Формирование гражданской позиции школьников с ограниченными возможностями здоровья.
статья

Шумарин Юрий Николаевич

Постановка цели музыкального образования в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья и результативность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravst.17.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Формирование гражданской позиции школьников с ограниченными возможностями здоровья в контексте духовно-нравственного воспитания»

 

          В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, уроки музыки являются основой  духовно-нравственного воспитания  личности. Целью музыкального образования в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья является формирование музыкальной культуры, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки, воспитание гражданственности, уважения к истории, традициям народностей, любви к родному краю и Родине. А основными идеями музыкального образования являются постулаты

1. Люби и уважай свой язык, свою культуру, свой народ, историю страны.

2.Уважай другие народы, другую культуру.

3. Стремись познать жизнь в ее культурном многообразии, интересуйся культурной жизнью.

Учитывая особенности наших детей, своей  задачей, как учителя музыки, считаю не воспитание отдельных талантов, а в том, чтобы все ученики любили музыку, чтобы она их духовно обогащала.

Важность патриотического воспитания, гражданских качеств на уроках музыки объясняется тем, что нравственные постулаты здесь закрепляются путем глубокого и яркого эмоционального воздействия на обучающихся миром музыки. На своих  уроках стремлюсь к тому, чтобы  школьники научились ориентироваться  в мире музыки и не только слушать, но слышать и чувствовать. Ведь в музыке раскрываются значимые для формирования личностных качеств ребенка вечные темы искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества. Большое значение в воспитании патриотизма имеет знакомство с историей Отечества, его историческим наследием. Великие события в истории всегда были в числе важных социализирующих факторов. Дети разучивают исторические, военные песни, знакомятся с музыкальными произведениями композиторов-классиков, отражающих различные исторические события родного Отечества.  Так, разговор о силе духа, мужестве идёт при знакомстве с произведениями о Великой Отечественной войне. Это «Шёл ленинградский паренёк », «Баллада о солдате», «Дороги», «День Победы», и др.

         На своих занятиях знакомлю  учащихся с биографиями русских композиторов, которые неустанно трудились на благо нашей Родины. Ценными в отношении гражданственности и героических образов являются произведения Глинки, Прокофьева, Бородина, Мусоргского, Чайковского.  

         Значительную роль играет приобщение обучающихся к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре, музыке своей Родины. Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, стремлюсь формировать у обучающихся нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения и

обогащать внутренний мир ребенка при знакомстве на уроках с прибаутками, народным фольклором. Ведь дети через пословицы, поговорки, сказки для себя раскрывают нравственно-этические понятия добра, зла, честности, уважение к старости.

          На протяжении всех лет обучения изучаемые темы повторяются, но лишь для того, чтобы закрепить те или иные понятия и расширить свой кругозор по данной теме. Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения обучающегося, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее России. Ведь человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по-настоящему гражданином и патриотом.

         Духовно-нравственное воспитание продолжается не только  в рамках образовательного процесса, но и вне школы. Учащиеся нашей  школы участвуют в  областных и зональных музыкальных конкурсах, таких как «Аленький цветочек», областной фестиваль художественного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Радуга»,зональный фестиваль-конкурс  детского творчества «Солнце на ладошке». Так, в 2016году ученик 9 класса Чибирев Максим стал призером межрегионального конкурса «Аленький цветочек» в номинации «Звонкая радуга» и в 2017 году вокальная группа 6 класса стала лауреатом областного фестиваля «Радуга».

         Таким образом, патриотическое воспитание на уроках музыки несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовно-нравственной культуры школьников.

Литература:

  1. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе., М.: Просвещение, 1990.
  2. Свирина Н. А. О роли музыки в художественном развитии школьников / Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе 1862-2002. - СПб., 2002.

Всем членам МО учителей и воспитателей гпд подготовить выступления к заседанию 29.12.2017г.

План МО на доске объявлений.

Рук.МО.

С  наступающим Новым годом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий педсовета « Формирование гражданской позиции школьников с ограниченными возможностями здоровья в контексте духовно-нравственного воспитания»

Формирование гражданственности  в настоящее время становится одной из приоритетных задач в воспитании и обучении школьников. В стране идет поиск потенциального возрождения России и обязател...

«Пути формирования мотивации к учебной деятельности у школьников с ограниченными возможностями здоровья».

В настоящее время большинство педагогов рассматривают мотив как высшую форму регуляции деятельности. Ученые, изучающие проблему мотивации учебной деятельности, все чаще говорят и пишут о том, что для ...

Контрольная работа Тема: «Формирование навыка выразительного чтения у школьников с ограниченными возможностями здоровья в СКО школе-интернате VIII вида»

Цель моей работы: показать, что развитие навыка выразительного чтения является   частью   коррекционной работы   общего  раздела «Развитие речи детей с нарушением ин...

Формирование мотивации к учебной деятельности у школьников с ограниченными возможностями здоровья

Представлены материалы доклада на педагогическом совете (конспект и презентация)...

Формирование учебной активности школьников с ограниченными возможностями здоровья.

В общей психологии установлено, что источником активности человека служат его потребности, которые определяются как переживания неудовлетворенности или зависимости от чего-либо.Среди многих средств ак...