Урок по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
план-конспект урока (8, 9 класс)

Катмакова Валентина Алексеевна

 Класс: 8 «В», 9 «А»

Дата: 28.01.2019 г.

Тема урока: Чтение картинки «Спальня». Составление слов «Ма-ра», «Ро-ма» из разрезной азбуки. Чтение и письмо слов.

Цель: Овладение невербальными (альтернативными) средствами коммуникации («Чтение» изображений). Символ (пиктограмма) – спальня, кухня, гостиная, ванная, туалет. Использование в общении жестов, символов, картинок.)

Узнавание (различение) помещений квартиры (гостиная, спальня, кухня, ванная комната). Знание функционального назначения помещений квартир). Упражнение в составлении слов из разрезной азбуки : «Ма-ра», «Ро-ма». Чтение и письмо слов.

Коррекционно-образовательные задачи:

Формирование представлений о комнатах в доме. Соотнесение изображения с пиктограммой.

Уточнение, расширение, активизация и актуализация словаря по теме «Спальня».

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формирование интереса к социальной среде, навыков сотрудничества.

Коррекция эмоционального настроя.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие речевого дыхания, зрительного внимания, артикуляционной моторики.

Развитие ассоциативного и образного мышления ребенка: учить соединять слова и символы, объединяя их по замыслу.

Развитие мелкой моторики и графических навыков.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_uroka.docx36.39 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

Учитель:  Катмакова Валентина Алексеевна

 Класс: 8 «В», 9 «А»

Дата: 28.01.2019 г.

Тема урока: Чтение картинки «Спальня». Составление слов «Ма-ра», «Ро-ма» из разрезной азбуки. Чтение и письмо слов.

Цель: Овладение невербальными (альтернативными) средствами коммуникации («Чтение» изображений). Символ (пиктограмма) – спальня, кухня, гостиная, ванная, туалет. Использование в общении жестов, символов, картинок.)

Узнавание (различение) помещений квартиры (гостиная, спальня, кухня, ванная комната). Знание функционального назначения помещений квартир). Упражнение в составлении слов из разрезной азбуки : «Ма-ра», «Ро-ма». Чтение и письмо слов.

Коррекционно-образовательные задачи:

Формирование представлений о комнатах в доме. Соотнесение изображения с пиктограммой.

Уточнение, расширение, активизация и актуализация словаря по теме «Спальня».

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формирование интереса к социальной среде, навыков сотрудничества.

Коррекция эмоционального настроя.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие речевого дыхания, зрительного внимания, артикуляционной моторики.

Развитие ассоциативного и образного мышления ребенка: учить соединять слова и символы, объединяя их по замыслу.

Развитие мелкой моторики и графических навыков.

Планируемые результаты:

Личностные – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Предметные –составлять и читать слоги, слова,

- узнавать графический образ букв.

Познавательные – делать простейшие обобщения, сравнивать на наглядном материале.

Регулятивные – адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- соотносить свои действия и их результаты с заданным образцом, принимать оценку деятельности с помощью

учителя.

Коммуникативные – вступать в контакт и работать в коллективе;

- обращаться за помощью и принимать ее;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;

ТИП УРОКА: урок комбинированный.

Методы: словесные, обобщение, демонстрация, практическая деятельность.

Формы: фронтальная и индивидуальная работа.

Оборудование: презентация, предметные картинки, символы - пиктограммы комнат, задания, фломастер, кассы букв (классная и индивидуальные разрезная азбука), тетради, ручки.

                                                              Карта   урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся , БУД.

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностная

1.Организационный этап

1.Организационный момент.

Приветствие.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

Дети приветствуют учителя словесно или с помощью жеста.

Учащиеся сидят  и смотрят на учителя.

Активизация внимания во время речи учителя.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

II. Повторение.

Сегодня 28 января. Сейчас у вас будет урок «Речь и альтернативная коммуникация».

Слайд №2.

Начнём урок с речевой разминки.

Ар-ар-ар- красный самовар.

Ур-ур-ур- мы накормим кур.

Ор-ор-ор- убираем двор.

Ра-ра-ра – вот хорошая игра.

Ру-ру-ру- поиграем мы в игру.

Ро-ро-ро- поиграли пьем ситро.

Молодцы, ребята!

Посмотрите на экран. 

Слайд №2.

Упражнение «Проведи дорожку к дому». 

 (Девочка и мальчик заблудились, не знают дорогу домой). Проводите, пожалуйста, девочку и мальчика в то место, где они живут. Нарисуйте карандашом дорожку от детей к   дому, в жилище)

Где живут дети? (в доме)

Слайд №3.

Правильно, люди живут в домах, квартирах.

А ваш дом здесь, вы живете в этом большом доме. Внутри дома– разные комнаты, которые называются по-разному.  Девочка и мальчик со всем ещё маленькие, не знают названия комнат и даже свои имена. 

-Хотите помочь детям?

Мы сегодня на уроке будем учится называть комнаты в доме, составлять слова из разрезной азбуки, читать и писать в тетради.

 

Учащиеся наблюдают за происходящим.

Учащиеся смотрят на картинку (экран). Находят и называют соответствующую заданию картинку.

Дети слушают учителя, повторяют действия за учителем.

Дети слушают учителя и выполняют задания по его словесной инструкции.

Учащиеся выполняют действия по словесной инструкции учителя.

Учащиеся выполняют требования учителя.

Работают за партами с раздаточным материалом, рисуют карандашом дорожку.

Проявление активности и самостоятельности во время выполнения задания.

Проявление выраженного интереса к происходящему.

3. Актуализация знаний

Слайд№4 

А теперь поиграем в игру «Как называется эта комната?»

 (Уточнение названия комнат и их назначение)

 Засыпают девочки, засыпают мальчики,

 Уместились пухлые под щекою пальчики.

 Глазки закрываются, носики сопят,

Ах, какая мягкая в спальне кровать!  (Спальня)

-Как называется эта комната?

Что делают в спальне? (спят, отдыхают)

Слайд №5.

Тут пронзительно свистит

Чайник утром рано.

Холодильник тут стоит,

Раковина с краном. (Кухня)

 -Как называется эта комната?

 -Что делают на кухне? (готовят еду, кушают)

Слайд №6.

Гостей ожидает гостиная:

Чистая, важная, чинная.

Такая большая, парадная

Комната эта нарядная. (Гостиная)

-Как называется эта комната? Что делают в гостиной? (смотрят телевизор, слушают музыку, принимают гостей)

Слайд №7.

Тут не кухня и не спальня,

А для всех жильцов купальня.

Открываем оба крана,

Искупаемся мы в ванной. (Ванная)

-Как называется эта комната?

 Для чего нужна ванная комната? (в ванной комнате умываются, моются, стирают белье)

Слайд №8.

В это место бегают детишки,
Что бы не намочить свои штанишки.
Важнее места в мире нет
Это конечно
 (Туалет).

-Как называется эта комната? -Для чего нужен туалет? (чтобы сходить по нужде: посикать, покакать)

-Какие комнаты мы называли?

-Помогли мы девочке и мальчику называть комнаты в доме?

-Как Физминутка. «Вы наверное устали?»

Учащиеся смотрят на доску, наблюдают, называют картинку

Дети слушают речь учителя, отгадывают названия комнат, повторяют слова за учителем.

Учащиеся выполняют требования учителя. Работают за партами и отвечают на вопрос учителя.

Проявление активности и самостоятельности во время выполнения задания.

Проявление выраженного интереса к происходящему.

Проявление радости

и реакции во время выполнения физических упражнений.

4. Первичное усвоение новых знаний

Слайд №9.

III. Давайте вспомним, что же такое пиктограмма?

Пиктограмма - это знак или символ.

По пиктограмме мы опознаем реальные картинки.

Комната, где спим называется спальня.

А по каким предметам мы узнаем -что эта комната спальня?

В спальне есть кровать. На кровати подушка и одеяло. Это пиктограмма спальной комнаты.

А сейчас проверим, правильно ли вы запомнили.

Выполним упражнения на соотнесение пиктограммы с реальным предметом, изображением на картинке.

Слайд №10, 11, 12,13.

(упр.1) Педагог последовательно демонстрирует ребенку пиктограммы, предлагает опознать их и соотнести с его реалистичным изображением на картинке.

Выбери нужную картинку и проведи к ней стрелку

Учащиеся наблюдают за действиями учителя.

Соотносят пиктограммы с реальными объектом, изображением на картинке

Учащиеся слушают учителя и выполняют задание по его словесной инструкции.

По указанию учителя находят и называют пиктограммы.

Повторяют двигательные упражнения за учителем

Проявление активности и самостоятельности во время выполнения задания.

Проявление выраженного интереса к происходящему.

Познавательная мотивация.

5. Первичная проверка понимания

Слайд №14.

 (упр. 2) Покажи, что я назову.

Из 4 пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый; (упр. 2)

Слайд №15.

(упр. 3)

Найдите одинаковые картинки 

 (из 4 пиктограмм -выбрать 2 одинаковые).  (спальня, гостиная, спальня, кухня) (упр. 3)

Слайд №16.

(упр. 4)

 Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку. Выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других (упр. 4)

Слайд №17.

(упр. 5) Составим из картинок (пиктограмм) предложение и прочитаем его 

- Покажите пиктограмму «девочка» и пиктограмму действия предмета «спать».  

Девочка спит в какой комнате?

Мальчик спит в какой комнате?

  Выбираем и показываем пиктограммы в той последовательности, чтобы получилась фраза;

Девочка спит в спальне.

Мальчик спит в спальне.

Слайд №18.

Видеофизминутка.

Учащиеся показывают названную учителем пиктограмму-картинку, определяют его название.

Учащиеся находят и называют 2 одинаковые пиктограммы.

Учащиеся находят такую же картинку и проводят к ней стрелку.

Учащиеся жестом показывают действие-спать.

Учащиеся соотносят картинку девочка с пиктограммой.

Учащиеся составляют из картинок (пиктограмм) предложение и читают.

Учащиеся слушают инструкцию учителя и выполняют упражнения.

Учащиеся слушают и составляют за учителем предложение

По указанию учителя дети выполняют задания, используя картинки и карандаш.

Проявление активности и самостоятельности во время выполнения задания.

Проявление выраженного интереса к происходящему

Проявление радости и реакции оживления во время выполнения физических упражнений.

6.Первичное  закрепление

IV. А чтобы узнать имена детей нам надо составить слова из разрезной азбуки

 Вспомним, чем отличаются буквы от звуков? 
(Звуки мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем)

Открываем кассу букв и прочитайте изученные буквы (А У О М С Х Р)

Слушайте меня и выполняйте за мной задания.

Берём  большую букву М ставим на наборное полотно. Слева ставим маленькую букву а. Берём следующую маленькую букву р, затем маленькую букву а. Слово Ма-ра поделим на слоги, хлопая в ладоши: Ма-ра. 

Сколько слогов в слове Ма-ра?

В первом слоге Ммаа два звука— м а, во втором слоге рраа—тоже два звука р а.

Соединяем и читаем хором: « Ма-ра»

Имя девочки Мара пишется с большой буквы М.

Слово «Мара» -имя девочки. Назовем хором: «Мара».

  Берём большую букву Р ставим на наборное полотно. Слева ставим маленькую букву о. Берём следующую маленькую букву м, затем маленькую букву а. Слово Ро-ма поделим на слоги, хлопая в ладоши: Ро-ма. Сколько слогов в слове Ро-ма?

В слове Ро-ма два слога: Ро-ма. В первом слоге Рроо два звука— р  о.

во втором слоге ммаа—тоже два звука м а.

Соединяем и читаем хором Ро-ма.

Слово «Рома»-имя мальчика.  Назовем хором: «Рома»

Имя мальчика пишется с большой буквы Р.

Слайд 19.

Какие имена мы составили? (Мара, Рома)

Девочку зовут: «Мара», а мальчика зовут: «Рома».

V. Письмо в тетради.

А сейчас напишем слова «Ма-ра» и «Ро-ма» 

 в тетради.

Пальчиковое упражнение.

Пальцы делают зарядку, 
Чтобы меньше уставать. 
А потом они в тетрадке 
Будут буковки писать. 
(
Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки)  

Проверка осанки, положение ручки в руке, положение тетради.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою-
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Учащиеся по показу учителя составляют слова из разрезной азбуки и читают.

 Определяют из каких букв составлено слово, сколько слогов в слове.      

Читают слова хором и индивидуально.                                          

Учащиеся слушают речь учителя, читают буквы, составляют слова и читают. Повторяют слоги, слова за учителем.

Дети слушают учителя, выполняют пальчиковое упражнение за учителем.

Дети сидят за партами и составляют слова из разрезной азбуки.

Хлопают в ладоши выделяя слоги в слове.

Учащиеся пишут в тетради слова по образцу, по написанному учителем.                                    

Проявление активности  и самостоятельности во время выполнения задания.

Проявление выраженного интереса к происходящему.

Познавательная мотивация.

Активизация внимания во время речи учителя.

8. Рефлексия ( подведение итогов занятия)

Слайд 20.

VI. Итог занятия.

Проверка усвоение материала.

Вспомните о чём мы сегодня говорили на уроке?

- Как называется комната, где спят?

-Какие слова мы составляли?

-Какие слова мы писали в тетради?

Вывод: комната где спят, называется спальня.

 Девочку зовут-Мара, а мальчика зовут-Рома.

-Как вы думаете, мы справились с заданиями на уроке?

Молодцы!

Слайд №21.

2. Рефлексия

Перед вами на столе лежат 2 смайлика. Посмотрите внимательно и выберите тот, который вам подходит.

1 смайлик - Я доволен своей работой. Мне всё понравилось!

2 смайлик - Я затруднялся. Но в следующий раз у меня все получится!

Занятие закончено!

Спасибо за урок.

Учащиеся вспоминают основные и интересные моменты, которые были на уроке. Актуализируют свои знания.

Отвечают на вопросы учителя. Повторяют за учителем слова которые использовались на уроке.  

Учащиеся сидят за партами и смотрят на учителя

Проявляют внимание и интерес к речи учителя. Проявление самостоятельности при ответе на вопросы учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации

Конспект открытого занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации (по дополнительной образовательной программе "Азбука общения")тема: "Кораблики плывут"проведено в марте 201...

Диагностическое обследование: АООП вариант 9.2/СИПР; предмет "Речь и альтернативная коммуникация", раздел "Коммуникация"

Стратегия коррекции умственной отсталости при возникновении трудностей должна строиться на принципе «зоны ближайшего» развития и принципе учета слабого звена. «Зона ближайшего»...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: «Речь и альтернативная коммуникация»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКАПредмет: «Речь и альтернативная коммуникация»...

Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.

Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.Альтернативная коммуникация – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут...