Главные вкладки

    доклад по теме Эффективные приёмы работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
    учебно-методический материал на тему

    Елисеева  Ирина  Петровна

    Данный  доклад  знакомит  с  эффективными приёмами  работы  с  детьми  ОВЗ  по  биологии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_2016_avgust.docx21.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    Эпиграфом к своей работе я взяла замечательные слова  учёного, педагога, дефектолога Л.С. Выготского:

    Мы не навязываем детям знаний, не навязываем и работ.

    Мы основываемся на проявившемся у ребенка интересе,

    расширяем, углубляем этот интерес и от него ведем

    ребенка дальше к смежным областям знаний…

              Эти слова не утратили свой актуальности и сегодня. В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития.  Сегодня школа ориентирована на признание для общества равной ценности всех учеников. А различия между учениками рассматриваются как ресурсы, способствующие образовательному процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать. Это обстоятельство касается и учеников с ограниченными возможностями здоровья, в частности, детей с той или иной степенью умственной отсталости.  Сегодня мы говорим не только об учёте индивидуальных особенностей, но и об определении индивидуального образовательного маршрута для таких учащихся – как основного условия успешности ребёнка в образовательном процессе.

    Каждый ребенок - особенный, это, бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. В настоящее время назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания.

    В настоящее время активно формируется опыт инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общей образовательной среды и наравне с нормально развивающимися сверстниками. Однако такой вариант обучения детей с ОВЗ ставит массовую школу и педагогов общего образования перед рядом, пока еще, неразрешимых проблем:

    • Как организовать урок в инклюзивном классе,
    • Какие использовать формы отчета для ребенка с ОВЗ,
    • Как распределить режим учебной нагрузки для ребенка,
    • В какое время и когда проводить индивидуальные коррекционно-развивающих занятия
    • И множество других вопросов, на которые нет ответов.

    Изучив литературу по проблеме инклюзивного обучения, мы пробуем объединить имеющиеся наработки с целью того, чтобы увидеть общую организационно-методическую картину обучения детей с ОВЗ в классе наравне с нормально развивающимися сверстниками. Классы инклюзивного обучения в школе-интернат объединяют самых разных детей, заметно отличающихся друг от друга. В данной ситуации учителю важно понимать и принимать каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, правильно относится к имеющимся между детьми различиям. Только принимая ребенка как личность, можно воспитать и развить в нем положительные личностные качества.

    Для успешной реализации модели инклюзивного обучения стараюсь создать в классе атмосферу толерантности и доброжелательности. На моих уроках я использую различные формы, методы и приемы работы с детьми ОВЗ. 

    Эффективными  приёмами  коррекционного  воздействия  на эмоциональную  и познавательную  сферу  с  отклонениями  в  развитии  являются:

    • Игровые ситуации;
    • Дидактические  игры, которые связаны  с поиском  видовых и родовых признаков  предметов;
    • игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; 
    • психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук;
    • пластилинография ( работа  с  палстилином)

    У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.  

    С некоторыми приёмами, которые  я  применяю в  своей  работе   с  детьми ОВЗ   я  вас  ознакомлю.

                            Приём № 1 « Игры (дидактические, настольные, словесные)»

                    А)Классу  раздаются  разрезные  картинки, дается  задание  сложить  их  и  назвать  получившиеся  животное  или  растение.

                    Б) « Овощи  и  фрукты»- игры  с  природным  материалом, уточняют  форму, цвет, вкус, запах.

                    В) «Четвёртый  лишний» - на  слайде  написаны  названия  грибов, например, сыроежка, лисичка, поганка, опёнок. Ученик  должен  назвать лишнее  слово, объяснить  свой  выбор.

            Коррекционно-развивающие  задачи: коррекция и развитие связной устной речи, коррекция и развитие зрительных восприятий, коррекция и  развитие мыслительной деятельности.

                     Приём № 2 « Работа  с  пластилином    (пластилинография)»

            Коррекционно-развивающие  задачи: коррекция и развитие тактильного восприятия  через  работу  с  пластилином, коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук.

                            Приём № 3  «Сводная таблица»

             Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и выполнит практическую работу.

              1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи его название.

              2. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.

              3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение.

    Коррекционно-развивающая задача: коррекция  и  развитие  мыслительной  деятельности через  заполнения  таблицы.

                      Приём  № 4  « Творческие  задание»

    А) Составление  кроссвордов

    Б) Написание  стихов

    В) Написание  сказок

    Г)  Изготовление  книжки –малышки ( растения, грибы, животные, птиц)

    Д) Придумывание  загадок

    Коррекционно-развивающие задачи: коррекция  и  развитие  связной  письменной  речи  при  работе  со  стихами, творческими  заданиями.

    Приём № 5   « Дизайн  пришкольной   территории»

    С  особым  удовольствием  дети  трудятся  на  пришкольном  участке, в  школьном  огороде, где  выращивают  как  цветы, так  и  картофель,  и  другие  овощные  культуры  для  организации  питания  учащихся  в  школьной  столовой.

    Воспитательные задачи: воспитывать умение работать  в  группах, бережное  отношение  к  природе.

    Приём № 6 « Мини – проекты»    использование  ИКТ)

    •  « Памятка  садоводу-огороднику»
    •  « Выращивание  комнатных  растений»
    •  « Забота  о  домашних  животных»
    •  « Дизайн пришкольной  территории»

    Коррекционно-развивающие  задачи: коррекция  и развитие  личностных  качеств  учащихся, воспитывать  самостоятельность.

    Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    эффективные приёмы и виды контроля знаний

    сообщение на школьном методобединении учителей ФМЦ...

    «Некоторые эффективные приёмы обучения французскому языку».

    Данный материал даёт акцент на некоторые важные принципы обучения французскому языку....

    применение эффективных приёмов и методов для успешного обучения чтению на англ.языке

    Исследовательская работа посвящена исследованию эффективных приёмов и методов для успешного обучения учащихся чтению на английском языке...

    Эффективные приёмы и методы обучения математике в специальной коррекционной школе VIII вида

     Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза...