Музейная педагогика как инновационная технология социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
статья

Ольга Васильевна Панова

 

В  последнее  время  отечественная  педагогическая  наука  терпит  значительные  изменения  в  контексте  внедрения  новых  форм,  методов  и  приемов  организации  учебной  деятельности.  Одной  из  новых  отраслей  современной  педагогической  науки,  которая  активно  внедряет  такие  инновации  в  школьную  практику,  есть  музейная  педагогика. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музейная педагогика как инновационная технология

социализации обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья.

Руководитель

Сызранского филиала

ГБОУ школа-интернат № 2

для обучающихся с ОВЗ г.о. Жигулёвск

Панова Ольга Васильевна, к.п.н.

В  последнее  время  отечественная  педагогическая  наука  терпит  значительные  изменения  в  контексте  внедрения  новых  форм,  методов  и  приемов  организации  учебной  деятельности.  Одной  из  новых  отраслей  современной  педагогической  науки,  которая  активно  внедряет  такие  инновации  в  школьную  практику,  есть  музейная  педагогика.  

Современные школьники отличаются от прежних поколений. Они увлекаются компьютерными технологиями, современными видами искусства, новыми телепрограммами. Дети зачастую не в силах справиться с потоком  необработанной информации, они забывают о нравственных ценностях, морали, культуре и важнейших достижениях человечества. Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности всех ступеней образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. В связи с этим необходимо  искать, разрабатывать и внедрять новые формы и средства активизации познавательной деятельности. И на помощь нам приходит музейная педагогика, которую на сегодняшний день рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.  Почему в образовательных учреждениях на современном этапе  большое значение уделяют музейной педагогики? Ответ прост: в наше непростое время необходимо развивать и повышать нравственные и патриотические чувства молодого поколения. Именно музейная педагогика оказывает большую помощь в процессе воспитания личности. Именно с помощью музейной педагогики я вижу возможность формирования гражданско-патриотических чувств у  учеников. Воспитание обучающихся на примерах истории, осмысливание опыта предшествующих поколений является гарантом того, что патриотизм и гражданственность будут всегда нормой общества.

   Цели музейной  педагогики в школе:

  1. Развивать эмоциональную сферу детей и воспитывать у учащихся любовь к родному краю;
  2. Формировать у учащихся способность проникать во внутренний мир (предназначение, историю, пользу, культурно-экономическое значение) предметов, постигать их истинную ценность;
  3. Воспитывать у учащихся элементы исторического сознания;
  4. Формировать у учащихся конкретные знания в области истории, воспитывать у учащихся чувства национального самосознания и любви к истории родного края. Таким образом, музей в школе является средством творческой самореализации личности, маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.

    Школьный музей – прекрасное средство для повышения учебной мотивации учащихся, расширения их кругозора, формирования навыков, необходимых в научно-исследовательской и проектной деятельности. Музейная  педагогика  предполагает  проведение  уроков  по  различным  научным  дисциплинам  (биология,  история,  физика,  музыка,  природоведение,  художественная  культура)  в  помещении  музея  или  с  использованием  экспонатов  на  базе  школы. Музейная педагогика  является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно – пространственной среде, она  дает учителю возможность:

-осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

-сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;

-раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

-объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

-организовать интересные уроки и дополнительные, внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее.

Таким образом, музейная педагогика – это целый комплекс образовательных и воспитательных мероприятий, применяемых на практике, основывающихся на всестороннем использовании материалов как школьных, так и городских музеев.

Педагогический коллектив Сызранского филиала ГБОУ школы-интерната № 2 г.о. Жигулевск осуществляет большую работу по патриотическому воспитанию детей с ОВЗ. Был разработан и реализован проект «Голубь мира». В рамках проекта совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья были сшиты 2000 белых голубей. Проведены интерактивные площадки в микрорайонах города. Символ мира – белый голубь был вручен ветеранам Великой отечественной войны в г. Сызрань и Самаре, а также ветеранам Второй мировой войны в США г. Портленд.

   Создана Музейная комната «Старая квартира» ­развивающее пространство школы 
по духовно­ нравственному  и гражданско­-патриотическому воспитанию  учащихся с ОВЗ. На базе которой проведены: Акция «Предметы ушедшей эпохи»; Исследовательско-поисковая работа учащихся школы, в рамках акции «Я – гражданин России».
Создано четыре постоянных экспозиций, и регулярно создаются временные. Созданы компьютерные мультимедийные издания:

«Дорогою добра»;

Творческий альбом «Учитель глазами учеников»;

Исторический очерк «Моя Малая родина».

Разработано  более десяти тематических экскурсий

Разработано и издано Центром специального образования Самарской области авторское Учебное пособие «История и культура Самарского края».

   Сызранский филиал  - Победитель областного конкурса

 "Лучший проект туристского маршрута малых городов и сел Самарской области". 

Проект "Почтово - телеграфная контора - памятник архитектуры XIX века" стал победителем в номинации

"Лучший познавательный маршрут"

 Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что учащиеся с интересом будут заниматься в школьном музее, особенно когда сами являются участниками творческого процесса, при этом будет повышаться их культурный уровень, возникнет потребность в получении новых знаний.

 Музей способствует формированию личности обучающихся, воспитанию  гражданина и патриота, достойного человека общества.  Работа в музее формирует   нравственное отношение к прошлому. К прошлому, без осмысления которого, нельзя понять настоящее и предвидеть будущее.

 Музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим образованием. Школьный музей, как и любой другой музей,  способствует возрождению самосознания, патриотизма, понимания учениками  значимости своего родного города в богатой истории Самарского края и страны, ориентируют школьника на  гражданские патриотические ценности.

                                    Список литературы

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2011.- 223 с.
  2. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. - С.102-105.
  3. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С.34-37.
  4. Музей и школа /Под ред. Т.А.Кудриной. М.: Просвещение, 1985. – 192 с.
  5. Столяров Б. А. Музейная педагогика. М. 2004. С. 105-108.М.: Высш. шк., 2004 — 216 с.
  6. Следзевский И.В. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия.// Преподавание в школе. - №7. - 2007. -С. 10-15.
  7. Туристско–краеведческие кружки в школе: Методические указания для руководителей /Под  ред.  В.В.Титова. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музейная педагогика как инновационная технология социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Сызранский филиал ГБОУ школа-интернат № 2 для обучающихся с ОВЗ г.о. Жигулёвск Руководитель Сызранского филиала Панова Ольга Васильевна, к.п.н.

Слайд 2

Актуальность Осмысливание опыта предшествующих поколений Формирование активной гражданской позиции

Слайд 3

Музейная педагогика – это особый процесс представления обучающемуся культурных ценностей с целью погружения (соучастия, сопереживания) последнего в представляемую тему, событие или исторический период средствами информационно-коммуникативных и интерактивных технологий.

Слайд 4

Цели музейной педагогики в школе : Развивать эмоциональную сферу детей и воспитывать у учащихся любовь к родному краю; Формировать у учащихся способность проникать во внутренний мир (предназначение, историю, пользу, культурно-экономическое значение) предметов, постигать их истинную ценность; Воспитывать у учащихся элементы исторического сознания; Формировать у учащихся конкретные знания в области истории, воспитывать у учащихся чувства национального самосознания и любви к истории родного края.

Слайд 5

Музей в школе является средством творческой самореализации личности, маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур. Школьный музей даёт возможность: -осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению; -сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников; -раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала; -объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах; -организовать интересные уроки и дополнительные, внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее.

Слайд 6

Проведена акция в поддержку МИРА, раздавая белых голубей. Проект «Голубь мира»

Слайд 7

Музейная комната «Старая квартира» ­развивающее пространство школы по духовно­ нравственному и гражданско­-патриотическому воспитанию учащихся с ОВЗ. Созданы компьютерные мультимедийные издания: «Дорогою добра»; Творческий альбом «Учитель глазами учеников»; Исторический очерк «Моя Малая родина». Акция «Предметы ушедшей эпохи» Исследовательско-поисковая работа учащихся школы, в рамках акции «Я – гражданин России». Создано четыре постоянных экспозиций, и регулярно создаются временные. Разработано более десяти тематических экскурсий

Слайд 8

Сызранский филиал - Победитель областного конкурса "Лучший проект туристского маршрута малых городов и сел Самарской области". Проект "Почтово - телеграфная контора - памятник архитектуры XIX века" стал победителем в номинации "Лучший познавательный маршрут" Победитель дистанционной викторины «Знатоки родного края»

Слайд 10

Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. (Плутарх)

Слайд 11

Вместе мы –сила!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика,как инновационная педагогическая технология

Выступление на  семинаре -практикуме 05.02.2013...

Использование музейной педагогики как инновационной технологии в создании предметно- развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС.

Музейная педагогика в ДОУ является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения ребёнка в специально организованную предметно- развивающей среды....

Презентация на тему: Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология, основа социализации личности ученика

Презентация на тему: Из опыта работы "Музейная педагогика  как инновационная педагогическая технология, основа социализации личности ученика"...

Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология

     В последнее десятилетие в российских школах  все больше становится паспортизированных музеев. Поэтому особое внимание в системе образования  уделяется музейной пед...

статья на тему «Музейная педагогика как инновационная технология активного обучения».

Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности всех ступеней образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы макси...

«Музейная педагогика как инновационная технология активного обучения».

В  последнее  время  отечественная  педагогическая  наука  терпит  значительные  изменения  в  контексте  внедрения  новых  форм,...

статья на тему«Музейная педагогика как инновационная технология активного обучения».

Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодей...