статья на тему «Музейная педагогика как инновационная технология активного обучения».
статья

Жигульская Марина Ивановна

Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности всех ступеней образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. Одной  из  новых  отраслей  современной  педагогической  науки,  которая  активно  внедряет  такие  инновации  в  школьную  практику,  есть  музейная  педагогика.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Музейная педагогика.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Музейная педагогика как инновационная технология активного обучения».

Подготовила:

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №62 г. Воронеж

Жигульская М.И.        

zhigulskayam@mail.ru

В  последнее  время  отечественная  педагогическая  наука  терпит  значительные  изменения  в  контексте  внедрения  новых  форм,  методов  и  приемов  организации  учебной  деятельности.  Одной  из  новых  отраслей  современной  педагогической  науки,  которая  активно  внедряет  такие  инновации  в  школьную  практику,  есть  музейная  педагогика.  

Современные школьники отличаются от прежних поколений. Они увлекаются компьютерными технологиями, современными видами искусства, новыми телепрограммами. Дети зачастую не в силах справиться с потоком  необработанной информации, они забывают о нравственных ценностях, морали, культуре и важнейших достижениях человечества. Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности всех ступеней образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. В связи с этим необходимо  искать, разрабатывать и внедрять новые формы и средства активизации познавательной деятельности. И на помощь нам приходит музейная педагогика, которую на сегодняшний день рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.

Почему в образовательных учреждениях на современном этапе  большое значение уделяют музейной педагогики? Ответ прост: в наше непростое время необходимо развивать и повышать нравственные и патриотические чувства молодого поколения. Именно музейная педагогика оказывает большую помощь в процессе воспитания личности. На своих уроках, я всегда делаю акцент на понятиях гражданственность, патриотизм, толерантность, на проблемах, связанных с этими понятиями. Школьный музей помогает мне на этом поприще. Именно с помощью музейной педагогики я вижу возможность формирования гражданско-патриотических чувств у  учеников. Воспитание обучающихся на примерах истории, осмысливание опыта предшествующих поколений является гарантом того, что патриотизм и гражданственность будут всегда нормой общества.

Цели музейной  педагогики в школе:

  1. Развивать эмоциональную сферу детей и воспитывать у учащихся любовь к родному краю;
  2. Формировать у учащихся способность проникать во внутренний мир (предназначение, историю, пользу, культурно-экономическое значение) предметов, постигать их истинную ценность;
  3. Воспитывать у учащихся элементы исторического сознания;
  4. Формировать у учащихся конкретные знания в области истории, воспитывать у учащихся чувства национального самосознания и любви к истории родного края. Таким образом, музей в школе является средством творческой самореализации личности, маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.

Как учителю истории и обществознания  мне часто приходиться сталкиваться с тем, что многие учащиеся не могут, или плохо справляются при работе с источником, исторической картой или учебником, с трудом сравнивают, обобщают изученный материал,  не всегда умеют устанавливать причинно-следственные связи.  Таким образом, активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания относится к наиболее актуальным проблемам современной педагогики. Необходимо развивать познавательную активность на уроке. Школьный музей – прекрасное средство для повышения учебной мотивации учащихся, расширения их кругозора, формирования навыков, необходимых в научно-исследовательской и проектной деятельности. Музейная  педагогика  предполагает  проведение  уроков  по  различным  научным  дисциплинам  (биология,  история,  физика,  музыка,  природоведение,  художественная  культура)  в  помещении  музея  или  с  использованием  экспонатов  на  базе  школы. Музейная педагогика  является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно – пространственной среде, она  дает учителю возможность:

-осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

-сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;

-раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

-объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

-организовать интересные уроки и дополнительные, внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее.

Таким образом, музейная педагогика – это целый комплекс образовательных и воспитательных мероприятий, применяемых на практике, основывающихся на всестороннем использовании материалов как школьных, так и городских музеев.

Главной целью обучения с использованием средств музейной педагогики  я считаю - расширение познавательного интереса к предмету и повышение мотивации учебной и внеурочной деятельности, а вышеперечисленные  формы работы повышают уровень образовательного процесса. Музейные уроки проводятся в завершение темы при обобщении материала или, напротив, в начале новой темы, чтобы вызвать еще больший интерес. У учащихся формируются яркие, чёткие образы, возникает интерес к изучаемому материалу, а так же лучше закрепляются знания.

 Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что учащиеся с интересом будут заниматься в школьном музее, особенно когда сами являются участниками творческого процесса, при этом будет повышаться их культурный уровень, возникнет потребность в получении новых знаний.

Моя  педагогическая деятельность уже несколько лет связана с работой в школьном музее. В нашей школе  почти все мероприятия гражданско-патриотической направленности  проводятся  на базе школьного музея «Микрорайон Березовая роща»  (так называется улица Центрального района на которой находится наша школа).

Наш школьный музей был организован в 1998 году. Сначала это была музейная комната, которая хранила архивные документы о школьной жизни с 1963 года (год открытия начальной школы). Велась большая поисковая работа по сбору школьных аттестатов того времени, грамот, фотографий, списков учителей и учеников. В ходе поиска учащиеся школы заинтересовались сбором предметов крестьянского быта. Музейная комната для выставки таких объемных экспонатов стала мала. В 2008 году администрацией школы был выделен отдельный кабинет под школьный музей.С 2017 года на базе школьного музея ведется курс внеурочной деятельности.

В нашей школе музей является составляющей частью  воспитательной работы по формированию и развитию патриотизма и гражданской позиции  учащихся. Посредством музея создаётся обратная связь между учеником и учителем, классом и классным коллективом, актив музея помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам музея. Фонды музея со сменными экспозициями позволяют готовить многочисленные выставки и использовать их как дополнительный материал к уроку. Работа по военно-патриотическому воспитанию ведется круглый год. Традиционными стали мероприятия, посвященные знаменательным датам в истории нашей страны. На мероприятия приглашаются ветераны войны и труда, участники локальных войн.

Одним из направлений работы в нашем музее является поисковая работа и сотрудничество с Советом ветеранов микрорайона «Березовая роща».  Актив школы под руководством учителей-историков проводят встречи с ветеранами, тружениками тыла, юными узниками концлагерей, ведут сбор воспоминаний о боях в Воронеже во время Великой отечественной войны, о послевоенном восстановлении родного города. Регулярно проводят экскурсии в музей школы «Березовая роща» для учащихся школы силами экскурсоводов- старшеклассников.

Музей также координирует связь с такими общественными организациями как районная и городская  библиотеки, Советом ветеранов микрорайона Березовая роща.

Ветераны-жители микрорайона «Березовая роща» не просто гости нашей школы, они активные участники общешкольных мероприятий, концертов.

За нашим образовательным учреждением закреплены: братская могила № 13, расположенная в ЦПКиО «Динамо», мемориальная доска на доме № 58 по ул. Березовая роща. Мы со своими учащимися поддерживаем порядок у подшефных памятников культуры, что, несомненно, воспитывает чувство ответственности и сознательность у обучающихся. Здесь же регулярно проводятся  городские историко-культурные уроки, посвященные памятным датам военной истории нашего государства.

Мы стараемся помочь каждому ребёнку занять активную жизненную позицию, вовлекая его в поисково-исследовательскую, экскурсионную и информационно - пропагандистскую деятельность. Через конкретные дела патриотической направленности создаём детям все условия для самовыражения и самореализации личности. Интегрированные уроки с элементами краеведения, тематические экскурсии по родному краю, расширяют кругозор учащихся, развивают у них познавательный интерес. Таким образом, можно отметить, что музейный урок предоставляет  большие возможности для того, чтобы сделать процесс обучения и воспитания школьника активным, содержательным, насыщенным познавательной деятельностью и тем самым превращает его в существенный фактор развития личности. Вопрос  музейной  педагогики  чрезвычайно  актуальный,  поскольку  практическое  применение  новейших  методов  и  форм  работы  в  формате  «школа-музей»  дает  ощутимые  результаты  в  процессе  формирования  знаний  и  умений  школьников,  в  их  патриотическом  и  эстетическом  воспитании. Результатом использования средств музейной педагогики может стать:

- увеличение количества и повышение качества работ, выполняемых учащимися по самостоятельно выбранной теме или проблеме   (проекты, учебные исследования, рефераты, презентации);

-  повышение у учащихся самооценки, самоутверждения, уверенности в себе;

-  умения публичного выступления перед аудиторией;

- рост интереса обучающихся к сохранению и поддержанию истории и традиций родной школы, родного города.

- повышение интереса к учебе, стремление к достижению новых высоких результатов;

Таким образом, музейная педагогика играет позитивную роль в обучении истории и воспитании подрастающего поколения. Музей способствует формированию личности обучающихся, воспитанию  гражданина и патриота, достойного человека общества.  Работа в музее формирует   нравственное отношение к прошлому. К прошлому, без осмысления которого, нельзя понять настоящее и предвидеть будущее.

И в заключении, хочется отметить, что музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим образованием. Школьный музей, как и любой другой музей,  способствует возрождению самосознания, патриотизма, понимания учениками  значимости своего родного города в богатой истории Воронежского края и страны, ориентируют школьника на  гражданские патриотические ценности.

                                    Список литературы

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2011.- 223 с.
  2. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. - С.102-105.
  3. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С.34-37.
  4. Музей и школа /Под ред. Т.А.Кудриной. М.: Просвещение, 1985. – 192 с.
  5. Столяров Б. А. Музейная педагогика. М. 2004. С. 105-108.М.: Высш. шк., 2004 — 216 с.
  6. Следзевский И.В. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия.// Преподавание в школе. - №7. - 2007. -С. 10-15.
  7. Туристско–краеведческие кружки в школе: Методические указания для руководителей /Под  ред.  В.В.Титова. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика,как инновационная педагогическая технология

Выступление на  семинаре -практикуме 05.02.2013...

Использование музейной педагогики как инновационной технологии в создании предметно- развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС.

Музейная педагогика в ДОУ является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения ребёнка в специально организованную предметно- развивающей среды....

Презентация на тему: Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология, основа социализации личности ученика

Презентация на тему: Из опыта работы "Музейная педагогика  как инновационная педагогическая технология, основа социализации личности ученика"...

Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология

     В последнее десятилетие в российских школах  все больше становится паспортизированных музеев. Поэтому особое внимание в системе образования  уделяется музейной пед...

«Музейная педагогика как инновационная технология активного обучения».

В  последнее  время  отечественная  педагогическая  наука  терпит  значительные  изменения  в  контексте  внедрения  новых  форм,...

Музейная педагогика как инновационная технология социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В  последнее  время  отечественная  педагогическая  наука  терпит  значительные  изменения  в  контексте  внедрения  новых  форм,...

статья на тему«Музейная педагогика как инновационная технология активного обучения».

Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодей...