Интерактивный стол логопеда как средство повышения качества коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС
статья

Толчева Алла Евгеньевна

Компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Особенно важна современная развивающая предметно-пространственная среда в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Я использую интерактивный стол при проведении подгрупповой и индивидуальной работы с обучающимися.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnyy_stol_logopeda_v_sootvetstvii_s_fgos.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Интерактивный стол логопеда как средство повышения качества коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС»

Развивающие интерактивные игры — это логичное продолжение, эволюция тех настольных игр, конструкторов, разрезных картинок, в которые мы привыкли играть, когда сами были детьми. А современные дети любят играть на компьютере, и почему бы им не дать эту возможность, преследуя при этом не развлекательные, а дидактические задачи.

В наш школьный логопедический кабинет был приобретен профессиональный стол логопеда от компании «АЛМА». Данный стол является результатом объединения лучших традиционных методик, а также современных интерактивных технологий в области коррекции речи.  Комплект включает все необходимые для занятий инструменты, которые были отобраны с учетом пожеланий опытных логопедов. С другой стороны, являясь современным решением, интерактивный стол предлагает совершенно новый уровень занятий с использованием сенсорного экрана, специальных программ и игр для логопедической практики.

Рабочий комплект учителя-логопеда включает в себя:

  1. Профессиональный компьютер   со встроенным программным обеспечением.
  2. Стол специалиста для проведения занятий.
  3. Современный сенсорный компьютер с диагональю 25 дюймов.
  4. Профессиональное логопедическое программное обеспечение «Лого Ассорти», «АЛМА», «5 Островов», «Оживариум».
  5. Логопедическое зеркало АЛМА.
  6. Лого-тетради, методички, журнал логопеда, лого-карточки и наклейки.
  7. МФУ (принтер, сканер, копир).

Именно поэтому занятие за интерактивным логопедическим столом пролетает весело и быстро для детей — с современным оборудованием больше нет места скуке. Ведь теперь работа с логопедом основана на постоянном взаимодействии с интерактивным сенсорным дисплеем, а также разбавлена интересными для детей играми и программами. Это настолько интересно и увлекательно, что даже сами логопеды зачастую вместе с детьми принимают участие в таких играх. А это здорово сближает логопеда и ребенка, что в свою очередь положительно сказывается на результатах коррекционной работы.

Век 21 - принято называть веком информационным. Человек как - будто находится в стремительном экспрессе, который несет его сквозь потоки информации. Как не потеряться в этом потоке информации? Даже взрослому человеку порою бывает трудно! Современному педагогу необходимо находить такие методы и формы работы, чтобы заинтересовать, а в последствие научить работать с информацией.

Интерактивный стол - это большой планшетный компьютер, расположенный горизонтально и вертикально по принципу столешницы, на массивной ножке.  Поверхность стола "оживает" благодаря прикосновениям детских рук, демонстрируя юному исследователю увлекательные игры.

Детские сенсорные столы обладают целым рядом неоспоримых преимуществ, которые призваны сделать процесс обучения качественнее, увлекательнее и приятнее для ребенка и педагога.

1.Обучение становится увлекательным и интересным для детей.

2. Групповое обучение формирует навык работы в команде.

3. Возможность обучения детей с разными образовательными потребностями.

4. Неограниченные возможности и творческий подход.

5. Снижение расходов на методический материал.

6. Решение конкретных педагогических задач в новых цифровых условиях.

Сенсорное управление благотворно сказывается на развитии мелкой моторики, а возможность контролировать происходящее на поверхности развивает координацию движений.

Я использую интерактивный стол при проведении подгрупповой и индивидуальной работы с обучающимися.

Игры направлены на развитие речи, памяти, внимания, логики, изучение счета и английского языка. Используя игры, дети с интересом получают новые знания, усваивая большие объемы учебного материала, а также активно практикуясь в его закреплении.

При подгрупповой работе дети взаимодействуют: учатся принимать решения вместе и самостоятельно, уступать друг другу, прислушиваться к мнению других, делится своими эмоциями – происходит развития коммуникативных способностей.

Посредством наблюдения я, как учитель-логопед, педагог –дефектолог, получаю ценную информацию о личностных особенностях ребенка, его коммуникативных умениях.

Современные технологические средства стали отличным помощником в диагностики и развитии когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, мелкой моторики.

Развивающие игры, позволяют снять проблему перехода от игровой деятельности к учебной, от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. У детей с ОВЗ повышается концентрация внимания, так как внимание лучше сосредотачивается на ярком наглядном материале, подкрепляющемся практическими действиями; существенно повышается мотивация к посещению занятий и активной на них работе, также более успешно усваивается практический материал и поддерживается познавательный интерес. Всё это способствует успешному обучение в школе.

Занятия с применением интерактивного оборудования, повышают детскую мотивацию к занятиям. Вносят разнообразие, новизну.  Мультипликационные герои помогают воспринимать ребенку задания в виде игры. У ребенка формируется навык работы с мышкой и клавиатурой, что важно в современном интерактивном мире, который нас окружает повсеместно. Я могу отметить, что видна заинтересованность, мотивация ребенка в выполнении игровых задания, речь активна, совершенствуется диалогическая, монологическая речь.

Использование возможностей интерактивного стола позволяет сделать учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с учащимися и повысить качество коррекционной работы.

Предлагаю Вам примерный конспект логопедического занятия обучающимся 2 класса, с недоразвитием речи системного характера, имеющим нарушение звукопроизношения (ротацизм, парасигматизм шипящих, свистящих) с использованием интерактивного зеркала «Алма»

Цель: Обогащение речевого словаря, активизация самостоятельной речи, по средствам составления рассказа по картинкам.

 Образовательные задачи:

  • развитие навыков языкового анализа и синтеза;
  • закрепление произношения звука «Р», автоматизация произношения в слогах, словах.
  • уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам;
  • развитие грамматического строя речи;
  •  развитие связной речи;
  • развитие орфографической зоркости;
  • формирование  навыков работы  с мышкой;
  • формирование умения отвечать на вопросы полным предложениями;
  • умение изменять слова по падежам.  

Коррекционные задачи:

  • развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности;
  • развитие психических процессов;
  • развитие тонкой и общей моторики.

Воспитательные задачи:

  • воспитание сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

ХОД ЗАНЯТИЯ

ЛОГОПЕД: Сегодня, мы с тобой отправимся на прогулку в волшебный лес, туда где живет чудо зверь. Послушай загадку, о ком пойдет речь?

Жил на свете чудо-зверь, на змею похожий

Он герой мультфильмов, сказок и былин

Жил в лесу волшебном, был совсем один,

Без друзей скучал он, злился и рычал

И огнем горячим, все кусты сжигал.

Но случилось чудо, -встретил он друзей

И с тех пор в лесу волшебном, нет его добрей!

Как ты думаешь, что это за волшебный зверь?

Ребенок предлагает свои варианты…

ЛОГОПЕД: Да, конечно –это дракон, правильно, вот где он живет.. (включается игра на интерактивном зеркале, предлагается ребенку рассмотреть внимательно картинку.

ЛОГОПЕД: Давай придумает нашему другу имя (предложить варианты с наличием тех звуков, которые отрабатываются, например-«Сонорик») наш дракончик, очень любит купаться и имя ему очень подходит.

ЛОГОПЕД: Давай внимательно посмотрим на него и определим, хорошее у него настроения или плохое? Он сердится, показывает нам зубы, выпускает свой огонь, или он доволен?

Ответы ребенка…

ЛОГОПЕД: Наш дракончик, теперь не злится, потому что у него есть друзья в лесу, только он немного грустит, у него совсем нет нарядов, чтоб ходить в гости к друзьям. Давай поможем ему и создадим для него красивый яркий наряд.

Ребенку предлагается раскрасить дракона, используя палитру цветов, во время работы обозначая части тела дракона и название цветов, выделяя звуком встречающуюся букву «Р» в словах.

Во время раскрашивания проводится физ.минутка.

Мы с дракончиком разминку

 Повторяем без запинки

-Эй, попрыгали на месте

- Эй, руками машем вместе!

Повертись на месте ловко -

в этом нам нужна сноровка,

Что понравилось дружок?

продолжаем наш урок!

(По завершению работы «оживляем героя»).

ЛОГОПЕД: Давай теперь посмотрим, что происходит на поляне около лесного озера? Посмотри, как радуется дракон, ОН КУПАЕТСЯ В ОЗЕРЕ:

Ребенок отвечает- в дупле сидит ФИЛИН И МАШЕТ КРЫЛЬЯМИ, БЕЛКА СИДИТ НА ПНЕ И ЕСТ ОРЕШКИ.

 Ребенок рассказывает, что меняется на картинке, поясняя действия всех героев (тренируется внимание, наблюдательность)

ЛОГОПЕД задает ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОСТОРЕНИЯ рассказа по картинке: Почему калышится трава? дует ветерок, шевелятся ветки дерева, падают  пожелтевшие листья, можно обозначить какой листок с какого дерева упал (кленовый с клена и т д…), какое время года, раз падают листья, и как называется это природное явление когда падают листья?)

Что еще необычного сказочного происходит здесь? Посмотри внимательно. Да, летают светлячки, мы их видим только в тени, а на свету их совсем не видно.

ЛОГОПЕД:

 Сегодня мы с тобой узнали, где и как живет наш сказочный герой-Дракон Сонорик. И в заключении дракон хочет подарить тебе подарок, свой портрет. Посмотри, он подмигивает тебе и ждет тебя в гости.

Итак, игры и занятия на интерактивном столе логопеда создают высокую мотивацию детей, поддерживают их активное восприятие занятий. Интерес к заданию при этом удерживается значительно дольше. Использование компьютера даёт ребенку с речевыми недостатками возможность в некоторой степени самостоятельно оценивать правильность выполнения задания, так как на мониторе он видит результат своих действий.

Мы живем в 21 веке. Компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Особенно важна современная развивающая предметно-пространственная среда в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В моей работе прослеживается положительная динамика речевого развития обучающихся, в соответствии с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования. У обучающихся наблюдается стойкая положительная динамика речевого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Доклад"Индивидуальные и групповые коррекционные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" с Фестиваля передовогопедагогического опыта р.п. Усть-Уда март 2012 год....

"Использование средств мультимедиа при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья"

Социализация учащихсяВ «Концепции модернизации российского образования» одной из важнейших задач образовательных учреждений является «формирование способности к успешной соци...

«Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья (речевыми нарушениями) выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные...

Содержание коррекционной работы педагога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ОВЗ

Особенности построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ЗПР....

«Музыкально-коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – как ресурс дальнейшего развития, существования, и реализации» (поточный метод работы)

Переход на поточный метод работы в отделении реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями потребовал разработки нового программного содержания индивидуальных коррекционны...

Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в контексте внедрения ФГОС

В настоящее время в образовательных учреждениях растет количество детей, "требующих особого отношения". К таким детям относятся одаренные дети, дети с задержками и отклонениями в развитии, д...

Аналитическая справка о результатах коррекционной работы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

С целью мониторинга физического развития в начале, середине и конце учебного года проводятся тестирования учеников на показатели Жизненной Емкости Легких (ЖЕЛ) прибором «Диагностический комплекс...