Доклад
материал

Севостьянова Александра Николаевна

Формирование устной речи на уроках русского языка и литературы в школах 2 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx76 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»

Факультет коррекционной педагогики

Кафедра сурдопедагогики

Доклад

«Формирование устной речи на уроках русского языка и литературы в школах II вида»

Студентки  2 курса магистратуры

на очной форме обучения

Маминой Э.Р.

Санкт-Петербург

2017

Всестороннее развитие ребенка с нарушениями слуха и подготовка его к жизни – одна из основных задач специализированной школы. Решение этой задачи не может быть осуществлено полноценно, если воспитанники не владеют в должной степени словесной речью. Контакт со слышащими предполагает умение ребенка понимать обращенную к нему речь собеседника путем слухо-зрительного восприятия и умение говорить разборчиво, понятно для окружающих. От того, насколько успешно ребенок с нарушениями слуха понимает обращенную к нему речь, и как собеседники понимают его собственную, то есть от того, как он владеет навыками устного общения с окружающими, в значительной мере зависит его адаптация в мире слышащих.

К настоящему времени в сурдопедагогике создана целостная система формирования    речи у детей с нарушением слуха как одного из важных факторов полноценного развития личности, наиболее полной адаптации в обществе.

Развитие словесной речи у учащихся с нарушением слуха как средства общения и развития мышления - важнейшая задача учителя русского языка и литературы. Овладеть навыками связной речи нелегко не только учащимся с нарушением слуха, но и слышащим детям. Умения, которые должны быть при этом сформированы, довольно сложны и разнообразны:

-  раскрывать тему и выделять основную мысль высказывания;

-  собирать и систематизировать материал по теме;

-строить   высказывания    в   определенной    композиционной   форме    и
совершенствовать его;

- выражать свои мысли правильно, точно, ясно.

Конечно, сформировать у учащихся все эти умения в полном объеме - задача трудно выполнимая. Так как речь детей с нарушениями слуха отличают не только ограниченность словарного запаса, искажение звукового состава слов, грубые нарушения грамматических связей между словами, но и чрезвычайная элементарность синтаксического оформления.

Важнейшую роль в развитии устной и письменной коммуникации на уроке русского языка и литературы   играет живое, выразительное слово учителя. Поэтому при первом знакомстве с текстом необходимо быть эмоциональным, использовать все доступные для этого средства (движение, мимику, взгляд). А взглядом и мимикой можно выразить такие чувства, как гнев и нежность, ненависть и доброту. Взмахом руки, поворотом головы можно сказать об удивлении, страхе, восторге.

Так, читая стихотворение «Мороз и солнце, день чудесный», можно использовать всю эмоциональную гамму, заложенную в стихотворении. Учащиеся, конечно, почувствуют позитив, восторг, радость, которые вызывает ясный морозный день.    Ведь    выразительное, яркое    чтение    дает    учащимся    нередко значительно больше в смысле понимания, чем самый тщательный и умелый

разбор - оно говорит само за себя.

Большие возможности для развития речи учащихся    имеет экскурсия. Именно экскурсия, а не прогулка. Экскурсия несет познавательную ценность и формирует умение высказывать собственные мысли. Например, посещение учащимися «Вечного огня», экспозиции, посвященной участникам парада Победы в музее Я.Гашека, является серьезной подготовительной работой при изучении рассказа о Великой Отечественной войне Б. Лавренева «Разведчик Вихров», М.Шолохова «Судьба человека». Ребята могут прочувствовать горе людей, переживших ужасы войны, сопереживали. Это помогает более глубоко и эмоционально воспринять содержание произведения. Кроме того, во время экскурсии идет уточнение знакомой и введение новой лексики.  А о ценности экскурсий на природу и говорить не приходится. Учащиеся получают возможность познавать окружающий мир: ощутить тепло на лице от солнца, дуновение ветра, почувствовать, что осень пахнет грибами и дымом, а зима - морозом и елкой.

Например, при изучении стихотворения Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» нужно вести работу над пониманием образа-пейзажа, так как часть работы над уточнением знакомой и введением новой лексики была проведена во время экскурсии.

Наглядность и яркость впечатлений, которые получают дети на экскурсии, содействуют развитию эмоций, воображения, повышают потребность в словесной речи. А задача учителя русского языка и литературы состоит в том, чтобы помочь оформить мысль ребенка в правильную грамматическую форму.

Неотъемлемая часть каждого урока - словарная работа, способствующая расширению лексического запаса учащихся. Дело в том, что у детей с нарушением слуха затруднено спонтанное обогащение словарного запаса - выделение незнакомого слова, выявление его лексического значения из контекста, характерна для них и неустойчивость вербальной памяти, что приводит к быстрому забыванию изучаемого словаря, особенно терминологического. Поэтому на каждом уроке, независимо от его типа, необходимо отводить определенное время на словарную работу. Задачи словарной работы сводятся к следующему:

-   раскрыть   значение   слов, необходимых   для   понимания    изучаемого
материала;

- расширить словарь слабослышащих учащихся и путем организации речевой
практики ввести новые понятия в активный словарь;

- развить связную устную и письменную речь школьников.

Для реализации задач не стоит ограничиваться только словотолкованием, также необходимо проводить и грамматическую работу: данные слова включать в различные грамматические конструкции, что требует изменения форм числа и падежа. А для улучшения запоминания терминов применять зрительную опору в виде таблиц и схем. Основной базовый словарь постоянно должен присутствовать на уроке. При толковании новых слов использую чувственный опыт учащихся и их понятийный багаж, опираясь на зрительное, тактильное, двигательное восприятие. Так же, ребята часто работают со словарем, подбирают синонимы, антонимы.

Конечная цель словарной работы заключается в том, чтобы учащиеся умели и устно, и письменно построить связное высказывание, четко выразить свои мысли.

Значимое место в речевом развитии детей с нарушением слуха и формировании их познавательных интересов играют кинофильмы. Так, просмотр учащимися фильма «Тарас Бульба» помогает ярче, живее представить героев повести Н.В.Гоголя: мужественного Тараса, героического Остапа, сложный образ Андрия. Лучше понять, те жизненные ситуации, в которых оказались герои. Кроме того, фильм дает возможность представить эпоху, в которой происходили события, понять, как и чем жили люди, их быт, интересы, облегчая тем самым восприятие художественного произведения, узнать значение многих незнакомых слов, которые встречаются при чтении (свитки, ляхи, пан и т.д.). А задача учителя заключается в том, чтобы после осмысления содержания произведения дать тот речевой материал, который поможет ребятам выразить свои мысли и обогатить их активный запас.

К эффективным средствам развития речи детей с нарушением слуха относится драматизация. Она помогает раскрыть содержание текста, уточнить и обогатить словарь учащихся, своей динамичностью и конкретностью производит глубокое впечатление, вызывает у школьников определенные чувства. Благодаря драматизации ребята вживаются в образ героев, переживают с ними трудности, радости, пытаются через выражение своих эмоций передать характер того или иного героя.

Например, в инсценировке по произведению Пушкина «Капитанская дочка» было видно, что учащаяся прочувствовала и смогла передать душевную боль Маши Мироновой, а ученик в образе Петра Гринева, состояние безысходности героя.

Конечно, увидев эти сцены и пережив вместе с героями те или иные жизненные ситуации, ребята более осмысленно воспринимают текст.

Самое значительное место на уроке русского языка и литературы занимает работа с иллюстрациями, так как зрительное восприятие у наших учащихся является ведущим. Данная работа может проходить по-разному:

- рассматривание иллюстраций и ответ на вопрос, какой эпизод лег в основу;

-   чтение   или   пересказ   отрывков текста, соответствующих   содержанию
иллюстраций;

-  сопоставление иллюстраций разных художников и осмысление в связи с
этим текста;

-  выражение собственного отношения к той или иной иллюстрации (этому, конечно, должен научить педагог);

-  составление вопроса к иллюстрации.

Использование иллюстративного материала позволяет мне стимулировать процесс овладения конкретными речевыми умениями.

Одним из путей, облегчающих понимание и последующий анализ текста, является составление совместно с педагогом причинно-логических схем. Данные схемы помогают преодолеть трудности, возникающие у школьников при определении темы и главной мысли произведения, дают возможность свободно ориентироваться в тексте, являются опорой при составлении высказываний о прочитанном.

На первоначальном этапе изучения произведения ребята заполняют план-схему, определяя литературный жанр, выделяя главных действующих лиц, выясняя тему. Приступая к работе над текстом, учащиеся пытаются разрешить поставленную перед ними проблему, отвечая на вопросы выдержками из произведения. Из наиболее подходящих цитат составляем причинно-логическую схему по данной проблематике. Завершает работу цитата или самостоятельно   сформулированная   мысль, служащая   главным   выводом урока.  Схемы могут быть локальными, являясь элементом  урока,  либо глобальными, составлению которых посвящаю весь урок. Такая система работы помогает школьникам с нарушением слуха лучше ориентироваться в художественном произведении.

Активно используются на уроках русского языка, литературы и развития речи информационные технологии, что способствует совершенствованию практических умений и навыков учащихся, повышает интерес к урокам, активизирует познавательную деятельность. Кроме того, умелое использование информационных технологий повышает потребность в словесной речи школьников с нарушением слуха. Зная возможности интерактивной доски, учитывая индивидуальные особенности учащихся специальной школы, учителя готовят весь необходимый текстовый и графический материал заранее и в нужном темпе применяют его на уроке.

Так, например, урок литературы «Образ Татьяны в романе «Евгений Онегин» с использованием интерактивной доски позволяет ребятам более осмысленно воспринять произведение   А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Этому способствуюи яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии. То, что ученик с нарушением слуха увидел на большом экране с визуальными эффектами, надолго останется у него в памяти.

Широко используются учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, отраженные в программе по русскому языку и литературе. Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся применяется обучение и тестирование с помощью компьютера.

Для развития связной речи в школе используются различные упражнения. Среди них изложения, сочинения на материале разных источников, виды работ с деловыми бумагами (заявления, письма, рефераты).

В связи с этим хочу затронуть вопрос о работе над ошибками. Их анализ позволяет видеть, в каком направлении нужно вести подготовку предстоящей работы. Например, надо научить детей избегать повторения одних и тех же слов, упражнять в правильном определении границ предложений, тщательно работать над лексическим значением слов. А самая эффективная форма      работы     над     стилистическими     ошибками коллективное редактирование сочинения и изложения. Такой разбор позволяет учащимся критически оценить свой труд, осознать достоинства и недостатки, сравнив с работами товарищей. При этом разбираются удачные, красивые, образные предложения и предложения, требующие работы над ошибками.

Работа над развитием словесной речи учащихся с нарушением слуха должна носить систематический, последовательный и целенаправленный характер; она должна помочь им расширить словарный запас, усвоить синтаксические конструкции, сформировать способность к самостоятельному варьированию и комбинированию языкового материала в зависимости от содержания, создать возможность логически связно и последовательно излагать свои мысли.

Так как сформированная словесная речь - это основа для развития личности, для социализации и включения в культуру, предпосылка для социальной интеграции и существенная персональная помощь в индивидуальной ориентировке в жизни общества.  Без речевой способности невозможно сформировать у ребенка с нарушением слуха представления о явлениях культуры, ее ценностях и общественных нормах. Школьное и профессиональное образования детей с нарушением слуха особенно зависят от владения словесной речью.

Список литературы

1.Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушенным слухом. – М., 1988.

2.Зикеев А.Г Развитие речи  учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М., 2000.

3.Комаров К.В. Особенности обучения слабослышащих детей. – М., 1985.

4.Никитина М.И. Сурдопедагогика. – М., 1989.

5.Никитина М.И. Уроки чтения в школе слабослышащих. – М., 1991.

6.Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих школьников. – М., 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...