План-конспект урока в 7 классе. Тема: Шерсть, производство шерсти.
план-конспект урока (7 класс)

Шинкаренко Ольга Юрьевна

Научить учащихся разбираться в производстве шерстяного волокна.

Сформировать у учащихся представления о процессе производства шерстяного волокна.

Коррекция и развитие зрительного восприятия на основе презентации.

 Воспитание положительного отношения к знаниям

Методы: словесный, практический, наглядный, словесно-практический.

ОБОРУДОВАНИЕ: Интерактивная доска (презентация), образцы волокон шерсти, шерстяные ткани, карты свойств волокна и тканей, карточки - задания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sherst_7klass.docx192.4 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:  Шерсть       

 Урок рассчитан на 1час.         

ЦЕЛЬ:  Научить учащихся разбираться в производстве шерстяного волокна.  

 Задачи урока: 

1.Образовательная – Сформировать у учащихся представления о процессе  производства шерстяного  волокна.

2. Коррекционная - Коррекция и развитие зрительного восприятия на основе презентации.

3. Воспитательная - Воспитание положительного отношения к знаниям

Методы: словесный, практический, наглядный, словесно-практический.

ОБОРУДОВАНИЕ:  Интерактивная доска (презентация), образцы волокон шерсти,  шерстяные  ткани,  карты свойств волокна и тканей, карточки - задания.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

- взаимное приветствие;

- принятие рапорта дежурного;

- настрой учащихся на работу, организация внимания;

- проверка готовности к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид);

- объявление темы урока;

 - изложение цели урока.

2. Изложение нового материала

2.1 Объяснение нового материала

Проблемное задание для учащихся

Показ слайдов на доске

* Как вы думаете, из чего получают  шерстяные ткани.

1.  Шерстяные ткани получают из шерсти животных.

По названию животного шерсть называют овечьей, козьей, верблюжьей.

1.1 Шерсть  это волосяной покров животных: овец, коз, верблюдов. Основную массу шерсти (95-97 %) дают овцы.

(2-слайд)

*  Какой цвет имеют волокна шерсти.

2.Цвет волокна зависит от природного цвета шерсти животного

2.2. Волокна шерсти короткие, длиной от 1 до 4,5см. Шерстяное волокно хорошо окрашивается в любой цвет. По толщине (тонине) волокна бывают толстые и тонкие. Волокна шерсти мягкие, пушистые, сильно извитые, упругие, прочность их ниже, чем у хлопка.

Шерстяное  волокно отличается хорошими гигроскопическими свойствами: оно медленно впитывает влагу и медленно сохнет.

(3-слайд) 

*   Где могут  производить шерстяное волокно.

3. Шерсть (шерстяных овец ) –выращивают в России больше всего на Кавказе, страны средней Азии -  Казахстан, Таджикистан, Туркмении, Киргизии. Южной Америке, Англии, Шотландии, Турции.

(4-слайд)

*   История получения шерсти.

4. Шерсть - С незапамятных времен люди использовали для изготовления тканей шерсть. С той самой поры, как стали заниматься скотоводством. В дело шли шерсть овец и коз, а в Южной Америке и лам.

Известный русский географ-исследователь П. К. Козлов во время монголо-тибетской экспедиции 1923-1926 годов раскопал курганные погребения, в которых обнаружил древние шерстяные ткани. Даже пролежав несколько тысяч лет под землей, некоторые из них превосходили по крепости нитей современные.

Основную массу шерсти получают с овец, причем лучшую шерсть дают тонкорунные мериносовые овцы. Тонкорунные овцы известны со II века до нашей эры, когда скрестив колхидских баранов с итальянскими овцами, римляне вывели тарентайнскую породу овец с коричневой или черной шерстью. В 1 веке скрещиванием тарентайнских овец с африканскими баранами в Испании получили первых мериносов. От этого первого стада в конечном итоге произошли и все другие породы мериносов: французские, саксонские и т. д.

(5-слайд)

* Как собирают шерсть.

4. Шерсть,  собирают  ручным способом, состригая специальными ножницами и   специальными стригальными машинами.

Шерстяной покров, снятый с овец, называют руном.

(6-слайд)

(7- cлайд)

* Где и как перерабатывают волокна шерсти.

5.После сбора шерсть подвергают первичной обработке: дезинфицируют, сортируют по качеству, треплют для разрыхления и удаления примесей, промывают для удаления жира и грязи, сушат в сушильных камерах  горячим воздухом. Затем полученное шерстяное волокно упаковывают в кипы и отправляют на прядильные фабрики, где из него вырабатывают пряжу.

5.1. На прядильной фабрике,  шерстяное волокно проходит почти те же процессы обработки, что и волокна хлопка и льна.

Сначала шерстяные волокна разрыхляют и очищают от сорных примесей в разрыхлительной и трепальной машинах. Полученная в результате этих операций волокнистая масса поступает на чесальную машину, где она преобразуется в волокнистую ленту. Лента поступает на ленточную машину. Здесь производится выравнивание направления волокон в ленте и вытягивание, уменьшение ленты по толщине (тонине). Затем на ровничной машине волокнистую ленту слегка скручивают и вытягивают в ровницу. На прядильной машине ровницу окончательно вытягивают и скручивают в шерстяную пряжу, которую наматывают в виде початков.

5.2. После прядильной фабрики пряжа поступает на ткацкую фабрику,  где производят шерстяные ткани.

(8 - слайд)

(9 - слайд)

(10 - слайд)

(11 - слайд)

(12- слайд)

ФИЗМИНУТКА

  Я превращаю всех в котят.

 Давайте встанем в пары и на несколько минут представим себя котятами: злыми и кусучими,  которые царапаются и шипят, но при этом не касаемся друг друга…

 А теперь мы хорошие, добрые котята, мы гладим себя и соседского котенка.

Молодцы. Вы настоящие котята.

Гимнастика для рук, и мимики лица

* Что производят из волокон шерсти.

6. Показ слайдов на доске с различными изделиями сырьём,  которым является шерсти.

 

Учащиеся дают ответы - (ткани,  вязальная пряжа, швейные  и трикотажные женские, мужские и детские изделия,  а также различные штучные товары - валенки, платки, шарфы, одеяла, пледы) .   

(13- слайд).

* Как определить  шерстяную ткань  и её получение из шерстяной пряжи.

7. На столах лежат  образцы шерстяных  тканей.

7.1. Ассортимент шерстяных тканей: платьевые,  костюмные и пальтовые.

7.2. Шерстяные  ткани могут вырабатывать как чистошерстяные, так и полушерстяные.

Полушерстяные ткани вырабатывают с добавлением х/б пряжи или пряжи из химических волокон – вискозы, лавсана, капрона, нитрона.

Шерстяные ткани могут быть односторонними и двусторонними. Вырабатывают их простыми – полотняным, сатиновым, атласным, саржевым – и мелкоузорчатыми.

Некоторые шерстяные ткани  имеют на поверхности ворс или начёс. По окраске шерстяные ткани бывают гладкокрашеными, пестроткаными, меланжевыми, с печатным рисунком.

Учащиеся сравнивают, и   показываю в чём их различие.

(14 - слайд).

(15- слайд).

* Какими свойствами обладают шерстяные ткани.

8. Свойства тканей зависят от свойств волокон, из которых они изготовлены.

8.1.Чистошерстяные ткани мягкие, хорошо драпируются, могут образовывать мягкие складки.  Эти ткани хорошо пропускают воздух, впитывают влагу, сохраняют тепло. Поверхность шероховатая, имеет нерезкий блеск.

Чистошерстяные ткани имеют и отрицательные свойства: при раскрое сильно тянутся, срезы обладают осыпаемостью нитей, прорубаемостью при пошиве, при  не правильном уходе -сильно уплотняются, пылеёмки. После стирки дают сильную усадку. Учитывая это, перед раскроем ткань проутюживают через влажный проутюжильник (декатируют) чтобы ткань сразу дала усадку.

8.2.Полушерстяные ткани более плотные,  не дают большую усадки. Ткани более прочные, упругие, не мнутся но при влажно-тепловой обработке трудно поддаются сутюживанию и оттягиванию.

(16- слайд).

* Как выполнять влажно-тепловую обработку шерстяных тканей и её режим.

9. При утюжке шерстяных тканей и изделий из них терморегулятор утюга ставят на указатель «шерсть» или на символ две точек … (средней нагрев). Утюжить ткань можно как с лицевой стороны только через проутюжильник.

(17- слайд)

* Какие изделия шьют  из шерстяных  тканей.

10. Из этих тканей шьют платья, юбки, как детские, так и женские. Костюмы женские и мужские. Пальто детские, женские и мужские.

(18- слайд).

Словарная работа

– Прошу вас обратить внимание на слова.

- шерстяные ткани

 - Ровница

- Декатировка

- Прорубаемость

- Пылеёмкость

- Гигроскопичность

- Тонина

- Чистошерстяные

- Полушерстяные

Работа учащихся со словарём в тетради

ФИЗМИНУТКА

Все умеем  мы считать.
Руки за спину положим,
Голову поднимем тоже,
И легко-легко подышим.
Раз, два выше голова
Три-четыре руки шире,
Пять – присел
Шесть — привстали
Семь – лень отбросим
Восемь – тихо сядем                                            
             
И приступим к работе
.

Гимнастика для спины, головы,   рук, ног.

Деятельность обучающихся (по уровню развития)

I высокий

II средний

Ш низкий

14. Закрепление пройденного материала

Раздача учащимся карточки задания

На которые учащиеся отвечают

Ответь на вопросы.

 Запеши ответы.

Карточка №1

Ответь на вопросы.

 Запеши ответы.

Карточка№2

Ответь на вопросы.

 

Запеши ответы.

Карточка №3

15. Рефлексия

Продолжи предложение

  • Я узнала…
  • Я научилась …
  • Мне пригодится это…

(17 - слайд).

4.Заключительный инструктаж.

4. 1. Подведение итогов урока.

4. 2. Анализ работ учащихся.

4. 3. Оценивание работ и ответов на карточки задания.

4. 4. Уборка рабочих мест.

Используемая литература:

1.Мозговая Г.Г. Технология. Швейное дело. 6- класс: учеб, для спец. (коррекц.) оброзоват.

учреждений VIII вида / Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина,  – 2

2.Швея, портной /Автор составитель Л.М.Дашкевич-Ростов

Карточка задания №1

Ответь на вопросы. Запиши ответы.

  1. Что называют шерстью?_______________________________________________
  2. Какое животное даёт самое большое количество шерсти?_________________
  3. Отчего зависит цвет волокна?__________________________________________

Карточка задания № 2

Отгадай, о каких животных говориться в загадках. Запишите ответы.

     

  1. Шубу дважды в год снимает.      2. С бородой, а не старик.    3. Зверь я горбатый.

Кто под шубою гуляет?                   С рогами, а не бык.                А нравлюсь ребятам.

______________________                Доят, а не корова.                 ____________________

                                                            Лыко дерёт.

                                                           А лаптей не плетёт.

                                                          ______________________

                           

Карточка задания №3

Рассмотрите рисунок и определите на картинке, какие животные на них изображены. Вспомните,  как называется шерсть, которую получают от этих животных и подпишите её название.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект 83 урока, 9 класс,УМК Биболетовой М.З.

4 четверть9 классUnit 4. Make your choice, make your lifeSection 1. it’s time to think about your future career.Урок № 83(1)Тема «Модальные глаголы»Цели: развитие навыков устной речи и навыков а...

План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."

План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...

План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».

План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...

План-конспект открытого урока по классу блок-флейта

План-конспект открытого урока поклассу духовых инструментов с учащаяся 1 класса . Тема урока "Подготовительные упражнения к различным видам техники". Цель урока " Обучение на начальном этапе  игр...

План-конспект открытого урока в классе специального фортепиано

Открытый урок на тему: «Различные виды работ на уроке специального фортепиано»...

План - конспект открытого урока 8 класс история «Отечественная война 1812 года»

Цели урока:на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;воспитани...

План конспект открытого урока 7б класс по(ФГОС)

Технологическая карта урока  7б класс по ФГОС....