Доклад
материал

Севостьянова Александра Николаевна

Использование музыки в развитии речи и коммуникативных навыков 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_ispolzovanie_muzyki.docx38.85 КБ

Предварительный просмотр:

Российский Государственный Педагогический Университет

им. А.И. Герцена

Факультет коррекционной педагогики

Кафедра сурдопедагогики

Дисциплина: Реабилитация детей с нарушением слуха с комплексными расстройствами

Использование музыки

в развитии речи и коммуникативных навыков

у детей с комплексными расстройствами

Выполнили: студентки 4 курса 1 группы

Коркунова Марьяна

Севостьянова Александра

Санкт-Петербург

2015

Содержание

Введение                                                                                                        3

  1. Понятия музыкального искусства, музыкального воспитания                4
  2. Коммуникативные навыки                                                                           6
  3. Приемы использования музыки для развития коммуникативных навыков и речи у детей с нарушенным слухом                                         6
  4. Особенности использования музыки для развития речи и коммуникативных навыков у различных групп детей с комплексными нарушениями                                                                                               10

Выводы                                                                                                         14

Список литературы                                                                                     15

Словарь основных терминов и понятий                                                   17

      Задания                                                                                                                         18

Введение

     Музыка и речь с древнейших времен идут рука об руку. Они имеют общую функцию — общение. Музыка и речь осуществляют в звуковой форме интеллектуальный и эмоциональный обмен между людьми, способствуя взаимопониманию. С помощью музыки и речи человек узнает о настроениях других людей, о том, как они видят те или иные события и жизнь в целом,
    Самое основное заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. А сам звук является выражением какого-то смысла, какой-то идеи. Еще до появления привычных для нас слов, и уж тем более предложений и текстов, звук был единственно возможным средством общения между людьми. И музыкальное произведение, и человеческая речь - это возможность общения с окружающим миром.  Вербальный язык требует понимания, кодирования и декодирования символов, имеющих общепринятое значение. С музыкой дело обстоит по другому, она – универсальное средство коммуникации, индивидуальный опыт, не взирая на то, что на неё влияют культурные особенности. Музыкальная коррекция применяет «союз» речи и мелодии.   Известно, что музыка способна спровоцировать вербальную реакцию или отдельную вокализацию, которая может оказаться началом речевого высказывания. Это обнаруживает стремление к коммуникации.
   
Цель: познакомить с возможностями и приемами использования музыки для развития коммуникативных навыков и речи у детей с комплексными нарушениями.
     Задачи:

1. Раскрыть понятие музыкальное искусство и музыкальное воспитание;

2. Вспомнить основные коммуникативные навыки;

3. Рассмотреть основные приемы использования музыки для детей с нарушением слуха;

4. Рассмотреть особенности использования музыки для разных групп детей с комплексными расстройствами.

1.        Понятия музыкального искусства, музыкального воспитания

     Музыка это искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками, а также сами произведения этого искусства.
    Музыкальное искусство - вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах и активно воздействующий на психику человека.
    Музыкальная деятельность - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

     Музыкальное воспитание - это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка.
    Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. [7]
    Коррекционно-развивающие возможности музыкального искусства применительно к детям с особенностями в развитии обусловлены прежде всего тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает творческие потребности и способы их удовлетворения, активизирует потенциальные возможности в практической деятельности, обеспечивает всестороннее развитие ребенка. Активная природа детских реакций на музыку распространяется и на речь ребенка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении.
    Исследователи по-разному определяют функции музыкального искусства. С нашей точки зрения, наиболее важными в коррекционной работе представляются следующие функции музыкального искусства:

  • Коммуникативная функция .Через музыкальное искусство (при его восприятии и в процессе музицирования) люди осуществляют  процесс общения и взаимопонимания. При этом речь идет о коммуникации особого рода, основным содержанием которой являются эмоциональный контакт и душевное сопереживание.
  • Компенсирующую функцию музыки можно понимать в том смысле, что человек восполняет с ее помощью определенные недостатки своего существования.
  • Познавательная функция позволяет познавать окружающую действительность и анализировать ее при помощи музыкальных образов;
  • Воспитательная функция проявляется в способности формировать личность человека. Музыка участвует в формировании духовного мира человека, его мыслей и чувств, его представлений о действительности и отношения к ней.
  • Организующе-мобилизующая функция, музыка может призывать человека к определенному действию. Пример тому - народная трудовая песня, не только облегчавшая, но и украшавшая процесс труда. С аналогичными целями используется функциональная музыка на современных предприятиях. С одной стороны, она задает ритм совместной деятельности, с другой - способствует созданию комфортных с психологической точки зрения условий труда.

    Музыкальное воспитание является одним из путей эстетического воспитания - воспитания чувства красоты, способности видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни. Музыкальное воспитание детей осуществляется через приобщение детей к различным видам музыкальной деятельности. Рассмотрим выделяемые виды музыкальной деятельности.
    В зависимости от видов музыкальной деятельности, в общей педагогике выделяются виды работы: слушание, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, пение, музыкальное творчество.
    В сурдопедагогике  на первый план выходит задача использования музыки для коррекции имеющихся нарушений, через развитие музыкальных способностей. Поэтому делается акцент на первых трех направлениях деятельности (слушание, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения).
   Однако и в общей, и в коррекционной педагогике уделяется достаточно внимания использованию музыки и в других видах работы. Это музыкальное сопровождение других видов деятельности для их активизации, например во время физкультурных занятий или игр, в качестве эмоционального фона. Использование музыки в дидактических играх, что приобретает особое значение при нарушении слуха, — например, сенсорные игры, игры, направленные на эмоциональное развитие. Использование различной музыкальной деятельности детей во внеурочное время — праздники, кружки и т. д. И специфическое направление характерное для работы с детьми с нарушением слуха. Это развитие слухового восприятия и формирование произношения, где музыкальная деятельность является одним из средств обучения.

2.        Коммуникативные навыки

    Коммуникативные навыки — способность взаимодействовать с окружающими людьми с используя доступные формы общения.

        Доречевые коммуникативные навыки:

  • различные виды коммуникативных взглядов;
  • предречевые голосовые реакции, направленные на то, чтобы привлечь внимание взрослого;
  • движения тела, позы, мимика;
  • естественные жесты;
  • умение соблюдать очередность при общении;
  • подражание действием взрослого, в том числе речи.

      Речевые коммуникативные навыки: слушание, речь, чтение, письмо. Или иначе вербальные невербальные коммуникативные навыки.
    Отдельно выделяют паралингвистические (околоречевые) и экстралингвистичекие (внеречевые) коммуникативные навыки, под которыми понимаются навыки хоть и относящиеся непосредственно к речи, однако, не несущие речевой информации - навыки управления вокальными качествами голоса,-  диапазон, тональность,тембр, темп речи, паузы, смех и т. д. [5]
   Наиболее эффективной коммуникацией, конечно же, является коммуникация с помощью устной речи. Но в случае комплексных нарушений приходится использовать любые возможные пути для развития коммуникативных навыков.

3.        Приемы использования музыки для развития коммуникативных навыков и речи у детей с нарушенным слухом

    Все занятия организуются в условиях семьи. Задача сурдопедагога научить родителей общим и специальным приемам работы с малышом в соответствии с его возрастом, уровнем психофизического развития и состоянием слуха. Все занятия с ребенком должны проводится в игровой форме и лишь в том случае, если это доставляет ребенку удовольствие.

  • Первым из коммуникативных взглядов является взгляд «глаза в глаза». Основной прием для его развития это привлечение внимания ребенка к лицу взрослого. Для этих целей используются музыкальные инструменты и игрушки на которых играет взрослый. Если игрушка заинтересовала ребенка то нужно ее поднести к губам назвать ее и отдать ребенку. Таким образом ребенок учится сосредотачивать внимание и удерживать его на лице взрослого Также используется протяжное пропевание звуков и слов. В дальнейшем идет последовательное развитие коммуникативных взглядов.
  • Активно используется пение и музыкально-ритмические движения. Например, мама поет колыбельную и ритмично покачивает ребенка. Спокойная мелодия и близкий контакт с матерью способствуют расслаблению ребенка, укрепляют его связь с матерью. А напевание веселых потешек с игровыми движениями, когда мама двигает ножками или ручками малыша — любимая игра детей этого возраста. Здесь развивается интонационно-ритмическая сторона речи малыша. Также эффективны танцы с ребенком на руках.
  • Можно прослушивать вместе с малышом различные музыкальные произведения, помогая движениями ему почувствовать и понять ритм, громкость и характер музыки.
  • Малыш начиная с достаточно раннего возраста пытается непроизвольно подражать действиям взрослого, например пению — что способствует развитию голоса, его модуляции.
  • Со второго полугодия, когда малыш овладел хватанием, вводятся игры с музыкальными инструментами и игрушками, с которыми уже может манипулировать сам малыш. Это дает возможность начать работу с сенсорными играми — наличие/отсутствие звучания, один/много, громко/тихо и т.д. Важно внимательно следить за действиями малыша и эмоционально реагировать и комментировать его действия. Поощрять любые его голосовые реакции.

 

Ранний возраст

    Основной деятельностью в этом возрасте становится манипулирование с предметом. К 1,5 -2 годам развивается произвольное подражание. На втором году жизни сурдопедагог может проводить специальные занятия в присутствии папы или мамы. Например, следующие:

  • Развиваем умение обнаруживать включение/выключение звука. Ребенок с мамой двигаются, когда есть музыка (для этого используются магнитофон, компьютер) и останавливаются, когда ее нет. На первых занятиях мама начинает двигаться  и  останавливаться  первой,  и  стоять  впереди,  чтобы малыш  ее  видел   и   понял  задание.  Постепенно  мама  задерживает  свое движение, становится за малышом, чтобы он первым самостоятельно начинал двигаться на включение музыки и останавливаться при ее выключении.
  • Более сложное задание - различение определенных характеристик музыки (темпа,  громкости). Для этого  подбираются  мелодии  с разным темпом. Ребенок с мамой двигаются соответственно мелодии в быстром («побежали- побежали») или медленном темпе («топ-топ-топ»). При предъявлении громкой музыки двигаются энергично, при предъявлении тихой музыки – движения плавные.
  • Постепенно по мере развития слухового восприятия и развития слуховой памяти можно учить малыша узнавать определенные мелодии, связывая их с определенными движениями и ситуациями. Подбираем 3-4 мелодии, которые ассоциируются с движениями разных животных (заяц - прыгаем, мишка -топаем, переваливаясь, мышка - быстро бежим и т.д.). Или включаем бодрую музыку - кукла (ребенок) просыпается/встает, включаем колыбельную -ложится спать, включаем веселую - кукла танцует. Эти упражнения хорошо проводить с несколькими детьми и мамами, что делает занятие более увлекательным для детей из-за соревновательной атмосферы.
  • Широко используются совместные танцы. Можно предложить малышу потанцевать вместе с мамой как ему хочется. А можно взять его за руки и управлять его движениями.
  • В этом возрасте ребенок уже может повторять движения взрослого. Активно начинает использоваться фонетическая ритмика.
  • Ребенок уже уверенно манипулирует с предметами, а значит может в свое удовольствие играть на музыкальных инструментах. Можно использовать совместную (одновременную и поочередную) игру на них. Например, игра на барабанах.
  • На основе способности к подражанию используется пение. Сначала взрослый подражает, повторяет голосовые реакции ребенка, а затем начинает предлагать свои образцы. Тут можно реализовывать такие компоненты речи как темп, ритм, громкость, плавность С помощью пения развивается голос ребенка и его артикуляторные возможности. Пение потешек и простых песенок развивает у ребенка восприятие речи. При прослушивании мелодии можно дирижировать руками, ногами, головой.

     Любые совместные игры взрослого с ребенком начинаются с подражания действиям ребенка, затем взрослый предлагает свой вариант, и ребенок пытается повторить.
    Главное не забывать поощрять любую активность малыша, и эмоционально реагировать на его действия. Где-то ближе к двум годам малышу начинают быть интересны его сверстники, появляется возможность для коллективных занятий к центрах детского развития и т.д.
    В возрасте 2-3 лет ребенок с нарушением слуха получает возможность посещать детский сад, где музыкальное воспитание является одним из пунктов программы обучения и воспитания.

     Фонетическая ритмика представляет собой систему двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). К методическим приемам фонетической ритмики относятся: показ упражнений, сопряженное, сопряжено-отраженное и совместное выполнение движений, словесная инструкция, пояснение с конкретным показом фонетического движения. Движения и произношение ритмически организованы музыкальным материалом. Такие занятия воспитывают художественное восприятие, формируют память, творческое мышление, эмоциональность и темпоритмическую организацию, стимулируют музыкальность. Ритмика способна разрушить патологические речевые динамические стереотипы и сформировать правильные.

     Музыкальное воспитание является составной частью общей системы обучения и воспитания глухих детей и имеет коррекционно-компенсаторную направленность.
Коррекция нарушений осуществляется посредством участия детей в музыкально-ритмической деятельности, протекающей на основе развития сенсорных процессов, формирования реакции на звучание музыки, воспитания эмоциональной отзывчивости. Находясь в непосредственной связи по своим задачам с развитием слухового восприятия и устной речи, а также с развитием основных движений, музыкальное воспитание направлено на формирование восприятия музыки, голоса, ритма речи и ритмичности движений.
    Формирование восприятия музыки осуществляется на основе дифференцированного подхода к использованию сохранного остаточного слуха детей Необходимо выявить музыкально-слуховой диапазон каждого ребенка с учетом акустических возможностей помещения и музыкального инструмента, используемого на занятиях. [8]

     Формирование восприятия музыки, ее образного содержания, воспитание эмоциональной отзывчивости детей проводится путем использования и развития слухо-зрительного восприятия. Дети слушают музыку, наблюдая за движениями рук играющего на фортепьяно, его эмоциональной настроенностью.
    Последовательность изложения заданий по развитию слухового восприятия музыки дана в программе с учетом постепенного нарастания их трудности. Однако для выработки устойчивых слуховых навыков следует вводить в работу все виды развития слуха с первого же полугодия в связи с тем, что каждый вид заданий требует разной длительности периодов развития восприятия, т. е. перехода от слухо-зрительного к слуховому восприятию и к формированию самостоятельных реакций детей.
    Задания по развитию голоса и ритмическим стимуляциям должны усваиваться и выполняться детьми на слухо-зрительной основе. Взрослые (сурдопедагоги, воспитатели), находящиеся в поле зрения детей, поддерживают их речевую активность в период разучивания постоянным повторением речевого материала в ритме музыки (выполнение взрослыми музыкально-ритмического движения не обязательно).
   В процессе музыкально-ритмической деятельности осуществляется усвоение и расширение словаря детей. Запас слов должен опираться на слуховые, голосовые, ритмические навыки и умения. [8]

4.        Особенности использования музыки для развития речи и коммуникативных навыков у различных групп детей с комплексными нарушениями

    Что касается детей с комплексными расстройствами, то в соответствии с ограничением объема материала и требованиями его усвоению, отдельного раздела по музыкальному воспитанию нет. Музыкальные руководители могут подобрать материал в соответствующем разделе программы для детей с нарушением слуха в зависимости от возможностей детей. Однако это не должно означать отсутствие музыкального воспитания, как на специально - организованных занятиях так и в повседневной деятельности.

     Логопедическая ритмика является одним из видов активной терапии движениями. Она основана на взаимосвязи слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный коррекционно-развивающий процесс, который состоит из двух основных направлений. Первое — развитие, воспитание и коррекция вербальных процессов у детей с речевыми нарушениями: слуховое внимание, память, зрительно-пространственная ориентировка, моторика (координация движений, чувство ритма, темпа, регуляция мышечного тонуса), а также эмоциональной и коммуникативной сферы. Второе направление связано с коррекцией речевых нарушений: темпа и ритма дыхания и речи, орального праксиса, просодии, фонематического слуха и т.д.
   
Карточки Домана «Музыкальные инструменты.» Развивающие карточки на тему "Музыкальные инструменты". Подборка состоит из 13 карточек с фотографиями различных инструментов определенной группы (медные духовые, народные) и является практически исчерпывающей по данной группе. Подписи сделаны крупным шрифтом красного цвета. Карточки можно использовать также для обучения чтению по Доману, для ознакомления ребенка с разнообразием окружающего мира. Ребенок будет знаком не только с названиями инструментов, но и образ каждого инструмента.

   Нарушение слуха и зрения.  Дети с нарушением слуха и зрения лишены возможности обычного общения с людьми, их связь с внешним миром крайне ограничена. Говоря про эту категорию детей, мы, конечно, говорим о серьезном нарушении зрения, которое нельзя решить техническими средствами. В этой ситуации тактильно-вибрационное чувство и остаточный слух выходят на первый план и становятся основным источником информации об окружающем мире. Упор следует сделать на инструментально-вокальные виды музыкальной деятельности. Формирование музыкально-ритмические движений лучше совершать совместно.
     С этой группой детей широко используются совместные действия. Можно удерживая руки ребенка на инструменте, играть на нем, давая ему понять характер движений, совершать совместные движения руками под музыку. А можно наоборот. Взрослый совершает некоторые действия, а ребенок на основе тактильного контроля следит за действиями. Музыкальные инструменты лучше выбирать такие, которыми можно управлять посредством тактильного контроля. Обучение пению и развитию голоса может осуществляться посредством перекрестного тактильного контроля. [6]

     У умственно-отсталых детей наблюдается снижение эмоционального отклика на музыку. Малыши зачастую остаются равнодушны к музыкальным звучаниям. Взрослым, которые занимаются с таким малышом, нужно подбирать музыкальные звучания четко дифференцированных по эмоциональному окрасу и сопровождать их еще большим (утрированным) по сравнению с ситуацией нарушенного слуха эмоциональным поведением. Проведение систематических музыкальных занятий с детьми пробуждает у них интерес к музыке. Часто эмоциональная реакция таких малышей бывает неадекватной.  Это связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы, слабостью интереса к окружающим предметам и явлениям вообще.
   Музыкальное воспитание умственно отсталых детей тесно связано с развитием у них представлений об окружающем мире, поэтому при отборе музыкального репертуара для занятий большое значение имеет его программность, т. е. отображение определенного образа, сюжета.
    Произвольность движения снижена, согласованность с музыкой очень относительная, что особенно заметно в движении в играх и плясках. Лучше удаются танцевально-игровые движения на месте со знакомыми предметами (платочками, погремушками). Также наблюдается недоразвитие ритмического слуха, они не могут согласовывать свое пение и собственные движения с музыкой.
    Во всех возрастных группах на музыкальных занятиях с умственно отсталыми детьми проводятся специальные музыкально-дидактические игры на ознакомление с отдельными средствами музыкальной выразительности (темпом, тембром, динамикой, регистрами). Использование наглядности существенно облегчает процесс. С опорой на зрительно-игровую основу (птички-птенчики) дети различают звуки по высоте, динамике (громко, тихо). Только при подражании взрослому появляются первые певческие интонации: подпевание слогов, слов. [6]

     Нарушение слуха и аутизм.  Одним из главных недостатков, препятствующих успешной адаптации детей с детским аутизмом, является нарушение коммуникативных навыков. Т.е. при аутизме проблема развития коммуникативных навыков занимает первое место. В любом случае музыка для ребенка с аутизмом служит своеобразным ключиком для установления контакта. Поводом стимулирующим его внутреннею активность.
Ребёнок с аутизмом развивается дезинтегрировано, а музыка дает возможность интегрирующего воздействия, когда в одном действии объединены интеллектуальные, эмоциональные, физические и социальные факторы, оказывающие влияние на ребёнка на уровне интеллекта и эмоций.  Существует целое направление в музыкотерапии посвященное детям с аутизмом. [6]
Поскольку дети с аутизмом очень разнятся по проявлениям и их степени выраженности, есть несколько общих рекомендаций:

1. Дети с аутизмом лучше реагируют на тактильные и слуховые ощущения, чем на зрительные. Музыка это то, что способно вызвать реакцию ребенка с аутизмом.

2. Многие исследователи отмечают одну особенность, присущую всем детям с аутизмом, а именно их восприимчивость к музыке. Занятия музыкой с такими детьми не должны ставить цель превратить их в хороших музыкантов, гораздо важнее с помощью музыки способствовать интеграции различных факторов, опираясь на которые, они могли бы двигаться по пути взросления и жить более полноценной жизнью. Главная опасность для родителей, педагогов и искушение – это спешка в событиях и попытках ввести ребёнка с аутизмом в музыкальную среду, в то время как он не готов к этому социально или музыкально.

3. При музыкальной коррекции детей с аутизмом необходимо простые действия, имеющие четкую структуру и подкрепляющиеся положительными перцептивными впечатлениями.

4. Важно, если позволяет психофизическое развитие, предоставить ребенку с аутизмом возможность музыкального творчества. Музыка позволяет ребенку с аутизмом выражать свои эмоции и абстрактные мысли.

5. Ребенку с аутизмом необходимо предоставить свободу. Имеется в виду свобода шуметь, кричать, двигаться, чувствовать себя в полной безопасности. Это не только возможность вести себя определённым образом и как-то организовать себя, но и освобождение от страхов и навязчивых состояний, которые могут создавать эмоциональные, интеллектуальные или социальные барьеры.

6. Дети, страдающие аутизмом могут отвергнуть любой опыт, если они испытывают чувство тревоги в окружающей обстановке. Необходимо создавать комфортную для аутичного ребенка обстановку. Даже если обстановка удобна и безопасна настолько, насколько это возможно, она еще должна быть созвучной аутичному ребёнку, ведь он замечает все детали вокруг себя. Мебель должна быть расставлена таким образом, чтобы дети могли свободно перемещаться и чувствовать себя в безопасности. Любая перемена в обстановке, изменение порядка могут вызвать панику, вспышку неуправляемого раздражения или же заставить ребёнка уйти в себя.

7. Дети с аутизмом по-разному реагируют на физическое присутствие взрослых. Некоторые сопротивляются любому тактильному контакту. Это важно учитывать, прежде чем налаживать контакт с ребёнком и устанавливать доверительные отношения. Другие дети нуждаются в физическом контакте, подобном тому, какой установлен у матери с ребёнком. [6]

Выводы

     Музыка занимает важное место в развитии личности ребенка, начиная с самого раннего возраста. С первых дней жизни, знакомя ребенка с разнообразными музыкальными звучаниями, взрослый расширяет его представления о звуках окружающего мира. Кроме того, решаются и определенные коррекционные задачи.

     Разнообразие видов активности, сенсорных впечатлений и эмоциональная насыщенность взаимодействия позволяют обеспечить его активацию, регуляцию психического тонуса через наиболее доступный ему канал — сенсорный или моторный.

     По мере развития ребенка увеличивается доля речевых форм взаимодействия - взрослый все больше комментирует действия ребенка и свои собственные, сопровождает уже знакомые действия речевыми инструкциями, что помогает ребенку освоить новый способ регуляции поведения. Кроме того, комментарии, объяснения, слова песен помогают расширению пассивного и активного словаря ребенка, он усваивает различные термины, в т.ч. использующиеся для описания пространства и времени, что на определенном этапе способствует развитию пространственно-временных представлений.

     Коррекционные возможности музыкального искусства в различных его сочетаниях по отношению к ребенку с проблемами проявляются прежде всего в том, что оно выступает источником позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, обеспечивает формирование музыкальной культуры и осуществления коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, создает условия для социальной адаптации.[6]

 

Список литературы

1.Алвин Дж., Уорик Э., Музыкальная терапия для детей  с аутизмом.  

http://www.e-reading.club/

2. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей

с отклонениями в  развитии М.: изд-во "АСТ, Астрель", 2008 г. - 222 с

3. Головчиц Л.А., Носкова Л.П. Программы (для специальных дошкольных

 учреждений) Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного

 Возраста /Головчиц Л.А.,  Носкова Л.П., Шматко Н.Д.,  Салахова А.Д.,

Короткова Г.В., Катаева А.А., Трофимова Т.В. М: «Просвещение» 1991 год

4. Головчиц Л.А. Программа воспитания и обучения слабослышащих

дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития /

Под ред. Л.А. Головчиц. — М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2003. — 128 с.

5. Королева И.В. Развитие слуха и речи у глухихдетей раннего и дошкольного

 возраста после кохлеарной имплантации:  Учебное пособие /

 И.В.Королева. СПб: С Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.- 286 с.

6. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами

 в развитии и коррекционная  ритмика: Учеб. пособие для студ.

сред. пед. учеб. Заведений /  Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова,

Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева;  Под ред. Е. А. Медведевой. —

 М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.

7. Михеева Е.В, Лекционный материал по предмету теория и

 методиа музыкального образования детей дошкольного возраста

http://www.orenipk.ru/kp/distant/do/metod/3_2_5.htm

8. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Воспитание и обучение глухих

 детей дошкольного возраста: Программы для специальных

 дошкольных учреждений / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко

 и др. – М.: Просвещение, 1991. – 156 с.

9. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д.  Ранняя педагогическая коррекция

 отклонений в развитии детей с нарушенным слухом // журнал

Альманах коррекционной педагогики//  2003 №7

10. Сатаева Е.С.Развитие коммуникативных навыков у детей с

нарушениями слуха http://festival.1september.ru/articles/571064/

Словарь основных терминов и понятий

Кинезитерапия — своеобразный вид терапии движениями, усиливающий общую реактивность организма, повышающий его устойчивость, способствующий разрушению патологических динамических стереотипов,  возникающих во время болезни, и создающий новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.

Коррекционная ритмика — это обобщенное понятие, своеобразный вид кинезитерапии, основанной на взаимосвязи музыки, движения, слова, где организующим началом служит ритм в его широком понимании. В зависимости от специфики и варианта нарушений в развитии детей она подразделяется на ритмику: логопедическую (для детей с нарушением речи), фонетическую (для детей с нарушением слуха), коррекционную (для детей с нарушением зрения, с задержкой психического развития, умственной отсталостью).

Музыкотерапия — один из видов арттерапии. Рецептивное, регулятивное, катарсистическое (очищающее) влияние музыки позволяет использовать ее в таком качестве в психокоррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.

Музыкальное искусство — вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах и активно воздействующий на психику человека.

Музыкальная деятельность — это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

Фонетическая ритмика — это система речедвигательных упражнений, направленных на формирование у детей с нарушением слуха естественной речи с выраженной интонацией и ритмической основой.

Задания

  1. Перечислите организационные формы музыкального воспитания.
  2. Являются ли интонационно-ритмические характеристики речи частью вербальной коммуникации?
  3. Какие коммуникативные навыки развиваются с помощью пения ребенка?
  4. Для каких нарушений в развитии целесообразна фонетическая ритмика?
  5. Что такое музыкальная деятельность?
  6. Перед вами фрагмент наглядности (барабан и бубен) используемой на занятии по РСВ и ФП. Предположите для каких целей может быть использована эта наглядность.
  7. Придумайте и предложите несколько приемов (способов) для музыкального занятия по теме различение музыкальных ритмов (вальс, марш) с ребенком с нарушенным слухом и нарушением двигательной сферы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...