Внеклассное мероприятие "В Солнечном царстве- Космическом государстве"
план-конспект урока по астрономии (5 класс) по теме

Бариева Залина Ауладиновна

Ролевая игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_solnechnom_tsarstve.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

Учитель МКОУ СОШ №1

с.п. Нартан Бариева З.А.

                                         -1-

Цель урока: ознакомить учащихся с космическими телами и планетами Солнечной системы; расширить кругозор учащихся.

Материалы и оборудования: компьютерная поддержка- презентация.

                                 Ход урока.

Учитель

Ребята! Сегодня мы с вами совершим сказочное путешествие в Солнечное царство- Космическое государство.

Эпиграфом к нашему уроку являются слова К.Фламмариона:

« Картина звездного неба все еще остается самой величественной из картин это ... Будем же любоваться этой картиной и вглядываться в нее все пристальнее и пристальнее, чтобы стать разумнее, благороднее и совершеннее.»

Ребята! Я попрошу вас представить себе звездное небо. Лунной ночью небо кажется очень красивым. Мягкий, серебристый свет луны заливает землю. Тысячи мерцающих звезд разбросаны по всему небу. Луна опускается все ниже и ниже и, наконец, исчезает за горизонтом. Небо темнеет, и теперь видно гораздо больше звезд, они кажутся еще ярче.

С древних времен у человека, когда он смотрел на небо, возникало много вопросов. В Космическом государстве очень много загадок и сегодня мы попытаемся разгадать некоторые из них.

Вы все уже знаете, что существует 9 планет: Марс, Венера, Земля, Меркурий относятся к планетам земной группы; Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун- к планетам-гигантам, и Плутон- планета- карлик.

Вы, конечно же знаете свой адрес и можете сказать, в каком доме, на какой улице живете. А где же живет Земля?

Давайте спросим ее саму, пусть она расскажет нам свой космический адрес, ведь в нашем сказочном царстве- космическом государстве возможны любые чудеса.

Земля

Слышу, слышу... Отвечу вам, хоть и некогда мне с вами разговаривать. Кручусь, верчусь без отдыха и день и ночь.

Мой родной район Солнечная система. Свое название она получила в честь щедрого светила- Солнца, которое сияет в самом ее центре и одаривает теплом и светом всех, кто живет здесь.

У Солнца 9 планет. Ближе всех к нему, на « Первой Кольцевой улице», живет Меркурий, на « Второй Кольцевой улице»,-

Венера, на « Третьей»- я, Земля, на « Четвертой»- Марс.

                                                     -2-

За ним располагаются планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун, а маленький Плутон живет на самой последней « Девятой улице»- поэтому и тепла ему достается меньше всех.

Мы все безостановочно вращаемся вокруг Солнца, каждая по своей дороге- орбите, много-много тысячелетий подряд. И чем дальше находится планета от Солнца, тем длиннее ее орбита. Самая короткая - у Меркурия, полный круг она делает за 38 земных суток, а самая длинная- у Плутона: у него на дорогу уходит 250 лет! Ну а я свою орбиту пробегаю за 1 год.

Учитель Послушай, Земля, а не скучно ли вам путешествовать в одиночестве по таким длинным космическим дорогам?

Земля Мы вовсе не одиноки, почти у каждой планеты есть спутники. У меня- Луна, У Марса- два спутника-малыша- Фобос и Деймос, а у планет-гигантов их целые семейства: по 10 и больше. Так что в нашем районе много жителей.

 Учитель Земля, а где находится твой район- Солнечная система, в каком городе?

Земля В городе, который называется Галактика. И таких районов в нем бесконечно много. Вечером на небе вы видите звезды- это далекие огни моего города. С Земли они кажутся крохотными искорками, а на самом деле каждая звезда- огромный пылающий шар, расположенный очень далеко от нас.

Учитель А много ли таких городов на свете?

Земля Да, звездных городов, таких как моя Галактика, огромное количество. До сих пор никто не знает, сколько их. И все они находятся в стране, которая называется Вселенная.

У нее нет ни начала ни конца. Мою страну даже мысленно невозможно ни объехать, не облететь- такая она громадная.

Я оставлю вам свой космический адрес:

Страна- Вселенная

Город- Галактика

Район- Солнечная система

Улица- Третья Кольцевая

Планета- Земля.

Ну а мне уже пора. До встречи!

Учитель Ребята! Я хочу задать вам вопрос: как возникла Земля?

Первый ученик Этот вопрос волнует человечество уже не первое тысячелетие. Первые гипотезы, т.е.научные предположения о возникновении Земли стали появляться только в 18 веке, когда наука накопила достаточное количество сведений о нашей планете и о Солнечной системе.

Французский ученый Жорж Бюффон предположил, что земной шар возник в результате катастрофы. В очень определенное время какое-то небесное тело, например, комета, столкнулось с Солнцем. При этом возникло множество « брызг». Наиболее крупные из них, постепенно остывая, дали начало планетам.

Второй ученик По- другому объяснял возможность образования небесных тел немецкий ученый Иммануил Кант. Он предположил, что Солнечная система

                                                        -3-

произошла из гигантского пылевого облака. Частицы этого облака находились в постоянном беспорядочном движении, взаимно притягивали друг друга, сталкивались, слипались, образуя сгущения, которые стали расти и со временем дали начало Солнцу и планетам.

Третий ученик Пьер Лаплас, французский астроном и математик, предложил свою гипотезу, объясняющую образование и развитие Солнечной системы. По его мнению, Солнце и планеты возникли из вращающегося раскаленного газового облака. Постепенно остывая, оно сжималось, образуя многочисленные кольца, которые уплотняясь, создали планеты, а центральный сгусток превратился в Солнце.

Четвертый ученик

Наш соотечественник, известный ученый Отто Юльевич Шмидт в 1944г.предложил свою гипотезу образования планет. Он полагал, что миллиарды лет назад Солнце было окружено гигантским облаком, которое состояло из частичек холодной пыли и замерзшего газа. Все они вращались вокруг Солнца. Находясь в постоянном движении, сталкиваясь, взаимно притягивая друг друга, они как бы слипались, образуя сгустки. Постепенно газово-пылевое облако сплющивалось, а сгустки стали двигаться по круговым орбитам. Со временем из них

и образовались планеты нашей Солнечной системы.

Учитель В чем же состоит уникальность нашей планеты?

Пятый ученик Наша Земля прекрасна. Космонавты говорят, что из космоса она выглядит как драгоценный камень. Но главная особенность Земли, ее уникальность состоит в том, что только на ней из всех планет Солнечной системы есть жизнь. Кроме того, наша планета обладает атмосферой, которая отличается от атмосфер других планет. В ней содержатся кислород, которым дышат живые существа, и углекислый газ, необходимый для питания растений. К тому же в атмосфере есть озон, образующий озоновый слой, задерживающий опасное для организмов излучение из космоса. Только наша планета обладает огромными запасами воды, только у нас есть почва. Все эти особенности нашей планеты и делают возможным существование на ней живых организмов.

Учитель Солнце целый день освещает и обогревает Землю, а к вечеру, описав дугу на небосводе, скрывается из виду. Небо темнеет и наступает ночь. Вы спросите, а куда прячется Солнце? Но оно никуда не прячется. В том, что день сменяется ночью, виновата наша планета. Она, как и все другие, вращается вокруг самой себя и подставляет Солнцу то один бок, то другой.

 Вам покажется странным, почему мы с вами не чувствуем, что Земля движется. Вращается планета, и все, что на ней находится- горы, моря, леса, города и люди,- тоже движется вместе с Земле. Но это движение заметить трудно, потому что Земля движется бесшумно, равномерно, без толчков. И нам, людям, кажется, что планета стоит на месте, а по небу движется Солнце.

Чтобы вы хорошо поняли, как день сменяется ночью, проделаем небольшой опыт.

Представьте себе, что пламя свечи- это Солнце, а яблоко- наша Земля. Посмотрите, половина яблока освещена, а половина- темная.

 Там, где белый флажок,- сейчас день, а где синий- ночь. Повернем яблоко так, чтобы белый флажок оказался в тени, а синий на освещенной стороне. День и ночь

                                                     -4-

поменялись местами. Земля совершает один полный оборот вокруг себя за 24 часа. Это время называют сутками.

Но у разных планет сутки длятся разное количество времени. Например, если бы мы жили не на Земле, а на Меркурии, то в нашем календаре было бы не 365 листочков, а всего 1, потому что в меркурианском году всего 1 день. Кончается день- кончается год, зато весь следующий год тянется ночь. А почему так происходит пусть объяснит сам Меркурий.

Меркурий

Сначала я немного расскажу о себе. В Солнечном царстве я самый маленький. Моя орбита находится ближе всех к Солнцу, поэтому тепла и света мне достается в 6 раз больше, чем Земле. Днем у меня жарковато, в полдень температура поднимается до

+420 С! Моя поверхность раскаляется так, что на ней можно печь пироги без всяких духовок и сковородок. Но делать этого не советую: пироги все равно сгорят. Зато ночью начинается мороз до -180 С. Но мороз вовсе не означает, что пришла зима. Ни зимы, ни лета, ни весны, ни осени у меня никогда не бывает. И на санках вам кататься не придется: у меня нет воды, а поэтому никогда не идут дожди и не падает снег. Ураганов и ветров тоже не бывает, потому что у меня нет воздуха.

 Никто из людей ко мне еще не прилетал в гости. Автоматические разведчики с земли сфотографировали меня несколько раз. И оказалось, что я очень похож на Луну, но это сходство только внешнее. Если бы вы оказались у меня в гостях, вы, конечно же, обратили бы внимание на странное поведение Солнца на моем меркурианском небе. Вы привыкли к тому, что Солнце на Земле всегда восходит в одном и том же месте на востоке, а заходит на западе. А у меня оно никаких правил не соблюдает и ведет себя как вздумается. Восходит то на западе, то на востоке, то остановится на полпути и возвращается назад. А то вдруг восходит и заходит дважды за сутки. Вы удивлены? Это происходит из-за моего календаря. Видите ли, я, как и все мои братья и сестры-планеты, кручусь вокруг самого себя, правда не слишком быстро. Зато вокруг Солнца я бегаю как угорелый. Никто из планет не может со мной в этом тягаться, я мчусь по своей орбите в 7 раз быстрее космической ракеты. Из-за того, что я быстро бегаю вокруг Солнца, а вокруг себя поворачиваюсь медленно, мой год короче суток в 2 раза, и соситовляет88 земных суток. Год-день, год- ночь. Так что в моем календаре действительно один листок. Спутников у меня нет.

У меня еще много секретов, но расскажу я о них только тогда, когда вы прилетите ко мне в гости. До встречи!    

Учитель ребята! А сейчас давайте попросим рассказать о себе еще одну планету земной группы, соседку Земли- Венеру.

Венера  Я, Венера, такая яркая, что сияю даже при свете Солнца в лучах утренней и вечерней зари. Но я не звезда, а вторая планета нашей Солнечной системы, как и другие планеты я сама не свечусь, я только отражаю солнечный свет, поэтому кажусь серебристым, блестящим шаром. За блеск и красоту меня часто называют утренней звездой. Люди меня называют Венерой в честь богини любви и красоты. Я очень похожа на Землю. Мы

                                                     -5-

почти одного размера и оба закутаны в газовые покрывала. У меня оно особенно толстое и плотное, поэтому моя поверхность нагревается еще больше, чем на Меркурии- до +500 С.

Ученые уже знают, что я по сравнению с землей, ленива и неповоротлива. Земля успевает обернуться вокруг своей оси 117 раз,  а я только 1 раз. Из-за этого ваши земные часы были бы у меня совершенно бесполезными: они убеждали бы вас, что прошло 5 земных суток, а на самом деле не истек 1 венерианский час.

У меня на планете круглый год жаркое лето. Причем такое жаркое, что металлы свинец и олово можно было черпать ведрами, словно воду.

Учитель Венера, если у тебя не падает снег, может идет дождь?

Венера Вы видели, что происходит с каплями воды, когда они падают на горячую плиту? Они вскипают и тут же исчезают: вода испаряется и улетучивается. Я во много раз

Горячее плиты, и поэтому вся вода испарилась и на моей поверхности нет ни капли. У меня, также как и у Меркурия нет спутников.

 Да и Солнца, если бы вы жили на Венере, никогда не видели бы. Атмосфера моя очень плотная и плохо пропускает свет, поэтому на планете всегда пасмурно.

«Скучная планета»,- скажите вы, но не торопитесь. Я полна загадок и тайн. Много раз ко мне прилетали автоматические разведчики, но ученые мечтают отправиться ко мне в гости сами и увидеть меня своими глазами.

 Ребята! Подрастайте быстрее, изучайте разные науки и прилетайте ко мне в гости, и я вам открою все свои тайны. До встречи!

  Учитель  Ребята! Мы не раз слышали, что Марс называют красной планетой. Вам, наверное, интересно  узнать почему? А пусть он нам сам расскажет.

Марс Если на ночном небе вы увидите красноватую звездочку, которая как будто подмигивает, знайте, что это я- планета Марс , ближайший сосед Земли. Я меньше Земли в 2 раза и от солнца нахожусь дальше, поэтому тепла мне достается меньше. Днем на моей планете очень жарко, а ночью- мороз. Но ни купальный костюм, ни шуба вам не понадобятся, потому что для прогулок нужна только одна одежда- скафандр. Почему? потому что марсианский воздух совершенно не пригоден для дыхания. На Земле человек и все живые организмы дышат кислородом, а мой воздух состоит из вредного углекислого газа. Если бы человек глотнул моего воздуха, сразу задохнулся бы.

На Марсе есть вода в виде льда, но ее очень мало. Но когда-то давным-давно воды на планеты было столько же, что и на Земле. Текли реки, огромные марсианские впадины были заполнены морями и океанами. Но реки высохли, моря опустели. Почему так случилось, куда исчезла вода неизвестно.

Ну а красным я кажусь из-за своей почвы: моя поверхность красно-бурого цвета, потому что содержит много железа. И небо у меня не голубое, как над

                                                   -6-

Землей, а тускло-розовое из-за части чек красноватой пыли, которая постоянно находится в воздухе.

 Если бы вы отправились в путешествие по Марсу, то увидели бы глубокие долины, кратеры потухших вулканов, русла высохших рек. У меня самые высокие горы, таких больше нет ни на одной планете во всей Солнечной системе. У меня много загадок, но самая интересная из них- есть ли жизнь на Земле.

Роботы, прилетавшие ко мне, к сожалению, не сумели ничего узнать, и поэтому земляне собираются лететь ко мне в гости сами, чтобы я смог раскрыть им все свои тайны. У меня два спутника- Фобос и Деймос, что означает «Страх» и «Ужас».

Ну все мне тоже уже пора.  Вас с нетерпением буду ждать.

Учитель  Итак, ребята, мы с вами познакомились с планетами земной группы, а теперь давайте пригласим планеты- гиганты.

Юпитер Я- Юпитер- самая большая планета Солнечной системы. Моя масса превышает массу всех других планет, месте взятых. Не случайно меня назвали в честь главного римского бога, царя богов.

Я- гигантский быстро вращающийся шар. В моей атмосфере расположены длинные слои облаков, из-за которых я кажусь полосатым. Ученые предполагают, что моя поверхность жидкая или даже газообразная. Из-за большой удаленности от Солнца температура на моей поверхности около -130 С. У меня 16 спутников, самый большой из них- Ганимед- крупнейший из всех спутников в Солнечной системе.

Сатурн   Меня так назвали в честь одного из древнеримских богов, покровителя земледелия. Ученые считают, что я- самая необычная по внешнему виду планета. И все из-за того, что меня окружают яркие кольца. Общая ширина всех колец огромна- десятки тысяч километров. Но их толщина невелика- не более одного километра. Считают, что кольца образованы различными частицами, камнями, глыбами разных размеров, покрытые льдом, снегом или инеем.

 Температура на моей поверхности приближается к -170 С.

У меня рекордное число спутников- 30, но учеными изучено только 17.

Уран   Меня так назвали в честь древнейшего греческого божества, олицетворяющего небо. Я примерно в 2 раза меньше Сатурна. Меня практически не видно с Земли невооруженным взглядом. Я – первая планета, открытая с помощью телескопа. Меня случайно обнаружил в 1781 году английский астроном Уильям Гершель. У меня 15 спутников.

Плутон Я самая маленькая и самая удаленная от Солнца планета. Я нахожусь от Солнца в 40 раз дальше, чем Земля. Меня обнаружили в 1930 году и назвали в честь греческого божества, владыки подземного мира. Моя планета еще плохо изучена, меня еще не посещали земные космические

аппараты. У меня только один спутник.

                                                    -7-

 Я затрачиваю на один оборот вокруг Солнца почти 250 земных лет. Так что получатся, что я с момента своего открытия не успел еще совершить один полный оборот.

Учитель Ребята, я надеюсь, что вам понравились рассказы планет и вы узнали много нового и интересного.

Молодцы, ребята, вы внимательно слушали рассказы планет, а раз так, то, наверное, поняли, что ни на одной из них нет жизни, нет океанов и морей, лесов и полей, нет воздуха, которым мы могли бы дышать. И нам с вами очень повезло, что мы живем на такой красивой планете, как Земля.

 Но сейчас нашей удивительной планете угрожает опасность исчезновения. С развитием человечества планета сильно пострадала. Вырублены огромные площади лесов, истреблены многие животные. От копоти и дыма многих тысяч заводов и выхлопных газов автомобилей сильно загрязняется воздух. Ядовитыми веществами наполняются реки, моря и океаны. От этого гибнут рыбы и морские животные. Да и люди стали чаще болеть из-за того, что наша природа серьезно больна.

Ребята, вам интересно, что произойдет с Землей в ближайшие 100 лет? Будет ли она красивой и чистой или все живое на ней погибнет? Чтобы узнать это , давайте

 Совершим фантастическое путешествие в будущее. Представьте себе, что вы находитесь не в классе, а в кабине машины времени.

 Итак, отправляйтесь в путешествие во времени на 100 лет вперед. Вы находитесь в 2107 году. Посмотрите, какой безжизненной стала наша Земля. Человек вырубил все леса,  в реке течет грязная, ядовитая вода. В воздухе полно дыма и копоти.

Да, не очень-то красивой стала наша планета.

 И.И. Лонго.

Будь милосерден, человек!

У всех людей одна планета:

И ветрам нет на ней границ,

Как нет границ потокам света

И перелетам диких птиц.

И нам беречь планету надо

Для тех, кто будет после нас

 А мы безумно сыплем яды

И дом свой травим, не скупясь.

Уже все тоньше слой озона,

А он - щит жизни на Земле,

Уже растут, как язвы, зоны,

Где смерть таится в дымной мгле.

                                                -8-

Текут отравленные воды

По руслам рек и под землей,

Дожди спадают с небосвода

Сернокислотною водой.

Леса свою теряют силу,

Уходит нежный запах лип.

Озера, ставшие могилой

 В себе хоронят много рыб.

Учитель Какой будет Земля через 100 лет зависит от каждого из нас. Мы должны бережно относиться к природе, защищать и охранять ее. И тогда ни через 100, ни через 200, ни через 1000 лет, Земля не станет такой ужасной, как мы себе представили.

Прекрасной быть должна Земля

Она у всех у нас одна.

А мы- хозяева Земли

И охранять ее должны.

Мы сохраним зверей и птиц,

Бобров, гепардов и лисиц,

Дроздов, грачей и глухарей,

Малиновок  и снегирей.

Под небом зашумят леса,

Не смолкнут птичьи голоса.

И торжество природы

 Благословят народы.

На этой торжественной нотке мы и завершим наше сказочное путешествие по Солнечному царству- Космическому государству.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе "Космическое состязание"для 6-7 классов

Внеклассное мероприятие по литературе проводится в форме игры-соревнования и посвящено Году космонавтики. Игра ориентирована на учеников среднего школьного возраста (6-7 классы). Задача учителя ...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «Математическое царство» Музыкальный спектакль для 6 - 7 классов

«Математическое царство»Музыкальный спектакльдля 6-7 классовВедущий: Сегодня мы вам покажем музыкально – драматический, комедийно лирический, а самое главное математический спектакль....

Внеклассное мероприятие "Права ребенка защищены государством."

Мероприятие ,расширяющее знания учащихся  о Конвенции ООН  про права детей....

Внеклассное мероприятие «Права детей – забота государства».

Учебно - игровое занятие с целью: ознакомить учащихся с правами несовершеннолетних (Конвенция ...

Внеклассное мероприятие «Великий государь великого государства»

Внеклассное мероприятие для 7 класса. О жизни и правлении петра 1....