Профильный труд
рабочая программа (6 класс)

Мазурук Наталья Владимировна

АННОТАЦИЯ

Профильный труд 6 класс.

             Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.

        Труд занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.         Вместе с формированием умений и навыков трудовой деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к результатам своего труда. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции( умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат).

 

Цель -подготовка учащихся к доступной трудовой деятельности.

 Основные задачи:

 

  • развитие интереса к трудовой деятельности;
  • формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием;
  •  обучение доступным приемам работы с различными материалами;
  •  освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий.

 

Программа по профильному труду включает четыре раздела: «Роспись по дереву», «Декупаж», «Лепка из глины», «Мозаика и аппликация из пуговиц». Во время занятий профильным трудом необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается овладевать умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия. Ему важно видеть и знать, что результаты его трудовой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях профильного труда умения и навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей, блокнотов и др.

 

 

Планируемые (ожидаемые) результаты

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных (возможных) результатов.

Личностные результаты

В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

  • проявлять познавательный интерес;
  • проявлять и выражать свои эмоции;
  • обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
  • участвовать в совместной, коллективной деятельности;
  • проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
  •  проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

 

 

Предметные результаты

В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

  • совместные действия с педагогом;
  • деятельность по подражанию;
  • деятельность по образцу;
  • деятельность по последовательной инструкции;
  • самостоятельная деятельность ученика;
  • умение ребенка исправить допущенные ошибки.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Профильный труд69.37 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

“ШКОЛА №2124 «Центр развития и коррекции”    

 СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                                          «УТВЕРЖДЕНО»

Педагогическим Советом                                                                                                                                                         Приказом директора

ГКОУ «Школа № 2124»                                                                                                                                                           ГКОУ «Школа № 2124»

Протокол № ___  от «__» _______ 2018г                                                                                                          Приказ № ___  от «__» _______ 2018г

                                                                                                                                                                                       Директор ______ Колобаева И.Н.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ)

ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД

6 КЛАСС

на 2018-2019 учебный год

(АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, 6 КЛАСС)

                                                                                                                                                            Учитель: Мазурук Н.В., Ерохина Ю.Г., Алпатова В.В.

Москва, 2018

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся по АООП (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Обучающиеся по данной программе дети имеют интеллектуальные и психофизические нарушениями умеренной, тяжёлой и глубокой степени, которые могут сочетаться с расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, поведенческими и эмоционально-волевыми нарушениями. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

             Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.

Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к результатам своего труда. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции( умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат).

Программа направлена на достижение следующих целей:

-подготовка учащихся к доступной трудовой деятельности;

- формирование мотивации трудовой деятельности.

Задачи, которые решаются в процессе обучения:

  • развитие интереса к трудовой деятельности;
  • формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием;
  •  обучение доступным приемам работы с различными материалами;
  •  освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий.

Общая характеристика учебного предмета

Программа по профильному труду включает четыре раздела: «Роспись по дереву», «Декупаж», «Лепка из глины», «Мозаика и аппликация из пуговиц». Во время занятий профильным трудом необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается овладевать умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия. Ему важно видеть и знать, что результаты его трудовой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях профильного труда умения и навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей, блокнотов и др.

Описание места учебного предмета в учебном плане:

Класс

6 класс

Количество часов в неделю

3 часа

Итого в год

102 часа

Личностные результаты освоения учебного предмета:

В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

  • проявлять познавательный интерес;
  • проявлять и выражать свои эмоции;
  • обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
  • участвовать в совместной, коллективной деятельности;
  • проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
  •  проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

  • совместные действия с педагогом;
  • деятельность по подражанию;
  • деятельность по образцу;
  • деятельность по последовательной инструкции;
  • самостоятельная деятельность ученика;
  • умение ребенка исправить допущенные ошибки.

                                                                   

Содержание учебного предмета:

1.  МОЗАИКА И АППЛИКАЦИЯ ИЗ ПУГОВИЦ  (24 ч.)

- формирование представления о виде мозаике и аппликации из пуговиц;

- знакомство с техникой выполнения мозаик и аппликаций;

         -  обучение основным приёмам работы с ножницами и клеем;

       

2.  ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА И ГЛИНЫ  (24 ч.)

-  знакомство с промыслами;

- знакомство со свойствами солёного теста;

- знакомство с приёмом вырезания плоских деталей из теста;

- знакомство со способами окрашивания теста;

- знакомство с особенностями, традициями ремесла;

- знакомство с технологиями, особенностями материала;

- знакомство со свойствами глины;

- освоение навыков овладения способами лепки;

- освоение навыками росписи изделий из глины.

              3. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТЕХНИКЕ « ДЕКУПАЖ»  (34 ч.)

  • знакомство с техникой «Декупаж»;
  • знакомство с основными технологическими приёмами «декупажа» (наклеивание салфетки на любую поверхность);
  • знакомство с необходимыми инструментами для работы (салфетки, клей, тарелочки, дощечки );
  • обучение основным приёмам и навыкам наклеивания салфетки на предмет;
  • освоение последовательности выполнения ;
  • освоение навыка работы с ножницами, салфетками.

                     4. РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ  (21 ч.)

- знакомство с историей и технологией русской-народной росписи;

- знакомство с названиями всех элементов и мотивов русской-народной росписи;

- освоение последовательности выполнения росписей;

-познакомить с традиционными элементами орнаментов изучаемых видов росписи по дереву и научить выполнять их на бумаге.

- освоение рисования «приписок» (точки, капельки, завитки, травки);

- обучение основным приёмам и навыкам росписи (мотивы: «ягодка», «листик», «цветок», «птица»);

- обучение копирования с образцов

- выполнять традиционную композицию.

           

       Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:

  • названия инструментов (ножницы, клей, кисти, краски, глина, салфетки, пуговицы, фанера для росписи);
  • названия основных цветов указанных материалов;
  • различные виды трудовой деятельности (работа с глиной, роспись по дереву, декупаж, мозаика и аппликация из пуговиц).

Предполагается то, что учащиеся будут уметь:

  • называть инструменты, с помощью которых изготавливают поделки и выполняют графические работы (совместно с учителем);
  • соблюдать технологические процессы;
  • анализировать образец (совместно с учителем);
  • выполнять предложенную работу (с помощью учителя);
  • выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций (совместно с учителем);
  • соблюдать необходимые правила техники безопасности;
  • выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

                                                       

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА

«ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД»

№ п/п

Кол-во часов

Тема

Цели

Виды работы

Оборудование

1 четверть (24 ч)

1

Искусство мозаик и аппликаций из пуговиц . Труд и его значение в жизни людей.

Освоение первичных знаний о мире дизайна; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка

Беседа, рассматривание фотографий, картинок, чтение энциклопедии.

Фотографии, картинки с изображением различных произведений декоративно-прикладного искусства.

М.С.Соколова «Художественная роспись по дереву»

1

Мозаики и аппликации из пуговиц.

- дать элементарные сведения о видах художественных изделий из пуговиц;

- дать элементарные представления о способах приклеивания пуговиц на изделия;

 - познакомить со способами и последовательностью выполнения мозаике и аппликации;

- познакомить с инструментами и приспособлениями  при изготовлении мозаике и аппликации.

Беседа о разнообразии пуговиц;

- просмотр презентации по теме;

- Игра «Цветовая гамма» (разложи пуговицы по цветам)

Просмотр видеофильма, чтение энциклопедии, рассматривание иллюстраций.

Видеофильм, иллюстрации, энциклопедия.

2

 Изготовление аппликации «Кленовый листик».

- закреплять приобретенные навыки изготовления  аппликаций из пуговиц;

- учить самостоятельно выбирать цвета;

 Повторить технику безопасности, подготовка рабочего места, рассматривание образца, беседа по теме, выполнение аппликации.

Картинка кленовый листик, образец, пуговицы, клей.

2

Изготовление аппликации «Осеннее дерево».

- закреплять приобретенные навыки изготовления  аппликаций из пуговиц;

- учить самостоятельно выбирать цвета;

Повторить технику безопасности, подготовка рабочего места, рассматривание образца, беседа по теме, выполнение аппликации.

Картинка дерева, образец, пуговицы, клей.

2

Изготовление аппликации «Бабочка».

- закреплять приобретенные навыки изготовления  аппликаций из пуговиц;

- учить самостоятельно выбирать цвета;

Повторить технику безопасности, подготовка рабочего места, рассматривание образца, беседа по теме, выполнение аппликации.

Картинка бабочки, образец, пуговицы, клей.

2

Изготовление аппликации «Воздушный шар».

- закреплять приобретенные навыки изготовления  аппликаций из пуговиц;

- учить самостоятельно выбирать цвета;

 Повторить технику безопасности, подготовка рабочего места, рассматривание образца, беседа по теме, выполнение аппликации.

Картинка воздушный шар, образец, пуговицы, клей.

2

Изготовление аппликации «Сова».

- закреплять приобретенные навыки изготовления  аппликаций из пуговиц;

- учить самостоятельно выбирать цвета;

Повторить технику безопасности, подготовка рабочего места, рассматривание образца, беседа по теме, выполнение аппликации.

Картинка Сова, образец, пуговицы, клей.

2

Изготовление мозаики  «Фото рамка» .

- закреплять приобретенные навыки изготовления  мозаики из пуговиц;

- учить самостоятельно выбирать цвета;

Повторить технику безопасности, подготовка рабочего места, рассматривание образца, беседа по теме, выполнение мозаики.

Фото рамка, образец, пуговицы, клей.

2

Изготовление мозаики «Подставка под чашку».

- закреплять приобретенные навыки изготовления  мозаики из пуговиц;

- учить самостоятельно выбирать цвета;

Повторить технику безопасности, подготовка рабочего места, рассматривание образца, беседа по теме, выполнение мозаики.

 Образец, пуговицы, клей.

2

Изготовление мозаики «Баночка под чай, кофе».

- закреплять приобретенные навыки изготовления  мозаики из пуговиц;

- учить самостоятельно выбирать цвета;

Повторить технику безопасности, подготовка рабочего места, рассматривание образца, беседа по теме, выполнение мозаики.

Баночка, образец, пуговицы, клей.

2

Изготовление букета.

- закреплять умение сортировать пуговицы от больших к маленьким;

- учить самостоятельно выбирать цвета;

Повторить технику безопасности, подготовка рабочего места, рассматривание образца, беседа по теме, выполнение поделки.

Пуговицы, проволока.

2

Изготовление брелка.

- закреплять умение сортировать пуговицы от больших к маленьким;

- учить самостоятельно выбирать цвета;

Повторить технику безопасности, подготовка рабочего места, рассматривание образца, беседа по теме, выполнение поделки.

Пуговицы, проволока.

2

Изготовление Мишки и жучка.

- закреплять умение сортировать пуговицы от больших к маленьким;

- учить самостоятельно выбирать цвета;

Повторить технику безопасности, подготовка рабочего места, рассматривание образца, беседа по теме, выполнение поделки.

Пуговицы, клей.

2 четверть (24 ч.)

1

Знакомство со свойствами солёного теста.

- познакомить со свойствами теста;

- познакомить с инструментами для лепки из теста;

- познакомить с рецептом приготовления теста для лепки;

- познакомить с элементарными способами окрашивания теста;

- дать элементарные представления о приемах лепки и соединения мелких деталей друг с другом.

Знакомство с правилами техники безопасности при работе с солёным тестом. Беседа по теме.

Показ презентации о красоте и разнообразии изделий из соленого теста. Работа с тестом, сминание, раскатывание, скатывание в «Колбаску», нарезание кусочков, формирование листочков ит.д.

Иллюстрации, презентация, скалка, стека.

1

Тестопластика

«Весёлый каравай».

- закрепить знания приёмов лепки из солёного теста;

- учить применять полученные знания при изготовлении изделия;

_ закреплять навык разминания теста, раскатывания в колбаску, скатывание шариков, нарезание кусочков.

Повторение техники безопасности, подготовка рабочего места. Беседа по теме, рассматривание образца, изготовление изделия. Просушка изделия.

Фартуки, скалки, стеки, доска, заранее приготовленное солёное тесто жёлтого цвета.

1

Гусеница.

закрепить знания приёмов лепки из солёного теста;

- учить применять полученные знания при изготовлении изделия;

_ закреплять навык разминания теста, раскатывания в колбаску, скатывание шариков;

- развитие мелкой моторики.

Повторение техники безопасности, подготовка рабочего места. Беседа по теме, рассматривание образца, изготовление изделия. Просушка изделия.

Фартуки, скалки, стеки, доска, заранее приготовленное солёное тесто зелёного цвета.

2

Яблоко.

- закрепить знания приёмов лепки из солёного теста;

- учить применять полученные знания при изготовлении изделия;

_ закреплять навык разминания теста, раскатывания, прищипывания, замазывания.

Повторение техники безопасности, подготовка рабочего места. Беседа по теме, рассматривание образца, изготовление изделия. Просушка изделия. Раскрашивание изделия после просушки.

 Фартуки, стеки, готовое солёное тесто, скалка.

2

 Бабочка.

 - закрепить знания приёмов лепки из солёного теста;

- учить применять полученные знания при изготовлении изделия;

_ закреплять навык разминания теста, раскатывания, прищипывания, замазывания.

Повторение техники безопасности, подготовка рабочего места. Беседа по теме, рассматривание образца, изготовление изделия. Просушка изделия. Раскрашивание изделия после просушки.

Фартуки, стеки, готовое солёное тесто, скалка.

1

Знакомство со свойствами  глины.

- повторить свойства глины;

- привлечение к искусству лепки из глины;

-познакомить с элементарными приемами лепки;

- дать элементарные знания о последовательности работы с глиной;

- познакомить с приёмами лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, прощипывание, сгибание, заглаживание.

Просмотр видеофильма, беседа по теме, рассматривание иллюстраций, сравнение глины и солёного теста.

Иллюстрации, энциклопедия, видеофильм.

1

История возникновения глиняной игрушки в России.

Беседа на тему «История глиняной игрушки» Филимоновской, Дымковской, Каргопольской с показом иллюстративного и предметного материала. Просмотр видеофильма.

Иллюстрации, видеофильм, предметные картинки.

4

Лепка

 - учить переминать глину, скатывать шарики;

- формировать навыки основных приёмов лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, прощипывание, сгибание, заглаживание

- учить соединять, промазывать детали, оформлять стекой.

Подготовка рабочего места, подготовка глины: переминание, скатывание шариков. Учиться раскатывать шарики (туловище, голова, лапки животных).

Глина, ёмкость с водой, стеки, влажные салфетки,

пластиковые дощечки;

скалки;                                                                      

фартуки;

краски (гуашь, акрил);

кисти;

палитры.

2

Лепка

Упражнения на видоизменение шара.

- учить видоизменять шар: расплющивание и сплющивание шара между ладонями для получения диска ;

- учить делать углубления в глине с помощью палочек,

- учить накладывать на поверхность изделия различные мелкие формы из глины, из которых составляются узоры.

Подготовка рабочего места. Лепим лепёшки, печенье, пряники. Раскатывание глины между ладонями, скатывание шариков, расплющивание их в лепёшку. Украшение изделия. Сушка, раскрашивание.

Глина, ёмкость с водой, стеки, влажные салфетки, пластиковые дощечки; скалки;                                                                      фартуки;краски (гуашь, акрил);кисти; палитры.

1

Лепка фруктов.

- закрепить навыки видоизменения шара;

- развитие мелкой моторики.

Раскатывание глины между ладонями, скатывание шариков, видоизменять их в различные фрукты.

Глина, ёмкость для воды, пластиковые дощечки, стеки, влажные салфетки.

2

Мухомор.

Знакомство с конструктивным способом лепки.

Беседа на тему «Грибы съедобные и несъедобные». Просмотр иллюстраций. Лепка полянки с грибами.

Глина, ёмкость с водой, пластиковые дощечки, стеки, скалки, фартуки, гуашь или акриловые краски, влажные салфетки.

1

Змейка.

- учить вытягивать глину;

- учить скручивать глину в жгуты.

Лепка змейки. Вытягивание и скручивание жгутов из глины.

Глина, ёмкость с водой, пластиковые дощечки, стеки, скалки, фартуки.

1

Морская звезда.

- познакомить с формой лепки «конус»

- учить соединять детали при помощи стеков.

Лепка морской звезды конструктивным способом.

Глина, ёмкость с водой, пластиковые дощечки, стеки, скалки, фартуки.

1

Роспись готовых изделий из глины.

- учить расписывать изделия;

- развивать творческие способности.

 Роспись красками вылепленных на предыдущих занятиях «змейки», «морской звезды» и фруктов.

Фартуки, гуашь или акриловые краски, влажные салфетки.

1

Солнышко.

- закрепить навыки лепки из глины приёмами «конус» и «лепёшка»;

- развитие мелкой моторики;

- закрепить навык росписи изделий из глины.

Подготовка рабочего место. Беседа по теме Лепка изделия «Солнышко» конструктивным способом.

Глина, ёмкость с водой, пластиковые дощечки, стеки, скалки, фартуки.

2

Мышка с сыром.

- закрепить навыки лепки из глины изученными ранее приёмами;

- учить соединять мелкие и крупные детали;

- развитие мелкой моторики;

Лепка мышонка с сыром конструктивным способом, соединение деталей крупных и мелких. Сушка и раскрашивание изделия.

Глина, ёмкость с водой, пластиковые дощечки, стеки, скалки, фартуки, гуашь или акриловые краски, влажные салфетки.

3 четверть (34 ч.)

1

Знакомство с техникой декупаж.

- познакомить со свойствами, возможностями преобразования и использования в различных композициях салфеток.

-  развивать способность работать руками под контролем педагога;     развивать мелкую моторику;

- развивать глазомер;

- формировать навык наклеивания салфеток на поверхность предмета.

- формировать навык изготовления изделия в технике декупаж.

 Презентация.

Ознакомление с техникой декупаж (плоскостной и объемный); правилами техники безопасности; правилами выполнения работы; разнообразными инструментами и материалами (салфетки с рисунками) необходимыми для данной работы; этапами работы. Учить изготавливать изделия в технике декупаж.

Презентация, иллюстрации, салфетки с разными рисунками, узорами, клей ПВА, кисточка, акриловая краска, тарелочка, ножницы.

1

Изготовление изделия в технике декупаж.

- формировать навык отделения верхнего слоя салфетки;

- формировать навык изготовления изделия в технике декупаж;

- учить правильно наклеивать салфетку на изделие.

 Знакомство с техникой декупаж, учиться правильно отделять верхний слой салфетки  и наклеивать их на изделие.

Салфетки с разными рисунками, узорами, клей ПВА, акриловые краски, кисточки(плоские) для клея, тарелочки, ножницы.

2

Тарелочка «Зимний пейзаж».

- формировать знания, умения и навыки в выполнении различных  изделий из салфеток методом декупаж;

- развивать творческие способности, фантазию детей, прививать любознательность;

- развивать качества, необходимые для занятия декупажа: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам;

- учить детей самостоятельному выполнению поделок из салфеток.

 Загадки про зиму;

Рассматривание зимних пейзажей;

Подготовка поверхности тарелки для нанесения салфетки;

Нанесение салфетки на тарелочку.

Образец изделия, салфетки с зимними пейзажами, ножницы, клей ПВА, акриловые краски, кисточки (плоские) для клея, тарелочки.

3

Доска «Веточка лимонов».

- формировать знания, умения и навыки в выполнении различных  изделий из салфеток методом декупаж;

- развивать творческие способности, фантазию детей, прививать любознательность;

- развивать качества, необходимые для занятия декупажа: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам;

- учить детей самостоятельному выполнению поделок из салфеток.

Подготовка поверхности доски для нанесения салфетки;

Нанесение салфетки на доску.

 Образец изделия, салфетки с веточкой лимона, ножницы, клей ПВА, акриловые краски, кисточки (плоские) для клея, доски.

3

Баночка для варенья.

- формировать знания, умения и навыки в выполнении различных  изделий из салфеток методом декупаж(объемный);

- развивать творческие способности, фантазию детей, прививать любознательность;

- развивать качества, необходимые для занятия декупажа: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам;

- учить детей самостоятельному выполнению поделок из салфеток.

 Подготовка поверхности баночки для нанесения салфетки;

Нанесение салфетки на баночку.

Образец изделия, салфетки, ножницы, клей ПВА, акриловые краски, кисточки (плоские) для клея, баночки.

4

Фоторамка «Корабль» на 23 Февраля.

- формировать знания, умения и навыки в выполнении различных  изделий из салфеток методом декупаж;

- развивать творческие способности, фантазию детей, прививать любознательность;

- развивать качества, необходимые для занятия декупажа: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам;

- учить детей самостоятельному выполнению поделок из салфеток.

Подготовка поверхности фоторамки  для нанесения салфетки;

Нанесение салфетки на фоторамку.

Образец изделия, салфетки, ножницы, клей ПВА, акриловые краски, кисточки (плоские) для клея, фоторамки, заранее распечатанный картинка корабля.

3

«Ваза».

- формировать знания, умения и навыки в выполнении различных  изделий из салфеток методом декупаж(объемный);

- развивать творческие способности, фантазию детей, прививать любознательность;

- развивать качества, необходимые для занятия декупажа: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам;

- учить детей самостоятельному выполнению поделок из салфеток.

Подготовка поверхности вазы  для нанесения салфетки;

Нанесение салфетки на вазу.

Образец изделия, салфетки, ножницы, клей ПВА, акриловые краски, кисточки (плоские) для клея, вазы.

4

«Шкатулка» на 8 Марта.

- формировать знания, умения и навыки в выполнении различных  изделий из салфеток методом декупаж.

- развивать творческие способности, фантазию детей, прививать любознательность;

- развивать качества, необходимые для занятия декупажа: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам;

- учить детей самостоятельному выполнению поделок из салфеток.

Подготовка поверхности шкатулки  для нанесения салфетки;

Нанесение салфетки на вазу.

Образец изделия, салфетки, ножницы, клей ПВА, акриловые краски, кисточки (плоские) для клея, вазы.

   3

Стаканчик под карандаши и ручки.

- формировать знания, умения и навыки в выполнении различных  изделий из салфеток методом декупаж(объемный).

- развивать творческие способности, фантазию детей, прививать любознательность;

- развивать качества, необходимые для занятия декупажа: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам;

- учить детей самостоятельному выполнению поделок из салфеток.

Подготовка поверхности горшка  для нанесения салфетки;

Нанесение салфетки на горшок.

Образец изделия, салфетки, ножницы, клей ПВА, акриловые краски, кисточки (плоские) для клея, горшки.

3

Горшок под цветы.

- формировать знания, умения и навыки в выполнении различных  изделий из салфеток методом декупаж(объемный).

- развивать творческие способности, фантазию детей, прививать любознательность;

- развивать качества, необходимые для занятия декупажа: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам;

- учить детей самостоятельному выполнению поделок из салфеток.

Подготовка поверхности стаканчика  для нанесения салфетки;

Нанесение салфетки на горшок.

 

4

Домик для ключей.

- формировать знания, умения и навыки в выполнении различных  изделий из салфеток методом декупаж.

- развивать творческие способности, фантазию детей, прививать любознательность;

- развивать качества, необходимые для занятия декупажа: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам;

- учить детей самостоятельному выполнению поделок из салфеток.

Подготовка поверхности детали от домика  для нанесения салфетки;

Нанесение салфетки на деталь домика.

Образец изделия, салфетки, ножницы, клей ПВА, акриловые краски, кисточки (плоские) для клея, детали для домика (квадратная дощечка, палки, крючок).

3

Пасхальные яички.

- формировать знания, умения и навыки в выполнении различных  изделий из салфеток методом декупаж (объемный).

- развивать творческие способности, фантазию детей, прививать любознательность;

- развивать качества, необходимые для занятия декупажа: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам;

- учить детей самостоятельному выполнению поделок из салфеток.

Подготовка поверхности яичка для нанесения салфетки;

Нанесение салфетки на яичко.

Образец изделия, салфетки, ножницы, клей ПВА, акриловые краски, кисточки (плоские) для клея, яички.

4 четверть (21 ч.)

1

Искусство росписи по дереву в России. Труд и его значение в жизни людей.

Освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка.

Беседа, рассматривание фотографий, картинок, чтение энциклопедии.

Фотографии, картинки с изображением различных произведений декоративно-прикладного искусства.

М.С.Соколова «Художественная роспись по дереву».

1

Породы деревьев и их декоративные качества.

Формирование первоначальных представлений учащихся о породах древесины, используемых в росписи по дереву;

- дать элементарные сведения какими свойствами обладает древесина разных пород;

- познакомить с декоративными качествами дерева;

- подготовка древесины и ее обработка.

Беседа о разнообразии деревьев. Игра «Что лишнее?»;

-отгадывание загадок о деревьях;

- просмотр презентации по теме.

Беседа о различии хвойных и лиственных пород деревьев, использование их при создании художественных изделий из дерева.

Презентация, иллюстрации, предметные картинки.

1

Роспись художественных изделий из дерева.

- дать элементарные сведения о вида художественных изделий из дерева;

- познакомить со способами подготовки поверхности деревянных изделий к росписи; - дать элементарные представления о способах нанесения краски на изделия;

 - познакомить с приёмами нанесения краски разными способами и последовательностью их выполнения;

- познакомить с инструментами и приспособлениями  при росписи.

Просмотр видеофильма, чтение энциклопедии, рассматривание иллюстраций.

Раскрашивание простых узоров.

Видеофильм, иллюстрации, энциклопедия, цветные карандаши, заранее приготовленные раскраски с узорами.

1

Устройство оборудования, инструментов и приспособлений применяемых для художественной росписи по дереву.

Техническая характеристика.

 - знакомство с видами и принципами работы.

Знакомство с работами художников, просмотр презентации, чтение энциклопедии.

Презентация, иллюстрации. М.С.Соколова «Художественная роспись по дереву».

1

Основы цветоведения.

- знакомство с основными свойствами цвета.

- дать элементарные сведения о контрастной и тональной цветовой гармонии. Изменение цветов на расстоянии.

Беседа о основных и смешанных цветах. Знакомство с  цветовым кругом.  Раскрашивание простых узоров в теплых и холодных цветах, сравнение их характеристики.

Цветовой круг, энциклопедия, презентация. , цветные карандаши, заранее приготовленные раскраски с узорами.

1

Разновидности орнамента.

Теоретическое занятие.

- формировать представления о орнаменте и видах росписи;

- дать основные сведения о композиции;

-  познакомить с росписью масляными красками, темперой, гуашью.

- ввести понятие «техника работы» - знакомство с миниатюрной живописью на папье-маше. Росписью по металлу, стеклу, пластмассе.

Просмотр презентации по теме, просмотр энциклопедий, иллюстраций. Учить раскрашивать простые узоры.

Картинки, иллюстрации. М.С.Соколова «Художественная роспись по дереву». Цветные карандаши, заранее приготовленные раскраски с узорами.

1

Основные сведения о композиции.

Объяснение приемов построения композиции.

- ввести понятие «основные закономерности композиции»

 –  дать элементарные сведения о симметрии, равновесии, ритме и т.д.  

- воспитание чувства отзывчивости на прекрасное и безобразное в искусстве.

- развитие фантазии, чувства цвета.

Беседа о взаимодействии отдельных элементов композиции. Просмотр презентации, чтение энциклопедии.

Презентация, энциклопедия, картинки.

1

Построение композиции в полосе на бумаге.

- учить располагать изобразительные мотивы симметрично.

- познакомить с особенностями построения композиции различных видов орнамента в полосе.

- учить пользоваться схемами построения рисунка;

- учить самостоятельно выбирать сюжет по заданной теме, самостоятельно делать предварительные наброски и зарисовки;

- учить выполнять орнамент в определенной технике;

- учить создавать собственные композиции.

- учить наносить элементарные изобразительные мотивы на лист бумаги;

- учить владеть техническими приемами кистевой росписи; овладеть техническими навыками выполнения различных росписей

- учить пользоваться схемами построения рисунка.

Лист бумаги образец композиции,  гуашь, кисточки, баночки для воды.

1

Построение композиции в полосе на бумаге.

- учить располагать изобразительные мотивы симметрично.

- познакомить с особенностями построения композиции различных видов орнамента в круге.

- учить наносить элементарные изобразительные мотивы на лист бумаги.

Лист бумаги образец композиции,  гуашь, кисточки, баночки для воды.

1

Построение композиции в полосе на бумаге.

- учить располагать изобразительные мотивы симметрично.

- познакомить с особенностями построения композиции различных видов орнамента в квадрате.

- учить наносить элементарные изобразительные мотивы на лист бумаги.

Лист бумаги образец композиции,  гуашь, кисточки, баночки для воды.

1

Построение композиции с различными видами орнамента на фанере.

-  познакомить с особенностями построения композиции различных видов орнамента в полосе.

- учить располагать изобразительные мотивы симметрично.

- учить наносить элементарные изобразительные мотивы на лист фанеры.

Лист фанеры на каждого ребёнка, образец композиции, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки.

1

Построение композиции с различными видами орнамента на фанере.

-  познакомить с особенностями построения композиции различных видов орнамента в круге.

- учить располагать изобразительные мотивы симметрично.

- учить наносить элементарные изобразительные мотивы на лист фанеры.

Лист фанеры на каждого ребёнка, образец композиции, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки.

1

Построение композиции с различными видами орнамента на фанере.

-  познакомить с особенностями построения композиции различных видов орнамента в квадрате.

- учить располагать изобразительные мотивы симметрично.

- учить наносить элементарные изобразительные мотивы на лист фанеры.

Лист фанеры на каждого ребёнка, образец композиции, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки.

1

Виды Хохломской росписи.

- теоретическое занятие;

- знакомство с элементами Хохломской росписи

- знакомство с элементами Хохломской росписи: "травная" роспись;
- роспись "под листок" или "под ягодку";
- роспись "пряник" или "рыжик".

Просмотр фильма о Хохломе. Просмотр иллюстраций, чтение Энциклопедий. Знакомство с работами художника, мастера по Хохломской росписи Красильникова Фёдора Фёдоровича и Лушиной О.П.

Иллюстрации, картинки,

 М.С.Соколова «Художественная роспись по дереву». Орлова, Л.В. Хохломская роспись  рабочая тетрадь по основам народного искусства.

2

Разновидности орнамента Хохломской росписи.

Практическое занятие.

-знакомство с орнаментом;

- учить подбирать цвет в росписи по дереву;

- познакомить с понятием «тёплые» и «холодные» цвета.

Работа с цветом.  Учить выделять три основных и три составных цвета. Эффект тёплых и холодных цветов, их эмоциональный характер.

Картинки, иллюстрации, заранее подготовленные раскраски,  бумага для акварели, кисти, баночки для воды, акварельные краски.

3

Разновидности орнамента Хохломской росписи.

Практическое занятие.

- учить создавать пластически выразительные формы, украшать их;

- выстраивать в единую композицию, изобразительные элементы и цветовые пятна;  

-осваивать разнообразные техники и материалы.

Построение композиции с различными видами орнамента. Роспись художественных изделий из дерева.

Лист фанеры, кисти, краски, баночки для воды.

1

Городецкая роспись.

- знакомство с историей Городецкой росписи

- познакомить с видами городецкой росписи.

- Беседа по теме «Особенности городецкой росписи». Просматривание картинок и видеоматериала. Изучение технологического процесса создания городецких изделий.

Иллюстрации, Л.Я.Супрун, Городецкая роспись, 2006
Т.Маврина, Городецкая живопись
М. С. Соколова "Художественная роспись по дереву"
Ю.Арбат, Путешествие за красотой, 1966.

2

Виды композиций. Элементы Городецкой росписи.

- учить создавать пластически выразительные формы на бумаге, украшать их;

- выстраивать в единую композицию, круги, точки, капли, дуги, штрихи;  

- развитие творческих способностей.

Освоение нанесения на бумагу основных элементов городецкой росписи. Познакомиться с техникой рисования кругов, точек, спиралей, дуг, штрихов.

Листы бумаги, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

  • наборы инструментов для занятий по профильному труду, включающие кисти (обычные и для клея), ножницы, коврики, индивидуальные доски, и т.д.;
  • натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению;
  • репродукции картин;
  • альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы;
  • видеофильмы, презентации, аудиозаписи;
  • оборудование: музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование;
  • расходные материалы для ПРОФИЛЬНОГО ТРУДА: клей ПВА, краски (гуашь и акриловые), пуговицы, соленое тесто, глина, фанера, разные изделия из дерева , краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования;
  • пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) ;

Список рекомендуемой научной и учебно-методической литературы:

  1. Дорожин, Ю.Г. Городецкая роспись [Текст]: рабочая тетрадь по основам народного искусства / худож. Р. Миневич.- М. : Мозаика - Синтез, 2001г.- 22с.: ил.- 18Ш 5-86775-065-5
  2. Дорожин, Ю.Г. Узоры Северной Двины [Текст]: рабочая тетрадь по основам народного искусства / худож. О.Знатных. - М.: Мозаика-Синтез, 2002г.- 24с. : ил.- 18Ви 5-86775-081-7
  3. Евсеев, И.С. Роспись посуды и аксессуаров [Текст]: И.С. Евсеев.- Ростов н/Д : Феникс, 2006.- 252[1] с. : ил.- (Мастерская). 18ВМ 5-222-08451-5
  4. Орлова, Л.В. Хохломская роспись [Текст] : рабочая тетрадь по основам народного искусства. -М. : Мозаика-Синтез, 1998г.-15с. : ил.
  5. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников/ Н.Н.Гусарова. – Санкт-Петербург, 2008.
  6. Торгашова В.Н. Рисуем нитью/  В.Н Торгашова. – Москва, 2010.
  7. Левин  В.И. «Воспитание Творчества»  -  Томск: Пеленг, 1993г.
  8. .Макаров А.Ю. Цветы в технике бумажной пластики //Школа и производство.-2009.- №7 – с.28, 37-39
  9. Макаров А.Ю. Методика  обучения технике торцевания из бумаги //Школа и производство. -2011.- №3 – С. 20.
  10.  Лыткова О. В. Мастер-класс для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники «тычкования (торцевания)» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2014.
  11.   М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1988. – 224 с.
  12.  Волшебная глина. – Смоленск: Русич, 2001.

  1.  Дашкевич Е. В., Жакова О. В. Знакомьтесь: Глина. – СПб.: Кристалл, 1998.
  2.  Тржемецкая М. Пластилин-глина. – М.: Росмэн – лига, 1999.
  3.  Ольга Вешкина Декупаж. Стильные идеи шаг за шагом - Издательство: АСТ 2010 – 64 с.
  4.  Книга «Декупаж. Практическое руководство» П.Н. Черутти. -  год издания 2008 – 159 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Профильного труда" в 10 кл. (8 вид)

Урок составлен  для детей 8 вида 10 класса с учетом особенностей учеников....

Рабочая программа по профильному труду "Сельскохозяйственный труд\ декоративное цветоводство"

Рабочая программа по "Сельскохозяйственному труду / цветоводству" разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью, вариант 1....

Билеты по профильному труду "Сельскохозяйственный труд/декоративное цветоводство"

Представляю вашему вниманию вопросы для итоговой аттестации (экзамена по профильному труду) выпускников специальных (коррекционных) школ...

Ресурсное обеспечение (технологизация) образовательного процесса посредством обновления материально-технической базы образовательной организации (кабинет профильного труда) в процессе реализации проекта «Современная школа» - доклад учителя профильного тр

Для организации качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ и с  инвалидностью в образовательной организации реализуется мероприятие федерального проекта «Современная школа»...

Проверочная работа по предмету профильный труд (Сельскохозяйственный труд) по теме «Домашняя птица», 6 класс.

       Для выявления уровня знаний и умений у обучающихся с интеллектуальными нарушениями по изученному материалу проводятся самостоятельные проверочные работы в виде тестов...

Рабочая программа по предмету «Профильный труд» по профилю «Сельскохозяйственный труд» для учащихся 9 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по предмету «Профильный труд» по профилю «Сельскохозяйственный труд» предназначена для учащихся 9 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуал...