Мастер – класс «Оригами на уроках геометрии»
методическая разработка

Мирошниченко Мария Николаевна

Цель:

всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

Задачи:

 

Обучающие

o   Начальное математическое образование детей с ОВЗ, формирование пространственных представлений и навыков совершения пространственных преобразований, формирование умений конструировать.

o   Знакомство с основным приемом складывания базовой детали- модульного треугольника;

o   Формирование умения следовать устным инструкциями пользоваться пошаговой инструкционной картой.

o   Обучение различным приемам работы с бумагой.

o   Применение знаний, полученных на уроках биологии,  труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике модульного оригами.

Развивающие:

o   Формирование внутренней познавательной мотивации, обогащение и укрепление эмоционально-волевой сферы, социализация ребёнка в процессе осуществления им деятельности, связанной с конструированием из листа бумаги и модульного треугольника.

o   Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

o   Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

o   Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

o   Воспитание интереса к искусству оригами.

o   Расширение коммуникативных способностей детей.

o   Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klassa_origami_na_urokah_geometrii.docx32.23 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Оригами на уроках геометрии»

Подготовила:

Мирошниченко Мария Николаевна

учитель по адаптированным программам

МБОУ Сорская ООШ №2

 им. Толстихиной Ю.Н.

г.Сорск

Цель:

всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

Задачи:

Обучающие 

  • Начальное математическое образование детей с ОВЗ, формирование пространственных представлений и навыков совершения пространственных преобразований, формирование умений конструировать.
  • Знакомство с основным приемом складывания базовой детали- модульного треугольника;
  • Формирование умения следовать устным инструкциями пользоваться пошаговой инструкционной картой.
  • Обучение различным приемам работы с бумагой.
  • Применение знаний, полученных на уроках биологии,  труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике модульного оригами.

Развивающие: 

  • Формирование внутренней познавательной мотивации, обогащение и укрепление эмоционально-волевой сферы, социализация ребёнка в процессе осуществления им деятельности, связанной с конструированием из листа бумаги и модульного треугольника.
  • Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
  • Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  • Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса к искусству оригами.
  • Расширение коммуникативных способностей детей.
  • Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Ход мастер – класса

  1. Орг. момент.  (Слайд 1)

  1. Введение в тему. (Слайд 2)

Обратимся к теме мастер-класса «Оригами на уроках  геометрии».

Оригами - искусство складывания из бумаги, древнее японское изобретение. Само название "оригами" происходит от двух японских слов "ори" и "ками" и в буквальном переводе означает "сложенная бумага".  В оригами заложены богатые возможности для развития геометрических представлений учащихся, ознакомления их с максимально богатым набором геометрических фигур (как плоских, так и пространственных).

  1. Оригами и геометрия.

 Посмотрим на обычный лист бумаги, как на средство обучения одному из сложных предметов – геометрии.

-  Давайте проведем исследование листа бумаги.

- Какую он имеет форму? (Прямоугольника, квадрата).

- Чем является каждый угол этого листа?  (Вершина прямоугольника, прямой угол).

- Край листа? (Сторона, отрезок).

На занятиях по геометрии при помощи оригами можно повторить следующие понятия:

–  горизонтальные, вертикальные, наклонные линии;

–  квадраты;

–  прямоугольники;

–  треугольники;

–  симметрия.

На первом этапе  в ходе изучения геометрии с использованием оригами знакомимся  с основными геометрическими фигурами (треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб, четырехугольник), понятиями (сторона угол, вершина угла, диагональ, центр фигуры), их свойствами и учимся основам техники оригами.

Модульное оригами (Слайд 3)

Это вид объемного оригами. Готовятся одинаковые модули. При изготовлении модулей мы будем применять следующие геометрические фигуры и понятия: прямоугольник, равнобедренный треугольник, высота, биссектриса, параллельные прямые, сгибание под углом 450, симметрия.

Также из модулей можно сделать любые мотивы – малые и большие формы. Которые могут иметь форму геометрических тел. Модули вкладываются друг в друга. В зависимости от того, как их соединять между собой и какие размеры модулей использовать, можно получить ту или иную конструкцию.

На данных занятиях я использую следующие образовательные технологии:

- Объяснительно–иллюстративные. Результатом их применения является экономия   времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.

- Информационно-коммуникационные технологии – использование презентации во время проведения занятия.
-
Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней   игровой деятельности, доступной каждому  ребенку, с учетом психофизических возможностей,  путем   осуществления   специальных  игровых  программ, имеющих  как  общеразвивающий, так и  специализированный   характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. 
-
Личностно-ориентированные технологии (Якиманская И.С.,АмонашвилиШ.А.)в школе    направлены   на  организацию  учебно- воспитательного процесса   с учетом  индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение  данной  технологии  позволяет мне формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

- Технологии арттерапии (оригамитерапия). Эффективность использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами, в частности, М. С. Вальдес-Одриосола, Л. Д. Лебедевой,  Е.А.Медведевой и др. Данные  технологии связаны с воздействием разных средств искусства на  обучающихся, они позволяют  с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений  осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии. 

Здоровьесберегающие технологии: технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, технологии воздействия цветом, релаксация.

  1. Практическая работа.

 (Слайд 4)

Сейчас мы с вами проведем небольшую практическую работу.  (Слайд 5)

Цветок (модульное оригами)

К 8 марта или на день матери, можно сделать вот такую поделку из бумаги — цветок из модулей оригами. Сложного абсолютно ничего! Но зато как красиво! Для работы нам потребуются следующие материалы: цветная бумага, окрашенная с обеих сторон, линейка, клей, ножницы (для цветка), а также соломинка для коктейля и зеленая бумага (для листа).

Пошаговая инструкционная карта (Приложение 1)

Процесс  изготовления цветка из модулей оригами:

  1. Цветную бумагу желаемого цвета необходимо сначала разрезать на квадраты. Удобный размер квадрата 10*10 см. Можно сделать больше либо чуть меньше, но ненамного — очень мелкие модули неудобно складывать. Квадратов необходимо  7 штук.
  2. Каждый  квадрат складываем диагонально напополам.
  3. Затем углы, которые получились на линии сгиба, соединяем вместе с третьим углом.

  4. Каждый из двух получившихся сверху треугольников поднимаем, раскрываем.

  5. Сплющиваем так, чтобы глядя на них сверху получались ромбики.

  6. Перевернув на обратную сторону, увидим вот такие выступающие треугольники,  которые необходимо загнуть к центру.
  7. Теперь снова перевернуть обратной стороной в себе и спрятать загнутые треугольнички  вовнутрь с обеих сторон.

  8. Вышли у нас вот такие фигурки: с двух сторон у них теперь вместо ромбиков уже получились равнобедренные треугольники.
  9. Внешнюю сторону каждого из двух треугольничков сложить к другой по средней  линии.

  10. Чтобы получить один лепесток для цветка из модулей оригами, нужно намазать клеем  боковые стороны получившейся бумажной заготовки.

  11. Склеить их вместе, не сгибая фигуру пополам, чтобы остался необходимый для цветка  объем.

  12. Из семи таких лепесточков получается очень красивый цветок оригами — их нужно  аккуратно смазать клеем сбоку и склеить вместе.

  13. Внутри из сложенных сторон треугольничков получается интересная пушистая сердцевина.

  14. Сзади все лепестки сходятся в одной точке, к которой можно приклеить деревянную шпажку, обмотав ее зеленой бумагой — получится стебелек для цветка.
  15. Из нескольких таких цветов оригами можно составить очень симпатичный букет в качестве подарка к 8 марта, Дню Матери. Если же сделать такой цветок красным цветом, то получится подарок ко Дню Победы в ВОВ.

  1. Заключение. (Слайд 12)

Для проведения занятий с детьми с интеллектуальными нарушениями я использую адаптированные материалы из литературы и интернет ресурсы, собственные наработки и презентации.  Я постаралась вас убедить, в том, что оригами необходимое условие для освоения не только некоторых  математических понятий, но и для социальной адаптации детей с интеллектуальными нарушениями.

  1. Литература. (Слайд 13)

 

(Приложение 1)

Пошаговая инструкционная карта 

1. Цветную бумагу желаемого цвета необходимо сначала разрезать на квадраты. Удобный размер квадрата 10*10 см. Можно сделать больше либо чуть меньше, но ненамного — очень мелкие модули неудобно складывать. Квадратов необходимо 7 штук.

2. Каждый квадрат складываем диагонально напополам.

3. Затем углы, которые получились на линии сгиба, соединяем вместе с третьим углом.

4. Каждый из двух получившихся сверху треугольников поднимаем, раскрываем.

5. Сплющиваем так, чтобы глядя на них сверху получались ромбики.

6. Перевернув на обратную сторону, увидим вот такие выступающие треугольники, которые необходимо загнуть к центру.

7. Теперь снова перевернуть обратной стороной в себе и спрятать загнутые треугольнички вовнутрь с обеих сторон.

8. Вышли у нас вот такие фигурки: с двух сторон у них теперь вместо ромбиков уже получились равнобедренные треугольники.

9. Внешнюю сторону каждого из двух треугольничков сложить к другой по средней линии.

10. Чтобы получить один лепесток для цветка из модулей оригами, нужно намазать клеем боковые стороны получившейся бумажной заготовки.

11. Склеить их вместе, не сгибая фигуру пополам, чтобы остался необходимый для цветка объем.

12. Из семи таких лепесточков получается очень красивый цветок оригами — их нужно аккуратно смазать клеем сбоку и склеить вместе.

13. Внутри из сложенных сторон треугольничков получается интересная пушистая сердцевина.

14. Сзади все лепестки сходятся в одной точке, к которой можно приклеить деревянную шпажку, обмотав ее зеленой бумагой — получится стебелек для цветка. Можно использовать соломинку для коктейля.


Источник:
http://do-by-hands.ru/modulnoe-origami/cvetok-origami-iz-modulej/
© do-by-hands.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер-классу "Оригами из ткани"

Презентация предназначена для дополнительного наглядного материала мастер-класса "Оригами из ткани". Представлены изделия в технике оригами из ткани....

Мастер-класс "Оригами из ткани"

Материал подготовлен для участия в областной педагогической  мастерской "Новые технологии в декоративно-прикладном творчестве"....

Мастер-класс "Оригами из ткани"

Термины. Материалы. Технологические карты....

Мастер-класс "Оригами из ткани"

Разработка мастер-класса по освоению техники "Оригами из ткани"...

Мастер-класс "Оригами и геометрия"

В материале показан мастер-класс выполнения Совы техникой оригами. Это занятие с детьми для закрепления знаний геометрии, развития мелкой моторики....

Презентация Мастер – класс «Оригами на уроках геометрии»

Презентацию "Оригами на уроках геометрии" можно использовать как на уроке математики, так и на уроке технологии в классах по адаптированным программам....