Литературный ринг "В Пушкинском царстве – сказочном государстве" (5-8 класс, внеклассная работа)
материал (5, 6, 7, 8 класс)

Бацанова Лариса Владимировна

Данное мероприятия направлено на воспитание интереса к жизни и творчеству А.С. Пушкина, общее развитие литературно-творческих способностей учащихся:

  • формирование речевой деятельности: слушание, говорение;
  • развитие духовного мира учащихся;
  • воспитание любви и уважения к литературе, к поэтическому слову, к книге.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_ring.docx361 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. В Пушкинском царстве – сказочном государстве

Цель:

1.Повторить, закрепить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина.

2. Развивать память, речь, внимание, творческие способности учащихся.

3. Прививать любовь к чтению, к книге.

Оборудование: презентация, портрет А.С.Пушкина, записи фрагментов из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», отрывки из мультфильмов по сказкам А.С.Пушкина, карточки с вопросами, детские рисунки по сказкам А.С.Пушкина

Ход игры

Звучит песня «К нам приходит сказка».

Ведущий:

К нам приходят пушкинские сказки,

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова – алмазы

На прекрасный бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы.

Всё скорей нам хочется узнать

О Гвидоне, о попе и о царице,

О семи богатырях хотим всё знать.

Убегаем мы частенько в сказку,

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство свежих красок,

В торжество добра над тёмным злом.

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

Здравствуйте, дорогие ребята! Знаете ли вы, что 10 февраля – День памяти А.С.Пушкина? В этот день 1837 года А.С.Пушкин скончался от раны, нанесенной ему на дуэли на Черной речке в Петербурге. Случилось это 181 год назад, но мы до сих пор помним и любим Пушкина.  А.С.Пушкин и сейчас является самым читаемым автором у взрослых и у детей. Особенно привлекают изумительные сказки Пушкина. Сам он впервые услышал русские народные сказки в детстве от своей няни Арины Родионовны, а когда стал взрослым , превратил некоторые из них в свободные и певучие стихи.

Давайте же сегодня в День памяти Пушкина проведем литературный  ринг по его сказкам. Он будет состоять из трех раундов. Оценивать игру и подсчитывать баллы будет жюри.

Представление команд. ( 3 балла)

Команда «Богатыри»

Девиз: Кто много читает, тот много знает.

Соперникам: Здравия мы вам желаем, но победить вас обещаем.

Жюри: Коли будете честны, уважать вас будем мы.

Команда «Золотые рыбки»

Девиз: Ум хорошо, а много – лучше!

Соперникам: Мы не будем откупаться, будем мы соревноваться!

Жюри: Вы судите нас не за злато серебро, а за знания да умения.

Чтобы конкурсы шли без заминки,

Сейчас проведем мы разминку.

Разминка (1балл за ответ)

За три минуты вы должны вспомнить и написать названия сказок, которые написал А.С.Пушкин.

Списки сдают жюри.

Послушайте музыкальные фрагменты из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и угадайте, какие эпизоды изобразил в них композитор.

(Пение белочки, выход 33 богатырей, появление царевны Лебедь, полет шмеля.)

Узнайте сказку по рисунку

Первый раунд «Знатоки сказок».

Ну, что ж, отправляемся смело вперед.

Нас пушкинских сказок ждет городок.

А сейчас проверим, как вы знаете содержание сказок, насколько вы были внимательны при чтении. Но сначала мы оживим страницы некоторых сказок.

Задание 1. Посмотрите начало «Сказки о рыбаке и рыбке». Ответьте на вопросы по ее содержанию. ( 1 балл за вопрос)

1. С какими словами обращался старик к рыбке?(Смилуйся, государыня рыбка.)

2. Что просила старуха у рыбки?

(Новое корыто, избу, «быть столбовою дворянкой», «быть вольною царицей», «быть владычицей морскою».)

3. Какое желание рыбка так и не выполнила? (Стать владычицей морскою.)

4. Кто из героев сказки говорил: «Не печалься, ступай себе с богом!» (Золотая рыбка.)

Задание 2. Посмотрите начало «Сказки о царе Салтане…» Ответьте на вопросы по содержанию.

1. Какую песню пела белка «при честном при всем народе»? («Во саду ли, в огороде…»

2. Что за стража обходила дозором славный город? (33 богатыря.)

3. В кого превращался князь Гвидон? (В комара, муху, шмеля.)

4. Кем был злой коршун, который хотел погубить Царевну Лебедь? (Чародеем.)

Задание 3. Волшебные известия – газета, первый номер посвящен публикации сказочных объявлений (2 балла)
1. Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары
Соболя – 10 тысяч рублей;
Черно-бурые лисы – 5 тысяч рублей;
Донские жеребцы – 20 тысяч рублей;
Чистое серебро – 15 тысяч рублей;
Злато – 30 тысяч рублей.
И все это по доступным ценам! «Пальмира» ждет вас! 
(«Сказка о царе Салтане»)
2. Тем, кто интересуется жилплощадью!
Всего за 5 тысяч сдаю на лето свою горницу в аренду.
В горнице имеются:
- кругом лавки, крытые ковром,
- под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Второй раунд «Детективный».

Детективы – это специалисты по расследованию запутанных дел. Поиграем в детективов. ( 1 балл за вопрос)

Задание 1. Кто отправил телеграмму? (Прочитайте отрывок и угадайте, из какой он сказки.)

1. Полно, мужичок,

Вышлем тебе весь оброк –

Только слушай. Видишь ты палку эту?

Выбери себе любую мету.

Кто далее палку бросит,

Тот пускай и оброк уносит.

Что ж? Боишься вывихнуть ручки?

Чего ж ты ждешь?

(Бесенок из «Сказки о попе и о работнике его Балде»)

2. Ветер, Ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

(Королевич Елисей из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»)

3. Ох, дети, дети!

Горе мне! Попались в сети

Оба наших сокола!

Горе! Смерть моя пришла!

(Царь Додон из Сказки о золотом петушке»)

4. Ты, царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня.

Что стрела попала в море;

Это горе – все не горе…

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом.

(Царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане»)

Задание 2. Узнай героя по его описанию. Кто он и из какого произведения?

1. Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

(Царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане»)

2. Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело,

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел.

(Царь Додон из «Сказки о золотом петушке»)

3. В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

(Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

4.Правду молвит ,молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла. (Царица из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Задание 3. Узнайте героя по событию, которое случилось в его жизни.

1.Этот герой еще в раннем детстве был засмолен в бочку вместе со своей матерью и брошен в синее море. (Князь Гвидон.)

2.А эта героиня была отравлена яблоком. Но все закончилось благополучно.

(Царевна.)

3.Этот герой служил жадному человеку. Однажды ему пришлось тягаться с бесами. (Балда.)

4.Этот герой был подарком для царя. А подарен был мудрецом. (Золотой петушок.)

Блицтурнир для капитанов (Команда может выручить капитана за 0,5 балла.)

1. С какими словами обращалась царица к зеркальцу?

(«Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»)

2. Что отвечало зеркальце?

(«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее.»)

3. Как звали сенную девушку? (Чернавка.)

4. Назовите имя жениха молодой царевны. (Елисей.)

5. У кого жила царевна в лесу? (У семи богатырей.)

6. Как звали собаку семи богатырей? (Соколко.)

7. Как богатыри называли царевну? («Коли красная девица, будь нам милая сестрица.»)

8. К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (К солнцу, месяцу, ветру.)

9. Где братья похоронили молодую царевну? (Понесли в пустую гору.)

10. Что сказала царевна, когда ожила? («Как же долго я спала!»)

11. Кто подарил золотого петушка царю Додону? (Звездочет.)

12. Где сидел петушок, охраняя границы государства? (На спице.)

13. Что кричал петушок, предупреждая об опасности? («Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!»)

14. Что просил в награду об услуге мудрец-звездочет? (Исполнить его первую волю как свою.)

15. Сколько дней пировал Додон в шатре у шамаханской царицы? (Неделю.)

16. Чем ответил царь Додон на просьбу мудреца подарить ему шамаханскую царицу? («Царь хватил его жезлом по лбу, тот упал ничком, да и дух вон…»)

Третий раунд «Поэтический».

1 задание. Я читаю начало стихотворения, ваша задача узнать его и продолжить

1. Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился…

(И царица у окна

Села ждать его одна.

Из «Сказки о мертвой царевне…»)

2. Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет…

(Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах…

Из «Сказки о царе Салтане»)

3.Со второго щелка

Лишился поп языка…

(А с третьего щелка

Вышибло ум у старика.

Из «Сказки о попе и о работнике его Балде»)

4.А царица вдруг пропала,

Будто вовсе не бывало.

(Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

Из «Сказки о золотом петушке»)

Задание 2.Восстановите строчки стихотворения  ( 2 балла)

(Командам раздаются листочки.)

1.Звезды, небе, в, синем, блещут.

Море, волны, синем, в, хлещут.

2. Князь, моря, у, снова, ходит.

Моря, глаз, синя, с, не, сводит.

3.Море, на, остров, лежит.

На, град, острове, стоит.

4.Перед, растет, ель, дворцом.

Хрустальный, а, ней, под, дом.

Подведение итогов (выступление жюри, награждение, заключительное слово учителя).

Вот и закончилась наша игра. Все сегодня были молодцы! Играли честно, благородно, красиво. И самое главное – вы показали, что знаете, любите и помните А.С.Пушкина.

Ну, а если захотите

В сказку вновь вы возвратиться,

То чудесные мгновенья

Могут снова повториться.

В этом вам поможет книга!

Стоит в руки ее взять,

И любимые герои

С вами встретятся опять!

До новых встреч!

ГБОУ ЛНР «Ирминская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат»

https://fs01.infourok.ru/images/doc/4/4145/img0.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер- класс "Внеклассная работа как средство повышения мотивации в изучении иностранного языка"

Разработка мастер- класса  внеклассной работы по иностранному языку с различными видами внеклассной работы...

Методический материал проведения математического вечера «КВМ - клуб веселых математиков» для учащихся старших классов. (внеклассная работа)

Математический вечер для старшеклассников – внеклассное мероприятие, которое имеет воспитательные и образовательные цели.Вызывает интерес к предмету, преображает знания о явлениях окружающего мира, ок...

Методическая разработка. Урок по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина "В некотором царстве, в сказочном государстве..."

Литературная игра "Внекотором царстве, в сказочном государстве..." позволит более тесно соприкоснуться с творчеством М.Е. С-Щедрина, с его биографией, расширить литературный словарь. Ребята знакомятся...

Внеклассное мероприятие по французскому языку «Сказочное царство» для учащихся 5 – 9 классов

Данное мероприятие может служить материалом для проведения внеклассной работы для учащихся 5-9 классов. Мероприятие состоит из презентации об авторе, мультфильма на французском языке "Спящая красавица...

Сценарий интегрированного урока "В сказочном царстве, почвенном государстве..."

Данный урок расширяет кругозор учащихся, даёт возможность поработать с различными источниками информации. Изучаемый материал способствует формированию ключевых компетенций учащихся....