Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология
статья по краеведению (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Апсатаров Валерий Яковлевич

       В последнее десятилетие в российских школах  все больше становится паспортизированных музеев. Поэтому особое внимание в системе образования  уделяется музейной педагогике как инновационной педагогической технологии. Она становится всё более привычной в практике  историко-краеведческого,  гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания личности в едином образовательном процессе. Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям, изучению истории родного края, воспитанию патриотизма подрастающего поколения, творческое развитие личности.

       Музейная педагогика – это интегративная область, которая включает в себя научно  - исследовательскую и музейную практическую деятельность. Она тесно связана с такими дисциплинами, как  история, музееведение, культурология и др.

       Современная музейная педагогика использует различные формы, методы и технологии. Базовыми формами культурно - образовательной деятельности музея являются: экскурсии, лекции, консультации, конференции, клубы, кружки,  конкурсы, встречи с интересным человеком, литературные вечера и праздники (по М. Ю. Юхневичу). Чтобы приобщить ребёнка к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, нужно погрузить школьника в культурно-историческое пространство.  Особая роль в этом принадлежит музею.

        Школьный музей позволяет комплексно решать вопросы воспитания, обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления обучающихся на основе создания педагогически целесообразно организованной развивающей образовательной среды. Эта среда не только организация экскурсий, но и собирание, и изучение (исследование) музейных предметов и артефактов в процессе совместной краеведческой деятельности детей и педагогов. Развивающая образовательная среда школьного  музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, педагогические технологии и методы деятельности, знания различных научных областей, формировать предметные, метапредметные и ключевые компетенции школьников, развивать навыки межличностной коммуникации, обеспечивая поэтапное и последовательное развитее личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon muzeynaya_pedagogika_apsatarov_v.ya_.pdf313.77 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика,как инновационная педагогическая технология

Выступление на  семинаре -практикуме 05.02.2013...

Использование музейной педагогики как инновационной технологии в создании предметно- развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС.

Музейная педагогика в ДОУ является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения ребёнка в специально организованную предметно- развивающей среды....

Презентация на тему: Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология, основа социализации личности ученика

Презентация на тему: Из опыта работы "Музейная педагогика  как инновационная педагогическая технология, основа социализации личности ученика"...

статья на тему «Музейная педагогика как инновационная технология активного обучения».

Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности всех ступеней образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы макси...

«Музейная педагогика как инновационная технология активного обучения».

В  последнее  время  отечественная  педагогическая  наука  терпит  значительные  изменения  в  контексте  внедрения  новых  форм,...

Музейная педагогика как инновационная технология социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В  последнее  время  отечественная  педагогическая  наука  терпит  значительные  изменения  в  контексте  внедрения  новых  форм,...

статья на тему«Музейная педагогика как инновационная технология активного обучения».

Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодей...