ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕБЁНКУ, ИМЕЮЩЕМУ ВЫРАЖЕННОЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАРУШЕНИЕ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
статья

Готовцева Елена Александровна

О формировании адекватного отношения к ребёнку, имеющемувыраженное интеллектуальное нарушение. Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕБЁНКУ, ИМЕЮЩЕМУ ВЫРАЖЕННОЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАРУШЕНИЕ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 Готовцева Елена Александровна

ГКОУ Школа 2124 центр коррекции и развития, учитель

г. Москва

Уровень развития современного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным и инвалидам. В наше время, с одной стороны, общество меняет своё отношение к людям с проблемами в лучшую сторону, а с другой – жизнь предъявляет к ним более жёсткие требования, для выполнения которых требуется и интеллектуальное, и физическое здоровье. Жизнь усложняется, требуя от человека большей затраты сил. Сложная обстановка в обществе не может не оказать влияние на внутреннюю жизнь семьи. Рождение в семье ребёнка с выраженным интеллектуальным нарушением вызывает неоднозначную реакцию у её членов, и в первый момент, как правило, любая семья испытывает стресс. Понятно, что семья, воспитывающая ребёнка с выраженными интеллектуальными отклонениями, испытывает на себе двойное воздействие, накладывающее свой отпечаток на внутренний мир семьи, на отношение к ребёнку: внешнее воздействие (сложная ситуация в обществе) и внутреннее (рождение ребёнка с проблемами). Среди подобных семей много неполных, когда ребёнка воспитывает одна мать. Как правило, жизненный уровень таких семей низок. Такая сложная обстановка в семье ведёт к формированию неблагоприятных взаимоотношений между родителями и детьми, к неадекватному отношению родителей к своему ребёнку, что оказывает негативное воздействие на личность ребёнка и на эмоциональное состояние самих родителей. Поэтому проблема формирования адекватных отношений родителей к детям с выраженными интеллектуальными проблемами в развитии важна и актуальна для современного общества. Опираясь на свой педагогический опыт, и, соответственно, на опыт общения с семьями учащихся,  могу отметить, что существуют особенности внутрисемейных отношений в семьях, которые воспитывают детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. Это семьи с авторитарным стилем общения с ребёнком; с гиперопекой по отношению к своему ребёнку; с попустительским отношением. Безусловно, встречаются и семьи с адекватным отношением к своему ребёнку, но они в меньшинстве. Для меня является очевидным тот факт, что для коррекции поведения и психического развития проблемных детей, их социальной адаптации в большинстве случаев необходимо изменить поведение находящегося рядом взрослого. Поэтому с первых дней работы с родителями своих учащихся я стараюсь помочь им создать комфортную семейную среду, оказывать квалифицированную поддержку, создавать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка. Для этого мною используются различные формы организации: посещение семей на дому (для того, чтобы составить наиболее полное представление о ситуации в семье), анкетирование родителей (на протяжении всего периода обучения учащихся. Некоторые виды анкет прилагаются.), индивидуальные занятия с родителями и их ребёнком, лекционно-просветительские и практические занятия для родителей, подготовка и проведение совместных детских утренников и праздников, организация «круглых столов», на которых родители делятся своим собственным опытом воспитания в семье.

Конечно, на первых этапах работы с родителями проводятся лекционные занятия, на которых им предлагается дополнять темы вопросами, наиболее важными по их мнению. Слушая вопросы других, многие начинают осознавать свои проблемы и сами стараются задавать вопросы. На такие занятия приглашаются специалисты школы, непосредственно пересекающиеся с ребёнком: логопед, психолог, дефектолог, врач психоневролог. Параллельно мною проводилась индивидуальная работа с семьёй. Вся работа здесь строится так, чтобы выявить и раскрыть положительные качества каждого из родителей, необходимых для успешного сотрудничества со своим ребёнком. Наиболее удобной формой работы для нас являются комбинированные занятия, на которых после лекционного сообщения проводятся практические занятия по формированию тех или иных навыков (например, самообслуживания, санитарно-гигиенических) и демонстрация приёмов работы с ребёнком. Подобные занятия становятся  гораздо интереснее, когда в них принимают участие вводные учителя – профильного труда, домоводства. Полезными оказываются открытые совместные классные часы, на которых разыгрываются различные ситуации «Опасная находка», «Один дома», где отрабатываются некоторые приёмы общения с детьми, демонстрируются способы невербального взаимодействия. Хорошо зарекомендовали себя совместные праздники, которые проводятся в атмосфере доброжелательности, радости. В подготовке и проведении таких мероприятий принимают участие разные преподаватели и специалисты. Ежегодные «Мастерские Деда Мороза», Новогодние утренники, День птиц, конкурс «Наши профессии городу», общешкольные и выездные спортивные праздники сплачивают коллектив, дают возможность увидеть результаты своего труда, порадоваться успехам своих детей. Много полезной информации и положительных эмоций мы получаем на совместных экскурсиях, при посещении театральных представлений. Только в текущем учебном году родители помогли провести классные экскурсии «Мой любимый уголок Москвы», «Изучаем район вместе». Результатами становятся фотоотчёты, презентации, совместные обсуждения.  Работа с семьёй не укладывается только в рамки вышеперечисленных мероприятий. Она не прекращается ни на один день, ни на один час. В результате мы получаем гармонизацию внутрисемейных отношений и оптимизацию социальных контактов семьи, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии.

Анкета №1

Для родителей

1.Считаете ли Вы свои знания о заболевании Вашего ребёнка достаточными?

Да, нет, другое

2. Нужна ли Вам дополнительная информация о заболевании Вашего ребёнка?

Да, нет, другое

3. Какого рода информацию Вы хотели бы получить, в какой форме (лектории, беседы, методическая литература)?

4. Видите ли Вы перспективы развития Вашего ребёнка?

Да, нет, другое

5. Что Вы понимаете под развитием Вашего ребёнка?

а – формирование учебных навыков

б – формирование социально-бытовых навыков

в – формирование коммуникативных навыков

6. Получаете ли Вы помощь от школы в обучении и воспитании Вашего ребёнка

Да, нет, другое

7. Какую помощь от школы Вы ожидаете

А – материальную

Б – статусную

В – психологическую

Г - педагогическую

Анкета №2

Для родителей

1.Есть ли у Вашего ребёнка братья и сёстры

а) да (возраст, разница)

б) нет

2.Если «да», то какие взаимоотношения между детьми (опишите)

3. Кто из членов семьи больше всего уделяет время для занятий с ребёнком

4. Как организован досуг Вашего ребёнка

а) дома

б) посещение общественных мест (каких)

5. Разрешаете ли Вы своему ребёнку общаться с другими детьми во время прогулок (вне школы)

а) да

б) нет (почему)        

в) другое

6. Есть ли у Вашего ребёнка друзья вне школы

а) да

б) нет

в) другое

7. Привлекаете ли Вы Вашего ребёнка к помощи по дому

а) да (какая)

б) нет

в) другое

Анкета №3

Для родителей

«Мой ребёнок в музее»

Ответьте на вопросы

1. Как часто вы бываете в музее?

а)1раз в месяц

б)1 раз в год

в) другое

2. Какие музеи вы выбираете для ребёнка

а) краеведческие

б) естественно-научные

в) художественно-литературные

г) другое

3. как посещение музея повлияло на вашего ребёнка

а.)увеличился словарный запас

б.) использовались ли полученные знания в быту, в играх

в.) другое

4. Какие трудности испытывает ребёнок, участвуя в экскурсионной программе

а) стеснение, боязнь

б) нежелание идти на контакт

в) другое

5. Какого результата адаптации вашего ребёнка в социуме Вы хотели бы достичь

а) увеличение круга общения

б) освоение навыков жизнедеятельности

в) освоение социальных норм

г) другое

6. Была ли проведена с ребёнком предварительная работа перед посещением музея

а) информация о музее

б) ничего

в) другое

7.Считаете ли Вы, что посещение музеев помогает развитию интеллектуальных способностей и жизненных умений Вашего ребёнка

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

Список литературы

  1. Маллер А.Р. «Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии». Москва, Аркти 2000
  2. Мишина Г.А. «Особенности организации предметно-игровой деятельности ребёнка раннего возраста с нарушениями психофизического развития». Институт коррекционной педагогики РАО, Москва 2002
  3. Мишина Г.А. «Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьёй, воспитывающей ребёнка раннего возраста с нарушениями психофизического развития». Дефектология, 2001, № 4, с.60-64.
  4. Ткачёва В.В. «Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии». Москва, Гном и Д 1999.

Опубликовано в сб «Современное образование: актуальные вопросы»ч.1  2017

Материалы 2 Междунар  научно-практич конференц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре-практикуме: «Индивидуальная работа с детьми подготовительной группы с нарушением зрения, имеющими склонности к математике» (из опыта работы)

Выступление на семинаре-практикуме: «Индивидуальная работа с детьми подготовительной группы с нарушением зрения, имеющими склонности к математике» (из опыта работы)...

Рабочая программа по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» 9 класса (для обучающихся с ОВЗ, имеющих умеренные интеллектуальные нарушения)

В основу предмета положен комплексный подход, который предполагает ознакомление обучающихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилам поведения в различных ситуациях, исходя из треб...

Статья на тему "Формирование межличностного взаимодействия посредством альтернативной коммуникации у лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями"

В связи с изменениями в социальной сфере актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизнедеятельности. Особого внимания в этом плане требуют лица с на...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Автор,  учитель биологии и географии,  делиться  своим опытом применения разлиных видов  работы  с учащимися, имеющими интеллектуальные  нарушения....

«Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями» Из опыта работы.

       Соблюдение  условий здоровьесбережения является необходимым при проведении занятий, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья детей с огра...

Применение игровых технологий на уроках математики в коррекционной школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (из опыта работы)

Данный доклад описывает эффективное использование на уроках математики в коррекционной школе игровой технологии. При применении игровой технологии уроки становятся интересными, разнообразными, "ж...