Рабочая программа по чтению и развитию речи, 5 класс
рабочая программа (5 класс)

Рабочая программа по чтению и развитию речи, 5 класс коррекционной школы VIII вида, включает в себя пояснительную записку, основные требования к ЗУН, содержание программного материала, календарно- тематическое планирование, литературу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_5_kl.docx78.69 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                  Пояснительная записка.

Основанием для разработки рабочей учебной программы по чтению и развитию речи  является:

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ;

- Закон ХМАО – Югры «Об образовании в Ханты- Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 г. №68-оз;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067);

- приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 (с изменениями от 08.06.2015 года № 576) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- письмо Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- приказ ДОиМП Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования  на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий» от13.08.2015 № 1087;

- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  от 30августа 2018 г. №10-Исх-8639 «О примерном режиме работы общеобразовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, в  2018 – 2019 учебном году»;

- приказ от 17.08.2018 № 242 «Об утверждении адаптированных общеобразовательных программ»;

- приказ от 30.08.2018 № 250 «Об организованном начале 2018-2019 учебного года»;

- приказ от 31.08.2018 № 269 «О мероприятиях по выполнению адаптированных рабочих программ по предметам учебного плана»;

Цели и задачи образования

Актуальность обоснованности изучаемого курса.

Рабочая программа по чтению предназначена для   развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений.

Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и рабочей программой по данной дисциплине и состоит из ряда тем.

 ЦЕЛЬ: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

Таким образом, программа нацелена на решение  специальных задач:

  1. формировать  у обучающихся  чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения;
  2. развивать полноценное  восприятие доступных по содержанию художественных произведений;
  3. развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения;
  4. воспитывать нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе).

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.

Общая характеристика учебного предмета

В старших классах продолжается работа по развитию полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений, научно-популярных статей, правильному установлению смысловых связей с ориентацией не только на предметный план произведения, но и на его внутренний подтекст. Чрезвычайно важно добиваться эмоционального отклика на прочитанное, проводить направленную работу на понимание образного языка литературного текста, на использование таких выразительных средств, как тон голоса, синтаксические паузы, логические ударения (последнее — под наблюдением учителя).

Для качественного формирования навыка сознательного чтения в программе выделяется в качестве самостоятельного подраздел «Работа с текстом». В нем предусматривается последовательное углубление умений учащихся анализировать прочитанное, высказывать суждение по поводу описываемых событий и поступков героев, устанавливать позицию автора, наблюдая и выявляя те средства, с помощью которых она реализуется в произведении. К указанному разделу также представлен перечень возможных требований к уровню усвоения читательских умений.

Не менее важным является также дальнейшее совершенствование техники чтения, поскольку такие качества, как правильность, беглость, выразительность, у разных групп умственно отсталых учащихся формируются не только медленно, но и асинхронно.

Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения.

Основным видом чтения в старших классах остается чтение вслух, так как умственно отсталые учащиеся (как показывают исследования) значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения, поэтому программа ориентирует учителя на формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения. Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.

По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.

С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

В 5—6 классах продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 5—6 классов используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.

Начиная с 7 класса учащиеся включаются в круг литературного чтения.

Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения обусловливаются монографическим принципом. В связи с этим предлагается примерный список авторов, творчество которых изучается в хронологической последовательности. Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся сбиографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка);виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор как способ выражения авторского замысла, овладевать средствами выразительности чтения.

Внеклассное чтение в специальной (коррекционной) школе VIII вида носитрекомендательный характер с постепенным увеличением доли самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы. С 8 класса вводится чтение статей периодической печати.

По мере перехода учащихся из класса в класс уменьшается помощь учителя в составлении отзывов и аннотаций на читаемые произведения. Вместе с тем (с учетом сложности контингента учащихся) творчески работы по освоению литературных текстов могут выполняться коллективно.

Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Формы организации учебного процесса.

В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.

          В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.

          Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

  Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

     - составление планов;

     - краткие и подробные пересказы текста;

     - устные сочинения-характеристики героев;

- развитие художественной фантазии у детей;  

     - придумывание финала, опираясь на развитие событий.

Измерители, по сравнению с общеобразовательной школой, другие. Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся.  

           Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

           Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.

Обучение построено на принципах:

  • принцип коррекционной направленности в обучении,
  • принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения,
  • принцип научности и доступности обучения,
  • принцип систематичности и последовательности в обучении,
  • принцип наглядности в обучении,
  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

             Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

Типы урока:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.
  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
  • Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками
  • Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи

Методы и приёмы обучения:

Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой) наглядный (наблюдение, демонстрация) , практический  методы контроля.

Формы работы:

Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.

Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:

  • составление плана текста;
  • пересказ текста по плану;
  • пересказ текста по предполагаемым вопросам;
  • продолжение текста;
  • выразительное чтение;
  • чтение наизусть;
  • чтение по ролям;

 Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану школы учебный предмет «Чтение и развитие речи» относится к обязательной части учебного плана и является составной частью предметной области «Филология».

Кол-во часов на изучение предмета в 5 классе - 4 часа в неделю.

Кол-во учебных недель - 34.

Кол-во часов на изучение в 5 классе за учебный год – 136  часов.

 Количество часов по четвертям: I четверть – 36 часов, II четверть – 28 часов, III четверть – 41 час, IV четверть – 31 час.

Основные требования к умениям учащихся

      1-й уровень

       • правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях — по слогам;

       • читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту;

       • отвечать на вопросы учителя;

       • пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты — самостоятельно;

       • выражать свое отношение к поступкам героев и событиям;

       • выучить наизусть 8—10 стихотворений;

       • читать внеклассную литературу под наблюдением учителя и воспитателя.

       2-й уровень

       • правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам;

       • находить, читая про себя, отрывки проанализированного текста, связанные с определенными событиями;

       • отвечать на вопросы по предметному содержанию текста (с помощью учителя);

       • заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом учебных возможностей учащегося);

       • принимать участие в уроках внеклассного чтения.

Содержание учебного предмета.

Устное народное творчество — коллективное творчество народа.

      Жанры устного народного творчества: считалки, потешки, загадки, пословицы. Сказки. Представления о добре и зле.

Люблю природу русскую

      Рассказы, стихи, сказки и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, олицетворение природы в представлениях наших предков (духи леса, воды, земли). Светские и православные праздники в разные времена года. Труд и развлечения детей, их помощь взрослым.

Животные в доме

Рассказы и стихи о повадках животных, об отношении к ним человека.

Они прославили Россию.

      Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие краткие и доступные сведения об именитых людях прошлого и настоящего России (полководцы, писатели, художники).

Спешите делать добро.

      Рассказы, стихи, народные и литературные сказки, помогающие освоению нравственных эталонов, принятых в обществе людей.

Весело всем

      Рассказы, стихи, сказки, помогающие увидеть смешное в событиях, поступках людей и поведении животных.

Вечный свет подвига.

      Рассказы, стихи, научно-популярные статьи о подвигах защитников Отечества.

Писатели мира детям.

      Детские рассказы, стихи, сказки о жизни в разных странах.

Навыки чтения.

Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами с переходом на словосочетания. Использование специальных текстов, состоящих из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого, целостного восприятия слова и понимания значения, прочитанного.

Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа.

Выразительное чтение произведений с опорой на авторские ремарки. Коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Интонация в конце предложения на основе различительных знаков препинания, интонация перечисления при однородных членах предложения.

Работа с текстом.

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.

Выделение темы и идеи произведения, соотнесение того или другого с заглавием текста.

Прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации.

Выделение частей текста в соответствии с данным планом.

Озаглавливание частей текста (с помощью учителя) после их коллективного выделения.

Полный и частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану. Включение в пересказ необходимых средств связи предложений и частей текста на основе прочитанного произведения. Чтение по ролям и драматизация диалогов.

Оценка характера героя, подбор фактов, подтверждающих эту оценку (с помощью учителя).

Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение слов и предложений, характеризующих события, героев. Выбор и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя, с опорой на наглядный материал). Определение отношения автора к своим героям и событиям (с помощью учителя).

Практическое знакомство с жанрами устного народного творчества: сказки, считалки, потешки, пословицы, поговорки.

Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг, коллективное ведение дневников внеклассного чтения.

Предварительная подготовка детей в течение месяца к уроку внеклассного чтения.


Тематическое планирование

Раздел и темы учебного предмета.

Количество часов

Количество контрольных, практических и экскурсий

Раздел 1. Устное народное творчество — коллективное творчество народа

 Загадки, пословицы, поговорки, небылицы (особый мир игры — игра мыслей, столкновение мира обычного и потешного). Народные и литературные сказки. Мир добра и зла. Народные сказки:

«Никита Кожемяка», «Как наказали медведя», «Золотые руки», «Морозко», «Два Мороза», «Три дочери».

Литературные сказки:

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка».

22

1

Раздел 2. Картины родной природы. Рассказы, стихи и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, об открытиях человека, умеющего всматриваться в окружающий мир. Светские и православные праздники в связи с разными временами года.

Русские писатели о природе: Г. Скребицкий «Июнь», «Сентябрь», «Добро пожаловать», «Декабрь», «Всяк по – своему», «Март», «От первых проталин до первой грозы», А. Платонов «Июльская гроза», И. Соколов – Микитов «Золотая осень», «Весна», В. Астафьев «Осенние грусти», А. Толстой «Весенние ручьи».

Стихи русских поэтов о природе: И. Суриков «Ярко светит солнце…», А. Прокофьев «Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…», К. Бальмонт «Первый снег», «К зиме», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза», «Черемуха», А. Пушкин «Зимняя дорога», «Гонимы вешними лучами…», А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», А. Блок «Ворона», Е. Серова «Подснежник», И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом...», Я. Аким «Весна, весною, о весне».

45

Раздел 3. О друзьях – товарищах. Юмористические произведения разных жанров. Ю. Яковлев «Колючка», «Рыцарь Вася», Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок из повести), В. Медведев «Фосфорический мальчик», Л. Воронкова «Дорогой подарок», Я. Аким «Твой друг».

14

Раздел 4.  Басни И.А.Крылова.  «Ворона и Лисица», «Щука и Кот», «Квартет».

4

Раздел 5. Спешите делать добро. Рассказы и стихи, раскрывающие восприятие мира в детстве, осмысление мира и своего места в нем. Н. Хмелик «Будущий олимпиец»,

О. Бондарчук «Слепой домик»,

В. Осеева «Бабка»,

А. Платонов «Сухой Хлеб»,

В. Распутин «Люся», В. Брюсов «Труд»,

Р. Рождественский «Огромное небо».

12

1

Раздел 6. Животные в нашем доме. Рассказы, стихи, сказки о жизни животных. Отношение человека к животному миру как показатель его нравственных черт. Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывок из повести «Детство Тёмы»),

А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести «Детство Никиты),

К. Паустовский «Кот Ворюга»,

Б. Житков «Про обезьянку»,

Э. Асадов «Дачники»,

Ф. Абрамов «Из рассказов Алены Даниловны»,

С. Михалков «Будь человеком».

16

1

Раздел 7. Из прошлого нашего народа.  Рассказы, стихи, научно-популярные статьи о далеком прошлом, о нашем времени из истории России (см. программу по истории для 6 класса).

О. Тихомиров «На поле Куликовом»,

С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года»,

Н. Некрасов «И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный          нос»),

А. Куприн «Белый пудель» (отрывки),

Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью…»,

Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного Солдата».

12

1

Раздел 8. Из произведений зарубежных писателей. Художественные произведения зарубежных авторов различных жанров.

В. Гюго «Гаврош» (отрывки),

М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывок),

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отрывки),

Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывок).

11

1

Итого.

136

5

Учебно-методическоеи материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

Наглядный учебный материал

  1. Портреты детских писателей хх века.
  2. Комплект портретов. Классики зарубежной литературы. - Киев: Мистецтво, 2012
  3. Портреты детских зарубежных писателей. - М., 2004
  4. Различные виды словарей
  5. Стенды
  6. Плакаты.

Оборудование:

  1. Доска классная
  2. Компьютер  1040137
  3. Принтер  МФУ LJProM-132
  4. Процессор
  5. Колонки  МАС
  6. Cетевой фильтр

Оценочные материалы

Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного, путем специального опроса по чтению, пересказа или комбинированного опроса. Проводится текущая и контрольная проверка знаний.

В начале учебного года проводится стартовый контроль в виде проверки техники чтения, в конце каждой четверти промежуточный контроль и промежуточный (административный) контроль по итогам года. При оценке принимаются во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

Основная цель контроля: определение уровня знаний, умений и навыков учащихся.При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): V класс –45-60 слов.

Формы контроля

Текущий контроль на каждом уроке.

Тематический контроль – это оценка знаний обучающихся по отдельно взятой теме, разделу.

Стартовый контроль успеваемости обучающихся проводится во 2-11 классах по завершению итогового повторения учебного материала, изученного за предыдущий учебный год (проверка техники чтения).

Промежуточный контроль успеваемости обучающегося проводится в конце четвертой четверти форме проверки техники чтения.

Промежуточная аттестация представляет систему оценивания образовательных результатов обучающегося, которая предполагает следующие этапы:

  • аттестация обучающихся по итогам 1, 2, 3, 4 четвертей, предполагающая выставление отметок по пятибалльной шкале, рассчитываемой как среднее арифметическое текущих отметок, полученных в течение четверти с учетом результатов стартового контроля (сентябрь), промежуточного контроля (апрель-май);
  • аттестация по завершению учебного года, предполагающая выставление итоговых отметок по пятибалльной шкале, рассчитываемой как среднее арифметическое отметок за 1, 2, 3, 4 четверть.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Требования к ЗУН

Словарь

план

факт

I четверть

36

Должен уметь

Должен знать

Устное народное творчество.

22

1

03.09

Считалки. Заклички-приговорки. Потешки.

1

Уметь привести примеры произведений устного народного творчества.

Знать жанры произведений устного народного творчества.

Заклички-приговорки, потешки.

2

04.09

Пословицы и поговорки

1

Пословицы. поговорки

3

06.09

Загадки.

1

4

07.09

«Никита Кожемяка». (Русская сказка)

1

Уметь назвать признаки сказки как литературного жанра.

Знать признаки сказки, как литературного жанра.

Промысел, неволя, убыток, борозда.

5

10.09

«Как наказали медведя». (Тофаларская сказка)

1

Уняться, измываться, сходка

6

11.09

«Золотые руки». (Башкирская сказка).

1

Золотые руки

7

13.09

«Морозко». (Русская сказка). Испытания для падчерицы.

1

Уметь выделять главную мысль сказки.

Знать краткое содержание сказки

Неткаха-непряха, постылая, озирается, запропастился

8

14.09

Р/р Словесное рисование персонажей сказки «Морозко».

1

9

17.09

«Два Мороза» (Русская сказка).Работа над пересказом.

1

Уметь делить текст на части, выделять главную мысль.

Знать содержание сказки.

Авось, бубенчик, худая (шапка)

10

18.09

«Три дочери» (Татарская сказка)

1

Холст, ярмарка.

11

20.09

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Знакомство с произведением.

1

Уметь делить текст на части, выделять главную мысль.

Знать содержание сказки.

Очи, молвить, индо, воротился.

12

21.09

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Образы царевны и злой мачехи в сказке.

1

Умение находить в тексте описание характеров главных героев, внешности царевны.

Знать наизусть отрывок сказки.

13

24.09

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Роль зеркала в сказке.

1

14

25.09

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Победа добра над злом.

1

15

27.09

Д. Мамин- Сибиряк. «Серая Шейка». Отлет стаи.

1

Уметь пересказывать каждую из частей.

Знать содержание сказки, смысл словарных слов и устойчивых сочетаний в тексте.

Одиночество, беззащитный, сонная река, душа в пятки ушла.

16

28.09

Развитие устной речи. Пересказ по плану

1

Уметь пересказывать текст.

Знать содержание текста.

17

01.10

Д. Мамин- Сибиряк. «Серая Шейка». Серая Шейка в отчаянии.

1

Уметь пересказывать каждую из частей.

Знать содержание сказки, смысл словарных слов и устойчивых сочетаний в тексте.

18

02.10

Д. Мамин- Сибиряк. «Серая Шейка». Наступление зимы. Заучивание отрывка наизусть.

1

19

04.10

Д. Мамин- Сибиряк. «Серая Шейка». Спасение Серой Шейки.

1

20

05.10

Д. Мамин- Сибиряк. «Серая Шейка».

1

21

08.10

Р/р. Вопросы и задания к теме.

Контрольное чтение.

1

22

09.10

Вн. чт. «Сказки народов мира».

1

Картины родной природы. Лето.

10

23

11.10

Г. Скребицкий. «Июнь».

1

Заря, зорька

24

12.10

И. Суриков. Стихотворение. «Ярко солнце светит...».

1

Знать стихотворение наизусть.

Золотом облиты, дремлет лес.

25

15.10

А. Платонов. Рассказ. «Июльская гроза».

1

Уметь делить текст на части, выделять главную мысль.

Знать содержание рассказа.

Застило солнце

26

16.10

А. Платонов. «Июльская гроза». Пересказ 2 главы с использованием иллюстрации.

1

Старая пахота

27

18.10

А. Платонов. «Июльская гроза». Поведение детей во время грозы.

1

Взворачивал

28

19.10

А. Платонов. «Июльская гроза». Помощь детям.

1

Кошелка, изба, сморились, сени

29

22.10

А. Прокофьев. «Берёзка».

1

Знать стихотворение наизусть.

30

23.10

Ю. Гордиенко. Стихотворение «Вот и клонится лето к закату…».

1

Отвечать на вопросы учителя. Выразительно читать стихотворение

Знать понятие «описание».

31

25.10

Р/р. Вопросы и задания к теме.

1

Знать содержание произведений данной темы.

32

26.10

Вн.чт.Рассказы на тему: «Произведения о лете».

1

Осень.

9

33

29.10

Г. Скребицкий. Рассказ. «Сентябрь».

1

Назвать приметы осени.

Кладовка, погребок

34

30.10

И. Соколов-Микитов. «Золотая осень».

1

Знать смысл словарных слов и устойчивых сочетаний в тексте.

Летки(в ульях), шибче, яденый(орех)

35

01.11

И. Соколов-Микитов. «Золотая осень».

1

Читать выразительно.

мерцает

36

02.11

К. Бальмонт. Стихотворение «Осень».

1

Знать стихотворение наизусть.

Блистают, благовонье

II четверть – 28 часов

37

12.11

Г. Скребицкий. Рассказ. «Добро пожаловать».

1

Делить текст на части.

Манок

38

13.11

А. Астафьев. Рассказ. «Осенние грусти…».

1

Читать осознанно, выразительно

Подполье, брюква, пегие.

39

15.11

И. Бунин. «Первый снег».

1

Умение описывать картину зимы при помощи слов из стихотворения.

Знать стихотворение наизусть

Пурпур

40

16.11

Р/р. Вопросы и задания к теме.

1

41

19.11

Вн.чт. Рассказы на тему: «Здравствуй, осень!».

1

О друзьях-товарищах.

14

42

20.11

Ю. Яковлев. Рассказ. «Колючка».

1

Уметь делить текст на части, выделять главную мысль.

Знать содержание рассказа.

43

22.11

Ю. Яковлев. «Колючка».

1

Отвечать на вопросы учителя.

Знать содержание рассказа.

44

23.11

Ю. Яковлев. Рассказ. «Рыцарь Вася».

1

Читать осознанно, правильно, целыми словами.

Рыцарь, тюфяк

45

26.11

Ю. Яковлев. Рассказ «Рыцарь Вася». Характеристика поступков мальчиков.

1

Уметь делить текст на части, выделять главную мысль.

46

27.11

Н. Носов. Отрывок «Витя Малеев в школе и дома». Обман.

1

Ябеда

47

29.11

Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома». Обман раскрыт.

1

48

30.11

В. Медведев. «Фосфорический» мальчик».

1

Пересказывать текст по плану с помощью учителя.

Фосфор

49

03.12

В. Медведев. «Фосфорический» мальчик».

1

50

04.12

Л. Воронкова. «Дорогой подарок».

1

Пересказывать текст по плану с помощью учителя.

Полдюжины

51

06.12

Л. Воронкова. «Дорогой подарок». Чтение по ролям.

1

52

07.12

Л. Воронкова. «Дорогой подарок». Главная мысль рассказа.

1

53

10.12

Я. Аким. Стихотворение «Твой друг».

1

Уметь выразительно читать стихотворение.

54

11.12

Р/р. Вопросы и задания к теме.

1

55

13.12

Вн. чт. Рассказы на тему: «Дружба».

1

Читать внеклассную литературу под контролем учителя.

Басни И. Крылова

4

56

14.12

И.А. Крылов. «Ворона и Лисица». Мораль басни.

1

Понять, что высмеивает и чему учит басня, читать басню по ролям.

Знать басню наизусть.

Мораль, лесть, впрок

57

17.12

И.А. Крылов.  Басня. «Щука и кот». Мораль басни.

1

Умение понимать смысл басни.

Куманек, ремесло, амбар

58

18.12

И.А. Крылов. Басня. «Квартет». Мораль басни.

1

Квартет, бас, альт, скрипка

59

20.12

Р/р. Вопросы и задания к теме. Контрольное чтение.

1

Спешите делать добро.

12

60

21.12

Н. Хмелик. Рассказ. «Будущий олимпиец».

1

Уметь делить текст на части, выделять главную мысль.

Знать содержание рассказа.

Олимпиец

61

24.12

О. Бондарчук. Рассказ «Слепой домик».

1

Читать осознанно, правильно, целыми словами.

Знать содержание рассказа.

Ставни, слепой-зрячий

62

25.12

В Осеева. Рассказ. «Бабка». Лишний человек.

1

Уметь делить текст на части, выделять главную мысль.

Знать содержание рассказа.

Инвалидный дом

63

27.12

В Осеева. «Бабка». Отношения с бабушкой у Борьки.

1

64

28.12

В Осеева. «Бабка». Урок для Борьки.

1

III четверть – 41 час

65

10.01

В Осеева. «Бабка». Последний бабушкин подарок.

1

66

11.01

А. Платонов. Рассказ. «Сухой хлеб». Отношения матери и сына.

1

Уметь делить текст на части, выделять главную мысль.

Знать содержание рассказа.

Плуг, паровое поле, рушник, коврига, тяпка

67

14.01

А. Платонов. «Сухой хлеб». Трудолюбие Мити.

1

68

15.01

В. Распутин. Отрывок. «Люся».

1

Уметь делить текст на части, выделять главную мысль.

Знать содержание рассказа.

Межа. узда, вожжи

69

17.01

В. Брюсов. Стихотворение «Труд».

1

Читать выразительно стихотворение.

70

18.01

Р. Рождественский. Стихотворение «Огромное небо».

1

Читать выразительно стихотворение.

Эскадрилья, квартал

71

21.01

Р/р. Вопросы и задания к теме.

Контрольное чтение.

1

Картины родной природы. Зима.

9

72

22.01

Ф. Тютчев. Стихотворение «Чародейкою-зимою».

1

Знать стихотворение наизусть.

Чародейка, очарован

73

24.01

Г. Скребицкий. Рассказ. «Декабрь».

1

Пересказывать по плану.

Натуралист, чуткий

74

25.01

К. Бальмонт. Стихотворение «К зиме».

1

Знать стихотворение наизусть.

75

28.01

Г. Скребицкий. Рассказ. «Всяк по-своему».

1

Пересказывать текст.

76

29.01

Г. Скребицкий. «Всяк по-своему».

1

77

31.01

С. Есенин. Стихотворение «Поёт зима – аукает…»

1

Уметь выразительно читать стихотворение.

78

01.02

С. Есенин. Стихотворение «Берёза».

1

Знать стихотворение наизусть.

Бахрома

79

04.02

А.С. Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога».

1

Знать стихотворение наизусть.

Борзая, версты полосаты.

80

05.02

Устное сочинение о зиме. Обобщение по теме «Зима».

1

Читать внеклассную литературу под контролем учителя.

Картины родной природы. Весна.

17

81

07.02

Г. Скребицкий. Рассказ. «Март».

1

Уметь отвечать на вопросы.

Омут, ветла

82

08.02

А. Толстой. Стихотворение «Вот уж снег последний в поле тает…»

1

Знать стихотворение наизусть.

83

11.02

Г. Скребицкий. Рассказ. «От первых проталин до первой грозы».

1

Пересказывать текст.

Знать содержание рассказа.

84

12.02

Г. Скребицкий.  Рассказ. «Весна-красна».

1

Пересказывать текст.

Знать содержание рассказа

Рапортовать

85

14.02

Г. Скребицкий. Рассказ. «Грачи прилетели».

1

Пересказывать текст.

86

15.02

Г. Скребицкий. Рассказ. «Заветный кораблик».

1

Знать содержание рассказа

Суденышко, риф

87

18.02

Г. Скребицкий. Рассказ. «В весеннем лесу». Словесное рисование  картин природы.

1

Знать содержание рассказа.

Озимь

88

19.02

А. Толстой. Рассказ. «Весенние ручьи».

1

Пересказывать текст.

Водомоина, вешние воды

89

21.02

А.С. Пушкин. Стихотворение «Гонимы вешними лучами…»

1

Читать выразительно.

Дань, келья

90

22.02

А. Блок. Стихотворение «Ворона».

1

91

25.02

Е. Серова. Стихотворение «Подснежник».

1

Знать стихотворение наизусть.

Разведчик, властвуют снега

92

26.02

И. Соколов-Микитов.  Рассказ. «Весна».

1

Читать осознанно, правильно, выразительно.

Коряга

93

28.02

И. Бунин. Стихотворение «Крупный дождь в лесу зелёном…»

1

94

01.03

С. Есенин. Стихотворение «Черёмуха».

1

Знать наизусть отрывок.

95

04.03

Я. Аким. Стихотворение «Весна, весною, о весне...»

1

Уметь выразительно читать

96

05.03

Р/р. Вопросы и задания к теме.

1

97

07.03

Вн.чт. Рассказы на тему: «Весна идет, весне дорогу!».

1

О животных.

16

98

11.03

Н. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».

1

Колодец

99

12.03

Н. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».

1

Уметь пересказывать по плану.

Вожжи, смрад

100

14.03

Р/р. Составление плана, пересказ отрывка по плану.

1

Пересказывать текст по плану с помощью учителя.

Зоб, марля

101

15.03

А. Толстой. Отрывок. «Желтухин».

1

102

18.03

А. Толстой. Отрывок. «Желтухин». Ссора Желтухина с воробьем.

1

103

19.03

А. Толстой. Отрывок. «Желтухин». Окрепшая птица

1

104

21.03

Вн.чт. Рассказы о животных

1

105

22.03

Контрольное чтение.

1

IV четверть

31

106

01.04

К. Паустовский. Рассказ. «Кот-ворюга».

1

Читать осознанно, правильно, выразительно.

107

02.04

Б. Житков.  Рассказ. «Про обезьянку».

1

Уметь делить текст на части, выделять главную мысль.

Давеча

108

04.04

Б. Житков. Рассказ «Про обезьянку».

1

109

05.04

Б. Житков. Рассказ «Про обезьянку».

1

110

08.04

Э. Асадов. Стихотворение «Дачники».

1

111

09.04

Ф. Абрамов. Рассказ «Из рассказов Олёны Даниловны».

1

Индивидуалист, забраковать

112

11.04

С. Михалков. Стихотворение «Будь человеком».

1

Эгоист

113

12.04

Р/р. Вопросы и задания к теме.

1

Из прошлого нашего народа.

12

114

15.04

На поле Куликовом. По О. Тихомирову. Рассказ « Москва собирает войско».

1

Отвечать на вопросы к тексту.

Ратник, дань, рать

115

16.04

По О. Тихомирову. Рассказ

« Куликовская битва».

1

Окрест, сеча

116

18.04

По О. Тихомирову. Рассказ «Слава героям».

1

117

19.04

Рассказы о войне 1812 года.

По С. Алексееву. Рассказ «Бородино».

1

Отвечать на вопросы учителя.

Колокольня, ничейный бой

118

23.04

По С. Алексееву. Рассказ «Ключи», «Конец похода».

1

119

23.04

Н.А. Некрасов. (Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».) «И снится ей жаркое лето…»

1

Читать выразительно.

Сноп, жбан, рига.

120

25.04

А. Куприн. «Белый пудель». (отрывки). Бродячая труппа.

1

Труппа, шарманка

121

26.04

А. Куприн. «Белый пудель». (отрывки). Способности Сергея.

1

Пересказывать по плану.

Терраса

122

29.04

А. Куприн. «Белый пудель».(отрывки). Происшествие на даче.

1

Картуз, прописать ижу

123

30.04

По Л. Жарикову. Рассказ. «Снега, поднимитесь метелью!»

1

Выразительно читать отрывок.

Политрук, дивизия.

124

06.05

Ю. Коринец. Стихотворение «У могилы Неизвестного солдата».

1

Выразительное чтение отрывка.

125

07.05

Вн. чт. Стихи и рассказы о войне

1

Из произведений зарубежных писателей

11

126

13.05

В. Гюго. «Гаврош». (Отрывки). Маленький Гаврош.

1

Уметь делить текст на части, выделять главную мысль.

Знать содержание рассказа.

127

14.05

В. Гюго. «Гаврош». (Отрывки). Гаврош опекает малышей.

1

Цирюльник

128

16.05

М. Твен. «Приключения Тома Сойера». (Отрывок). Дети на пикнике.

1

Уметь делить текст на части, выделять главную мысль

Знать содержание рассказа.

Пикник.

129

17.05

М. Твен. «Приключения Тома Сойера». (Отрывок). Том и Бекки в пещере.

1

Бечевка

130

20.05

М. Твен. «Приключения Тома Сойера». (Отрывок). Спасение детей.

1

131

21.05

С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». (Отрывки). Лесной гном.

1

Уметь делить текст на части, выделять главную мысль.

Сачок

132

23.05

С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». (Отрывки). Лесной гном.

1

Пересказ по плану.

Знать содержание текста.

133

24.05

С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». (Отрывки) В далекое путешествие.

1

Сородичи

134

27.05

Х. Андерсен.  Сказка. «Русалочка».

1

Уметь делить текст на части, выделять главную мысль.

Знать содержание сказки.

Русалка, принц

135

28.05

Х. Андерсен.  Сказка. «Русалочка».

1

Шатер

136

30.05

Вн. чт. Сказки Г.Х. Андерсена

1

        

Литература

Основная

  1. Программа специальных(коррекционных) общеобразовательных учрежденийVIIIвида 5 – 9 классы. / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011
  2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе/А.К. Аксёнова. –М.: Владос, 2001г.
  3. Малышева З.Ф. Чтение. 5 Класс:учебн.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/З.Ф. Малышева. –М.: Просвещение, 2017.- 255с.

Дополнительная

  1. Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах/ В.В.Волина.- М.: АСТ, 2005- 464с.
  2. Данкова Р. Стихи русских поэтов/ Р.Данкова.- М.: Издательство Оникс, 2009- 160с.

  1. Есенин С. Снежные ветры. Стихотворения, поэмы/ С.Есенин.-М.: Просвещение, 2005.- 240с.
  2. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие для обучения чтению/ О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова.- К.: ГИППВ, 2000. – 272с.
  3. Прокопенко М.Е. Русский язык и чтение. 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения/ М.Е.Прокопенко.- Волгоград: Учитель, 2009.- 208с.
  4. Толстой Л.Н. Детям. Рассказы, басни, сказки, былины/ Л.Н.Толстой.- М.: Астрель, 2000.-192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Письмо и развитие речи 4 класс VIII вида

Аннотация к программе Письмо и развитие речи, 4 класс         Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи   составлена на основании «Пр...

Рабочая программа. Письмо и развитие речи 5 класс 8 вида

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основании1.      Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в РФ»;2....

Рабочая программа по предмету «Развитие речи» для 5, 6, 7 классов коррекционной школы I вида

Материал может быть полезен учителям русского  языка и литературы, преподающим развитие речи в коррекционной школе I вида.Рабочая программа по предмету «Развитие речи» для 5, 6, 7 классов I вида ...

Рабочая программа "Письмо и развитие речи" для 5 класса 8 вида

Программа адаптирована для обучающихся 8 вида из расчета 4 часа в неделю. Составлена с учетом развития устной и письменной речи....

Рабочая программа "Чтение и развитие речи" (адаптированная) для 5 класса VIII вида

Программа рассчитана на 4 часа в неделю, предусмотрена работа с текстом и аналитические задания....

Рабочая программа учебного предмета «Развитие речи и окружающий мир» для 5 - СП класса ГБОУ школа №7 Красносельского района г. Санкт-Петербурга.учитель Казачек И.А.

Пояснительная записка.     Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» разработана на основе «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отстал...