Мастер – класс «Использование современных образовательных технологий в условиях инклюзивного образования»
статья

Полещук Елена Николаевна

Мастер – класс

 «Использование современных образовательных технологий в условиях инклюзивного образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass2.doc60.5 КБ
Файл prezentatsiya_02.pptx748.89 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ им.М.М.Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Муниципальная научно-практическая конференция « Инновационная деятельность педагога в современных условиях»

Мастер – класс

 «Использование современных образовательных технологий в условиях инклюзивного образования»

Педагог-психолог

МБОУ «СОШ им.М.М.Рудченко

с. Перелюб»

Полещук Е.Н.

Перелюб, 2017 год

Цель: повысить  профессиональное мастерство педагогов и психологов посредством использования современных образовательных технологий в условиях инклюзивного образования.

Задачи:

  1. познакомить участников мастер-класса с опытом использования современных образовательных технологий и их применением на практике;
  2. создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии  как одну из форм организации мастер-класса;
  3. способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы. 

Ожидаемые результаты:

  1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений современных образовательных технологий, предлагаемых на мастер-классе. 
  2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области современных образовательных технологий. 
  3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности.

Приветствие.

Введение в тему. Использование современных педагогических технологий при работе с детьми с ОВЗ дает положительный эффект, который заключается в коррекции эмоционального состояния, коррекции поведения, сохранении и укреплении здоровья, развитии мелкой и крупной моторики. (Слайд 2)

При работе с детьми  с ограниченными возможностями здоровья на занятиях  я использую такие технологии как: здоровьесберегающие технологии, нейрогимнастика, информационно-коммуникационные  технологии, арт-терапевтические технологии, личностноо-риентированные технологии.

Мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами.

Ход мастер-класса:

Первая технология, о которой мне бы хотелось рассказать – это нейрогимнастика или «гимнастика мозга» (Слайд 3).

Это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Она эффективна и для детей и для взрослых в любом возрасте, но особенно актуально применение упражнений по нейрогимнастике  у детей с проблемами в развитии.

Нейрогимнастика  позволяет: улучшить концентрацию внимания, памяти, эффективно развивать интеллектуальные и творческие способности, снять стресс, нервное напряжение, оптимизировать собственные резервы ребенка, на 50% улучшить уровень успеваемости и обучаемости ребенка.

Каждое групповое занятие с детьми мы начинаем с выполнения небольшого комплекса упражнений по нейрогимнастике. Сейчас я предлагаю вам тоже сделать эту гимнастику (Слайд 4).

Первое упражнение называется «Качания головой» - стимулирует мыслительные процессы – дышите глубоко, расслабьте плечи, уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, почувствуйте как при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере  расслабления шеи. Выполняется 30 сек.

Второе - «Ленивые восьмерки» - активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания – нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по пять раз каждой рукой, а затем обеими руками. В процессе рисования следите за руками глазами.

Третье - «Шапка размышлений» - улучшает внимание, ясность восприятия и речь – мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

Информатизация общества ставит перед педагогом-психологом задачи: идти в ногу со временем, поэтому на занятиях применяю информационно-коммуникационные  технологии, включение в процесс образования современных информационных  технологий (компьютер, интерактивная доска), (Слайд 5)

Наглядность материала при использовании ИКТ-технологий  повышает  его  усвоение  учениками,  так  как задействованы все каналы восприятия информации учащихся –зрительный,  механический,  слуховой  и  эмоциональный.

В своей работе я использую следующие компьютерные технологии: обучающие и развивающие игры и задания,  например на развитие внимания, изучение геометрических фигур, изучение цветов, развитие мышления, тренировки наиболее точных двигательных навыков, высокого уровня координации движений.

Демонстрация работы с развивающим-коррекционным комплексом с видеобиоуправлением "Игры с Тимом". Игра «Паровозик». Задача ребенка правильно собрать рельсы для паровозика. Игра развивает концентрацию внимания, точность и координацию движений и мышление. При прохождение уровня, задание усложняется.

В этом комплексе есть также  игры для изучения букв, цифр, цветов, социализации ребенка.

Арт-терапевтические технологии – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Это метод воздействия  на человека с помощью рисования, лепки, танцев, сказок. Этот метод я считаю наиболее эффективным при работе с детьми, так как  это очень близко детям, они охотно рисуют, лепят, фантазируют (Слайд 6).

В работе с детьми я  применяю  такие арт-терапевтические методы как пескотерапия, изотерапия, мандала- терапию, сказкотерапию.

Песочная терапия или работа с кинетическим песком – это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного». (Слайд 7).

Из песка можно лепить, строить, на нем можно рисовать, его можно резать, выдавливать строгие формы. Игры с песком развивают восприятие, мышление, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение и фантазию,
развивается тактильная чувствительность и мелкая моторика,
глазомер.
Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние, у
спокаивают и расслабляют, снимая напряжение.

Демонстрация работы с кинетическим песком. Например, чтобы на занятии найти контакт с ребенком, помочь ему снять эмоционольное напряжение я применяю песочную терапию – работу с кинетическим песком. В основном это метод работы с младшими школьниками. Как только дети видят песок, у них тут же появляется желание опустить туда руки. Опустите руки в песочницу, разомните песок, погрузите в него руки. В момент игры в песочнице с детьми нужно обсуждать свои ощущуения. «Мне приятен песок на ощупь, он прохладный. Я двигаю руками и чувствую как песчинки пересыпаются между пальцев. А что вы чувствуете?»

Игры с песком развивают тактильные ощущения, мелкую моторику, внимание, воображение, речь, снимают нервно-психическое напряжение.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. (Слайд 8).

На своих занятиях я использую такие направления здоровьесберегающих технологий, как: технологии сохранения и стимулирования здоровья и технологии обучения здоровому образу жизни. В технологию стимулирования здоровья входит большое количество различных гимнастик, я использую: гимнастику для глаз, массаж и гимнастика кистей рук, релаксацию.

Здоровьесберегающие технологии применяю на каждом занятии. Например, если дети выполняют письменное упражнение, рисуют, то обязательно делаем массаж и гимнастику кистей рук. Катаем карандаш обязательно с гранями, он выступает как массажер, воздействует на биологически активные точки, воздействующие на мозг. Разминаем суставы каждого пальца. Вворачиваем и выворачиваем лампочки. «Давайте представим, что нам надо заменить лампочки сразу в двух патронах. Работаем и левой, и правой руками. Сначала вывинчиваем обе лампочки, потом ввинчиваем новые. Делаем это движение несколько раз. Затем правой рукой вывинчиваем лампочку, левой делаем движение «навстречу», т.е. «ввинчиваем лампочку». Разминаются кисти, в работу включаются оба полушария головного мозга. Сжимаем и разжимаем кулачки. В конце пальцы расслабляют потряхиванием — «стряхивание воды с пальцев». Эти простые упражнения способствуют снятию напряжения, улучшают почерк, облегчают процесс письма.

Через 15-20 минут от начала занятия делаем гимнастику для глаз.

  1. Легко и быстро моргаем, не напрягая веки. Около минуты
  2. Рисуем глазами квадрат, ромб, круг, буквы А,С,М
  3. Закрываем глаза, сверху кладем ладони и погружаемся в полную тьму.
  4. Глаза открываем и снова моргаем.

Опять же с целью снятия напряжения, сохранения зрения, его коррекции, так как глаза наши постоянно работаю в усиленном режиме, особенно, если работаем с компьютером.

Может быть слушая мое выступление вы скажете, что здеь нет ничего особенного и вы все это применяете на обычных уроках, но не стоит забывать, что мы сейчас говорим о детях с ограниченными возможностями здоровья, у которых имеются нарушения мелкой моторики, интеллекта, на занятиях им сложно концентрировать внимание, они быстро утомляются или наоборот становятся чересчур подвижными.

Занятия с детьми у меня проходят в основном 6-7 уроками после основных занятий. У меня это группа учащихся из 6 человек. Бывает так, что дети приходят после учебного дня, после физкультуры уже уставшие, в состоянии эмоционального возбуждения,  повышеноой двигательной активности. Бывают, что они устают и на моих занятиях. В этом случае я применяю метод релаксации. Вот и я вам сейчас предлагаю немного расслабить и отдохнуть, тем более, что вы тоже устали.

Выполнение упражнения на релаксацию. Начинаем с расслабления. Примите удобную позу. Ваше тело расслаблено. Глаза закрыты. Сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов. (Слайд 9):

«Вы на берегу моря. Побережье устелено чистым белоснежным песком. Вы лежите на безлюдном пляже и ощущаете на своей коже тёплые солнечные лучи. Они нежно согревают вас, и вы чувствуете, как ваше тело постепенно расслабляется, становясь всё тяжелее. Вы ощущаете свежее дыхание лёгкого морского бриза на вашем лице; чувствуете, как развиваются ваши волосы на ветру. Блаженная безмятежность и покой заполняют вас.

Голубое небо над вами чистое и бескрайнее. Иногда где-то неподалёку пролетают чайки, и к вам доносятся их крики. Вы наблюдаете за тем, как плывут облака; их причудливые формы напоминают далёкий красивый город, такой воздушный, мирный и счастливый. Умиротворение и покой заполняют ваше сознание.

Вы слышите, как шумит прибой, чувствуете, как солоноватый воздух наполняет ваше тело, просачиваясь в каждую клеточку. Ваше дыхание выравнивается, становится спокойным, ритмичным и глубоким, как шум волн. Вы дышите вместе с морем. Вы становитесь одним целым с ним. Море – это вы сами. Вы – бескрайние морские просторы. Вы сильны и свободны, в вас течёт чистая жизненная энергия»

Вопросы рефлексии Как вы себя сейчас чувствуете? Какие у вас сейчас ощущения?

Заключение. Уважаемые коллеги, я продемонстрировали вам вариативность использования в разнообразных методов и приёмов при  работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по современным образовательным  технологиям. Буду рада, если что-то для вас было новое, что-то возможно пригодиться в работе.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «СОШ им. М.М.Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Педагог-психолог Полещук Е.Н.

Слайд 2

Современные образовательные технологии Здоровьесберегающие технологии Нейрогимнастика Информационно-коммуникативные технологии Арт-терапевтические технологии

Слайд 3

Нейрогимнастика – «Гимнастика мозга» Это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движений и мысли. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.

Слайд 4

Нейрогимнастика – «Гимнастика мозга» «Качание головой» - стимулирует мыслительные процессы; «Ленивые восьмерки» – активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания; «Шапка размышлений» - улучшает внимание, ясность восприятия речи

Слайд 5

Информационно-коммуникативные технологии Развивающий коррекционный комплекс с видеобиоуправлением : тренировка точных двигательных навыков, развитие мышления, внимания, двигательной активности, изучение букв, цифр, цветов, основ счета, геометрических фигур, помощь в социальной адаптации

Слайд 6

АРТ-терапевтические технологии Метод, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Песочная терапия Сказкотерапия Изотерапия Мандала-терапия Музыкотерапия Танцетерапия

Слайд 7

Песочная терапия Один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного».

Слайд 8

Здоровьесберегающие технологии Техники сохранения и стимулирования здоровья: Гимнастика для глаз Массаж и гимнастика кистей рук Релаксация Техники обучению ЗОЖ: игры, тренинги, массаж и самомассаж

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Мастер-класс по теме: «Современные образовательные технологии, применяемые в дополнительном образовании»

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования«Центр технического творчества»         Мастер-класс по теме:&la...

Проект "Повышение компетентности учителей физики в области современных образовательных технологий, как условие повышения качества образования"

Проект направлен на изучение современных образовательных технолий и использование учителями физики в своей деятельности....

Проект "Повышение компетентности учителей физики в области современных образовательных технологий, как условие повышения качества образования"

Проек направлен на изучение с учителями физики современных образовательных технологий и применение их в своей деятельности....

Формирование функциональной грамотности в области здорового образа жизни у детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования

Обучить функциональной грамотности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования — это значит дать им такой уровень развития навыков, который обеспечит ко...

Формирование функциональной грамотности в области здорового образа жизни у детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования

В современном быстро меняющемся мире наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы максимально подготовить воспитанников к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Поэ...

Отчет по профессиональному развитию «Дефектологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении в условиях инклюзивного образования».

Отчет по профессиональному развитию «Дефектологическое  сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья  в дошкольном образовательном учреждении  в условиях инклюзивног...