Статья "Физическая реабилитация детей старшего школьного возраста с ОВЗ "
статья

Николай Александрович Киреев

"Физическая реабилитация детей старшего школьного возраста с ОВЗ "

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  С ОВЗ

Киреев Николай Александрович

Учитель физической культуры

ГКОУ города Москвы «Школа №2124

«Центр развития и коррекции»

На сегодняшний день одной из наиболее значимых задач современной специальной педагогики является  социальная адаптация детей со сложными дефектами, в том числе с интеллектуальной недостаточностью к окружающей действительности.

Одной из главных причин, затрудняющих формирование у детей с ментальными нарушениями двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности.

Поэтому физическая реабилитация детей с нарушением интеллекта является для процесса социализации детей данной категории столь же актуальной, как и коррекция нарушений психоэмоциональной и интеллектуальной сферы.

Физическая реабилитация — составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов.

Первое и основное направление реабилитации (медицинской и физической) — восстановление здоровья больного посредством комплексного использования различных средств, направленных на максимальное восстановление нарушенных физиологических функций организма, а в случае невозможности достижения этого — развитие компенсаторных и заместительных приспособлений (функций).

Физическую реабилитацию следует рассматривать как лечебно-педагогический и воспитательный процесс. Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения и элементы спорта, а применение их – всегда педагогический, образовательный процесс.

Выделяется и такое отдельное направление, как физическая реабилитация инвалидов различных категорий. Двигательная недостаточность при умственной отсталости выступает неодинаково при разных степенях и формах олигофрении (Н.П. Вайзман; В.В. Лебединский  и др.). Существует две точки зрения на причины двигательной недостаточности при умственной отсталости:

  1. Недоразвитие морфо-физиологических систем мозга, связанных с двигательной функцией (Н.А. Козленко,  Б.И. Пинский и др.).
  2. Двигательная недостаточность обусловлена стертыми паретическими состояниями различных мышц. (Е.Н. Правдина-Винарская.)

     В связи с разделением детей классов на три подгруппы по уровню моторного развития, целесообразно рассматривать средства физической реабилитации, способствующие коррекции этой сферы, отдельно для каждой подгруппы детей. При этом для построения коррекционной работы с каждой подгруппой необходимо адаптировать к потребностям детей традиционные средства в зависимости от того, какие компоненты моторной сферы нарушены у них в большей степени. 

1 подгруппа.

У детей данной подгруппы наиболее грубыми нарушениями являются: нарушение статической и двигательной координации, мелкой моторики и темпо-ритмической организации движений. В дополнительном развитии нуждаются также такие компоненты моторики как мелкая и мимическая моторика.

В качестве разминочных упражнений на занятиях с этой группой детей можно использовать упражнения, способствующие развитию общей моторики, такие, как различные виды ходьбы и бега (наиболее простые их формы без сочетания движений руками и ногами, сложных перестроений и переходов). Из упражнений на активизацию внимания на первых этапах коррекционной работы этой группе детей будут доступны такие, как изменение направления движения по условному сигналу, изменение типа движений по образцу реабилитолога, игра «Делай, как я». Обязательным компонентом занятий будут упражнения, направленные на тренировку статической координации (ходьба через воображаемое препятствие («лужу», «камень»), стояние попеременно на одной ноге с открытыми глазами, ходьба и стояние на носках с открытыми глазами, ходьба по прямой линии (в т.ч. на носках), а также динамической координации и темпо-ритмической организации движений. Начинать следует с более простых форм упражнений, постепенно усложняя их со временем по ходу усвоения детьми:

В качестве дополнительных упражнений на занятиях с этой подгруппой детей можно использовать простые упражнения на развитие мышечного тонуса, такие, как наклоны туловища вперед и в стороны, приседания, потряхивание кистями, подъем на носочки и опускание на пятки, выставление ног в стороны.

Упражнения с предметами на занятиях с данной группой детей могут использоваться как составляющие игр, а также упражнений, направленных на развитие двигательной координации и темпо-ритмической организации движений. При этом будут использоваться также наиболее простые их формы: перекатывание и перебрасывание мяча, впрыгивание в лежащий на полу обруч или пролезание в него на месте, различные движения руками с флажками.

2 подгруппа

Для учащихся этой подгруппы очевидна необходимость проведения коррекционной работы, направленной в основном на развитие мелкой моторики, статической и динамической координации, темпо-ритмической организации движений.

Учитывая то, что характеристика уровня развития данных моторных компонентов у детей 2 подгруппы за некоторым исключением совпадает с описанием состояния соответствующих компонентов у детей 1 подгруппы, для коррекции этих сфер целесообразно использовать те же средства, которые рекомендуются для занятий с детьми 1 подгруппы.

Относительная сохранность этого компонента моторной сферы позволяет на занятиях с детьми 2 подгруппы более широко использовать такой вид упражнений, как упражнения с предметами.

         3 подгруппа

Результаты моторного обследования показывают общую относительную сохранность моторных функций при наличии недостаточности отдельных компонентов моторики.

Наибольшие затруднения у детей этой подгруппы также вызвали тесты на исследование статической и динамической координации, темпо-ритмической организации движений. При этом тесты на исследование непосредственно уровня сформированности динамической координации выполнены лучше, чем в первых двух подгруппах. Тесты на исследование состояния мелкой моторики на мануальном и графическом уровне показывают относительную ее сохранность у большинства детей данной подгруппы. Состояние общей и мимической моторики у детей 3 подгруппы, как свидетельствуют результаты тестов, также можно считать удовлетворительным. Таким образом, основным направлением коррекционной работы будет формирование и развитие статической и двигательной координации, темпо-ритмической организации движений, а также дальнейшее совершенствование остальных моторных компонентов.

 Учитывая более высокий уровень моторного развития, на занятиях с этой группой можно использовать более широкий спектр игр и упражнений во всех областях коррекционной работы.

Итак, физическая реабилитация как система коррекционного воздействия на детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется постепенностью  работы с использованием методов, приемов и средств ЛФК, адаптированных для детей данной категории.

                              ЛИТЕРАТУРА

  1. Волкова Г.А. «Реабилитологическая ритмика» - М., «Просвещение», 1985.
  2. Дедюхина Г.В., Яньшина Т.А., Могучая Л.Д. «Реабилитологический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими ДЦП». – М.: «Гном-Пресс», 1999.
  3. «Коррекционная педагогика», ред. Б.П.Пузанова. – М., «Академия», 1998.
  4. 46.Рычкова Н.А. «Реабилитологическая ритмика» - М., «Гном и Д», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование упражнений с отягощениями при наиболее распространенных заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей старшего школьного возраста

Использование упражнений с отягощениями при наиболее распространенных заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей старшего школьного возраста...

Рекомендации по формированию учебно-информационных умений слепых детей старшего школьного возраста на уроках информатики

Статья содержит методические рекомендации по организацииуроков информатики в специальных коррекционных образовательных учреждениях III-IV вида....

Психологические и физиологические особенности детей старшего школьного возраста

Краткое описание психологических и физиологических особенностей подростков старшего школьного возраста...

"Символы России" классный час для детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Цель: познакомить учащихся с историей государственных символов.Форма: беседаМетоды: рассказ с элементами игры....

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Курс на бизнес» для детей старшего школьного возраста

Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «Курс на бизнес» разработанная педагогами   дополнительного образования МОУ ДОД «Центр детского творчества» г. На...

Программа "Уроки здоровья" (для детей старшего школьного возраста)

Данная программа нацелена на формирование у воспитанников основ здорового образа жизни....