Профориентация как составляющая часть решения задачи социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
статья

Гуляева Алла Ивановна

В статье рассматриваются направления профориентационной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Статья может быть полезна социальным педагогам, классным руководителям, учителям, работающим с особенными детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профориентация как составляющая часть решения задачи социализации обучающихся с ОВЗ.

В нашей школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья не только физического, но и интеллектуального. Большинство обучающихся имеют инвалидность, значительная часть из них – с нарушениями опорно-двигательного аппарата. За последние годы  отмечается тенденция  увеличения количества обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.  Поэтому такую важность и остроту приобретает вопрос их максимально полной социальной адаптации, интеграции в общество и личностной самореализации.

После окончания школы перед выпускниками встает сложная задача профессионального самоопределения. Подростку  с ограниченными возможностями здоровья нередко трудно выбрать самостоятельно интересующую его сферу деятельности, поэтому на помощь приходят педагоги, психологи, дефектологи, логопеды, врачи-психоневрологи.

Для помощи в адекватном выборе будущей профессии учитываются индивидуальные особенности, способности учеников к тому или иному виду труда, интересы и возможности каждого обучающегося.  

Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

-   изучение личностных и профессионально важных качеств подростка;

- выявление соответствия состояния здоровья подростка требованиям той профессии, которую он выбирает;

-  оказание помощи в подборе соответствующего профессионального учебного заведения и предоставление необходимой информации о нем. 

Определение профессиональной пригодности и профориентация осуществляется комплексно и начинается уже в начальной школе. Путешествия в мир профессий проводятся с первого класса. Ребята получают первоначальное представление о значении труда в жизни человека и общества, знакомятся с различными профессиями, приобретают опыт участия в различных видах общественно-полезной деятельности.

 Профориентация  продолжается  в средней и старшей школе. Наиболее активно работа по профессиональному определению обучающихся  ведется в 8-10 классах. Ее  цель – подготовить выпускников школы к адекватному выбору профессии,  определения жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда.

Для обучающихся 9-10 классов во время летней трудовой практики и подготовки к экзаменам по труду проводятся беседы о профессиях, колледжах, где можно продолжить обучение после окончания школы, организуется  работа в школьных мастерских, теплице и на пришкольном участке.

В библиотеке школы оформляется выставка книг, имеющих профориентационную направленность, проходят читательские конференции. Ведется активная информационно-просветительская работа на классных часах, проходят беседы, диспуты на темы: «Профессии разные, профессии нужные», «Профессии моих родителей», «Моя будущая профессия», «Кем быть?», «Все работы хороши – выбирай на вкус!», «Работа каждого важна, работа каждого нужна», «Какие качества нужны для твоей будущей профессии?», «На кого вы хотели бы быть похожи?». «Если бы я был …» (диспут), «Где можно получить профессию?», «Куда пойти учиться?».

На  уроках русского языка, чтения и математики подбираются задания профориентационной направленности, на уроках труда  прививается интерес  к труду, формируются трудовые навыки.

Элементы профориентации  прослеживаются и на других уроках.  При изучении материала  проводится связь с профессиями (например, при изучении темы «Витамины» на уроках естествознания рассказывается о специалистах, которые выращивают овощи и фрукты).

На уроках  «Социально-бытовая ориентировка» школьники учатся не только ухаживать за одеждой, обувью, домом, но и готовят  различные  блюда. Эти уроки дети очень любят и, в дальнейшем,  некоторые выпускники  поступают в колледжи, чтобы получить профессию «Повар. Кондитер».

Основной предмет в школе – профессионально-трудовое обучение. Трудовая подготовка обучающихся в школе осуществляется в специально оборудованных мастерских по специальностям: картонажно-переплетное, слесарное, столярное, швейное дело.

Мастерские оснащены оборудованием, разнообразными пособиями, таблицами, дидактическим материалом.  В каждой мастерской оформлен стенд по профориентации.

Обучающиеся знакомятся с профессиональными приемами работы, получают разнообразные технико-технологические сведения, учатся ориентироваться в задании, планировать свою деятельность, справляться с большим объемом ручной работы. Все обучающиеся  9 классов успешно сдают выпускные экзамены по труду. После окончания школы обучающиеся имеют возможность поступить в колледж и овладеть профессией по тем направлениям трудовой подготовки, которые есть в школе. Кроме этого, они могут пройти обучение в колледжах и по другим профессиям.     

Для тех обучающихся, которые из-за своего заболевания не могут продолжать обучение в колледжах, и для тех, кто ещё не определился с выбором или заинтересовался работой в сфере озеленения, предлагается обучение в  10 классе.

           В  10 классе трудовая подготовка ведется по специализации «цветоводство».  Производственное обучение проходит на базе совхоза декоративного садоводства «Останкино».  Известно, что возможности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в профессиональной подготовке из-за  психофизических особенностей существенно ограничены. Для этих детей необходима особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности. Создание теплицы в школьном дворе сыграло существенную роль в реализации поставленной перед нами основной задачи социализации, адаптации таких детей.

К вопросу создания материальной базы для теплицы подошли серьёзно и ответственно, с привлечением опыта родителей учеников и профессионалов из совхоза «Останкино», где осваивают будущую профессию ученики нашей школы. Зимой ребята готовят рассаду, изучают на практических занятиях отличие семян цветов от семян овощей, осваивают методы полива растений,

изучают свойства земли, строение почвы, применение удобрений. Сажать растения учатся на примере посадки лука, чеснока, укропа, редиса. А весной и осенью ребята работают в теплице на территории школы. Многие родители стали делать посадки дома для поддерживания трудовых навыков детей. По результатам мониторинга после работы  в теплице многие обучающиеся выбрали профессию «Цветовод-озеленитель».

          Профориентационную     направленность    имеет    участие    старшеклассников   в  различных творческих   конкурсах   (районных, окружных  и  городских). Проводятся ежегодные  кулинарные  конкурсы, конкурсы «Лучший по профессии».

В течение нескольких лет обучающиеся школы участвуют в городском конкурсе моделирования костюма из нетрадиционных материалов «Новый взгляд» и занимают ведущие места. Этот конкурс проводится в рамках городской инновационной площадки: «Интегративная модель «Визуально-информационные технологии как эффективная форма творческого развития и социокультурной адаптации обучающихся в современном мегаполисе».

         Старшеклассники школы   посещают  Дни  открытых дверей в колледжах (в рамках проекта «Профессиональная среда», «Московский день профориентации», «Единый день профориентации»). У ребят есть возможность ознакомиться с тем, как проходит учебный процесс, увидеть оборудование, готовые изделия, узнать технологию их изготовления. Ребята знакомятся  с технологией производства продукции в производственных мастерских колледжей,   принимают участие в мастер-классах.

 Стало хорошей традицией проводить на базе школы встречи родителей и старшеклассников с преподавателями колледжей -  «День колледжей». Представители колледжей проводят презентации своих учебных заведений  с  демонстрацией рекламных роликов, проспектов, буклетов, работ обучающихся, мастер-классы, знакомят ребят с условиями поступления и обучения в  колледжах.  Частыми гостями и участниками таких встреч становятся  студенты старших курсов - бывшие выпускники школы. Они  на своём примере  рассказывают об особенностях учёбы в данном колледже, демонстрируют свои работы. Это повышает уровень мотивации при выборе будущей профессии  обучающимися старших классов.

Для родителей старшеклассников социальные педагоги, психологи школы и классные руководители проводят индивидуальные и групповые консультации по  профориентации, на которых обсуждаются такие вопросы, как  «Роль семьи в выборе профессии», «Будущее ваших детей», «Желания, способности и возможности», проводятся мониторинги «Профессия  моего сына (дочери)», «Куда пойти учиться?». В вестибюле школы размещен информационный стенд для родителей и обучающихся «Где получить профессию?»

Вся  эта работа является частью практической подготовки детей к самостоятельной жизни и труду, формирует у них знания, умения, способствует социальной адаптации.

Более 90% наших выпускников успешно закончили колледжи или обучаются в колледжах  в настоящее время. В большинстве своем наши выпускники интегрируются в общество и адаптируются на своем уровне. Одни работают после окончания средних учебных заведений, другие не могут работать на предприятиях, в организациях, но являются помощниками по хозяйству в своих семьях, становятся достаточно независимыми и самостоятельными в быту.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочное время».

Духовно - нравственное воспитание в школе - интернате для детей с ОВЗ— неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитательного процесса. В процессе выполнения режимных моментов и на занятиях по развит...

Социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В презентации речь идет о работе с детьми инвалидами и обучающимися с ОВЗ в ГБПОУ КНТ им. Б.И. Корнилова, а так же плюсы и минусы работы....

«Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочное время».

laquo;Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во вне...

«Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочное время».

laquo;Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочно...

Музейная педагогика как инновационная технология социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В  последнее  время  отечественная  педагогическая  наука  терпит  значительные  изменения  в  контексте  внедрения  новых  форм,...

Опыт социального проектирования, как элемент педагогической системы социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Социальное проектирование - это форма организации (технология) практической деятельности учащихся в контексте компетентностного образования, один из способов реализации системно — деятельностног...

Нравственное воспитание - важная часть социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Система формирования нравственной культуры у детей с ограниченными возможностями здоровья....