Статья "Обновленные требования к содержанию деятельности учителя-дефектолога в условиях реализации ФГОС"
статья

Цель деятельности специалиста заключается в обеспечении специализированной помощи учащимся с ОВЗ .......

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obnovlennye_trebovaniya_k_soderzhaniyu.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Самиева Л.А.

учитель-дефектолог

г. Нефтеюганск

«Обновленные требования к содержанию деятельности учителя-дефектолога в условиях реализации ФГОС»

В связи с переходом на новые Стандарты претерпевает изменения содержательная часть профессиональной деятельности специалиста образовательного учреждения, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья – учителя-дефектолога. В связи с этим, требуется освоение специалистом принципов, структуры, содержания, системы оценивания, определенных в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО), освоения технологий формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

Стандартом предусматриваются образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагается создание специальных условий в образовательном учреждении для их обучения  и развития, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии ребенка.

Цель деятельности специалиста заключается в  обеспечении специализированной помощи учащимся с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении, в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях школы.

Ранее цель начального обучения детей с трудностями обучения совпадала с целью традиционного начального обучения – научить детей читать, считать, писать, сформировать основные умения и навыки учебной деятельности, развить элементы теоретического мышления, операции самоконтроля, культуры речи и поведения, привить основы личной гигиены.

Современная система образования уходит от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, в формулировках стандарта указываются реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу начального обучения.

 Основная задача ФГОС НОО — обучение школьников умению учиться, формирование у обучающихся позиции успешного обучения.

Следовательно, работа специалиста с обучающимися в условиях реализации Стандарта должна строиться с учетом общей Концепции, принципов и подходов, положенных в основу Стандарта.

Таким образом, к содержанию деятельности специалиста предъявляются обновленные требования, которые включают:

  1. Постановку целей и определение задач профессиональной деятельности с учетом требований Стандарта.
  2. Реализацию в работе с учащимися системно-деятельностного подхода. Авторы Концепции Стандарта рассматривают деятельностный подход как главное условие реализации ФГОС.
  3. Использование новых образовательных технологий (ИКТ технологии, здоровьесберегающие технологии, проектные технологии, личностно-ориентированные технологии) и разнообразных видов организации работы с учащимися (учебное занятие, творческая мастерская, экскурсия, образовательное путешествие, познавательная лаборатория, проектная деятельность и др.);
  4. Необходимость разработки Рабочей программы по коррекционному курсу (для группы детей с однородной структурой нарушения, зачисленных на занятия).

Коррекционная работа учителя-дефектолога строится на основе программ для общеобразовательных учреждений, с использованием коррекционных методик по каждому направлению работы, с  учетом  специфики  образовательных  потребностей обучающихся с задержкой психического развития.

Рабочая программа в соответствии с СФГОС НОО, должна предусматривать создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа специалиста должна способствовать достижению планируемых  результатов  (личностных,  метапредметных,  предметных)  освоения  основной адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

Структура программы включает следующие составляющие:

  1. Пояснительная записка, которая содержит Указание, утвержденной   Министерства образования и науки программы, в соответствии с которой работает специалист.

 Целевое направление (коррекционная направленность, краткая характеристика группы учащихся, для которых составлена программа).

Цель и задачи рабочей программы.

Сроки реализации рабочей программы.

  1. Разделы программы (систематизация материала по блокам и его основное содержание).
  2.  Форма и режим занятий.

4. Система оценки достижений планируемых результатов 

  1. Планируемый результат освоения материала (требования к результату).

Требования к результату необходимо сопоставлять с «портретом  выпускника школы».

 Например, рабочая программа, которая выстраивается на основе программы по русскому языку, должна быть ориентирована на результаты изучения предмета  «Русский  (родной) язык». Планируемый результат коррекционной работы включает ожидаемые достижения учащихся по разработанному коррекционному курсу и соотносится с требованиями по предмету: личностные  результаты, метапредметные результаты, предметные результаты.

  1. Программно-методическое обеспечение.

Указывается учебно-методическое оснащение, требуемое для реализации содержания коррекционного курса.

Использование авторских методик специалистом должно быть целостным, системным и обоснованным.

  1. Конкретизация содержания программы – тематическое планирование.

№ п/п

Раздел. Тема.

Кол-во занятий

Примечание

В предполагаемом варианте документа специалист указывает:

- раздел, тему (название);

- последовательность прохождения тем;

- примерное количество занятий по каждой теме.

В планировании специалиста желательно добавление раздела «Формирование универсальных учебных действий» с описанием формируемых УУД на каждом занятии.

Специалист, работающий в условиях реализации ФГОС, должен перестраивать содержание своей деятельности исходя из новых задач Стандарта. Работая в одной парадигме с учителем класса, школьный специалист модернизирует подходы коррекционно-педагогического обучения, оптимизирует виды и формы проведения занятий, ориентируется на формирование соответствующих компетенций.


Список используемой литературы:

  1. Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова. М.: «Просвещение»,  2008.
  3. Примерная основная образовательная программа  образовательного учреждения. Начальная школа \сост.Е.С.Савинов\.-М.: «Просвещение», 2010.
  4. Разрабатываем разделы основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения: Часть 3. Программа коррекционной работы: методические рекомендации / под ред. Ю.Ю. Барановой, М.И.Солодковой, Г.В. Яковлевой. – Челябинск: Издательство «ПОЛИГРАФ-Мастер», 2011. – 146 с.
  5. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная Пресса, 2005.
  6. Школьный психолого-медико-педагогический консилиум: организационные основы деятельности / Авт. – сост. А.Д. Вильшанская. – Волгоград: Учитель, 2008.
  7. Примерная основная образовательная программа начального общего образования для детей с ЗПР, сайт http://fgos-ovz.herzen.spb.ru
  8. Электронный ресурс http://www.vilshanskaya.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

Здесь вы можете ознакомиться  с теми проблемами, с которыми может столкнуться классный руководитель в условиях "новой" школы. Надеюсь, что предложенный опыт будет вам полезен....

Новое содержание деятельности социального педагога в рамках реализации ФГОС ООО

Новые образовательные стандарты требуют изменений в подходе работы социального педагога в школе. Необходимо пересмотреть методы, выбрать из них более эффективныые, с помощью которых можно получить выс...

Метапредметный подход в реализации содержания предметной области "Технология" в условиях реализации ФГОС

Метапредметный подход в реализации содержания предметной области "Технология" в условиях реализации ФГОС...

Содержание и формы внеурочной деятельности в ГПД в условиях реализации ФГОС

Доклад на городском методическом объединении воспитателей о работе  в ГПД...

Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС. (логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, ...