эффективные приёмы и виды контроля знаний
статья (11 класс) по теме

Гиевская Людмила Ивановна

сообщение на школьном методобединении учителей ФМЦ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Vidy_kontrolya.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новокалитвенская средняя общеобразовательная школа

Россошанского муниципального района

Воронежской области

                ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЁМЫ

                        И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

Подготовила

Гиевская Людмила Ивановна

2007 год

Виды контроля

Правильно организованный контроль за усвоением учебного материала содействует развитию памяти, мышление и речи школьников, помогает привести в систему знания, судить об эффективности применяемых методов преподавания, своевременно устранять недоработки. Более того, рациональные приемы проверки знаний в значительной мере повышают познавательную активность учеников и способствуют внедрению в практику научной организации труда. Контроль знаний учеников мы проводим устно или письменно; каждый из этих способов осуществляется индивидуальным или фронтальным путем. В таблице дана классификация приемов, соотнесенных с различными видами контроля.

              Устный

              Письменный

  Индивидуальный

Фронтальный

      Индивидуальный

Фронтальный

С применением памяток для ответа

     Традиционный

Дифференцированные проверочные работы

Регламентированное по времени решение задач

Рецензирование ответов товарищей

Решение физических кроссвордов, чайнвордов

Решение задач по выбору

  Специальный опрос

Выполнение специальных программированных заданий

Комбинированная с/работа

Физический диктант

Устный контроль

   Широкое использование устной формы контроля за учащимися обусловлено ее главным достоинством по сравнению с другими формами – непосредственным контактом между учеником и учителем в процессе проверки. Это дает возможность учителю следить за развитием мысли отвечающего, своевременно корректировать знания, устранять все сомнения относительно состояния знаний ученика, исправлять погрешности, речи, учить логически грамотно строить изложение, правильно применять терминологию.

   Устный контроль знаний, умений и навыков учащихся позволяет наиболее полно осуществить обучающую функцию контроля, дает большой материал учителю для познания ученика, его индивидуальных особенностей.

   Кроме содержания, подлежащего устному контролю учителю необходимо определить способ контроля данного содержания, его место на уроке, сочетание с другими формами, регулирование частоты контроля знаний отдельных учащихся. Нельзя забывать при этом, что функции контроля будут выполняться лишь в том случае, если школьники убеждены в необходимости целесообразности и объективности контроля, в справедливости и доброжелательности учителя.

Фронтальный устный контроль знаний

   При фронтальном устном контроле за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Фронтальный устный контроль учителя используют для того, чтобы выяснить готовность класса к изучению нового материала, для определения сформулированности понятий, для проверки домашних заданий.

Учитель задает вопросы всему классу, вызывая кого-то одного для ответа. Какими должны быть вопросы? Исходить надо из содержания проверяемого материала и цели проверки – за короткое время проверить состояние знаний класса в целом, т.е. надо опросить большую часть класса. Это возможно, когда вопросы не требуют для обдумывания длительного времени и предлагают короткий ответ по существу вопроса. В процессе фронтального контроля учитель может проверить знание формулировок законов, их математического выражения, характера связи между величинами, единиц физических величин, их определений. Определяя требования к вопросам, предлагаемых учащимся в процессе фронтального контроля, мы выделяем следующие стадии, через которые проходит каждый вопрос:

1.      Проверка самого факта знания или незнания;

2.      Проверка понимания;

Выяснение причины непонимания;

Устранение причины непонимания;

Практическое применение данного вопроса.

   Фронтальный вопрос можно использовать для контроля знаний материала, только что изученного на уроке, для обработки отдельных положений. Например, в VIII кл. вводится ряд новых физических величин: удельная теплоемкость, теплота сгорания, удельная теплота сгорания и др.  Прежде чем перейти к решению задач с использованием той или иной величины, учитель должен выяснить правильно ли учащиеся поняли их физический смысл.

   Эту работу можно провести с помощью таблицы удельных теплоемкостей из учебника.

   Выделим два этапа:

   Первый этап – знакомство с таблицей, выяснение понимания физического смысла данной величины на конкретных примерах. Задаются следующие вопросы:

- Какое вещество обладает наибольшей удельной теплоемкостью и какой?

- Что это значит?

- Какое вещество обладает наименьшей удельной теплоемкостью?

- Какой?

- Что это значит?

   Отвечая на эти вопросы, учащиеся применяют общее определение к конкретному случаю, упражняются в переносе знаний и попутно знакомятся с принципом классификации.

   Второй этап – обработка определения на конкретных примерах и выучивание определения данной физической величины. Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: «Чему равна удельная теплоемкость?», - называя последовательно вещества, расположенные в таблице. – «Что это значит?». Учащиеся при ответе используют таблицу.

   Фронтальный устный контроль используется при обобщении и повторении учебного материала. Фронтальный устный контроль может быть использован так же при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ.

В практике работы ввели несколько правил, с которыми познакомили учащихся: при фронтальном контроле оценивать ответы на 3 вопроса, причем учитывать правильные, неправильные, неточные.

   Следовательно, ученик может получить оценку – от «1» до «5» в зависимости от сочетания правильных вопросов.

   Фронтальный контроль знаний необходимо организовать и спланировать так, чтобы охватить им всех учащихся классов, чтобы все ждали вопросы и готовились ответить на него. Самое важное, чтобы учащиеся чувствовали, что их ответ не пройдет бесследно.

Пример фронтального опроса VII класса

 тема: «Давление. Единицы давления»

? – отчего зависит результат действия силы;

? – что такое давление (формулировка);

? – формула давления;

? – в чем измеряется давление;

? – что называют Паскалем;

? – рассчитать давление (известны данные F и S).

Индивидуальный устный контроль знаний

   Индивидуальный устный контроль позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательности, полноту и глубину, самостоятельность суждения и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма контроля используется для текущего и тематического учета. Для индивидуального устного контроля знаний учащихся могут быть использованы таблицы.

   Пример: учитель проверяет знания учащихся о трех состояниях вещества (VII класс). Можно организовать контроль следующим образом: до урока учитель вычерчивает на доске заготовку таблицы:

Состояние вещества

Форма

Объем

Твердое

Жидкое

Газообразное

Цель: повторить и обобщить знания о трех состояниях вещества.

   Первый вопрос: для индивидуального ответа: заполнить таблицу (3-4 минуты). Пока вызванный ученик выполняет задание, учитель фронтально проверяет знания учащихся о молекулах и их свойствах, так как без этих знаний школьники не смогут правильно объяснить свойства веществ в трех состояниях.

   По истечении времени с помощью класса проверяется правильность заполнения таблицы. При необходимости учитель задает дополнительные вопросы этому ученику.

  2-й и 4-й вопросы для индивидуального ответа: используя таблицу, рассказать о состоянии вещества (твердом – 2-ой вопрос, жидком 3-ий вопрос, газообразном 4-ый вопрос). Чтобы ответить на эти вопросы, ученики должны знать материал, изложенный на разных страницах учебника. В общей сложности на проверку знаний этого материала затрачивается примерно 10-12 минут, 3 ученика получают оценки. Используя эту таблицу, можно глубже проверить знания школьников. При ответе на 2-й и 4-й вопросы они использовали таблицу по горизонтали. Использование ее по вертикали требует от учащихся не только знания материала, но и умения сравнивать по известному признаку (по форме 1-й столбец, по объему – 2-й столбец) три состояния вещества.

Письменный контроль знаний

   Одним из самых распространенных способов проверки знаний и умений является письменный контроль. Такой контроль позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Его особенность – большая объективность по сравнению с устным, т.к. легче осуществить равенство меры выявлений знаний. Для письменного контроля можно выбрать общую для всех классов систему вопросов, определить критерии оценки работы учащихся.

   Основной недостаток письменного контроля знаний заключается в отсутствии непосредственного контакта между учителем и учеником в процессе его осуществления, что не позволяет учителю непосредственно наблюдать за процессом мышления учащихся.

   Для письменного контроля всего класса требуется значительно меньше времени по сравнению с устным контролем, но сам учитель должен затратить время на подготовку и на определение результатов.

   Письменный контроль может быть использован для проверки усвоения учебного материала на I-III уровнях.

I уровень:

  • Умение описывать ряд физических явлений;
  • Знание названий приборов, области применения;
  • Знание буквенных обозначений физических величин;
  • Знание условных обозначений, умение изображать их на чертежах.

II уровень:

  • Знание и понимание формулировок физических законов, их математической записи;
  • Знание и понимание физических величин;
  • Знание единиц физических величин, их определений.

III уровень:

  • Умение применять теорию для некоторых частных явлений;
  • Умение графически изображать взаимосвязь между физическими явлениями, определять характер этой связи;
  • Умение производить расчет, пользуясь известными формулами;
  • Сформулированность отдельных «технических приемов» умственной деятельности.

Письменный контроль используется в целях диагностики умения применять знания в учебной практике (в основном при решении задач). Письменный контроль осуществляется в виде физических диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, сочинений и рефератов.

Физические диктанты

   Физические диктанты – еще один способ контроля знаний учащихся, получили в настоящее время широкое распространение. Физические диктанты дают возможность подготовить учащихся к усвоению нового материала к урокам решения задач, провести обобщение изученного материала.

   С помощью физических диктантов решаются следующие дидактические задачи обучения физике: диагностирование знаний учащихся, предупреждение возникновения пробелов, корректирование процесса обучения, проверка достижения конечного результата обучения.

   Физические диктанты представляют перечень вопросов, которые учитель диктует учащимся и на которые они сразу же должны написать ответ. Чтобы обдумывание не было длительным и занимало примерно одинаковое время у всех учащихся, необходимо в круг вопросов, знания которых проверяются в форме физического диктанта, включать только такие:

  • Буквенные обозначения физических величин, названия их единиц;
  • Определение физических величин, их единиц, соотношение между еди- ницами;
  • Формулировка физических явлений, физических законов, математические связи между физическими величинами;
  • Графические зависимости между физическими величинами;
  • Назначение физических приборов, правило обращения с ними.

   При составлении физических диктантов рекомендуется придерживаться следующих правил, проверенных в практике работы учителей физики ряда городских и сельских школ. Использование этих правил позволит учителю независимо от этапа работы быстро и грамотно составлять физические диктанты для проверки знаний учащихся любого класса.

Последовательность вопросов в физическом диктанте:

при проверки знания физического закона

1. формулировка закона;

2. математическая запись закона (объяснить, что означает каждая величина, входящая в формулу);

3. проверка понимания зависимости: а, в, …, n (зависит ли величина, стоящая справа от величин, стоящих слева? Почему? Как? Что это значит? Для каждой величины формулируется отдельный вопрос)

4. графическое изображение зависимости между величинами, входящими в формулу;

5. границы применимости закона.

при проверки знания формул

1. математическая запись формулы (объяснить, что означает каждая величина, входящая в формулу);

2. физический смысл коэффициента, входящего в формулу. Его единицы в СИ;

3. зависимость между величинами, входящими в формулу;

4. графическое изображение связи между величинами, входящими в формулу.

при проверки знания физической величины

1. определение;

2. обозначение;

3. формула для расчета;

4. зависимость между величинами, входящими в формулу;

5. графическое изображение связи между величинами, входящими в формулу;

6. единицы физической величины;

7. а) определение единицы физической величины

       б) определение единицы физической величины в СИ;

8. наименование единицы физической величины в СИ;

9. способы измерения физической величины. На чем он основан? Какие при этом используются приборы? Правила обращения с ними.

при проверке знания физического явления

1. физическая сущность явления;

2. условия возникновения;

3. закон, объясняющий явление;

4. математическая запись закона. Обозначение всех величин, входящих в формулу;

5. зависимость между величинами;

6. графическое изображение связи между величинами;

7. область применения закона.

   Методика проведения физических диктантов несложна: вопросы учащимся диктует учитель или используется магнитофонная запись; время ответа строго регламентируется; число вариантов: один или два.

   Число вариантов физического диктанта зависит от его содержания, объема ответа на вопросы. Один вариант в диктанте желателен в тех случаях, когда учащиеся дают ответ в буквенном виде.

Например, в VII классе:

  1. Обозначение плотности;
  2. Обозначение массы;
  3. Обозначение объема;
  4. Формула для расчета;
  5. Единицы массы;
  6. Единицы объема;
  7. Единицы плотности.

   В тех случаях, когда ответ предполагает определение, следует предусмотреть два варианта:

                 I вариант;                                                        II вариант;

1. определение давления;                                         1. определение плотности;

2. определение единицы давления                          2. определение объема

3. способы уменьшения,                                           3. определение единицы

    увеличения давления                                                измерения плотности.

       (по 1-му способу)

   Систематическое проведение физических диктантов оказывает на учащихся психологическое и воспитательное воздействие. Они приучаются вдумчиво и серьезно учить материал. Учащиеся привыкают к тому, что знания каждого из них будут тщательно проверены и оценены. Это воспитывает дисциплину труда и трудолюбия.

Контрольные и самостоятельные работы

   Контрольные работы по физике проводятся с целью определения конечного результата в обучении, умению применять знания для решения задач определенного типа по данной теме или разделу. Содержание контрольных работ составляют задачи как текстовые, так и экспериментальные.

   Для определения содержания контрольной работы по определенной теме необходим тщательный логический и методический анализ ее на основе программы, стабильного учебника и основных методических пособий. Этот анализ позволяет наметить круг явлений, подлежащей письменной работе, ее глубину. Кроме того, необходимо учитывать познавательные возможности учащихся данного возраста. Отсюда следует, что определение содержания контрольной является трудоемкой работой.

   Контрольная работа – обязательная и систематическая форма контроля и учета. Их следует проводить по основным темам школьного курса физики. Важно, чтобы во время проведения контрольной работы типы задач, выносимых на нее, нормы – ученикам были известны заранее. Это психологически подготавливает школьников к работе, повышает их ответственность за ее результаты, приучает планировать свою деятельность.

   Вопрос о количестве вариантов является спорным. Увеличение числа вариантов контрольной работы вызвано стремление учителя обеспечить самостоятельность ее выполнения каждым учеником и тем самым повысить объективность оценки. По увеличению числа вариантов контрольной работы приводит к нежелательным явлениям. Учителю трудно составить большое количество вариантов одинаковой сложности. Возникают затруднения при оценке работ: если учитель переоценил возможности школьника, уровень его подготовки, предложив непосильный для него вариант, то правомерно ли ставить в подобном случае «2» или «3». При большом числе вариантов учителю значительно труднее анализировать работы учащихся, организовывать их разбор в классе.

Примеры самостоятельной работы в 10 классе

по молекулярной физике

   I вариант

        1. Определить молярную массу ацетона (С2Н2)

        2. Определить давление азота в ампуле, если в 1 м3 находится   

            молекул, средняя скорость теплового движения которых = 490 м/с.

        3. Определить t газа, если средняя кинетическая энергия Eср=  Дж.

   II вариант:

  1. Определить массу водорода, взятого в количестве 103 моль.
  2.  Определить t водорода и среднюю квадратичную скорость его молекул при давлении 100 нПа и концентрации молекул 1025 м-3.
  3. ύкв = 360 м/с газа молекул. Какова скорость молекул этого газа при t = 1270 С.

    III вариант:

        1. Вычислить массу одной молекулы водорода и кислорода.

        2. Определите давление водорода, если средняя квадратичная скорость

            его молекул 800 м/с, а его плотность 2,4 кг/м3.

3. На сколько увеличится энергия поступательного движения молекул

     газа при нагревании его от 0 до 1000 С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

В данной статье предоставлены материалы, отражающие важность использования устных форм контроля знаний на уроках иностранного языка....

Виды контроля знаний на уроках информатики

От того, как ученик может применить эти знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это ком...

Различные виды контроля знаний при дифференцированном подходе в обучении

Различные виды контроля знаний при дифференцированном подходе в обучении на уроках информатики (данный материал может быть применим и к другим предметным областям). 2003 год....

Виды контроля знаний учащихся на уроках химии

Данный материал представляет обобщение по теме контроль знаний. В статье указаны виды контроля, на каких этапах урока лучше проводить тот или иной вид контроля. Преимущества тестового контроля для быс...

Тема выступления "Тестовые технологии на уроках истории как один из видов контроля знаний учащихся"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8580564","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"330"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8580577","at...

Виды контроля знаний и умений учащихся на уроках русского языка

Мастер- класс . Презентация к выступлению на тему:"Виды контроля знаний и умений учащихся на уроках русского языка"...

Формы и виды контроля знаний учащихся на уроке

Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. За время сущ...