Краткий обзор методик и программ, рекомендуемых для работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
учебно-методический материал

Китова Ирина Александровна

Выступление на заседании методического объединения педагогов младших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupl_na_mo_dek_chist.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

Краткий обзор методик и программ, рекомендуемых для работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Изучая «Методические рекомендации по внедрению ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в систему работы образовательных учреждений РФ», в отделе  «Особенности организации образовательной деятельности» я наткнулась на рекомендованный список методик и средств обучения, которыми должны владеть педагоги, работающие со школьниками, имеющими ограниченные возможности здоровья. В «Рекомендациях» отмечается, что выбор и использование того или иного подхода зависит от особенностей развития обучающихся и целей обучения, зафиксированных СИПР и АООП. Цитата из документа: «Методологической основой процесса обучения и воспитания является культурно-историческая школа, учение Л.С. Выготского и его последователей о роли специального обучения детей с отклонениями в умственном развитии на различных возрастных этапах, о компенсации нарушенных функций, принципа развивающего обучения, предполагающего учёт зон актуального и ближайшего развития, а также деятельностной концепции обучения и личностно-ориентированного подхода к ребенку.

В обучении могут использоваться отечественные и адаптированные зарубежные методики и программы. В частности, метод базальной стимуляции – А. Фрёлих (Basale Stimulation); методики альтернативной (поддерживающей) коммуникации; элементы проектного подхода в обучении; элементы двигательной терапии и программы MOVE – развитие двигательных возможностей через обучение (Mobility Opportunities via Education); программы TEACCH – лечение и обучение детей с аутизмом и другими сходными нарушениями коммуникации – Э. Шоплер, Г. Мессибов (Treatment and Education of Autistic and Communication related handicapped Children),  программы ABA – прикладного поведенческого анализа (Applied Behavior Analyses),  эмоционально-уровнего подхода – В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, игрокоррекции – Л.Б. Баряева и др.»

Вызывает удивление и некоторое недоумение, что все эти методики, подходы собраны «воедино», «одним списком». Я постаралась несколько разделить, сгруппировать эти подходы и методы.  Вот что у меня вышло.

  1. Элементы двигательной терапии

Метод базальной стимуляции – А. Фрёлих (Basale Stimulation);

Несомненно, что эти методы должен применять специалист, прошедший специальную подготовку, курсы, длительный тренинг, так как они предполагают применение непосредственного физического воздействия на ребенка, направленные на развитие вестибулярной, вибрационной и соматической чувствительности.  Методика предусматривает применение к ребенку специальных методов воздействия, специальных устройств (массажеров, камертонов, музыкальных инструментов), необходимо иметь знания по физиологии, владеть специальными приемами массажа. Все упражнения должны быть подобраны индивидуально для каждого ребенка и проводиться очень грамотно, так, что бы не навредить ему и себе. Тоже можно сказать и о работе по программе MOVE – развитие двигательных возможностей через обучение (Mobility Opportunities via Education). Программа также предполагает применение специальных устройств, приспособлений, в основном ориентирована на детей с ДЦП. Что надо знать нам? Если есть возможность, хорошо пройти курсы по организации занятий с ребенком, имеющим нарушения движения, чтобы знать, например, как лучше организовать рабочее место ребенка, в какой позе ему будет удобно заниматься, нужны ли ему специальные приспособления, специальное оборудование. И все же лучше, чтобы решение принимал специалист по «двигательным» детям, чтобы была возможность устроить консультацию специалиста по этим вопросам с учителями, родителями. Кроме того, нам часто приходится поднимать с пола, вытаскивать из-под стола, «снимать» с высокого места детей. Хорошо бы знать способы, методы, что бы беречь себя, не травмировать позвоночник, научиться упражнениям для снятия напряжения со спины, ног.

  1. «Бихевиоральные» методики для обучения лиц, имеющих нарушения аутистического спектра.

Наиболее распространенным в мире подходом к коррекции аутизма в настоящее время является бихевиоральный. Независимо от направлений (программа ТЕАСНН, АВА терапия- метод Ловааса или другие, более «мягкие» варианты поведенческой терапии) бихевиоральные программы предполагают, в первую очередь, отработку у аутичных детей бытовых и социальных навыков. Программа TEACCH (Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children – терапия и обучение аутичных и имеющих коммуникационные нарушения детей) предусматривает педагогическое содействие детям с аутизмом и похожими коммуникационными нарушениями.

Коррекционная программа состоит из девяти разделов, которые охватывают важнейшие сферы развития ребенка. Ее цель – формирование и развитие у детей с нарушениями психического развития, навыков и умений по имитации, восприятию, крупной и мелкой моторике, координации рук и глаз, познавательной деятельности, речи, самообслуживания, в социальных отношениях. Все упражнения в рамках каждой сферы содействия развитию сгруппированы в соответствии с тремя уровнями развития. При определении степени сложности задачи учитывают возраст и развитие ребенка. Задания расположены в порядке усложнения, повышения требований к возможностям ребенка, что позволяет проводить поэтапное обучение по принципу «от простого к сложному». Упражнения в программе подобраны таким образом, что при формировании или развитии определенного навыка дополнительно предъявляются требования к способностям ребенка из других сфер (например, упражнение на сортировку способствует развитию координации движений). Для выполнения упражнений используют обычные предметы, которые есть дома и в школе. Благодаря этому достигают сразу двух целей: во-первых, осуществляется перенос приобретенных умений в новые условия (из школы домой и наоборот), а во-вторых, применяемый материал, как правило, недорогой.

Главное отличие методики - TEACCH – это методика структурированного обучения.

Структурированию подлежат три области:

• пространство;

• время;

• деятельность;

Каким образом можно осуществлять структурирование? С помощью составления различного вида планов, расписаний, календарей,  что вносит порядок, помогает осознать очередность дел в течение дня. Структурирование пространства:  например, стол, который используется и для еды, и для работы, и для игры может привести человека с аутизмом в сильное замешательство. Различные столы или скатерти разного цвета для каждого вида деятельности, напротив, помогают ребенку распознать, что его ожидает в дальнейшем. В помощь ребенку с аутизмом можно предложить альбом с фотографиями различных помещений школы. Перед переходом из одного помещения в другое ему показывается соответствующая фотография. Структурирование пространства в классе - уроки «познавательные» проходят за партами, стоящими рядами, а уроки «творческие» за партами, составленными рядом, в один ряд и т.п.

Временное структурирование (планы времени) осуществляется посредством составления распорядка дня, который четко определяет, какие действие и в какой последовательности должны осуществляться. Индивидуализация распорядка дня обеспечивается с помощью визуальных планов, при составлении которых могут быть использованы реальные предметы, фотографии, рисунки, пиктограммы, слова.

Структура деятельности (рабочие планы, планы-инструкции) позволяет последовательно выполнять различные виды заданий и дает ответ на следующие вопросы:

• что нужно делать?

• в каком объеме выполнять задания?

• в какой последовательности?

• когда действие закончено?

• что происходит после этого действия?

Таким образом, особую роль при структурировании выполняют планы. С помощью визуальных эффектов они создают опоры, к которым всегда можно обратиться, вспомнить нужную информацию и проверить себя. Планы помогают ограничить отвлекаемость, так как способствуют концентрации внимания. Они делают ребенка более независимым от помощи других людей, помогают стать ему более самостоятельным.

Программы ABA – прикладного поведенческого анализа (Applied Behavior Analyses) — прикладной анализ поведения или метод Ловааса — система лечения расстройств аутистического спектра. Это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения.  Идея метода заключается в том, что социальные поведенческие навыки могут быть привиты даже детям с тяжёлой формой аутизма с помощью системы поощрений и последствий. В результате АВА-терапии ребенок может научиться определенным навыкам. Причем упор делается на “социальные поведенческие”. Какие конкретно? Например, такие:

  • устанавливать зрительный контакт,
  • имитировать основные движения,
  • имитировать действия с предметами,
  • имитировать мелкие и точные движения,
  • имитировать произносительные движения,
  • выполнять единичные команды,
  • узнавать знакомых людей,
  • указывать на желаемые предметы
  • и т. д., в зависимости от программы, составленной для ребенка специалистом по АВА.

Методика предполагает занятия «один на один» - клиент-тренер АВА-терапист довольно длительное время, до 40 часов в неделю. Терапии подвергается поведение ребенка с аутизмом. Поведение, соответствующее каждому навыку, разбивается на блоки – как правило, отдельные действия. Выполнение каждого действия отрабатывается с помощью системы поощрений и наказаний, а отработанные действия соединяются в цепь, и, таким образом, формируется определенный навык. Перенос выученного поведения в повседневную жизнь требует постоянной специальной поддержки клиента. Часто переноса не происходит, т.е. «выученный» навык применяется в одних условиях, местах, но не применяется в другом месте, обстановке. В методе четко прописаны все шаги тераписта, протоколируется, фиксируется каждый шаг, изменение поведения. Конечно, всему этому надо долго специально учиться. Но какие-то элементы АВА-методики взять можно. Например, пособия. В чем минусы? Формализованность, «сухость» метода. Часто ребенок усваивает отдельные «звенья» отрабатываемого навыка, но у него нет понимания целостности процесса. Обучение аутичного ребенка может быть осмысленным и удачным, если соблюдается принцип «от целого – к части» или «от общего – к частному». Например, при обучении чтению сначала осваивается «глобальное чтение» нескольких слов, из которых составляются простые фразы, связанные с жизнью ребенка. Таким образом, ребенок получает представление о смысле чтения, о том, для чего оно предназначено. После этого легко перейти к чтению по слогам, чтобы ребенок получил представление о «составных частях» слов, и мог читать любые тексты. У детей, обученных чтению подобным образом,  не возникает  характерная для аутизма проблема неосмысленного, «механического» чтения, когда ребенок не может пересказать даже одной прочитанной им фразы.

Принцип обучения навыкам по АВА-программам – противоположный: «от частей – к целому». «Подкрепляется» каждый освоенный ребенком «блок» цепочки, каждое отдельное действие, из тех, что составляют определенный навык. Но сами по себе эти «шаги» абсолютно бессмысленны для аутичного ребенка, если он исходно не имеет представления о целом. Поэтому «звенья» цепочки действий не складываются в представлении ребенка в алгоритм определенного навыка, а остаются «набором» отдельных шагов. АВА-специалисты всегда возмущаются, когда их методы работы называют «дрессировкой». Но как еще назвать систему обучения навыкам, построенную на принципе «делай то, что тебе говорят, и получишь вознаграждение»?

  1. методики альтернативной (поддерживающей) коммуникации;

Неговорящие люди с аутистическим расстройством могут использовать ряд альтернативных форм коммуникации: жесты, жесты, сопровождающие речевые звуки, картинки, а также карточки с символами и словами. Визуальную информацию жестов, картинок или символов человек с аутистическим расстройством может зачастую воспринимать и перерабатывать лучше, чем вербальную.

Хорошо зарекомендовала себя в работе с детьми, имеющими нарушения общения, система альтернативной коммуникации PECS (Picture Exchange

Communication System). Данная система построена на обмене картинками, основная ее задача – помочь овладеть двумя основными аспектами комму-никации: сближению с партнером и устным речевым высказываниям. Ос-новная идея – научить человека с аутизмом получать желаемый объект или действие путем предъявления специально подготовленной картинки или фотографии, т.е. в обмен на картинку или фотографию. По просьбе педагога родитель составляет список наиболее значимых для ребенка предметов, понятий из нескольких «сфер»: семья, еда, любимые игрушки, одежда, привычные занятия, постоянно посещаемые места. Изготавливается карточка с реалистичным изображением объекта и подписью. Карточки на липучке прикрепляются к специальному альбому, планшету. По мере необходимости ребенок выказывает свое желание с помощью предъявления карточки. Родители или педагоги предлагают ребенку выбор с помощью карточек (что есть, куда пойти и т.п.). Зрительная опора в виде карточки помогает наладить коммуникацию с неговорящим ребенком. Обучение начинается с физически подкрепленного обмена изображениями реальных предметов и проходит в несколько этапов. Это должно привести к желаемым результатам на заключительных этапах, когда ребенок будет использовать простые фразы для выражения спонтанной просьбы, отвечать на вопрос “что ты хочешь?”  и реагировать на другие простые вопросы типа “что ты видишь?” правильными фразами типа “я вижу птичку”.

     Создатели программы PECS подчеркивают, что педагоги должны пройти специальное обучение этой программе, для того чтобы правильно использовать стратегию общения и чтобы аспекты поведенческого анализа и методы обучения поведению применялись в сочетании с программой PECS.  

     Макатон — это уникальная языковая программа, предполагающая структурный многофункциональный подход с использованием знаков и символов и направленная на обучение коммуникации, языку и навыкам чтения людей с особыми нуждами.      Языковая программа «Макатон» представляет собой сложную систему, состоящую из базового словаря (450 наиболее употребительных и нужных для взаимодействия понятий), ресурсного словаря (около 7000 более сложных и менее частотных понятий, часто уникальных для данной конкретной страны) и дополнительных словарей. Каждому из этих понятий соответствуют жест и символ (картинка) максимально точно передающие смысл или внешний образ понятия. Система использует жесты из национальных жестовых языков, при этом проговариваются фразы на словесном языке (естественно, достаточно простые по структуре), а также используются картинки с символами.       В повседневной жизни мы используем примерно 1 500 слов, хотя знаем их, конечно, гораздо больше. Человеку, имеющему серьезные проблемы с пониманием и выражением своих мыслей и чувств, очень тяжело запомнить такое количество слов. Около 350 слов необходимы в повседневной жизни в первую очередь. Слова первого уровня касаются очень близких человеку понятий: «есть », «пить », «спать », «дом », «я », «ты », «папа », «мама » и т.д. Сутью языка МАКАТОН является использование речи, поскольку в обыденной жизни главенствует речь, затем сопровождение слова жестом, который вызывает у того, к кому оно обращено, определенные воспоминания или ощущения, и подкрепление всего этого устойчивым зрительным образом. В зависимости от трудностей, которые испытывает человек, он либо будет использовать все три составляющие языка МАКАТОН, либо выберет то, что ему подходит лучше всего.

  1. Эмоционально-уровневый подход, разработанный В.В.Лебединским, К.С.Лебединской, О.С.Никольской и другими авторами.

    Авторы эмоционально-уровневого подхода разработали представления об уровневой структуре аффективной сферы, которые являются теоретической базой этого подхода (4 уровня). Метод предполагает установление эмоционального контакта педагога с ребенком, снятие с помощью различных конкретных методов страхов, агрессии, негативизма, стереотипий, развитие коммуникации и социального взаимодействия.  На первом плане – игротерапия, арттерапия, которые используют прежде всего наиболее развитые возможности ребенка. Любые элементы директивности исключаются. Создание мотивации к наиболее привлекательным видам деятельности повлечет за собой развитие и всех других сторон психики. Использование таких средств, как расписание на основе фотографий или табличек с надписями допускается, но считается не более чем вспомогательным средство Эмоционально-уровневый подход предполагает создание среды (средовой подход), в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно, защищено.

     Для того чтобы помочь  ребенку с поведенческими проблемами, прежде всего нужно прислушаться к нему и устроить окружающую среду так, чтобы создать у него ощущение безопасности. Затем нужно потихоньку менять среду, внося в нее небольшие изменения, вызывающие «развивающее напряжение» у ребенка, то есть делающие среду менее комфортной, но все-таки выносимой для ребенка.        Если работа ведется достаточно аккуратно, то постепенно ребенок осваивает все больше и больше разных ситуаций, его выносливость, способность принимать новое возрастает. Наконец он оказывается в состоянии справиться с какими-то реальными житейскими, не упрощенными ситуациями, например, спокойно едет с мамой в автобусе или идет в цирк. Главной целью является интеграция в детском саду или школе - тех средах, которые предлагает детям сегодняшнее общество для освоения культурного опыта человечества.

Сообщение на МО младших классов:

Краткий обзор методик и программ, рекомендуемых для работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Учитель-дефектолог Китова И.А.

ГКОУ «Школа № 2124 Центр развития и коррекции»

Москва

2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование средств мультимедиа при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья"

Социализация учащихсяВ «Концепции модернизации российского образования» одной из важнейших задач образовательных учреждений является «формирование способности к успешной соци...

доклад по теме Эффективные приёмы работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Данный  доклад  знакомит  с  эффективными приёмами  работы  с  детьми  ОВЗ  по  биологии...

"Педагогические условия организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами на уроках музыки"

Выступление на методическом объединении учителей предметов эстетического направления ГБОУ Школа № 2083 г. Москвы 12 апреля 2019 г....

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Данный план предусматривает выявление особых образовательных потребностей ребёнка с овз; осуществление индивидуально -  ориентированной педагогической помощи ребёнку с овз с учётом особеннос...

Аналитическая справка о результатах коррекционной работы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

С целью мониторинга физического развития в начале, середине и конце учебного года проводятся тестирования учеников на показатели Жизненной Емкости Легких (ЖЕЛ) прибором «Диагностический комплекс...

Презентация методических разработок по работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья "Мир особого ребенка - он закрыт от глаз чужих"

Определение.Особенности обучения детей с ОВЗ. Изобразительная деятельность. Начало творческого пути между учителем и ребенком. Формы проведения урока. Содержание самого урока. Цель. Задачи. Актуальнос...

Методы и приёмы работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Методы и приемы   работы с обучающимися ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...