Программа сопровождения семьи
методическая разработка

Селезнёва Татьяна Александровна

Программа сопровождения семьи одарённого ребёнка предназначена для педагогов, работающих с талантливыми детьми и желающих оптимизировать процесс развития за счёт привлечения к сотрудничеству родителей. Помимо целевого раздела программы в документе представлен перспективный план работы с родителями на учебный год, консультативный и методический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_soprovozhdeniya_semi_odaryonnogo_rebyonka.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА

 

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод. 
В.А.Сухомлинский 

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Семья способного ребенка имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.

Однако уже вскоре после рождения такого ребёнка семья сталкивается с трудностями разного рода. Его повышенная активность доставляет родителям массу неудобств: проблемы со сном, едой и т.п. Затем начинаются трудности, связанные с повышенной познавательной активностью. Помимо прочего, такие дети обычно упрямы, самолюбивы и честолюбивы. У большинства из них очень высокая самооценка.

Одаренный ребенок в семье - ее гордость. Но часто одаренность ребенка остается незамеченной. Особенно, если это первый ребенок или если все дети одинаково талантливы.

Позиции родителей по отношению к своему одаренному ребенку также отличаются большой вариативностью. Некоторые родители, обнаружив у своего ребенка раннее проявление одаренности, все свои педагогические усилия направляют на развитие его способностей в соответствии со своими представлениями о целях и задачах воспитания.

Стремясь избежать «дурного внимания» менее одаренных сверстников, другие  родители ограничивают общение ребенка с товарищами, составляют для него такое насыщенное расписание различных специальных занятий, которые не оставляют ребенку ни времени, ни сил на типично детские виды деятельности.

Часто самостоятельно решить все возникающие проблемы и определиться с оптимальным стилем воспитания одарённого ребёнка родители не могут, от чего страдают и они, и (прежде всего) малыш.

Решение этой, без сомнения, актуальной проблемы кроется в планировании и организации психолого – педагогического сопровождения семьи одарённого ребёнка.

Взаимодействие родителей и педагогов ДОУ в воспитании одарённых детей рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на дальнейшее многогранное развитее их задатков.

Цель представляемой программы: оказание помощи родителям в создании наиболее благоприятных условий для оптимального развития одарённых детей с учётом их особенностей. 

Задачи:

1. Рассматривать вопросы и проблемы, возникающие в семье, и совместно со специалистами определять путь решения этих проблем

2. Повысить компетентность родителей в вопросе воспитания одарённого ребёнка путём расширения психолого-педагогических знаний.

3. Создать условия для формирования навыков конструктивного взаимодействия и общения, способствующих оптимизации детско-родительских отношений.

4. Организовать действенную помощь родителям в вопросах воспитания.

Условия реализации программы.

1. Материально- технические условия:

Наличие помещения, предназначенного для лекционных, тренинговых и релаксационных занятий, в соответствии с требованиями к естественному и искусственному освещению, к воздушно-тепловому и температурному режиму. Наличие удобных рабочих мест. Достаточное количество методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.).

2. Организационные условия:

Периодичность: 1-2 раза в месяц.

Продолжительность занятий: 1-3 часа.

Общее количество часов: 32 часа.

Направления реализации программы:

1. Психолого - педагогическое сопровождение семьи одарённого ребенка. Данная работа направлена на: 

-расширение возможностей понимания одаренного ребенка; 

-улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком; 
-выработку новых навыков взаимодействия с ребенком;

-установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.

В целом работа с родителями направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов.

2. Информационная среда.

3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей.

Основные (традиционные) формы работы: индивидуальные, групповые, семейные консультации, лектории, анкетирование родителей, подбор научной и практической литературы для родителей, связь с системой дополнительного образования, родительские всеобучи, собрания, конференции по обмену опытом, консультации, вовлечение родителей в организацию досуга детей. Нетрадиционные: деловые игры, регламентированные дискуссии, вечера вопросов и ответов.

Ожидаемые результаты:

1. Эффективное сотрудничество родителей со специалистами ДОУ, согласование воспитательных воздействий семьи с требованиями детского сада и современного общества.

2. Способность родителей самостоятельно, профессионально и компетентно решать проблемы, возникающие у ребёнка.

3. Понимание родителями целей и задач воспитания способного ребёнка, осознание ответственности перед обществом в воспитании одаренного дошкольника.

4. Создание в семье необходимых условий для успешного воспитания талантливого ребенка.

5. Установление тесных, доверительных отношений между малышом и его родителями.

Перспективный план работы с родителями

№ п/п

Мероприятие

Количество часов

Сроки проведения

I. Психолого - педагогическое сопровождение семьи

1.

Цикл обучающих и практических занятий

Цель: формирование у родителей общего представления о детской одарённости и её проявлениях, выработка новых навыков взаимодействия с ребёнком в соответствии с его запросами и пожеланиями.

- «Воспитание ответственности и самостоятельности ребёнка в разных видах деятельности»

-  «Научите ребёнка переживать стресс»

- «Одарённость ребёнка в развитии познавательных структур»

- «Организация научно – исследовательской деятельности ребёнка»

2

1

2

2

сентябрь

декабрь

февраль

апрель

2.

Консультации

Цель: знакомство родителей с опасностями и проблемами, подстерегающими одарённого ребёнка, и рекомендациями по их преодолению, организация работы по улучшению рефлексии взаимоотношений между членами семьи.

 - «Поддержка как стратегия конструктивного взаимодействия с детьми»

- «Одарённые дети и «звёздная болезнь»»

- «Проблема адаптации «особенного» ребёнка в «обычном» детском коллективе»

2

2

2

октябрь

январь

март

3.

Индивидуальные беседы с родителями

Цель: оказание адресной, своевременной, посильной помощи в решении проблем, возникающих в семье способного ребёнка.

без ограничения

в течение года

II. Информационная среда

1.

Цикл родительских собраний

Цель: оснащение родителей необходимым диагностическим инструментарием по выявлению детской одарённости, развитие у них устойчивой мотивации к развитию способностей ребёнка.

- «Диагностика одарённости в домашних условиях»

- «Портфолио как метод комплексной оценки достижений ребёнка»

- «Тактика семейного воспитания»

2

1

2

сентябрь

ноябрь

март

2.

Электронная методичка «Юный гений»

Цель: ознакомление родителей с основными закономерностями проявления детской одарённости.

- «Из истории исследования проблем одарённости»

- «Возрастные особенности одарённости»

- «Психосоциальная чувствительность одарённого ребёнка»

- «Надситуативная активность способного малыша»

- «Генератор идей»

- «Особенности склонностей и интересов юного гения»

- «Эгоцентризм в различных его проявлениях»

- «Творчество во всём»

без ограничения

в течение года

3.

Информационный стенд «Правила воспитания одарённого ребёнка»

Цель: расширение возможностей понимания и адекватного реагирования на поведение одарённого ребёнка.

без ограничений

в течение года

4.

Цикл лекций

Цель: оснащение родителей необходимым объёмом теоретической информации по работе с одаренными детьми в семье, создание благоприятных условий для развития талантливых детей через оптимальную структуру семейного  образования.

- «В нашей семье одарённый ребёнок»

- «Непослушание одарённого ребёнка и его причины»

- «Роль родительского примера в становлении способного ребёнка»

2

2

1

октябрь

март

май

5.

Круглый стол

Цель: отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые в большей степени способствуют развитию самостоятельности мышления, творчества дошкольников, и их презентация родителям.

- «Формы и методы развития детской одарённости»

2

май

III. Совместная практическая деятельность ребенка и его родителей

1.

Конкурсные мероприятия

Цель: создание условий для творческого, продуктивного сотрудничества родителей и детей на базе взаимопонимания и доверия.

- «Лучшее семейное фото»

- «Лучший семейный проект»

- «Семья года 2019»

2

2

3

ноябрь

январь

май

2.

Совместная научно – исследовательская деятельность родителей и детей

Цель: установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.

- «Моё генеалогическое древо»

без ограничения

июнь

-

август

3.

Привлечение родителей и детей к подготовке и проведению мероприятий

Цель: выработка у родителей новых навыков взаимодействия с одарённым ребенком.

без ограничения

в течение года

Консультация для родителей

Тема: «Одарённые дети и «звёздная болезнь»»

Цель: знакомство родителей с опасностями и проблемами, подстерегающими одарённого ребёнка, рекомендациями по их преодолению и формированию у него адекватной самооценки.

Задачи:
• повысить компетентность родителей в вопросе воспитания одарённого ребёнка путём расширения психолого-педагогических знаний;

• сформировать у родителей представление об основных симптомах и проявлениях «звёздной болезни»;

• дать рекомендации по своевременному предупреждению и преодолению «звёздной болезни»;

• оказать посильную помощь в формировании адекватной самооценки у способного ребёнка.

План консультации:

1. Общая характеристика детской одарённости

2. Самооценка как фактор развития личности

3. Основные проявления «звёздной болезни»

4. Рекомендации по предотвращению «звёздной болезни» у одарённых детей

Что же такое одаренность в дошкольном возрасте? Как определить – проблески ли это будущего таланта или хорошая подготовка к учебной деятельности?

Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.

Однако ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов – ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.

Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем, наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности.

Ребенок делает открытие собственной одаренности. То как это происходит, представляет громадный интерес. У одних одаренных детей, находящихся в постоянном общении с братьями, сестрами и сверстниками, понимание собственного отличия может прийти рано. У других сознание своих особых способностей впервые происходит в школе с неизбежным сравнением себя с другими детьми. Важно, чтобы ребенок обладал здоровым самовосприятием и пониманием того, что способности и интересы других людей (как детей, так и взрослых) могут быть на ином уровне или в иной сфере, нежели его собственные. Социальные и эмоциональные последствия этих различий гораздо тоньше, чем простое понимание. Одно дело — умом понимать, но совсем иное чувствовать это.

Самооценка - один из мощнейших регуляторов личностного и творческого роста. От самооценки напрямую зависит, как человек взаимодействует с другими людьми (сфера коммуникации), как относится к себе, каким будет его локус контроля (будет ли человек брать ответственность за происходящее с ним на себя либо же станет перекладывать вину на обстоятельства), какова его эмоциональная возбудимость. Во всех этих случаях зависимость носит линейный характер: то есть чем адекватнее самооценка, тем благополучнее личность, и, напротив, при неадекватной (заниженной/завышенной) самооценке - возникают проблемы с общительностью, самоуверенностью, уважением к себе.

К числу крайне опасных психологических кризисов, избежать которых, к сожалению, удаётся далеко не каждому одарённому ребенку, относится кризис, получивший в быту очень точное название, — «звёздная болезнь». 

Не существует прямой зависимости между силой «звёздной болезни» и достижением. Уровень достижения сам по себе может быть абсолютно ничтожным: победа в матче, удачно сыгранная первая роль и т. п. Реакция же несоизмерима.

Основным симптомом «звёздной болезни» является возвеличивание себя, которое проявляется в самых разных сферах деятельности. 
Для людей с синдромом «звезды» свойственно приходить в ярость от малейшей критики.

Люди такого типа живут с постоянным чувством зависти ко всем, кто добился успеха и даже к тем, кто живет обычной насыщенной и интересной жизнью. Проблемы в общении у таких личностей возникают на фоне того, что они своим поведением вызывают у окружающих негативное отношение к себе.

Такие личности считают всех остальных ниже себя. Они ищут восхищения окружающих, прежде всего, для того, чтобы получить подтверждение своего величия и сохранить свое превосходство над другими. Чтобы защитить свое слабое «Я» от разрушения, они используют различные меры защиты, но самое излюбленное их средство– это идеализация и обесценивание. Они либо идеализируют кого-то и обесценивают себя, либо идеализируют себя и обесценивают других.

Но не любое стремление к успеху может приводить к «звездной болезни». Все зависит от того, какие мотивы движут стремлениями к успеху.
У любого здорового организма есть вполне нормальная потребность в саморазвитии. Мотивом к новым достижениям выступает стремление к самореализации, поиску новых знаний, развитию навыков и способностей, которые открывают все новые перспективы в жизни. В этом случае ребёнок стремится не к славе как таковой, а к новым достижениям, открытиям, развиваясь личностном плане.

В болезненном проявлении правят другие мотивы, это стремление к престижу, потребность производить впечатление на других, быть объектом восхищения и уважения.

Проблема завышенной самооценки, собственной исключительности и «звездности» зачастую ведет к формированию у ребенка соответствующего стиля поведения. Презрительные взгляды свысока на своих сверстников очень часто делает такого умника изгоем. И это, как ни парадоксально, еще больше убеждает ребенка в собственном превосходстве и неповторимости. «Они меня не понимают!» - восклицает он. А не понимают когда? Правильно, когда ты - слишком умный, а все остальные - дураки. Конечно, с таким отношением к окружающим ребёнку живется нелегко! На самом деле он глубоко переживает конфликт с социумом. Недостаток общения делает одаренного ребенка замкнутым, угрюмым и неразговорчивым. В какой-то момент в лагерь «непонимающих» начнут переходить учителя и родители.

Он будет ставить перед собой чрезмерно сложные задачи, которые не всегда в состоянии решить, что в свою очередь может породить агрессию. Завышенная самооценка порождает в человеке такие отрицательные черты, как самоуверенность, высокомерие, некритичность к себе и к окружающим. Нередко «маленькие короли» нетерпимы к другим, заносчивы, конфликтны, из-за чего не могут ужиться в детском коллективе, не способны завести друзей. В учебе они предпочитают либо слишком трудные задачи, либо, наоборот, легкие, решение которых подтвердит его умения и не поставит под сомнение умственные способности.

Ребёнок уверен, что в любой работе он будет на высоте, т.к. талантлив, одарен, возможно, гениален! Даже если ребенок двоечник, он обязательно вспомнит событие или дело, где показал высокие результаты. Иными словами, дети с большим самомнением не способны критично оценивать результаты своего труда и ставить перед собой адекватные цели. А в будущем это отразится не только на обучении, но и на личной жизни.
Но часто не сам ребёнок, а его родители и окружение виноваты, что навязали ему мысль о том, что он – самый лучший. И ему самому очень непросто жить с постоянным грузом «своей идеальности». 

Для того чтобы ребенок четко представлял границы своих возможностей, необходимо правильно оценивать результаты его деятельности. Чаще всего оценка взрослых сводится к банальным «хорошо-плохо». При этом не поясняется, в чем прав или не прав ребенок, где допустил ошибку, по какой причине. Но оценочное мнение должно быть аргументированным – только тогда оно станет конструктивным.

Когда вы ругаете или наказываете ребенка:

• Он должен четко представлять, за что его наказывают. Необходимо спокойно обсудить с ним, что он сделал неверно, и как следовало поступить.
• Надо оценивать поступок, а не личность ребенка. Замените фразу «Ты плохой!» на «Ты неправильно поступил».

• Возьмите за правило: если вы очень разозлились на ребёнка, постарайтесь отложить момент наказания до того, как успокоитесь.

• Щедро хвалите ребенка за успехи, но и не делайте из них сенсацию, а заметив признаки «звездной болезни» мягко поставьте ребенка на место. И, напротив, почувствовав, что ребенок неуверен в своих силах, подбодрите его, ненароком заметив, что преподаватель прекрасно отзывался о его последней работе, назвав ее лучшей.

Если же вообще перестать хвалить умника, чтоб не зазнался, то есть риск добиться противоположного результата, когда он будет очень неуверен в своих, пусть даже, по мнению окружающих, и блестящих способностях (ведь мама с папой никогда об этом не говорили, а, значит, так не считают!)

Выбирая единственную верную на ваш взгляд тактику воспитания, помните, что забота о ребенке не должна превратиться в гиперопеку, которую, к сожалению, нередко можно наблюдать в семьях с одаренным ребенком. Но не нужно впадать и в другую крайность и держать малыша в «ежовых рукавицах». Кстати, это еще одна распространенная ошибка родителей юных талантов, когда они самонадеянно полагают, что диктатура и излишний авторитаризм, следствием которых является ситуация постоянного стресса и напряжения в семье, прекрасно стимулируют творческий процесс.

Золотая середина – вот то, что вы должны отыскать. Общих правил и схем здесь быть не может. Все зависит только от вас. И помните: главная задача и педагогов, и родителей – научить талантливого ребёнка любить искусство в себе больше, чем себя в искусстве!

Список использованной литературы

1. Забродин Ю.М., Бурменская Г.В. Одаренные дети. – М.: Прогресс, 1991. 376с.

2. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья. Методика работы с родителям: пособие для педагогов и родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. 144с.

3. Калашникова О.А. PED-KOPILKA.RU: работа с родителями. URL: http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-aleksandrovna-kalashnikova/ (дата обращения: 13.12.2014).

4. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. 320 с. 

5. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы детства. – М.: Эксмо, 2004. 384с.

6. Носова Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей. – СПб: Детство – Пресс, 2009. 80с.

7. Петровский В.А., Виноградова A.M. Учимся общаться с ребенком. – М.: Просвещение, 1993.

8. Рычкова В. В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье// Молодой ученый. 2011. №10. С. 181 – 184.

Упражнения по коррекции завышенной самооценки

1. Напиши 10 своих главных достоинств. Оцени их выраженность по пяти бальной шкале. Попроси сделать то же самое своих родителей, друзей или одноклассников. Сравни полученные результаты. Есть ли разница в оценках? Как ты думаешь почему? Старайся увидеть причину расхождений в себе и своем поведении, а не в окружающих тебя людях.

2. Напиши 10 своих отрицательных качеств. Как ты считаешь, они мешают тебе? А людям, с которыми ты общаешься? Подумай над этим.

3. Попробуй назвать дело, с которым ты справишься очень хорошо. А теперь попробуй назвать трех своих знакомых, одноклассников, которые смогли бы справиться с этим делом лучше тебя.

4. Попробуй выделить недостатки, которые мешают твоим достоинствам стать идеальными. Например: я остроумен, но иногда бываю бестактным; у меня прекрасная реакция, но иногда мои действия опережают мысль.

Рекомендации по коррекции завышенной самооценки

1. Подумай, насколько твоё мнение о себе соответствует мнению родителей, одноклассников и друзей.

2. Учись прислушиваться к мнению других людей, их одобрению или неодобрению: ведь окружающие могут оценить тебя вернее, чем ты сам.

3. Относись к замечаниям со стороны товарищей, родителей или учителей как к совету, а не как к «досадной помехе» или «непониманию тебя».

4. Не справившись с порученным тебе делом, ищи причины в себе, а не в обстоятельствах или других людях.

5. Помни, что комплименты или похвалы не всегда бывают искренними. Старайся понять, насколько соответствует похвала тому реальному делу, которое тебе удалось сделать.

6. Прежде чем взяться за дело, тщательно проанализируй свои возможности и только после этого делай вывод о том, сможешь ли ты с ним справиться.

7. Успешно завершив какое-нибудь дело, подумай о том, можно ли было сделать его лучше, и если да, то, что помешало этому.

8. Уважай чувства и желания других людей, они имеют точно такое же значение, как и твои собственные.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания школьника" (из опыта работы)

Предлагаемая статья была представлена в форме доклада на городском семинаре классных руководителей по заявленной теме. Выступление сопровождалось презентацией....

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА

Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации детей с проблемами в развитии, рассматривают семью как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными  возможн...

«Социально-педагогическое сопровождение семей группы «риска»»

« Жить в семье всю жизнь –это большой, ни с чем несравнимый труд,духовный труд, напряженный.Для этого нужна большая духовная культура,моральная подготовка, школа мудрости».В.А. Сухомлинский. АКТУ...

Программа педагогического сопровождения семьи в образовательном учреждении

Программа педагогического сопровождения семьи в образовательном учреждении...

Программа сопровождения замещающей семьи

Предпосылками к созданию Программы сопровождения замещающей семьи в ГБ(О) ОУ специальном (коррекционном) детском доме на 2014-2017 годы послужила передача детей в приёмные семьи.Готовить к жизни в сем...

Программа педагогического сопровождения семей имеющих детей с ОВЗ «СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫпрограмма педагогического сопровождения семей имеющих детей с ОВЗ«СЕМЕЙНЫЙ ОЧАû Заволжском политехническом колледже на 2019 – 2020 учебный год Основание для р...