Статья "Формирование письменной речи у учащихся 1 классов с ОВЗ."
статья

Халова Наталья Владимировна

Анализ и особенности работы с учащимися 1 классов  с ОВЗ в условиях школьного логопункта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл halova-statya.docx31.85 КБ

Предварительный просмотр:

Н. В. Халова

учитель–логопед

ПРАВИТЕЛЬСТВО СНКТ – ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи,

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

«Школа здоровья и индивидуального развития»

(ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»

Красногвардейского района Санкт-Петербурга)

195030, Санкт- Петербург, улица Отечественная, д.10лит. А

Формирование письменной речи у учащихся  1 классов с ОВЗ.

Инклюзивное образование  предполагает включение в пространство образовательной организации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это пространство должно быть организовано с учётом возможностей и особых образовательных потребностей (ООП) обучающихся.

Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением  речи включают:

  •  овладение в процессе обучения вербальной и невербальной коммуникацией, особенно для детей с низким уровнем речевого развития;
  •  развитие всех компонентов речи, т.е. обретение рече-языковой компетентности. Трудности в усвоении лексико-грамматических категорий создают для детей потребность в развитии понимания сложных предложно-падежных конструкций, в целенаправленном формировании языковой программы устного высказывания, навыков лексического наполнения и грамматического конструирования, связной диалогической и монологической речи; они нуждаются в специальном обучении основам языкового анализа и синтеза, фонематических процессов и звукопроизношения, просодической организации звукового потока;
  •  формирование навыков чтения и письма;
  •  формирование социальной компетентности, в первую очередь коммуникации;

Учащиеся с нарушениями речи нуждаются в индивидуальном дифференцированном подходе к формированию у них общих  образовательных умений и навыков.

Симптоматика нарушений письменной речи сложна по своей структуре, могут наблюдаться:

  • нарушения устной речи
  • недоразвитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов
  • оптико-пространственная организация деятельности письма
  • рассогласование в работе слухового. Зрительного анализаторов и артикуляции
  • отставание в развитии психических процессов(памяти, внимания, мышления)

Наша работа (Халовой Н.В.) на логопункте с учащимися с (ОВЗ) начальной школы показала, что причины нарушения письменной речи могут быть органические и функциональные, биологические и социальные. Расстройства чтения и письма могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. Нарушения чтения и письма могут быть связаны с длительными соматическими заболеваниями детей ранний период их развития, а также с неблагоприятными внешними факторами (неправильная речь окружающих, билингвизм, недостаточное внимание к развитию речи ребёнка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка).[ 2]

В соответствии с этим основная наша работа (учителя-логопеда Н. В. Халовой) в школе с учащимися с (ОВЗ) состоит в том, чтобы своевременно начать работу по предупреждению нарушений письма. Для этого необходимо правильно провести диагностику.[2,4]

Работа осуществляется с учётом следующих принципов: системности, комплексности, деятельностного подхода, онтогенетического, обходного пути, общедидактических (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

Система нашей работы по формированию письменной речи у учащихся 1-х классов с (ОВЗ) в «Школе здоровья и индивидуального развития», строится таким образом. Ниже представлено описание авторского подхода к решению данной проблемы у младших школьников (Халова Н.В.).

Два раза в неделю мы проводим групповые занятия с учащимися, страдающими фонетико-фонематическим недоразвитием речи и детей с  общим недоразвитием речи II уровня, с общим недоразвитием речи III уровня, общим недоразвитием речи IV уровня.

Первый период нашей работы, включает в себя, первичное диагностическое обследование учащихся 1-х классов с (ОВЗ). Обследование речевого и когнитивного и сенсомоторного развития детей проводится индивидуально.

 Целями первичной диагностики является выявление проблем в речевом, когнитивном, сенсомоторном развитии; установление потенциальных возможностей детей, сохранных функций.

Наиболее точных результатов диагностики мы добиваемся, используя следующих методы (по Б.Г.Ананьеву): библиографический (сбор анамнеза, сведений о соматическом статусе ребенка, условиях семейного воспитания), организационные  (сравнительный, комплексный); эмпирические (констатирующий эксперимент, наблюдение); интерпретационный.

Критерии формирования групп: возраст детей: 7лет; форма и вид нарушений познавательной деятельности (незаконченость  языкового развития, нарушение психических процессов и операций, которые подготавливают процесс  письма, особенности личностного развития и поведения детей.

Второй период нашей работы, является  основным периодом коррекционного обучения и условно делится на три этапа коррекции: фонетический, лексический и синтаксический.

На основании результатов исследования особенностей речевой функциональной системы выделяем следующие приоритетные направления развивающей работы:

  • обогащение словарного запаса; развитие фонематического анализа и синтеза; развитие языкового анализа и синтеза на уровнях слога, слова, предложения, текста; уточнение и закрепление слухопроизносительной дифференциации фонем.
  • развитие пространственно-временных представлений; развитие внимания, памяти, мышления; формирование и развитие связной выразительной речи, развитие анализаторов, участвующих в акте речи, письма и чтения (слухового, зрительного и кинестетического).

Такие образом, освоение грамотного письма определяется следующими факторами, как морфологическое осознание слова, чёткое различение фонем. Правильные кинетические, зрительные и моторно-двигательные образы слова. Активизация действий этих факторов имело большое значение для предупреждения ошибок.[3]

Третий период нашей работы – это итоговая диагностика учащихся с (ОВЗ), цель которой: определение уровня сформированности предпосылок овладения письменной речью, установление эффективности коррекционно-логопедического воздействия. Исследование речевого, когнитивного, сенсомоторного развития учащихся мы проводим индивидуально.

Обобщенные результаты диагностического обследования позволяют нам сформировать группы учащихся с (ОВЗ) нуждающихся в занятиях по коррекции дисграфии.

Реализация программы по формированию письменной речи у учащихся 1 классов с (ОВЗ), рамках  «Школы здоровья и индивидуального развития» даёт высокий уровень результатов.

Среднестатистические данные за указанный период показывают, что среди учащихся 1 классов с (ОВЗ) 39% имеют состояние речи, характеризующиеся как общие недоразвитие речи III уровня, у 48% наблюдается общие недоразвитие речи IV уровня, фонетико-фонематическое недоразвитие речи у 13%.

Обучение по программе формирование письменной речи у учащихся с (ОВЗ) позволяет снизить количество детей с общим недоразвитим речи III уровня до 15%, а общие недоразвитие речи IV уровня до 17%, фонетико-фонематическое недоразвитие речи снижается в среднем до 10%, лексико-грамматическое недоразвитие речи вообще отсутствует.

Повышение уровня речевого развития и познавательной деятельности отмечается у всех учащихся 1 классов с (ОВЗ) «Школы здоровья и индивидуального развития». Устойчивая положительная динамика наблюдается у 65%.

Список литературы:     

  1. «Логопедия в школе: практический опыт», под ред. Кукушкиной В. С.Москва-Ростов-на-Дону 2015г.
  2. «Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей» Сборник СПБ 2016г.
  3. Коррекция письма на уроках. 1 -2 классы: практические и тренировочные задания и упражнения/авт.-сост. Л.В.Зубарева.-2-е изд., стереотип - Волгоград «Учитель» 2017г.
  4. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». Москва  «Владос»  2018г.
  5. И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, А.А. Гусейнова, В.В. Мануйлова «Инклюзивное образование: специальные условия включения обучающихся с ОВЗ в образовательное пространство». Москва 2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Специфические ошибки в письменной речи учащихся младших классов"

Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т. е. умения отличать одни речевые фонемы от других. Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематическо...

Рабочая программа и КТП элективного курса "Искусство устной и письменной речи" 10-11 класс.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы С.И. Львовой. Она предназначена для проведения занятий элективного курса в 10-11 классе...

Логопедическое занятие по развитию навыков письменной речи в 5 классе

Научить детей использовать возможности эпистолярного жанра для воспитания у них желания общаться друг с другом, делиться своими мыслями и чувствами....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Роль орфографии и пунктуации в письменной речи учащихся", 9 класс

Рабочая  программа  по  элективному  курсу  «Роль орфографии и пунктуации в письменной речи учащихся»  для  9    класса  составлена  н...

Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи" в 11 классе

Программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи" составлена на основе авторской программы С.И.Львова. " Программа элективного (факультативного) курса для 10 -11 классов/Программы...

перспективный план работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи в начальных классах

Программа коррекционной работы, направленная на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корре...