Программа педагогического сопровождения семьи в образовательном учреждении
статья на тему

Программа педагогического сопровождения семьи в образовательном учреждении

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Программа педагогического сопровождения семьи

в образовательном учреждении

Парфенова И.Г., учитель русского языка и литературы, зам.директора по УВР ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово

Введение

     В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, всё, чем характерна его семья. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: благополучной или неблагополучной.

     Педагогу приходится сталкиваться с различными типами семей. Но первоочередная задача в работе с семьей группы риска - это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи. Такая семья носит название «неблагополучная» или семья «группы риска».

Проблема исследования: существующая потребность разработки программы педагогической поддержки семьи.

          Объект исследования: процесс поддержки неблагополучных семей, работа педагога с неблагополучными семьями.

Предмет исследования: программа  педагогического сопровождения семьи в образовательном учреждении.

Цель исследования: теоретически разработать программу педагогического сопровождения семьи.

Задачи исследования:

  1. изучить состояние исследуемой проблемы семейного неблагополучия в психолого-педагогической литературе;
  2. подобрать диагностический инструментарий изучения семейного неблагополучия; 
  3. создать условия для применения эффективных педагогических средств поддержки неблагополучных семей; 
  4. разработать педагогические средства сотрудничества с неблагополучными семьями. 

Методы исследования: анализ научной литературы, анализ документов, синтез, обобщение.

2. Программа работы с семьей в образовательном учреждении.

2.1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы   «Педагогическое сопровождение семьи».

     Основные задачи, поставленные перед отечественным образованием базируются на  положении о том, что современное общество остро нуждается в активно развивающихся, самоопределяющихся, духовных и творческих личностях. Изменения в российском обществе, связанные, прежде всего, с приоритетом интересов личности, вызывают изменения в социальном заказе общества школе. Школа XXI века определяется развитием в обществе следующих факторов:

- высокой технологии;  

- информативности;

- интернационализации;  

- антропологического подхода к формированию личности школьника.    

     Важнейшим  фактором содействия  формированию  значимых социальных  и  духовных качеств личности ребенка, подростка является  создание единого  воспитательно-образовательного пространства «семья – образовательное уч- реждение». Чем теснее будет связь семьи и школы, тем полновеснее будет  отдача от проводимых реформ.  

     В современном обществе школа становится все более открытой социально- педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению,  широкому социальному взаимодействию.  

     Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным, поскольку разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса духовно-нравственной и со- циокультурной сфер современного общества.  

     Известно, что  проблема семьи и  семейного воспитания  в  последние  годы  стоит как никогда остро: демографы, социологи, культурологи, психологи,  педагоги подтверждают наличие глубокого системного кризиса семьи. Кризисное состояние современной семьи – социальная проблема, требующая решения, и социальная реальность, ждущая помощи.  

Кризисные  явления  в  жизни  семьи  многообразны.  

1)  Разрушены  нравственные  представления  о  браке  и  семье.  

2) Повреждены устои семьи, утрачен традиционный уклад семейной жизни.  3) Утрачено традиционное восприятие родительства и детства, увеличивается  количество  беспризорных  детей,  социальных  сирот.  

4) Утратилось традиционное понимание семейного воспитания. Родители за- частую проявляют неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспи- тания  в  разные  периоды  детства.  

5) Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:  

- велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмо- ционально-волевого  развития  и  поведения;  

-  нарушены процессы  формирования нравственной сферы, что приводит к  культу жестокой силы, господства материальных ценностей над духовными;  - распространяются алкоголизм, наркомания, проституция, криминал в дет- ской  и  подростковой  среде  и  т.д.  

6) Система общественного воспитания и образования не может в одиночку  изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традицион- ных ценностей семьи.

2.2. Системный поход к решению проблемы семейного воспитания    

     В условиях кризисного положения современной семьи решить проблемы семейного воспитания невозможно за счет разрозненных и эпизодических мер.  

     Возможный выход из сложившейся кризисной ситуации – содействовать укреплению семьи посредством:  

1) восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака,  семьи, престижа материнства и отцовства;  

2) возрождения отечественной культурно-исторической и религиозных тра- диций;  

3) творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада  жизни общества и семьи;  

4)  формирования  системы  социально-педагогической  и  духовно- нравственной поддержки семейного воспитания.  

     Решение выдвинутых задач в большой степени зависит от согласованности  усилий и единства требований к учащимся семьи, школы, общественности,  от общей педагогической культуры родителей и всего социума. Необходим  комплексный, системный подход, а также программная форма организации и  управления работой по социальной поддержке и педагогическому сопровождению семьи в вопросах воспитания детей. Поднять педагогическую культуру населения, улучшить семейное воспитание призвана система педагогического сопровождения семьи и всеобуча родителей.   Педагогическое сопровождение семьи необходимо осуществлять на различных уровнях взаимодействия государства и общества с семьей. В частности –  на уровне общеобразовательного учреждения. Это позволит воспринимать не  только ребенка, но и семью в целом в качестве реального субъекта воспитательно-образовательного  процесса,  осуществляемого общеобразовательным  учреждением. Целями деятельности образовательного учреждения по педагогическому сопровождению семьи названы: содействие повышению уровня  родительской компетентности в вопросах воспитания детей, выработка единого взгляда школы и семьи на сущность процесса воспитания с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.  

     Основная идея программы образовательно-воспитательного взаимодействия  семьи и школы: каждый ребенок – личность, и в то же время каждый ребенок  требует  сохранения  индивидуальности в процессе  обучения и воспитания.  Чтобы программа взаимодействия школы и семьи способствовала повышению эффективности учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения в целом, необходимо:

- определить основные направления взаимодействия школы и семьи;  

- разработать прогностическую модель выпускника школы, которая позволит  существенно повысить научную аргументированность решения самых разно- образных вопросов, прежде всего, вопросов преемственности воспитания в  семье и образовательном учреждении с целью эффективного развития и об- разования учащихся;  

- определить уровни реализации программы взаимодействия школы и семьи;  - определить возможные ее составляющие;  

- разработать этапы внедрения программы в практику образовательного уч- реждения;  

- выявить проблемы процесса взаимодействия образовательного учреждения  и семьи, определить профессиональные, а также личностные запросы педаго- гов школы, родителей, учащихся;  

-  спланировать  методическую  и  научно-исследовательскую  деятельность  различных звеньев и структур школы, учреждений дополнительного образо- вания по решению проблем и в соответствии с запросами школы и семьи;  

- разработать систему стимулов этой деятельности.  

     Современная школа ставит своей целью обеспечить: доступность, эффективность, качество образования, развитие гармоничной, разносторонне развитой  личности,  способной  к  самореализации,  сотрудничеству с  людьми  разных  мировоззренческих взглядов.  

     Педагогический родительский всеобуч способствует практической реализации современной модели личности выпускника, вооружению родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей, обеспечивает единство воспитательных воздействий школы и  семьи, обобщает и распространяет положительный опыт воспитания, предупреждает родителей от наиболее распространенных ошибок, привлекает их к  активному участию в воспитательной работе.    

     Назначение программы взаимодействия семьи и школы  в том, чтобы создать воспитательно-образовательную среду, где высокое качество воспитания и обучения сочетается с педагогически грамотным учетом  возможностей каждого школьника и его семьи, его индивидуальных особен- ностей, где  обеспечиваются условия для раскрытия  способностей  каждого  ученика, его социальной адаптации к условиям современной жизни.    

     Программа взаимодействия общеобразовательной школы и семьи:  

1. Обеспечивает гибкое удовлетворение образовательных и воспитательных  запросов и потребностей обучающихся и их родителей.  

2. Обеспечивает реализацию идей, как базового образования, так и образова- ния по возможностям, способностям, интересам обучающихся.  

3.  Создает  психологическую,  комфортную  воспитательно-образовательную  среду для общего, интеллектуального, нравственного развития личности, для  самостоятельного, осознанного выбора в школе, в семье, в социуме в целом.    

     Учителя и родители обучающихся средней общеобразовательной школы являются непосредственными субъектами образовательного процесса, а родители, кроме того, – еще и одним из заказчиков образовательных услуг.    

     Роли родителей в семье по отношению к детям-ученикам различны: для родителей начальной школы больше свойственна роль попечителя и руководителя, а для старшей школы более характерна роль товарища – помощника.  

     Родители учеников, обучающихся в основной школе, часто совмещают обе  эти роли. Сами родители зачастую заинтересованы в установлении тесного  контакта со школой, так как прекрасно понимают трудности воспитательного  процесса, связанные чаще всего со сложностями переходного возраста (возрастов), которые на различных этапах переживают их дети.  

     В последнее время обострилась проблема взаимоотношений родителей и общеобразовательного учреждения (школы), это является, по мнению многих  ученых-исследователей  и  педагогов-практиков,  проявлением  взаимодейст- вия-конфликта  между  профессиональной  (учителя,  администратора)  и  не- профессиональной (родителей)  частью педагогического сообщества.  Разли- чия во взаимодействии этих двух групп по отношению к воспитательному  процессу определены и по характеру построения и отношения контроля и от- ветственности. Так, например, педагоги отчитываются перед государством,  и,  фактически,  перед  родителями,  а  родители,  по  существу,  свободны  от  юридической и административной ответственности перед школой. Еще одно  отличие проявляется в том, как эти группы относятся к построению и резуль- татам образовательного процесса: педагогический коллектив школы, в пер- вую очередь, заинтересован в успешности данного образовательного процес- са в целом, в рамках класса и школы, а родители заинтересованы в успешно- сти, в первую очередь, своих собственных детей.  

     Отбор материала для программы родительского всеобуча осуществлен по ряду принципов:  

1)  родительское  образование  базируется  на  изучении  психолого- педагогических  особенностей  личности  ребенка,  знание  которых  является  несомненной ценностью для образования родителей;  

2) материал, отобранный для изучения, доступен родительскому восприятию,  соответствует интересам родителей и возрастным особенностям их детей;  

3) учебные занятия с родителями соответствуют образовательным целям оп- ределенного  раздела  программы,  способствуют  решению  обозначенных  в  программе задач;  

4) программы родительского всеобуча предполагают вариативность исполь- зования.  

Вариативность реализуется за счет:  

-  права  выбора руководителем общеобразовательного учреждения той или  иной  вариативной  программы  (ряда  программ)  и  технологии  социально- педагогического сопровождения семей в вопросах воспитания;  

- возможности создания собственной авторской программы занятий с роди- телями каждым педагогом, специалистом, предполагающим осуществлять ту или иную форму родительского всеобуча, исходя из потребностей и задач  конкретного образовательного учреждения;  

- содержания процесса повышения социально-педагогической компетентно- сти родителей учащихся разных возрастных групп;  

- построения программы каждой формы родительского всеобуча таким обра- зом,  чтобы  учитель  имел  возможность  самостоятельно  систематизировать  предлагаемый учебный материал;  

- использования различных форм образования родителей в условиях общеоб- разовательного учреждения;  

- методики проведения учебных занятий родительского всеобуча, в зависи- мости  от  профиля  и  квалификации  специалиста,  проводящего  занятия,  и  принципов, положенных им в основу цикла или отдельной встречи с родите- лями.  

     Для реализации программы обоснованы следующие технологии организации  родительского всеобуча:  

– непрерывное психолого-педагогическое сопровождение процесса семейно- го воспитания на разных стадиях развития семьи и ребенка;  

– привлечение, по возможности, всех членов семьи к участию в занятиях с  использованием  методик  интерактивного  включения  родителей  в  решение  учебных и жизненных задач;  

– привлечение родителей к активной деятельности в рамках школьного само- управления;  

– активизация участия детско-родительской общественности во внутришко- льных и районных просветительских и досуговых мероприятиях.  

     Весь корпус учебного материала  программе компонуется вокруг центральных проблем, основанных на закономерностях развития ребенка в разные периоды детства и соответственно распределенных по разделам (классам). Такое построение программы обеспечивает последовательность изучения воспитательных  явлений,  обобщения,  закрепления  и  углубления  психолого-педагогических знаний родителей. Также это обеспечивает формирование у  родителей навыков: педагогического взаимодействия с детьми, анализа типичных проблем детско-родительских взаимоотношений и коррекции собственной родительской позиции при решении этих проблем, с целью профилактики девиантного поведения у детей и создания единого воспитательного  пространства «семья – образовательное учреждение».  

     Освещая основные задачи и содержание семейного воспитания, школа вооружает родителей конкретными методами и приемами воспитательной работы с детьми с учетом особенностей формирования личности на каждом возрастном этапе, специфических воспитательных средств, которыми располагает семья.  

     Суть программы заключается в том, что самые эффективные средства воспитания в семье – это личный пример родителей, их поведение, авторитет, образ жизни семьи, ее уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоцио- нально-нравственный климат. Особую роль в этом плане приобретают такие категории, как уважение к традициям семьи, к матери, к отцу, к старшему  поколению.  

     В основу методики семейного воспитания положена идея о необходимости  разумного сочетания целенаправленного руководства развитием разных типов активности ребенка с включением каждого учащегося в активную творческую деятельность разного плана (занятия техническим и художественным  творчеством, физической культурой и спортом и т.п.). Стиль воспитания в  семье определяется преобладанием тех или иных методов воспитания, однако важно в каждой семье учитывать возрастные особенности детей, связанные с переходом от детства к отрочеству, от отрочества к юности. Поэтому в  программе делается акцент на необходимости организовывать воспитание с  учетом  психофизического  развития  и  духовно-нравственного  становления  детей.  

     Формы проведения занятий родительского всеобуча разнообразны: лекции,  семинарские занятия, конференции, «круглые столы», деловые игры, экскурсии, индивидуальные беседы и консультации.  

     Особая роль при любой форме организации родительского всеобуча отводится социологическим опросам, анкетированию и тестированию учащихся, педагогов и родителей. Поэтому предполагается регулярно проводить социологические  и  психологические  исследования  и  изучать  уровень  достижений  учеников, что поможет администрации школы корректировать движения в  общей воспитательной работе (при формировании учебных программ, курсов, при осмыслении, на какую поддержку родителей можно рассчитывать).  

     Психологическая служба школы проводит совместно с родителями диагностику стиля воспитания в семьях, осуществляет на основании полученных  данных индивидуальные консультации для родителей (по проблемам взаимоотношений детей и родителей, учеников и учителей, родителей и педагогов) с целью реальной коррекции этих взаимоотношений во время учебных  занятий с родителями. Кроме того, классный руководитель совместно психологом Центра «Семья» в течение года будет  проводить тематические практикумы  для родителей, способствующие про- филактике и преодолению психологических и педагогических проблем в се- мье и школе.  

     Таким образом,  функции  школьной  социально-психологической  службы  в  процессе образования родителей и интегрирования семьи и школы заключаются в:  

- квалификации школьных и семейных проблем;  

- оценке состояния психических процессов ребенка и системы социальных  связей, в которых он находится;  

- во владении экспресс-методиками для диагностики и коррекции семейных  отношений.  

     Результаты педагогического сопровождения семьи и родительского всеобуча  во многом зависят от того, насколько тщательно и продуманно ведется подготовка занятий, насколько разнообразны формы и методы их проведения,  своевременна информированность родителей о днях и темах занятий.

     Можно выделить семь  направлений системы работы по педагогическому  сопровождению семьи (организации родительского всеобуча, в частности):   I. Содержательное направление, включающее разработку содержания, форм  и методов интегрирования ценностно-значимой педагогической компоненты  в практику современного семейного воспитания.  

  1. Социально-педагогическое  направление,  предполагающее  реализацию  системы  просветительских  и  педагогических  мероприятий,  адресованных  различным категориям семей (семьям, переживающим разные периоды раз- вития; семьям, требующим повышенного внимания и нуждающимся в особой  помощи; семьям группы риска, неблагополучным, асоциальным семьям).  

III.  Программно-структурное направление,  предполагающее разработку со- держания  педагогического сопровождения семейного воспитания в рамках  последовательных этапов:

1) просвещения родителей;

2) организации совместной деятельности семей.  

IV. Направление кадрового обеспечения системы, предполагающее психоло- го-педагогическое сопровождение семейного воспитания.  

V.  Организационно-правовое  направление,  оценивающее  и  реализующего  возможности включения мер  по  просвещению  родителей  и  поддержке  се- мейного воспитания в различные существующие и вновь создающиеся про- граммы регионального, муниципального и школьного уровней. В рамках это- го  направления деятельности осуществляется разработка собственных про- грамм, созвучных содержанию региональных программ развития образова- ния, различных социальных программ, комплексных программ патриотиче- ского и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи и т.п.  

VI. Управленческое направление, позволяющее подготовить, привлечь к ра- боте и объединить в решении общих задач содействия восстановлению куль- туры  семейного  воспитания  все  службы  и отдельных  специалистов, рабо- тающих с родителями (и семьей в целом) в конкретном образовательном уч- реждении, при содействии учреждений здравоохранения, культуры, социаль- ной защиты.

 

  1. Цели и задачи программы    

     Цель программы: содействие возрождению лучших отечественных традиций  семейного воспитания, восстановлению традиционного уклада жизни.    

     Достижение  цели  предполагает  решение  системы  задач  организационно-управленческого, информационно-просветительского и содержательного характера.    

     I. Организационно-управленческий блок задач:  

1. Нормативно-правовое и организационное обеспечение развития системы  поддержки семейного воспитания.  

2.  Управление  программой  по  педагогическому  сопровождению  семьи.      

     II. Информационно-просветительский блок задач:  

1. Ознакомление родителей с содержанием программы поддержки семейного  воспитания.  

2. Организация системы конкретных мер по просвещению семей в вопросах  развития и воспитания детей.  

3. Планирование и реализация работы по психолого-педагогическому, меди- цинскому,  культурологическому  просвещению  специалистами.    

     III. Содержательный блок задач:  

1. Научно-методическое обеспечение содействия семейному воспитанию.  

2. Разработка ценностно-значимого содержания семейного воспитания с уче- том социокультурных  и культурно-исторических  традиций,  а также  совре- менных проблем и особенностей развития общества.  

2.4. Оценка эффективности программы педагогического   сопровождения семейного воспитания.

    Осуществление программы предполагает:  

- снижение остроты проявления кризиса семьи, укрепление института  семьи, возрождение и сохранение лучших отечественных традиций семейного воспитания;  

- активизацию педагогического и культурного сознания родителей, педагогов  и других специалистов по работе с семьей;  

- создание активно действующей, работоспособной системы поддержки се- мейного воспитания.

2.5. Этапы реализации программы    

1 этап – диагностико-конструирующий:  

- Создание пакета нормативных документов.  

- Подбор диагностических материалов для определения актуальных проблем  семейного воспитания.

- Диагностика проблем детско-родительских отношений.  

- Изучение нормативных документов, опыта работы с родителями в других  регионах.  

- Разработка, экспертиза и корректировка программы педагогического сопро- вождения семейного воспитания в образовательном учреждении.

  - Создание рабочей группы и координационного совета по реализации про- граммы.  

-  Совершенствование  работы  университета  психолого-педагогических  зна- ний для родителей.  

     Предполагаемый результат:  

- Разработка и рецензирование программы.  

- Создание координационного совета по реализации программы.  

- Создание диагностической базы для социально-педагогического и психоло- го-педагогического мониторинга семейного воспитания учащихся ОУ.  

- Проведение семинаров для различных категорий педагогических работни- ков по проблемам семейного воспитания.  

2 этап – этап реализации программы педагогического сопровождения семьи:

- Проблемный анализ состояния психолого-педагогического сопровождения  семейного воспитания.  

- Внедрение программы педагогического сопровождения семейного воспита- ния в ОУ

- Внедрение подпрограммы «Родительский университет».  

-  Совершенствование  системы  психолого-педагогического  сопровождения  проблемных детей.  

Предполагаемый результат:  

- Активное сотрудничество семьи и школы.  

- Психолого-педагогическое сопровождение социально-опасных семей и де- тей «группы риска».  

3 этап  - этап – обобщающий:  

- Обработка и интерпретация данных за 5 лет.  

- Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и  задачами.  

- Определение перспектив и путей дальнейшей деятельности ОУ  в данном  направлении.

2.6. План работы на учебный год    

Изучение семей обучающихся  

Задачи:  

- изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;  

- создание банка данных о семьях учащихся с целью преодоления негативных тенденций в воспитании детей в отдельных семьях.    

№  п/п  

Формы и содержание деятельности

Сроки

Ответственные

Организационная работа

1

Заполнение социальных паспортов класса.  

Сентябрь

Кл .руководители  

2  

Обработка данных социальных паспортов классов. Заполнение социального паспорта ОУ.

Сентябрь

Зам.директор по УВР    

3  

Посещение учащихся на дому  с целью изучения жилищно-бытовых условий их жизни.

Сентябрь

Кл.руководители  

Анкетирование и диагностика

1  

Анкетирование  и  диагностирование  родителей  и  учащихся с целью изучения эмоциональной атмосферы  в  семье,  уровня  психолого-педагогической  культуры  родителей,  особенностей  семейного  воспитания, характера взаимоотношений родителей и детей.

В течение года  

Кл.руководители  Психолог  Центр «Семья»    

Взаимодействие с общественными организациями родителей 

Задачи:  

- создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении ОУ, организации учебно-воспитательного процесса;  

- активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родителями;  -ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса.  

№  п/п  

Формы и содержание деятельности

Сроки

Ответственные

Школьный родительский комитет  

1

Подведение итогов и планирование работы на новый  учебный год:

-  отчѐт  председателя  родительского  комитета  о деятельности  комитета за уч.год.

- утверждение   плана  работы  школьного  род.комитета  на  текущий  уч.год    

Сентябрь

Представитель комитета    Директор школы  Зам.директор по УВР    

2  

Охрана жизни и здоровья учащихся:

  - деятельность  ОУ по охране и укрепления здоровья  учашихся.

Реализация программы «Здоровые дети – здоровая нация»  

- участие родителей в организации безопасных условий  осуществления образовательного процесса  и  со- блюдении санитарно-гигиенических правил и норм.  

-организация спортивно-оздорови-тельной  работы  в  школе

Ноябрь

Директор школы  Зам.директор по УВР  Представитель комитета    

3  

     Итоги  учебно-воспитательной работы школы за первое полугодие уч.года  

Декабрь

Зам.директор по УВР    

О  состоянии  духовно-нравственного  воспитания  школьников  

Зам.директор по УВР    

4  

Организация работы с неблагополуч-ными семьями и  детьми «группы риска»:

-деятельность ОУ  по проблеме профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.  

отчѐт  членов  родительского  комитете  о  посещении  проблемных семей    

Февраль

Зам.директор по УВР    

Психолог  Центр «Семья»    Представитель комитета    

5

Подготовка  и  проведение  общешкольных  родительских  собраний

В течение года  

Члены родит. комитета  Зам.директор по УВР  

6

Итоговое заседание:  

- о  подготовке  школы  к новому   учебному  году.

Об  организации летнего отдыха и занятости школьников  в каникулярное  время:  

-план работы на новый  учебный год    

Апрель

Директор школы  Зам.директор по УВР  Представитель комитета

Работа с социально неблагополучными семьями и детьми по профилактике правонарушений и безнадзорности   

Задачи:  

- создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой  безнадзорности и преступности;  

- организация профилактической работы по предупреждению правонарушений школьников;  

- повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей учащихся;  

- координация деятельности и  взаимодействии служб и ведомств района, заинтересованных в решении проблем безнадзорности и правонарушений  в  детской и подростковой среде;

- сотрудничество с организациями и службами района по работе с семьѐй с целью повышения воспитательной функции семьи и обеспечению коррек- тировки воспитания в семьях отдельных учащихся.

   

№  п/п  

Направления, формы и содержание деятельности

Сроки

Ответственные

Организационно – профилактическая работа  

1

Выявление  семей и  детей,  находящихся  в  социально  опасном положении; детей группы риска, а также детей, систематически пропускающих по неуважительным  причинам занятия в школе.

Сентябрь

Кл .руководители  

2

Посещение учащихся на дому  с целью изучения жилищно-бытовых условий их жизни.

Сентябрь

Кл .руководители

3

Создание  банка  данных  неблагополучных  детей,  детей «группы риска»  

Сентябрь

Кл.руководители  Зам.директор по УВР

4

Создание  картотеки  индивидуаль-ного    учета  социально тревожных семей и семей «группы риска»  

Сентябрь

Кл.руководители  Зам.директор по УВР

5

Посещение семей учащихся с целью изучения характера взаимоотношений, особенностей семейного воспитания, эмоциональной атмосферы в семье    

В течение года  

Кл.руководители      

6

Проведение рейдов «Подросток» в выходные,  праздничные дни и каникулярное время в местах массового  отдыха  подростков  с  целью  выявления  случаев  употребления  алкоголя,  курения,  наркотиков  и  асоциального поведения детей.

В течение года  

Кл.руководители  Администрация  Психолог Центра «Семья»

7

Работа  Совета  по  профилактике  правонарушений  и  безнадзорности несовершеннолетних  

Сентябрь                    

Зам.директор по УВР    

8

Своевременное информирование родителей, администрации школы, органов  опеки, правоохранительных  органов о возникающих проблемах  

В течение года  

Кл.руководители              

  Направление  «Медико-социальное»  

1

Организация циклов бесед для родителей и детей (формирование  здорового  образа  жизни;  

привитие  санитарно-гигиенических;  половозрастные особенности  развития;  

профилактика наркомании, курения, алкоголизма  и т.д.)

В течение года

Кл.руководители  Психолог Центра «Семья»

2

Организация  мероприятий,  направленных  на  профилактику  социальных  болезней у  несовершеннолетних  (алкоголизма,  наркомании)  

В течение года  

Кл.руководители  Психолог Центра «Семья»

3

Проведение  профилактических  медико-социальных  осмотров детей из неблагополучных семей

По плану  

Медработники

Направление  «Социально-правовое»

1

Информирование детей и родителей об их правах и обязанностях  

В течение года  

Кл.руководители    

2

Проведение бесед  с  учащимися (анализ  собственного поведения; законопослушное поведение и т.д)

В течение года  

Кл.руководители  Психолог Центра «Семья»

3

Защита  прав  и  интересов  детей,  находящихся  в  социально  опасном положении

В течение года  

Администрация   Кл.руководители    

4

Проведение классных часов и бесед о правах ребенка  

В течение года  

Зам.директор по УВР  Кл.руководители    

5

Беседы инспектора  ПДН с  учащимися,  склонными к право- нарушениям

В течение года

Зам.директор по УВР      

Организация работы с семьями, где есть дети, находящиеся в социально опасном положении, и дети группы риска

1

Организация консультативной помощи по социально-правовым вопросам для членов семей, чьи дети находятся в социально опасном положении

В течение года

Администрация   Кл.руководители    

2

Проведение  для  родителей  лекций  по  пропаганде  здорового  образа  жизни,  профилактике  наркомании,  алкоголизма  и  преступности  несовершеннолетних,  разъяснение  прав  и  обязанностей  родителей  в  делах  воспитания и обучения

В течение года

Зам.директор по УВР  Кл.руководители    

3

Организация  встреч  родителей с психологом,  врачами, юристами.

В течение года  

Кл.руководители  

     3. Заключение

     В работе рассмотрены проблемы педагогической поддержки семьи образовательным учреждением.

     В работе предложена программа педагогического сопровождения семьи. Возрождение семьи и ее функций в настоящее время как никогда приобрело первостепенное значение. Образовательное учреждение было, есть и останется одним из социальных институтов, обеспечивающих реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума, способное внести огромную лепту в восстановлении семейственности.

4. Литература

  1. Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психолога».
  2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос-Пресс, 2001
  3. Иванцова А. О работе с проблемными семьями. Воспитание школьников - 2000 - №10 - с.18.
  4. Касаткина Н.А. формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе. - Волгоград; 2005. 6-21с;
  5. Понятие и типы неблагополучных семей// Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -С.3-99
  6. Султанова Т.А. Работа с неблагополучными семьями. Методическое пособие -Уфа; 2005 10-11с; 25-40с.
  7. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.
  8. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие. - М.: Дрофа, 2005.