Я., Ирисова Н.Л., Кириллов С.Д., Коннов П.В., Кудряшова И.В., Кучин А.П., Меркушев О.А., Перунов Ю.Е., Петров В.Ю., Пятков К.М., Плотников В.Н., Шапетько Е.В., Швецов Ю.Г., Яковлев В.А. Красная книга алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных/ О.Я. Гармс, Н.Л. Ирисова, С.Д. Кириллов, П.В. Коннов, И.В. Кудряшова, А.П. Кучин, О.А. Меркушев, Ю.Е. Перунов, В.Ю. Петров, К.М. Пятков, В.Н. Плотников, Е.В. Шапетько, Ю.Г. Швецов, В.А. Яковлев. – Издательство Алтайского Государственного университета: Барнаул, 1998. – 238 с.
  2. Верещагина И.В., Жоголь Е.П., Камелин Р.В., Куприянов А.Н., Олькова О.А., Ревякина Н.В., Силантьева М.М., Соколова Г.Г., Стоящева Н.В., Стрельникова Т.О., Терехина Т.А., Усик Н.А., Шереметова С.А., Шмаков А.И. Красная книга алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений/ И.В. Верещагина, Е.П. Жоголь, Р.В. Камелин, А.Н. Куприянов, О.А. Олькова, Н.В. Ревякина, М.М. Силантьева, Г.Г. Соколова, Н.В. Стоящева, Т.О. Стрельникова, Т.А. Терехина, Н.А. Усик, С.А. Шереметова, А.И. Шмаков. – Издательство Алтайского Государственного университета: Барнаул,1998. – 306с.
  3. Дмитриев Ю., Пожарицкая Н. Твоя Красная книга/ Ю. Дмитриев, Н. Пожарицкая. – М.: «Молодая гвардия», 1986. Толоконников Н. И. Книга загадок. – М.: Детская литература, 1995.
  4. Красиков С. П. Легенды о цветах/ С.П. Красиков. – М.: Мол. гвардия, 1990.
  5. Ликум А. Скажи мне почему. Популярная энциклопедия для детей: в 5 т.   т 2./ А. Ликум. – М.: Дрофа, 1997. – 336 с.
  6. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника/ В. Рохлов, А. Теремов, Р. Петросова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
  7. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. /Сост. Круглов Ю. Г. – М.: Просвещение, 1990.
  8. Толоконников Н. И. Книга загадок/ Н.И. Толоконников. – М.: Детская литература, 1995.
  9. Травина И.В. Мир растений. Детская энциклопедия/ И.В. Травина. – М.: РОСМЭН, 2014. – 96 с.
  10.  Я познаю мир: Детская энциклопедия. Растения/ гл. ред. . – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 432 с.
  11.  Я познаю мир: Детская энциклопедия. Экология/ гл. ред. . – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 432 с.
  12.  Кириллова З.П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы/ З.П. Кириллова// Начальная школа. – 1989. - №5. – с.25.
  13.  Кочегарова Т.М. Тематические кроссворды на уроках чтения/ Т.М. Кочегарова// Начальная школа. – 1989. - №1. – с.31.
  14.  Купров В. От экологии природы – к экологии души/ В. Купров// Газета. Начальная школа. – 1999. - №35, №36.
  15.  Манеева О.И. Загадок не счесть/ О.И. Манеева// Начальная школа. – 1998. - №4. – с.25.
  16.  Мельник Э.Л., Исаева Л.А. Интегрированные уроки при изучении природы/ Э.Л. Мельник, Л.А. Исаева// Начальная школа. – 1998. - №5. – с.74.
  17.  Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа/ А.А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - №5. – с.2.
  18.  Седых В.И. Формирование у младших школьников ответственного отношения к природе/ В.И. Седых// Начальная школа. – 1995. - №5. – с.34.
  19.  Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников. / Л.П. Симонова// Начальная школа. – 1988. - №2. – с.42.
  20.  Сорокоумова Е.А. Работа с учебным текстом экологического содержания/ Е.А. Сорокоумова// Начальная школа. – 1988. - №6. – с.28.
  21.  Подборка журналов «Тошка», «Мурзилка», «Юный натуралист», «А почему?».
  22.  https://yandex.ru/images/ картинки для оформления
  23.  http://kira-scrap.ru/dir/zvety/pervozvety/167 картинки цветов на прозрачном фоне
  24. http://www.google.ru/search?hl=ru&sugexp=pchatac&gs_rn=1&gs_ri=hp&cp=36&gs_id=40&xhr=t&q= энциклопедия +о + растениях +первоцветах
  25.  http://www.wikikids.ru/ekologiya-rastenii/pervotsvety.html

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Тест

  1. Что такое экология?
  2. Что такое Красная книга?
  3. Какие ты знаешь растения, занесенные в Красную книгу?
  4. Каких ты знаешь животных, занесенных в Красную книгу?
  5. Почему необходимо беречь и охранять природу?

Приложение 2

Коллаж «Наши любимцы»

E:\ПРОЕКТ ЭКОЛОГИЯ\Фото проект\IMG_20170407_113114.jpg

Приложение 3

Памятка по уходу за домашними животными

  Прежде чем завести животное в доме, надо узнать, а все ли  

 члены семьи согласны. Не стоит брать питомца, если даже  

 кто-то один против этого. Животное в доме должно быть  

 желанно для всех.

  1. Животное должно быть обеспечено регулярным и достаточным питанием
  2. Не забывайте вовремя убирать за вашим питомцем.
  3. Ухаживайте за шерстью.
  4. Следите за гигиеной животного (уход за когтями, зубами, ушами, глазами, вовремя купать).
  5. Играйте со своим питомцем.
  6. Животным нужен свежий воздух, не забывайте о прогулках (особенно важно для собак).
  7. Своевременно лечите животных (прививки, профилактические осмотры)

Дети! Помните, вы несете ответственность за своего маленького друга!

G:\ПРОЕКТ ЭКОЛОГИЯ\Dogs_Cats_Kittens_Puppy_405025.jpg

Приложение 4

Сигнальные природоохранные знаки

Приложение 5

Праздник «Жаворонки»

Способ приготовления

дрожжевого сдобного теста

Ингредиенты:

100 мл молока

10 г дрожжей

100 г сахара

0,5 ч. ложка соли

1 яйцо-для теста

1яйцо - для смазки

800 г пшеничной муки

50г сливочного масла

изюм - для глазок

Рецепт приготовления

Дрожжи растворить в 50 мл теплого молока. Остальное молоко вылить в кастрюлю. Туда же засыпать сахар, соль, 1 яйцо. Перемешать. Добавить растворившиеся дрожжи, перемешать. Постепенно добавлять просеянную муку, перемешивая. В конце замеса добавить размягченное сливочное масло или сливочный маргарин. Замешивать до такого состояния, чтоб тесто не прилипало к рукам. Дать тесту отдохнуть и подняться, поставив в теплое место на пару часов. Накрыть тесто чистым полотенцем, чтоб не образовалась корочка.

Из готового теста сделать длинные полоски-жгутики толщиной ,5-2 см, завязать узелком.

Полоски-жгутики делать желательно равной величины.

Способ приготовления

постного дрожжевого теста

Ингредиенты

для теста

вода - 500 мл.

сухие дрожжи - 10-11 г.

сахар -1/2 стакана,

 соль - 1/2 чайной ложки,

растительное или оливковое масло - 2-3 столовые ложки,

мука 1 кг

изюм, черемуха или черный перец горошком

растительное масло, или сладкий чай для смазывания

Рецепт приготовления

Приготовить постное дрожжевое тесто. В подготовленную посуду влить теплую воду, добавить в нее сухие дрожжи, сахар, соль. Жидкость в посуде размешать. Постепенно сыпать в нее просеянную муку и замесить тесто. Перед окончанием замеса в тесто добавить растительное или оливковое масло. Замес продолжить до тех пор, пока масло не соединится с тестом. Хорошо вымешанное тесто должно быть однородным и в процессе замеса легко отставать от рук и стенок посуды. После замеса тесто слегка посыпать мукой, посуду прикрыть и поставить в теплое место примерно на 40-60 минут.

Приготовление     жаворонков

Готовое тесто раскатать в жгут и разделить его на 40 равных частей. 2. Каждый кусочек теста раскатать в жгут длиной 15 см. 3. Завязать жгут узлом, придавая одному кончику форму головки птицы. 4. Другой кончик немного расплющить и сделать несколько надрезов в виде хвостика птицы. 5. Сделать глазки из изюма (разрезать изюминку на несколько частей). 6. На смазанный маслом противень выложить жаворонков и поставить в теплое место, чтобы жаворонки немного поднялись. 7. Когда жаворонки подойдут, смазать их растительным маслом или сладким чаем. 8. Выпекать булочки -20-25 минут при температуре 180°С. 0. Готовых жаворонков снять с противня, положить на деревянную поверхность, слегка сбрызнуть водой, накрыть полотенцем и оставить отдохнуть на 10-15 минут.

Пошаговое приготовление

C:\Users\vip\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image1.jpeg

http://berezniki.cerkov.ru/files/2015/03/lark-00.jpg

Приложение 6

Мастер-класс «Изготовление скворечника»

G:\Фото проект\IMG_20170406_110122.jpg

G:\Фото проект\IMG_20170406_110503.jpg

G:\Фото проект\IMG_20170406_130105.jpg

G:\Фото проект\IMG_20170406_130250.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа математического кружка 8 класс "За страницами учебника математики"

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления. Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Математические кружки явля...

Любимые страницы учебника

Учащимся было предложено нарисовать иллюстрацию к материалу из учебника на выбор: мультфильму, любому рассказу, стихотворению и т.д., но с одним условием - рисунок на физическую тему!...

"Англицизмы на страницах учебника немецкого языка в школе": исследовательская работа ученицы 10 класса МБОУ СОШ №7 Яровой Евгении.

Данная исследовательская работа содержит информацию о причинах и  разных видах заимствований из английского языка в немецкий , список слов, словосочетаний, являющихся англицизмами....

Образовательная программа дополнительного образования детей "За страницами учебника математики" (9 класс)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТЕЙестественно -  научной направленности«За страницами учебника  математики»Срок реализации: 1 год.Возраст обучающихс...

" По страницам учебника "Алгебра - 7" 1 часть

Презентация позволит в интересной , занимательной форме закрепить основные знания, умения и навыки обучающихся по курсу алгебры 7 класса....

"По страницам учебника "Алгебра-7" 2часть

Данная презентация позволит с помощью  интересных  и познавательных заданий закрепить или повторить несколько тем из курса "Алгебра" 7 класс....

Чтение слов и предложений с буквой «Б». Дедушка Айболит. Страницы интенсивного чтения. Сказки К.И.Чуковского.

Урок обучения грамоте в 1 классе. Декабрь.Чтение  слов  и  предложений с буквой «Б». Дедушка Айболит.  Страницы интенсивного  чтения. Сказки  К.И.Чуковского. Продолжить...