Открытый воспитательский час 2018г "Герои, кто они?"
материал

Ондар Иван Куштаранович

Обсуждается проблема о подвиге, героизме и мужестве людей, которые находятся или находились среди нас,а также все вместе постараемся определить, что же такое подвиг и какими качествами должен обладать человек, который совершил какой либо героический поступок.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация2.86 МБ
Файл отчет по презентации39.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Герои, кто они? Почему мы помним о них?

Слайд 2

Героизм , свойственная герою доблесть, необыкновенное мужество. Герой [греч. hērōs ] исключительный по смелости или по своим доблестям человек . Подвиг доблестный, бескорыстный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях.

Слайд 3

подвиг – это героический поступок человека; совершая подвиг, человек проявляет смелость, самоотверженность. подвиг - это когда чувство любви к родине, семье и просто дорогим людям, заглушает в тебе чувство страха, боли и мысли о смерти и толкает тебя на смелые поступки, при этом не задумываясь о последствиях, которые могут случиться с тобой! самый большой подвиг состоит в том, чтобы всегда оставаться верным своим убеждениям, своей мечте, уметь отстаивать свои убеждения, бороться за эту мечту . Что такое подвиг?

Слайд 5

Многих героев Великой Отечественной войны мы знаем ! Эти люди совершили подвиг во имя спасения жизни других людей, своей Родины ! Проверка домашнего задания.

Слайд 6

В разные времена понятие о подвиге были различными: В рабовладельческом строе героями считали полководцев, которые покоряли другие страны, завоёвывали рабов обогащали господствующий класс. В эпоху феодализма – это смелый рыцарь, в совершенстве владеющий оружием, жестокий и доблестный в бою, до конца верный своим союзникам и друзьям. Буржуазия создаёт своих героев – это решительные купцы-мореходы, пересекающие океаны и хорошо владеющие оружием, наёмные капитаны, полупираты , полуразбойники , добывающие своим хозяевам новые земли, новые богатства .

Слайд 8

Советский лётчик, майор, Герой Советского Союза. Маресьев Маресьев Алексей Петрович

Слайд 10

Надгробие над могилой Маресьева А.П.

Слайд 11

В разные времена понятие о подвиге были различными: В рабовладельческом строе героями считали полководцев, которые покоряли другие страны, завоёвывали рабов обогащали господствующий класс. В эпоху феодализма – это смелый рыцарь, в совершенстве владеющий оружием, жестокий и доблестный в бою, до конца верный своим союзникам и друзьям. Буржуазия создаёт своих героев – это решительные купцы-мореходы, пересекающие океаны и хорошо владеющие оружием, наёмные капитаны, полупираты , полуразбойники , добывающие своим хозяевам новые земли, новые богатства .

Слайд 12

Многих героев Великой Отечественной войны мы знаем ! Эти люди совершили подвиг во имя спасения жизни других людей, своей Родины ! Проверка домашнего задания.

Слайд 13

Трудно переоценить героизм советских людей, идущих в авангарде человечества. Героизм этот лишён блеска и проявляется в буднях жизни. Подвиги совершали наши юноши и девушки, строя в далёких сибирских необжитых районах новые горда, и подвиги эти заключались в будничном труде по вырубке леса, постройке бараков… Холод, перебои с продуктами, скупой отдых в неуютных бараках, где с потолка капала вода – всё это буднично и неприглядно. А тем не менее, в этих буднях совершался трудовой героизм – люди работали не по принуждению, а по зову своих сердец.

Слайд 14

Один мальчик неполных шести лет очень ждал маленькую сестрёнку. Сестрёнка родилась в срок, но с очень большими проблемами. Срочно потребовалась кровь редкой группы для переливания новорожденной, которую удобней всего было взять у старшего братишки. Родители спросили малыша: – Ты смог бы отдать свою кровь для маленькой сестрёнки? Мальчик стал не по-детски серьёзным, задумался и потом сказал: – А это поможет ей остаться живой? – Да, тогда она будет жить. – А можно я подумаю до вечера? – Конечно, можно. Вечером малыш решительно объявил: – Я согласен . Когда в больнице у мальчика взяли кровь, он выглядел очень напуганным. Медсестра заботливо укрыла его одеяльцем: – Ты молодец! Полежи пока. – Тётя, а через сколько минут я умру? Оказалось, мальчик думал, что нужна вся его кровь и, отдав её, он сразу умрёт. Маленький герой с Большой Душой решился умереть ради долгожданной сестры.

Слайд 15

Летом 2010 года восьмилетний Кирилл плавал в пруду со своим дядей. Взрослый родственник катал ребенка на спине. Внезапно мужчине стало плохо. Услышав крики о помощи, 12-летний Игорь Подкопалов не раздумывая бросился в воду. Имея третий разряд по плаванию, Игорь спас малыша без труда, но не решился сразу броситься за мужчиной, так как место было глубокое. Но мужчина никак не выплывал, и мальчик поплыл за ним. Когда его удалось вытащить на берег, то пульс ещё прощупывался. Но до приезда скорой мужчина не дожил. Игоря теперь зовут не иначе как спасателем или героем.

Слайд 16

В результате преступных действий, совершенных 18 августа 2012 года в г.Малгобек . Ингушетия, трагически погиб участковый, а также была тяжело ранена случайная прохожая - 12-летняя Залина Арсанова . В субботу вечером девочка с младшим братом направлялась к тете, которая проживает на соседней улице. Залина как только услышала выстрелы, не растерялась: отбросила в сторону брата и прикрыла его своим телом. З.Арсанова была доставлена в Малгобекскую городскую клиническую больницу №1, где ей была проведена операция после установления следующего диагноза: «слепое огнестрельное ранение передней стенки живота с множественными сквозными повреждениями, травматический шок 2 степени». В настоящее время Залина находится на лечении в детской больнице имени Сперанского, куда была доставлена спецбортом МЧС. Смелость и самоотверженность Залины заслуживает уважения. Благодаря ее уверенным действиям в экстремальной ситуации спасена жизнь ее младшего брата Алихана Арсанова .

Слайд 17

Сергей Кривов 29 ноября 2012 Хабаровский пятиклассник спас жизнь другу, провалившемуся в ледяную воду Амур Никита Терехин 23 ноября 2012 (Неман , Калининградская область) 9-летний школьник спас друга, упавшего с моста в ледяную воду

Слайд 18

Калининградский семиклассник Максим Левицкий, десятиклассник Виктор Ващенко и 1-й курсник Калининградского морского рыбопромышленного колледжа Илья Овчаренко в конце августа этого года задержали преступника, укравшего мобильник в салоне связи. Им оказался 26-летний уже судимый за кражи рецидивист. – Вместе мы сила, – говорят парни, – так что всегда готовы прийти на помощь.

Слайд 19

12 сентября 2012 года в Севастополе, 24-летний Павел Бондарев , увидев, как на него и двух восьмилетних детей на большой скорости несется машина, оттолкнул мальчика Артёма Костюкова , а девочку, Диану Василевскую, в момент столкновения с автомобилем прикрыл собой. В результате ДТП Павел трагически погиб. Дети выжили. Молодой человек всего месяц не дожил до своего дня рождения — 12 октября ему должно было исполниться 25 лет .

Слайд 20

Молодой рабочий спал на открытом воздухе на стройплощадке в Крымске 7 июля 2012 года. Проснувшись от шума в три часа ночи, он увидел быстро прибывающую воду и стал сначала кричать, а затем бегать по улице и бросать камни в окна, стремясь разбудить местных жителей. Раздобыв надувной матрас, он смог спасти шесть человек. Пытался вытащить из дома ещё одну старушку, но это ему не удалось: окна были зарешечены, а дверь уже была под водой. Об этом рассказали очевидцы, сам герой плохо изъясняется на русском языке, родом или из Таджикистана, или из Узбекистана, и стесняется говорить о своем подвиге .

Слайд 21

Эти четырех молодых парней стали настоящими героями, проявив завидное мужество во время наводнения в Геленджике. Они спасли от обрушившегося селевого потока 9 человек. По словам ребят, были и те, кто во время бедствия отсиживался на лавочках. Возможно, эти люди были напуганы, хотя первый Алан Алборов сказал, что во время спасательных операций страшно не было, осознание опасности пришло уже после происшествия

Слайд 22

Андрей Кубанов 27 ноября 2012 В Хабаровске молодой хирург спас 70-летнего пациента в ходе уникальной операции Представьте себе метровую железную балку, которая пробивает насквозь грудную клетку. Можно ли после такого выжить? Оказывается, можно! 15 апреля в страшное ДТП попал 30-летний калининградец Ян Кожечкин . Бригада врачей – хирурги Евгений Медведев, Руслан Джумасатов , Борис Фомин, анестезиолог Александр Мицких , а также операционный брат Сергей Курышев шесть часов спасали парня.

Слайд 23

Среди тех немногих, кто и в мирное время совершает подвиги, часто называют пожарных. Вступая в поединок с огнем, эти люди часто проявляют качества, которые мы называем героизмом. А они в ответ: мы просто выполняем свою работу – Сотрудники Госавтоинспекции в тот трагический момент помогали грузить поврежденный автомобиль жительницы Кемерова на автоэвакуатор . Лейтенант полиции Сергей Шаманаев заметил движущийся на них автомобиль. Сотрудник полиции в последнюю секунду успел оттолкнуть на обочину стоявшую рядом девушку. От полученных травм Шаманаев погиб на месте.

Слайд 24

В машинном отделении миноносца «Быстрый» прорвало топливный трубопровод. На борту были все триста членов экипажа. Горючее под огромным давлением вырвалось наружу. Появилась искра – и мгновенно вспыхнул пожар. 19 – летний машинист котельной команды Алдар Цыденжапов , поняв , что через секунду корабль взлетит на воздух, кинулся в самое пекло, чтобы перекрыть топливо и предотвратить взрыв. На парне горела и плавилась одежда, дышать было нечем, но он продолжал закручивать вентиль. Матрос начал выбираться из отсека, только когда пламя ослабело. Позже медики установили, что у матроса ожог 100 % поверхности тела. Врачи 4 дня боролись за жизнь Алдара . Но 28 сентября 2010 года Алдара Цыденжапова не стало . До дембеля он не дожил месяц. Каждый котел в трюме, где возник пожар, вырабатывает 115 тонн пара в час при температуре в 470 градусов. К тому же там гигантское давление. Если б рвануло, выжили бы единицы.

Слайд 25

27 января 2012 года группа спецназовцев прочёсывала лес в поисках банды вооруженных боевиков. Сержант Евгений Эпов был в роли командира бокового дозора. Один из подчиненных Эпова находит люк схрона и приподнимает его. Из люка неожиданно летят гранаты и раздаются автоматные очереди. Обнаруженные бандиты вырываются из нор и группируются в одном месте за укрытием. С их стороны десятками летят гранаты. Два спецназовца погибают, еще трое получают тяжелые осколочные ранения. Бандиты пытаются вырваться из окружения через позиции раненых спецназовцев. Одна ручная граната падает рядом с ранеными спецназовцами. Сержант Эпов крикнул «Граната!» и накрыл ее своим телом. В следующее мгновенье раздался взрыв… Подоспевшие на помощь спецназовцы полностью уничтожили бандгруппу . Только после боя стало понятно, что сержант Евгений Эпов ценой своей жизни обеспечил выполнение боевой задачи и спас от смерти товарищей.

Слайд 26

Марсель Хайруллин 16-летний парень успел вытащить мальчика, а сам ушел под воду . Роман Минкин — спасал людей в аварии и погиб сам Нурсултан Жунусов спас детей из пожара Владимир Шумило спас от гибели троих детей Райан Кеннеди 9-летний герой пожертвовал большую денежную сумму незнакомым детям Водитель дорогой машины остановился и помог бабушке перейти дорогу

Слайд 27

Какие же качества характера необходимо воспитать в себе чтобы быть готовым к подвигу? « Для того, кто не знает , куда ему плыть – никогда нет попутного ветра ». Восточная мудрость Подвиг – это всегда преодоление трудностей, а преодолеть трудности можно лишь тогда, когда знаешь во имя чего ты это делаешь. Мужество – тоже не врождённое качество. Нет людей, совершенно чуждых чувству страха, и смел не тот, кто от «природы» не знает страха, а тот, кто научился подавлять в себе чувство страха, и подчинять его своей воле и долгу. Воля – проявляется в выдержке, умении владеть собой. Не опускать руки в трудных условиях, умении подавить свои трудные мысли – эти качества сопутствуют подвигу.

Слайд 28

Высказывания сверстников : — Подвиг можно совершить и в мирной жизни. Есть много героев в истории науки. Это, например, полярники, подолгу находящиеся во льдах. Известны и герои-врачи, нарочно заражавшие себя опасными болезнями, чтобы научиться лечить их. А герои космоса или подводного мира? Кто знает, не подстерегает ли их непредвиденное и на этот раз? И всё же они уходят на задание, чтобы открыть человечеству новые тайны...

Слайд 29

— И сегодня людей, которые живут по законам чести и совести, можно назвать героями. Такие люди, порой жертвуя своими интересами, всегда готовы прийти на помощь другим. И пусть об их скромном героизме никогда не напишут в газетах, но сотни людей, которым в течение жизни довелось с ними общаться, сохранят о них добрую память. А что думаете вы?...

Слайд 30

ГЕРОЙ Самопожертвование ради других Доблесть и мужество Умение быстро и правильно принять решение Твёрдый и сильный характер Любовь к Родине Достоинство и гордость

Слайд 31

Заставьте себя добросовестно учиться и работать, приобретите трудовые навыки - это тоже путь к подвигу! Не огорчайтесь , если вам сразу не представится случая совершить что-то необычное. Сумейте сделать так, чтобы будничное, повседневное дело горело в ваших руках – и рано или поздно вы совершите подвиг! Успехов вам!

Слайд 32

Используемые ресурсы: http://vk.com/heroes_of_the_time , http://вектор-успеха.рф/stuff/70-1-0-5799 , http://ruheroes.ru/geroicheskij-postupok-zaliny-arsanovoj/ , http://ahuman.ru/geroicheskie-postupki-v-nashej-zhizni/ , http://library146.ucoz.ru/publ/o_podvige_i_geroizme/1-1-0-9 , http:// roshero.ru/ Мой университет - www . moi - mummi . ru



Предварительный просмотр:

Воспитательский час на тему:

«Герои, кто они? Почему мы помним о них?»

Тема мероприятия: Герои, кто они?

Цель:

  • стимулировать нравственно ценные мотивы поведения;
  • воспитывать силу духа, сочувствия и желания помогать людям;
  • акцентировать внимание учащихся на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития;
  • развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих;
  • создать условия для воспитания патриотических чувств;
  • способствовать тому, чтобы каждый участник осознал себя звеном в цепи поколений.

Подготовительный этап и оборудование:  мультимедийная установка,колонки

План проведения занятия.

Этапы занятия

Время, мин

Приемы и методы

1. Организационный момент занятия.

1-2

Вступительное слово воспитателя

2Основная часть.

25-30

Рассказ, презентация.

3. Подведение итогов занятия.

8-10

Создание модели героя

4. Домашнее задание.

2-3

Мини-сочинение герои в моей жизни.

Ход занятия

Вступительное слово ведущего: Сегодня мы поговорим о подвиге, героизме и мужестве людей, которые находятся или находились среди нас,а также все вместе постараемся определить, что же такое подвиг и какими качествами должен обладать человек, который совершил какой либо героический поступок.

Но прежде я предлагаю послушать, какое определение даёт словарь словам «героизм», «герой» и «подвиг».

Героизм, свойственная герою доблесть, необыкновенное мужество. 

Герой [греч. hērōs] исключительный по смелости или по своим доблестям человек.

Подвиг доблестный, бескорыстный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях.

Мы прослушали сообщения, в которых рассказывалось о людях, их судьбах в годы ВОВ, но вместе с тем в нашей не «военной» жизни тоже есть место подвигу. Я предлагаю послушать ещё несколько историй.

После выступления всех групп проводится беседа с учащимися.

Вот примерные вопросы

В чём суть конкретного героического поступка?

Какие качества личности проявил человек, совершивший данный поступок?

Ваше отношение к поступку?

Рассматривая каждую историю, используются вопросы, которые конкретно касаются героев истории.

В заключение беседы совместно с учащимися составляется модель героя со свойственными ему чертами характера.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Маресьев Алексей Петрович

Родился 7(20).5.1916, Камышин, советский лётчик, майор, Герой Советского Союза. Работал токарем, участник строительства Комсомольска-на-Амуре. В Советской Армии с 1937. Окончил Батайскую военную авиационную школу (1940). В Великую Отечественную войну 1941-1945 был командиром звена истребительного авиационного полка, помощником командира полка и штурманом полка. В начале войны сбил 4 самолёта противника. В марте 1942 его самолёт был подбит в бою, сам Маресьев, тяжело раненный, совершил посадку на вражеской территории. 18 суток он ползком пробирался к линии фронта. После ампутации голеней обеих ног освоил протезы и по личной просьбе был направлен в июне 1943 в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк. В воздушных боях сбил ещё 7 вражеских самолётов. С июля 1946 в отставке. Подвиг Маресьева описан в книге Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке".

Но мало кто знает, что звание Героя Советского Союза Маресьев получил за несколько лет до выхода книги. Саму "Повесть..." разрешили опубликовать только после войны. Говорят, наши пропагандисты боялись, что немцы подумают, будто в Советской Армии плохи дела. Вот, мол, уже и инвалидов воевать посылают.

Сам Алексей Петрович о появлении книги узнал, услышав отрывки по радио. Он позвонил в "Правду", попросил номер телефона Полевого и, наконец, смог встретиться с автором.

Из интервью с Маресьевым:

- Полевой действительно не показывал мне книгу до того, как она появилась в магазинах. Когда повесть напечатали, мне подарили экземпляр. Но я ее так и не прочитал. Несколько раз пытался. Но все как-то... В принципе Полевой все написал правильно. Придумал, правда, роман, который якобы был у меня с девушкой Ольгой. Хотя созданный им образ советской девушки мне нравится.

- А как вам понравился собственный образ?

- Мне трудно ответить. Автор изменил фамилию героя. Знаете почему? Полевой подстраховался. А вдруг бы я запил, начал хулиганить? Тогда книжку бы запретили.

- Вы часто вспоминаете те 18 дней, проведенные в лесу?

- Нет, не вспоминаю. Я вообще не вспоминаю то время.

- Что тогда помогло вам выжить и не впасть в отчаяние?

- Желание выбраться к своим. Желание жить.

Вам чувство страха знакомо?

- А как же? Страх присущ всем. И если вам кто-то будет говорить, что он ничего не боится, - не верьте. Надо просто уметь побеждать в себе это чувство.

- Вы чего больше всего всегда боялись?

- Нечестности. Я вообще человек доверчивый и незлопамятный. Хотя мне в жизни делали много нехорошего. Написали, например, как-то, что я чуть ли не ненавидел Полевого и даже на похороны к нему не приехал. А я в тот момент был в санатории и чисто физически не мог быть в Москве. А корреспонденты писали, будто Маресьев зазнался. Обидно.

- Сегодня о чем-нибудь жалеете?

- Жизнь меня, конечно, потёрла. Но, если все начинать сначала, я бы снова стал летчиком. До сих пор не могу вспоминать о небе без особых, благородных чувств. У меня самые счастливые минуты жизни связаны с самолетами. Когда после госпиталя в моей карточке написали: "Годен во все рода авиации", я чувствовал себя на вершине счастья.

Маресьев награжден орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и медалями.

Муса Джалиль

В Казани, неподалеку от знаменитого Кремля, воздвигнут памятник Мусе Джалилю. Поэт, окутанный колючей проволокой, гордо поднял голову, его дух необорим.

Поэт был в зените творческого расцвета, когда началась Великая Отечественная война. И Джалиль встал в ряды защитников родины.

Джалиль и на фронте много писал о разведчиках, о партизанах, о бесстрашных и самоотверженных девушках-санитарках, о трудной и опасной жизни солдата. Прославлял мужество, верность и преданность Родине. Как бы тяжело ни складывалась обстановка на фронте, Джалиль не терял веры в победу.

Чтение стихотворения “О героизме”

Декабрь 1943 г.

Знаю, в песне есть твоей, джигит,

Пламя и любовь к родной стране.

Но боец не песней знаменит:

Что, скажи, ты сделал на войне?

Встал ли ты за Родину свою

В час, когда пылал великий бой?

Смелых узнают всегда в бою,

В горе проверяется герой.

Бой отваги требует, джигит,

В бой с надеждою идет, кто храбр.

С мужеством свобода - что гранит,

Кто не знает мужества - тот раб.

Не спастись мольбою, если враг

Нас возьмет в железный плен оков.

Но не быть оковам на руках,

Саблей поражающих врагов.

Если жизнь проходит без следа,

В низости, в неволе, что за честь?

Лишь в свободе жизни красота!

Лишь в отважном сердце вечность есть!

Если кровь твоя за Родину лилась,

Ты в народе не умрешь, джигит,

Кровь предателя струится в грязь,

Кровь отважного в сердцах горит.

Умирая, не умрет герой –

Мужество останется в веках.

Имя прославляй свое борьбой,

Чтоб оно не молкло на устах!

- Однако случилось самое страшное - плен. В июле 1942 года на Волховском фронте тяжело раненный в плечо Муса Джалиль попал в руки врага. “Прости, Родина! - восклицает поэт, клянясь. - Гнев мой к врагу и любовь к Отчизне выйдут из плена вместе со мной”.

- Осенью 1942 года на фронтах Отечественной войны произошел перелом. Гитлеровское командование, обессиленное тяжелыми потерями, стало лихорадочно искать новые людские резервы. Началось формирование легионов из военнопленных нерусских национальностей для борьбы с Советской Армией. Был создан татарский легион.

- Джалилю предложили работать в бюро пропаганды комитета “Идель-Урал”. Гитлеровцы надеялись на успех, если в формировании легионов будет участвовать известный татарский поэт. Джалиль принял смелое решение - после долгих раздумий он согласился и, пользуясь свободой, стал разъезжать по лагерям, организуя людей на борьбу. Таким путем Муса Джалиль создает широко разветвленную подпольную антифашистскую организацию, в которую вовлекает наиболее стойких и смелых патриотов.

- После того, как первый татарский легион, отправленный на фронт, перебил немецких офицеров и целиком присоединился к партизанам, гитлеровцы не решались отправлять другие батальоны на фронт. И это заставило подпольную организацию менять тактику борьбы. Велась тщательная подготовка к вооруженному восстанию. Подготовка закончилась. Был намечен день восстания, установлены связи с украинскими и польскими партизанами. В начале августа 1943 года Муса Джалиль лично вел переговоры с польскими партизанами. До счастливого боевого дня осталось четыре дня. Но 10 августа 1943 года Муссу Джалиля арестовали гестаповцы. Шли повальные аресты в Берлине, Муса был заточен в Моабитскую тюрьму.

- Тюрьма Моабит среди фашистских заведений подобного рода выделяется тем, что за все годы ее существования отсюда не совершено ни одного побега. И усиленная охрана, и сложная система сигнализации, и строгий тюремный распорядок - все было направлено на то, чтобы в зародыше растоптать в узнике мысль о возможности спасения.

- В таких условиях могли сломиться физически и морально даже сильные люди. Наверное, поэтому особенно рельефно выступает ведущая черта поэзии Джалиля - вера в будущее, убежденность в том, что жертвы, приносимые во имя победы, - не напрасны. Татарский поэт верит, что его смерть будет способствовать продолжению жизни! Ведь длительность жизни измеряется не числом прожитых лет, а тем, что ты сделал для Родины, для народа.

Чтение стихотворения “Другу”

Октябрь 1943 г.

Друг, не горюй, что рано мы уходим.

Кто жизнь свою, скажи, купил навек?

Ведь годы ограничены той жизнью,

Которую избрал сам человек.

Не время меж рождением и смертью

Одно определяет жизни срок,-

Быть может, наша кровь, что здесь прольется,

Прекрасного бессмертия исток!..

- В каменном мешке Моабитской тюрьмы поэт обнимает мыслью весь мир, пылающие в огне войны села и города, поля боев, облитые кровью, далекую Отчизну, ее цветущие сады, зеленые луга, могучие полноводные реки. Тюремная жизнь жестока и однообразна. Но как многообразна и эмоционально напряжена духовная жизнь поэта! За толстыми кирпичными стенами и прутьями железных решеток дали всходы зерна настоящей поэзии.

Чтение стихотворения «Если нет тебя»

Пусть неистово ликуют

соловьи в саду весной -

Мир мне кажется унылым,

если нет тебя со мной!

Пусть шумят леса и травы,

буйно яблоня цветет,

Если нет моей любимой-

горек самый сладкий плод!

Пусть летают и резвятся

бабочки среди полей –

Грустно, если нет красивой,

легкой бабочки моей!

Даже ангелы и пэри

для меня толпа теней –

Если нет со мной прекрасной

и единственной моей!

(1920, декабрь) 

- В Моабите Муса много писал, чуть ли не ежедневно создавал новые замечательные стихотворения. Никогда еще в своей жизни он не работал так искренне и глубоко.

- Знаменитая бессмертная “Моабитская тетрадь”... Это, собственно, две маленькие записные книжки, “размером с детскую ладошку” – 93 стихотворения и два отрывка. Не все дошло до нас. Но то, что мы теперь читаем, казалось бы, с гораздо большей вероятностью могло исчезнуть, погибнуть. Не погибло! Такой сильный заряд в этих листочках...

Чтение стихотворения «Одинокий костёр».

Ночной простор.

Я жгу костер.

Вокруг туман, как море…

Я одинок –

простой челнок,

Затерянный в просторе.

Горит бурьян.

В густой туман

Он мечет сноп огнистый,

И смутный свет,

минутный след,

Дрожит в пустыне мглистой…

То красный блеск,

то яркий всплеск

Прорежит вдруг потемки.

То погрущу, то посвищу,

То запою негромко…

Огонь, светящийся во мгле,

Заметят ли, найдут ли?

На звук, летящий по земле

Ответят ли, придут ли?

- Война, в самом пекле которой оказался Джалиль, была жестокой и беспощадной. И смерть, о которой не раз писал поэт, стояла за спиной – Мусса затылком чувствовал ее ледяное дыхание. Побои, пытки, издевательства – все это была грубая повседневная реальность. И кровь, запекшаяся на висках, была собственной горячей кровью. Отсюда рождается ощущение подлинности поэзии Джалиля – поэзии, в которой боль, муки, тяжесть неволи направляются в светлую торжествующую песнь жизни.

Чтение стихотворения «Я помню»

Как нежно при первом свиданье

Ты мне улыбнулась, я помню.

И как ты, в ответ на признанье,

Смущаясь, отвернулась, я помню.

Меня ты покинула вскоре.

Отчаянье сердце прожгло мне.

Как часто плакал от горя

В бессонные ночи – я помню.

Как сон, пронеслись те печали,

По давним приметам я помню:

Любовь – холодна, горяча ли –

Не гаснет. Об этом я помню.

- Жизнь Мусы Джалиля и его товарищей оборвалась 25 августа 1944 года: одиннадцать советских антифашистов были гильотинированы в берлинской тюрьме Плетцензее. За несколько месяцев до гибели поэт писал: “Нет, врешь, палач, не встану на колени, хоть брось в застенки, хоть продай в рабы! Умру я, стоя, не прося прощения, хоть голову мне топором руби!” Поэзия и вера не покидали Джалиля.

Чтение стихотворения «Осуждённый»

Приговор сегодня объявили:

К смертной казни он приговорен.

Только слезы, что в груди кипели,

Все иссякли… И не плачет он.

Тихо в камере. С ночного неба

Полная луна глядит, грустя.

А бедняга думает, что будет

Сиротой его дитя.

(1943, сентябрь)

- Долгие поиски, в которых участвовали так или иначе многие люди у нас в стране и за рубежом, позволили со значительной полнотой представить гражданский и творческий подвиг Мусы Джалиля.

- 29 апреля 1945 года, около 11 часов утра наши войска, ворвались во двор берлинской тюрьмы Моабит, где уже не оказалось никого... Вот здесь-то и была найдена первая весть... Клочок бумаги, на котором написано: “Я, татарский поэт Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, скоро буду расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня товарищам-писателям в Москве, сообщат семье”.

Через два года вдова писателя Абдуллы Алиша, погибшего вместе с Мусой Джалилем, передала в Союз писателей Татарии в Казани их тетради, спасенные и сохраненные в фашистской неволе.

- В 1947 году бельгийский антифашист Андре Тиммерманс, друг Муссы Джалиля, его сосед по тюремной камере, передал в советское посольство в Брюсселе еще одну тетрадку поэта. И здесь снова, как позывные, обращение к тем, кому попадут стихи: “Муса Джалиль - известный татарский поэт, заключенный и осужденный к смерти за политику в Германии. Тюрьма. Муса Джалиль”.

- Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, цикл стихотворений “Моабитская тетрадь” удостоен Ленинской премии...

- Чудом уцелевшие крохотные тетради, исписанные убористым почерком, стали прекрасными книгами, и нет числа все новым и новым изданиям: татарского поэта Мусу Джалиля сегодня читают на всей планете, по его книгам проверяют себя, учатся любить человечество и ненавидеть его врагов.

Муса Джалиль поступил так, как поступали лучшие сыны России, ее стойкие и часто безвестные солдаты, - не уронил чести, бросил вызов палачам. Это была действительно смерть в бою. “Невероятным кажется другое, - размышляет его башкирский брат поэт Мустай Карим - дни, недели, месяцы - так, целый год, находясь под занесенным топором палача, Муса Джалиль сумел возвыситься над смертью, смог натянуть и привести в движение все струны своей поэтической души... ”

Леонид Рогозов.

Это произошло в 1961 году в центре Антарктиды на советской станции Новолазаревская.

Это самая милая и уютная станция в Антарктиде. На берегу пресноводного озера раскинулся крохотный поселок из нескольких аккуратных домиков; вокруг невысокие, освещенные солнцем горы, в прозрачном воздухе летают птички. Жить на такой станции, зимовать на ней куда удобнее, чем в Мирном или Молодежной, не говоря уже о Востоке. Очень сильных морозов здесь не бывает, от самого дальнего домика до кают-компании – метров сто, пресной воды – хоть залейся, надоело сидеть дома – иди в горы, прогуливайся себе на здоровье и собирай камни – кварц и другие разноцветные минералы для коллекции, которой можно будет прихвастнуть перед приятелями на Большой земле.

Так случилось, что заболел именно врач станции Леонид Рогозов. Он сам поставил себе диагноз-аппендицит. Леонид мог помочь любому из 12 своих товарищей, но ему операцию не мог сделать никто. Ни один самолёт не смог долететь до этой станции. Рогозов понимал, что без срочной помощи он умрёт (в этом случае станция останется на всю долгую антарктическую зиму без врача). И тогда врач решается оперировать себя сам, заявив «Придется оперировать самому». Через полтора часа все приготовления были завершены. Потом 90 мин

ут шло самооперирование. После окончания операции Рогозов спокойно сказал: «Все, можно убирать инструменты».

Андрей Комаров

Дежурный врач наркологического отделения НИИ протезирования имени Альбрехта, предотвратил трагедию и до прибытия пожарных вывел из горевшего здания шестерых пациентов. Свой поступок врач, который «просто подрабатывает» в этом отделении, подвигом не считает. Он просто догадался открыть металлические решетки и сам вытащил на улицу больных, шесть раз возвращаясь в горевшее помещение. «Если бы я испугался и сбежал, то они бы все погибли», - просто объяснил корреспонденту «Фонтанки» 26-летний врач. Пожар в наркологическом отделении начался на втором этаже, где и расположено наркологическое отделение. Это потом будет понятно: загорелась постель одного из пациентов. А тогда, ранним утром, сильная задымленность мешала определить размеры грозящей всем опасности. Находившихся под воздействием медицинских препаратов пациентов пришлось силой вытаскивать из постелей, нести на руках. Прибывшие на место пожарные подтвердили второй повышенный номер сложности возгорания. Горела ближайшая к главному выходу с этажа палата (всего на этаже в момент ЧП находились шестеро – пять мужчин и одна женщина). Пациенты не могли выбраться сами. Поэтому дежурный врач по отделению 26-летний Андрей Комаров начал сам эвакуировать больных. Он оперативно открыл ключом металлическую дверь на черную лестницу и вынес на руках первого пациента на улицу. После чего врач снова и снова возвращался в задымленные палаты. До приезда пожарных он вытащил на улицу 6 человек, - потом двух из них с признаками отравления угарным газом госпитализировали в НИИ скорой помощи. После пожара врач остался на работе, отказавшись от медицинской помощи врачей «Скорой». Пожарные отмечают, что парень сработал оперативно и смело. Сам Комаров всячески открещивается от того, что он совершил подвиг. «Любой на моем месте сделал бы также», - говорит он. Комаров, который из медперсонала один оставался на ночь в отделении, первым увидел пожар:

– Было сильное задымление, ничего не видно. Я полуприсядом пошел к палатам, и начал будить пациентов, - рассказывает он. В итоге были спасены несколько мужчин, из которых двоим за 40, девушка лет 20-ти и трое молодых людей лет по 23 – 25.

По предварительным данным, причиной возгорания стала либо непотушенная сигарета, либо брошенная на пол спичка.

Контингент, по словам Комарова, на отделении сложный: наркоманы. То, что пожар мог случиться из-за непотушенной сигареты, его ничуть не удивляет.

Андрей Комаров говорит, что в самом стационаре никаких тренировок по пожарной безопасности не проводилось, но когда произошел пожар, он действовал «на автомате».

Надо отметь, что на отделении Андрей проработал несколько лет, сначала медбратом, потом дежурным врачом. Наркологическое отделение НИИ не основная для него работа, а подработка. По специальности он терапевт и работает в одной из районных поликлиник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый воспитательский час "Время осени"

Формирование представления рубенка о временах года очень важно....

Открытый воспитательский час "Достопримечательности Дзержинска"

Занятие проведено с воспитанниками д.д. 31.03.2015 для педагогических работников д.д.В 2015 году , 30 марта городу исполнилось 85 лет, вот в связи с этим событием  и проводилось занятие. Задание ...

Открытое воспитательское занятие "В здоровом теле - здоровый дух!"

Открытое воспитательское занятие "В здоровом теле - здоровый дух!"...

Сценарий открытого воспитательского часа «День рождения классного коллектива»

  Цель: способствовать сплочению детского коллектива.         Задачи: создание условий для формирования умений работать...

Открытый воспитательский час "Государственная символика России"

занятие посвящено  флагу, гимну и гербу России...

Открытое воспитательское занятие "Спортивные сказки"

Открытое воспитательское занятие "Спортивные сказки"...

Открытый воспитательский час "Мы по улице шагаем"

Воспитательский час предназначен для детей младшего школьного возраста с целью закрепить знания по ПДД....