III Фестиваль художественного творчества для детей с ограниченными возможностями здоровья «Блистающие облака»
материал

Высоцкая Анна Александровна

«Блистающие или светящиеся облака наблюдаются очень редко. Их часто принимают за ненормально яркие зори. Они слагаются из мельчайших частиц вулканической пыли, носящейся в воздухе после сильных, катастрофических извержений».

 

                                                        Учебник метеорологии

(эпиграф к произведению

К. Г. Паустовского «Блистающие облака»)

 

Фестиваль художественного творчества для детей с ограниченными возможностями здоровья  на экологическую тему «Блистающие облака» проводится в рамках программы по социокультурной реабилитации детей с инвалидностью музейными средствами.

Музей К. Г. Паустовского организует Фестиваль в третий раз. Впервые Фестиваль прошел в 2013 году – в Год охраны окружающей среды в России. Во второй раз Фестиваль проходил в 2016 году – в преддверие Года экологии.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

   

ПОЛОЖЕНИЕ

О ТРЕТЬЕМ ФЕСТИВАЛЕ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 «БЛИСТАЮЩИЕ ОБЛАКА»

«Блистающие или светящиеся облака наблюдаются очень редко. Их часто принимают за ненормально яркие зори. Они слагаются из мельчайших частиц вулканической пыли, носящейся в воздухе после сильных, катастрофических извержений».

                                                        Учебник метеорологии

(эпиграф к произведению

К. Г. Паустовского «Блистающие облака»)

Девиз Фестиваля: «Добротой можно добиться всего!»  

 (К.Г. Паустовский)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Фестиваль художественного творчества для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее Фестиваль) на экологическую тему «Блистающие облака» проводится в рамках программы по социокультурной реабилитации детей с инвалидностью музейными средствами.

Музей К. Г. Паустовского организует Фестиваль в третий раз. Впервые Фестиваль прошел в 2013 году – в Год охраны окружающей среды в России. Во второй раз Фестиваль проходил в 2016 году – в преддверие Года экологии.

ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО

Организатор Фестиваля – ГБУК г. Москвы «Музей К. Г. Паустовского».

Основные мероприятия Фестиваля: Литературный праздник в Музее К. Г. Паустовского в рамках Всероссийской инклюзивной акции, праздничный Концерт и презентация памятного литературно-художественного альбома с произведениями участников Фестиваля, награждение участников. Проведение виртуальной Выставки художественных работ участников Фестиваля.

Впервые в Фестивале примут участие литературно-творческие работы, и будет издан памятный альбом, в который войдут литературные и художественные произведения участников Фестиваля. Также впервые в рамках Фестиваля будет организована Специальная программа, которую составит серия эколого-литературных, литературно-творческих и художественных занятий, мастер-классов и творческих встреч в Музее К. Г. Паустовского для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Оргкомитет Фестиваля:

Председатель оргкомитета – директор ГБУК г. Москвы «Музей К. Г. Паустовского» Дормидонтова Анжелика Игоревна;

Заведующий экспозиционным отделом Черников Арсений Максимович;

Заведующая экскурсионным отделом Шувалова Ирина Исааковна;

Старший научный сотрудник экскурсионного отдела Матина Анастасия Игоревна;

Координатор Фестиваля (общая организация) – заведующая отделом музейных проектов Шамова Мария Анатольевна;

Координатор Фестиваля (работа с участниками) – ученый секретарь Полякова Ирина Владимировна.

   

ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ФЕСТИВАЛЯ

«Природу нужно беречь, как мы бережем самую жизнь человека.

Потомки никогда не простят нам опустошение земли,

надругательства над тем, что принадлежит им по праву».               

К.Г. Паустовский                                                                                                    

На сегодняшний день перед человеком и обществом остро стоят экологические проблемы.  Как видится организаторам Фестиваля, первым шагом к преодолению экологического кризиса является пристальное внимание к вопросам охраны и защиты окружающей среды, понимание большого значения вклада каждого человека в общее дело, совместный поиск решений и собственное посильное участие.

Экологическое воспитание является одной из приоритетных задач современной педагогики. К тому же, в настоящее время интересы экологии как прикладной науки вышли далеко за первоначальные биологические рамки. Этот факт ярко отражен в широкой гамме терминов и понятий: глобальная экология, экология человека, экология культуры, экология сознания, экология души и др. В силу всеобщего употребления, понятие экологии стало универсальным и ассоциируется со всем, что связано с безопасным сосуществованием различных объектов как материального, так и духовного мира.

Константин Георгиевич Паустовский был одним из первых русских писателей ХХ века, затронувших в своем творчестве проблему экологии. Уже в ранних произведениях определилась одна из главных его тем – взаимодействие человека и природы. Стремление к чуткому восприятию законов природы, бережное и заботливое к ней отношение стали творческим и жизненным кредо Константина Паустовского.

В «Повести о лесах» писатель высказал одну из главных своих мыслей: «… Кто дал право человеку калечить и безобразить землю…? Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву».

Квинтэссенцией главных идей писателя явилось его воззвание: «Мы жили на этой земле, не отдавайте ее в руки опустошителей, пошляков и невежд. Мы потомки Пушкина и с нас за это спросится». Оно же стало духовным завещанием К. Г. Паустовского.

Много строк у Паустовского посвящено детям, его рассказы для детей являются лучшими образцами детской литературы. Для писателя Детство и Творчество неразрывно связанные категории. Истоки творчества находятся именно в детском мироощущении и миропонимании, мифологическом по сути, которое писатель всю жизнь пытался сохранить в себе. Отсюда его устойчивый интерес к поре становления личности человека и внимательное, трогательное отношение к ребенку.

Самое лучшее, как полагал писатель, человеком выносится из детства: «В детстве и юности мир существует для нас в ином качестве, чем в зрелые годы. В детстве горячее солнце, гуще трава, обильнее дожди, темнее небо и смертельно интересен каждый человек. <…> Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас -  величайший дар, доставшийся нам от детства» («Золотая роза»).

К сожалению, детям с ограниченными возможностями здоровья радоваться красоте окружающего мира значительно труднее, многие из них лишены возможности видеть, слышать, двигаться, они вынуждены находиться в состоянии постоянной борьбы за жизнь. Кроме того, их право на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и творческом процессе не всегда может быть реализовано в полной мере.

Исправить это возможно путем создания проектов, направленных на приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к культурным ценностям, а также стимулирование их творчества. К. Г. Паустовский верил, что искусство преображает как внутренний, так и внешний мир. Творчество способно открыть в детских душах новые грани, а неравнодушное отношение к природе, участие в сохранении ее красоты и богатств, приобщает их к всеобщему делу по преодолению серьезных экологических проблем, стоящих сегодня перед всем человечеством.

Как известно, забота о чём-то или о ком-то способствует укреплению не только душевного, но и физического здоровья, делает человека сильнее через осознание им своей важности, значимости, востребованности. Поэтому привлечение детей с проблемами здоровья к решению задач, связанных с сохранением природной среды, пусть даже в символической форме (в виде идей, фантазий, создания художественных образов), обращение к их «внутреннему спасателю» важно для поддержания их веры в себя, осознания своей включённости в общество, в жизнь, формирования положительного образа мира и создания условий для полноценного бытия. Такими мероприятиями мы говорим детям, что они нужны обществу, что их участие и неравнодушие делает мир лучше, даёт ему шанс на спасение.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФЕСТИВАЛЯ

Основной целью Фестиваля является стимулирование развития художественного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья как средства реабилитации и социальной адаптации, приобщение их к деятельности, направленной на решение актуальных для общества проблем, таких как охрана и защита окружающей среды, а также привлечение здоровых детей к участию в фестивале совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья, что способствует воспитанию ответственности, отзывчивости, гуманности.

Задачи Фестиваля:

– Выявление талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья, содействие их творческому развитию, самовыражению и реализации неординарных способностей.

– Создание условий для взаимодействия детей с различным уровнем сохранности здоровья через организацию участия в культурной и творческой жизни.

– Привлечение внимания общества к созидательно-творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

– Привлечение внимания общества к проблемам экологии через творчество детей с ограниченными возможностями здоровья.  

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ФЕСТИВАЛЯ

  1. 1 декабря 2018 г. – Открытие Фестиваля: Литературный праздник в Музее К. Г. Паустовского в рамках Всероссийской инклюзивной акции.

  1. 1 декабря – 29 декабря 2018 г. – приём заявок на участие в Фестивале.

  1. 15 января – 15 марта 2019 г. – приём и отбор литературных и художественных работ, заявок на участие в праздничном Концерте, завершающем  Фестиваль.

  1. 15 января – 15 апреля 2019 г. – серия эколого-литературных, литературно-творческих и художественных занятий, мастер-классов и творческих встреч в Музее К. Г. Паустовского для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках Специальной программы, направленной на погружение участников в творческую среду (программа мероприятий будет объявлена дополнительно).

  1. 17 апреля 2019 г. – праздничный Концерт участников Фестиваля в Музее-заповеднике "Царицыно", презентация и вручение памятных литературно-художественных альбомов с произведениями участников Фестиваля, награждение участников.

  1. Проведение виртуальной Выставки художественных работ участников Фестиваля. Ресурс – сайт Музея К. Г. Паустовского и официальные страницы в социальных сетях.

УЧАСТНИКИ ФЕСТИВАЛЯ

В Фестивале принимают участие дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 18 лет: учащиеся центров образования, средних общеобразовательных школ и специальных коррекционных школ-интернатов, дошкольных общеобразовательных учреждений компенсирующего вида, творческие коллективы и отдельные представители учреждений, организаций и общественных объединений, подростковых клубов и центров, общественные организации семей, имеющих детей-инвалидов.

Фестиваль носит инклюзивный характер и предполагает совместное участие в мероприятиях здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, направлен на расширение контактов детей с разными возможностями и развитие таких качеств, как доброта, взаимовыручка, сопереживание и заботливое отношение к окружающим.

УЧАСТИЕ В ФЕСТИВАЛЕ «БЛИСТАЮЩИЕ ОБЛАКА»

Темы художественных и литературных произведений:

– Природа, добро и красота в произведениях К. Г. Паустовского.

– Хранители природы.

– Заповедные земли и воды России.

– Человек на планете – разрушитель или созидатель?

– Если бы я стал добрым волшебником, что бы я сделал для сохранения и спасения природы?

– «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца». (К. Г. Паустовский).

– «Краски и свет в природе надо не столько наблюдать, сколько  ими  попросту

жить». (К. Г. Паустовский).

– «Для искусства годится только тот материал, который  завоевал  место  в

сердце». (К. Г. Паустовский).

  1. Художественные работы:

  1. Жанры:

– Экологический плакат;

– Сюжетно-тематическая картина;

  1. Техники:

– Живопись;

–  Графика;

– Компьютерная графика;

– Художественная фотография.

Требования к предоставлению работ:

Художественные работы должны соответствовать заявленным темам и не должны являться копиями с произведений известных художников-иллюстраторов.

К участию принимаются цифровые копии работ (живопись, графика); работы, выполненные на компьютере,  фотографии. Формат файлов – JPEG, размер - не менее 1200 пикселей по длинной стороне.

Требование к цифровым копиям – принимаются только отсканированные работы!

  1. Литературные работы:

  1. Жанры:

– Эссе;

– Стихотворение.

  1. Концерт:

Принимаются заявки на участие в праздничном Концерте, в жанрах:

– вокал;

– танец;

– драматургия;

– инструментальное исполнение;

– художественная декламация (исполнение текста собственного сочинения или отрывка из произведения К. Г. Паустовского).

Все участники Фестиваля будут награждены дипломами участников, памятными альбомами работ участников Фестиваля и другими памятными подарками. Лучшие художественные работы будут представлены на Выставке.

Заявки на участие в Фестивале, литературные работы и цифровые копии художественных работ присылать на электронный адрес mlmc-kgp@mail.ru c пометкой в теме письма «Блистающие облака». В ответ придет письмо с подтверждением того, что заявка зарегистрирована. Формы заявок – Приложения 1-3.

Тел. 8 (499) 172-77-91.

Приложение 1.

Формы заявки на участие в Фестивале художественного творчества для детей с ограниченными возможностями здоровья на экологическую тему

«Блистающие облака»

Художественные работы

ФИО участника,

возраст

ФИО руководителя (педагога)

Образовательное учреждение (общественная организация)

Жанр

(экологический плакат;

сюжетно-тематическая картина)

Техника

(живопись, графика, художественная фотография)

Электронный адрес, телефон

Приложение 2.

Формы заявки на участие в Фестивале художественного творчества для детей с ограниченными возможностями здоровья на экологическую тему

«Блистающие облака»

Литературные работы

ФИО участника,

возраст

ФИО руководителя (педагога)

Образовательное учреждение (общественная организация)

Жанр

(эссе; стихотворение)

Электронный адрес, телефон

Приложение 3.

Формы заявки на участие в Фестивале художественного творчества для детей с ограниченными возможностями здоровья на экологическую тему

«Блистающие облака»

Концертные номера

ФИО участника,

возраст

ФИО руководителя (педагога)

Образовательное учреждение (общественная организация)

Жанр

(вокал; танец; драматургия; инструментальное исполнение; художественная декламация - исполнение текста собственного сочинения или отрывка из произведения К. Г. Паустовского)

Электронный адрес, телефон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных приемов работы с бумагой и техники в развитии детского художественного творчества у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную о...

Ценность театрального искусства в художественно – творческом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (презентация)

Современное общество предъявляет все более высокие требования к человеку. Однако в последнее время обозначилась тенденция к увеличению количества детей, имеющих сложности биологического и социального ...

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный мир квиллинга» по художественно-эстетическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья 5-14 лет.

Занятие квиллингом помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры. Этот вид ...

статья "обучение декоративно – прикладному творчеству для детей с ограниченными возможностями здоровья."

Обучение декоративно – прикладному творчеству для детей с ограниченными  возможностями здоровья. Техника Папье-маше...

Участие в Фестивале художественного творчества для детей с ограниченными возможностями здоровья на экологическую тему «Блистающие облака»

laquo;Блистающие или светящиеся облака наблюдаются очень редко. Их часто принимают за ненормально яркие зори. Они слагаются из мельчайших частиц вулканической пыли, носящейся в воздухе после сильных,...