Опыт социального проектирования, как элемент педагогической системы социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
статья

Ольга Васильевна Панова

Социальное проектирование - это форма организации (технология) практической деятельности учащихся в контексте компетентностного образования, один из способов реализации системно — деятельностного подхода в образовании.

Под социальным проектированием понимается деятельность: социально значимая, имеющая социальный эффект; результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта». Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.

Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса.

Приоритетным направлением развития и изменений в образовательной системе Сызранского филиала ГБОУ школы - интерната №2 г.о. Жигулёвск является  социальное проектирование, направленное на формирование жизненных компетенций, воспитание, развитие и социализацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Следовательно,  применение технологий социального проектирования  в Школе рассматривается нами как ведущее направление в воспитательной работе с обучающимися. Одной из задач деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения является воспитание гармонично развитой и социально активной  личности, способной к самоорганизации, готовой к участию в добровольческой деятельности, обеспечивающей успех каждого ребёнка. Средством, способствующим решению данной задачи можно считать участие в социально значимой общественной деятельности.

Ученический и педагогический коллектив  школы активно участвует в проектной деятельности различного уровня с 2012 года. Функционирование в школе системы социального проектирования, обеспечивает формирование жизненно важных компетенций у обучающихся с ОВЗ на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности. Представляем реализованные проекты, разнообразные формы и темы которых позволили эффективно формировать социальное здоровье и развивать универсальные учебные действия, содействуя полноценному выполнению требований новых образовательных стандартов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт социального проектирования,

как элемент педагогической системы социализации обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья.

Автор:

Руководитель Сызранского филиала

ГБОУ «Школы-интернат № 2 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г.о. Жигулёвск,

к.п.н. Панова Ольга Васильевна

Национальный проект «Образование» одной из целей ставит «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ». Актуальной на наш взгляд, является проблема социального здоровья детей как необходимой составляющей  духовно-нравственного воспитания и развития личности. Никитина Н.Н. рассматривает социальное здоровье как «интегративную характеристику состояния и свойств личности, системное личностное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных, образующих его структурных компонентов. Состав этих компонентов включает, с одной стороны, все подструктуры личности (когнитивную, аффективную, поведенческую, и деятельностную), а с другой, обеспечивает гармонизацию адаптивности (приспособления) личности и её автономизации (обособления) как важнейшего критерия социального здоровья» [1, с. 7].  Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья  акцентирует внимание педагогов на активном внедрении в практику работы системно — деятельностного подхода. Поэтому посредством социального проектирования у детей с ОВЗ будет формироваться социальное здоровье.

Социальное проектирование - это форма организации (технология) практической деятельности учащихся в контексте компетентностного образования, один из способов реализации системно — деятельностного подхода в образовании.

Под социальным проектированием понимается деятельность: социально значимая, имеющая социальный эффект; результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта». Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.

Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса.

Приоритетным направлением развития и изменений в образовательной системе Сызранского филиала ГБОУ школы - интерната №2 г.о. Жигулёвск является  социальное проектирование, направленное на формирование жизненных компетенций, воспитание, развитие и социализацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Следовательно,  применение технологий социального проектирования  в Школе рассматривается нами как ведущее направление в воспитательной работе с обучающимися. Одной из задач деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения является воспитание гармонично развитой и социально активной  личности, способной к самоорганизации, готовой к участию в добровольческой деятельности, обеспечивающей успех каждого ребёнка. Средством, способствующим решению данной задачи можно считать участие в социально значимой общественной деятельности.

Ученический и педагогический коллектив  школы активно участвует в проектной деятельности различного уровня с 2012 года. Функционирование в школе системы социального проектирования, обеспечивает формирование жизненно важных компетенций у обучающихся с ОВЗ на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности. Представляем реализованные проекты, разнообразные формы и темы которых позволили эффективно формировать социальное здоровье и развивать универсальные учебные действия, содействуя полноценному выполнению требований новых образовательных стандартов.

  • Муниципальный Проект «Росток» был реализован в 2012 году. Это экологический проект, направленный на озеленение общественных пространств (улиц, парков и скверов города). В рамках проекта было высажено более 100 деревьев и 200 кустарников.
  • Муниципальный Проект «Дорогою добра» реализован в 2012 году. В рамках проекта были созданы детские игровые площадки в отдалённом от центра города микрорайоне.
  • Муниципальный Проект «Мир, в котором я живу» реализован в 2013 году. Данный проект направлен на создание малых форм для города, а именно приведение в эстетический вид остановок города, пропаганда здорового образа жизни.
  • Муниципальный Проект «Волшебный сад» реализован в 2013 году. В рамках проекта была благоустроена заброшенная дворовая территория.
  • Муниципальный Проект «В мире с самим собой» реализован в 2014 году. Цель данного проекта: социализация детей и молодёжи через комнату психо-эмоциональной разгрузки. Профилактика негативных явлений в молодежной среде, правонарушений среди детей и подростков, через создание оптимальных условий для быстрого и эффективного снятия эмоционального перенапряжения, восстановления работоспособности.
  • Муниципальный Проект «Живая сказка» реализован в 2014 году. В рамках проекта создана живая сенсорная комната на пришкольной территории, где дети с ограниченными возможностями здоровья посредством живой природы познают цвет, форму, величину. Созданы клумбы разной геометрической формы и величины, где высажены цветы разной цветовой гаммы. Построены песочницы и сенсорная тропа.
  •  Муниципальный Проект «Голубь мира», посвящённый 70-летию Великой победы. Реализован в 2015 году. В рамках проекта совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья были сшиты 2000 белых голубей. Проведены интерактивные площадки в микрорайонах города. Символ мира – белый голубь был вручен ветеранам Великой отечественной войны в г. Сызрань и Самаре, а также ветеранам Второй мировой войны в США г. Портленд.
  •  Муниципальный Проект «Помогите стать успешным» реализован в 2015 году. Цель проекта: подвигнуть ребенка к самообучению в специально подготовленной с помощью дидактических материалов среде. С помощью Монтессори - материалов ребенок, играя легко учится. Познает мир, развивает логическое и пространственное мышление, мелкую моторику, координацию движений, получает практические навыки самообслуживания.
  • Федеральный Проект «Дом ремёсел», реализован в 2017г. В рамках проекта создана социальная гостиная, обеспечивающая  успешную социализацию и получение допрофессиональных навыков, у детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Федеральный Проект «Город добрых дел», реализован в 2018году. В рамках проекта  создано  комплексное взаимодействие государственных и муниципальных организаций различной ведомственной принадлежности, некоммерческих организаций и социально ответственного бизнеса для организации работы с детьми с ОВЗ и их семьями на территории г. о. Сызрань.
    На территории образовательного учреждения  создан  реабилитационный парк, организована социально – психологическая  и реабилитационная помощь детям с ограниченными возможностями, их семьям на базе парка.

В Школе необходимо создать условия для развития и поддержки проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства). Школа не может быть замкнутым пространством, и невозможно добиваться положительных результатов в образовании, не взаимодействуя с внешней средой. Внедряя в школьное пространство систему проектирования, мы создаем условия, в которых обучающиеся эффективно готовятся к успешной самостоятельной жизни.

1.        Психолого-педагогическое обеспечение социального здоровья детей и подростков в условиях дополнительного образования: методическое пособие/под ред. Н.Н. Никитиной.- Ульяновск: УИПКРО, 2008. – С.112.