Внеурочная деятельность
учебно-методический материал

Кружок самообслуживания...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobsluzhivanie.docx56.03 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

  1. Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения учителей

 

Протокол от «   »           2018г. №_____

УТВЕРЖДАЮ

Директор КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

__________  М.И.Иванова

приказ от «___»_______          2018 г. №____

Программа внеурочной деятельности

по курсу  «Самообслуживание»

1 а класса

                                                                                       

Объем: 66 часов

Педагог доп. образования: 

Самиева Л.А.

г. Нефтеюганск-2018


Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Самообслуживание» составлена на основе:

1.Федерального  закона «Об  образовании  в  Российской  Федерации»  от

29.12.2012 № 273;

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказа Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599);

  1. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №

26.

        4. Концепции специальных федеральных государственных стандартов для детей с ОВЗ, уставом школы, положением о рабочей программе.

Описание места учебного предмета в учебном плане Внеурочная деятельность «Самообслуживание» входит в

предметную область «Окружающий мир», во внеурочную часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса.

Рабочая программа рассчитана:

66 часов в год, 2 часа в неделю в 1 дополнительном классе;

68 часов в год, 2 часа в неделю в 1 классе.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ в соответствии с целями, которые определены ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.

Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.

Учебно-методический комплекс:

  • Кудрина  С.В.   Окружающий  мир:  учеб.   для   1  кл.   специальных

(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М: Гумантар. изд. центр ВЛАДОС, 2015;

  • Кудрина С.В. Окружающий мир 1 класс. Рабочая тетрадь для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М: Гумантар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.


Актуальность программы

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у ребенка необходимые им навыки самообслуживания, гигиены и норм поведения.

Программа представлена как комплекс знаний, практических умений необходимых для выработки у ребенка ориентиров в микросреде.

Учащиеся приобретают первичные навыки по самообслуживанию, личной гигиены. Успех овладения этими навыками может быть обеспечен только в том случае, если знания и умения, которые даются детям на уроках (учебный предмет «Человек»), постоянно закрепляются и вводятся в их повседневную жизнь, как во время режимных моментов, так и на практических занятиях «Самообслуживание».

На занятиях «Самообслуживание» формируются и совершенствуются необходимые навыки личной гигиены и самообслуживания, умения ухаживать за собой, одеждой и обувью, навыки приёма пищи. Благодаря занятиям расширяется диапазон представлений ребенка об окружающем мире, обогащается опыт предметной деятельности, реализуется возможность посильного участия в работе по дому, развивается самостоятельность в организации своей жизни.

Работа по самообслуживанию как простой и доступный вид практической

деятельности содействует общему развитию ребенка, готовит его к самостоятельности в быту. На занятиях по «Самообслуживанию» ребенок ставится перед необходимостью планировать свою работу. Он начинает осознавать логическую последовательность определённых действий.

Цель программы:

      Ребёнок умеющий обслуживать самого себя: одеваться, раздеваться, приём пищи и санитарно – гигиенические процедуры (умывание, посещение туалета).

   Принципы построения программы:

  • принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, позитивный подход;

  • принцип обходного пути – опора на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие;
  • принцип поэтапного формирования мыслительных действий;

  • принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития»;
  • принцип системности – рассмотрение ребёнка как целостного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

  • принцип реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

  • принцип индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

  • принцип непрерывности – проведение коррекционной работы на всём протяжении обучения ребёнка с учётом изменений его личности;

  • принцип концентрического подхода - учет повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.

Задачи учителя:

- научить правильно, принимать пищу на уровне доступной самостоятельности;

- научить снимать и одевать верхнюю одежду при контроле со стороны взрослых;

- научить элементарным гигиеническим процедурам на уровне возможностей каждого из учащихся.

Основные формы работы с обучающимися

Основными формами и методами обучения являются практическая работа, игры и беседы. Ведущее место занимают практические и наглядные методы обучения. Они развивают познавательную деятельность, помогают лучше усваивать изучаемый материал.

Система упражнений, выполняемых на занятиях, должна носить учебно - тренировочный характер. В ряде разделов предусмотрены упражнения, которые ребенок выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки определенных умений и навыков на основе знаний.

Беседа на занятиях применяется в сочетании с играми (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, подвижные), практическими упражнениями

  • другими видами работ (изобразительная: лепка, рисование, аппликация). Широко используемые игры делают процесс обучения более интересным, помогают преодолеть трудности в усвоении материала.

Специфика работы по программе «Самообслуживание» заключается в том, что практические занятия проводятся в соответствующих помещениях школы (раздевалка, столовая, туалет и т.д.).

Ведущая роль на занятиях принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность.

Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.

Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетается с фронтальными и групповыми.

Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами занятия, с учетом уровня развития и речи детей.


Планируемые результаты освоения программы в 1 дополнительном классе:

Предметные:

Обучающиеся должны знать:

- последовательность при одевании и снимание одежды; приёма пищи за столом;

- последовательные действия при умывание и посещение туалета.

Должны уметь:

- обслуживать себя или принимать помощь при одевании и раздевании, приеме пищи и питье и других гигиенических процедурах (при мытье рук и посещение туалета);

- убирать посуду после приёма пищи.

Личностные:

- осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве);

- обогащение опыта восприятия окружающего мира;

- развитие интереса к взаимодействию с окружающими.

Планируемые результаты освоения программы в 1 классе:

Предметные:

Обучающиеся должны знать:

  • названия  предметов ближайшего окружения;
  • правила личной гигиены;

Должны уметь:

  • самостоятельно (с небольшой помощью) снимать  и

одевать верхнюю одежду;

  • культурно вести себя за столом;
  • убирать посуду после приема пищи;

  • поддерживать в порядке личные учебные вещи;

  • соблюдать правила учебной дисциплины.

Личностные:

- осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве);

- обогащение опыта восприятия окружающего мира;

- развитие интереса к взаимодействию с окружающими.

     Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Обучение детей с умственной отсталостью является безоценочным, уровень овладения ими знаниями, умениями, навыками оценивается в динамике по шкалам «Карты наблюдений».

Содержание программы

  1. Гигиена тела.

Закрепить приобретенные в дошкольном возрасте умения различать и называть:

а) части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени);

б) предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, расческа, зубная щетка,  зубная паста, полотенце;

в) действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать.

Совершать под присмотром и с помощью учителя утренний туалет, мыть мылом руки, уметь вытираться. Знать, где следует хранить предметы туалета: мыльницу, зубную щетку, пасту, расческу, полотенце.

  1. Одевание и раздевание.

Закрепить приобретенное в дошкольном возрасте умение различать и называть предметы одежды и обуви: носки, рубашки, трусы, носовой платок, штаны, платье, куртка, шапка, варежки, шарф, ботинки, валенки и т. д.

Закреплять навыки одевания и обувания под присмотром учителя.

  1. Приём пищи.

Уметь различать и называть предметы, нужные для приема пищи (ложка, тарелка, салфетка, стакан).

Закрепить навыки: мыть руки перед едой, правильно держать ложку, правильно ею пользоваться, не разливая еду, хорошо пережевывать пищу, уметь есть опрятно, не роняя еду на стол и на пол.

  1. Правила культурного поведения.

Садиться за стол и выходить из-за стола по разрешению учителя. Выйдя из-за стола, задвигать за собой стул. Уметь вовремя попроситься в туалет и вымыть руки после него. Не сорить, а бросать ненужные бумажки в корзину или ящик для мусора.

Большую работу в этом плане учителю необходимо проводить с родителями учащихся. Воспитание навыков личной гигиены и самообслуживания необходимо наладить в семье. Все виды работ по обслуживающему труду должны осуществляться в соответствии с правилами санитарии и техники безопасности. При проведении уроков необходимо следить за состоянием одежды воспитанников.

Тематический план программы внеурочной деятельности

«Самообслуживание»

Изучаемый раздел

Кол.-во часов (дополнительный)

Кол.-во часов

1

Гигиена тела

36

36

2

Одевание и раздевание

16

16

3

Приём пищи

8

10

4

Правила культурного поведения

6

6

        

Система оценки достижения планируемых результатов

Во время обучения в первом классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.

  • связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течение всего учебного года. В конце каждой четверти строится кривая сформированности умения и навыка пройденных разделов.

п/

Изучаемый раздел

Индикаторы

Баллы

п

0

1

2

3

4

5

1

Гигиена тела

Адекватная эмоционально-

двигательная реакция на при-

косновения человека

Узнавание части тела, как части

собственного тела: руки, ноги,

голова, туловище

Узнавание частей туловища:

плечи, грудь, живот, спина.

Узнавание частей лица:глаза, нос,

рот, зубы, язык

Узнавание предметов гигиены

(мыло, зубная щетка, полотенце,

расчёска и т.д.)

Навык мытья рук

2

Одевание и раздевание

Узнавание собственной одежды

Соблюдение последовательности

действий при одевании

Соблюдение последовательности

действий при раздевании

Самостоятельное одевание


Самостоятельное раздевание

3

Приём пищи

Сообщение о голоде и жажде

доступным ребёнку способом

Узнавание предметов посуды

Самостоятельный приём пищи

4

Правила культурного

Усвоение правил поведения за

поведения

столом

Усвоение правила вовремя

проситься в туалет

Усвоение правила не сорить

Баллы

Уровень сформированности навыка

0

Навык или умение отсутствует

1

Пассивное  участие  (действие  выполняется  взрослым,  ребенок

позволяет что-либо делать с ним)

2

Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи

взрослого

3

Навык  или  умение  проявляется  иногда  при  частичной  помощи

взрослого

4

 Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие

самостоятельно

5

Навык  или  умение  проявляется  в  большинстве случаев,  ребенок

выполняет действие самостоятельно

Материально-техническое обеспечение:

  • одежда и обувь ребенка;

  • гигиенические принадлежности: мыло, салфетки, зубная паста, зубная щетка;

  • предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка;

  • пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др.;

  • обучающие компьютерные программы, способствующие формированию

  • детей доступных представлений о ближайшем социальном окружении;
  • технические средства: компьютер, видеопроектор, магнитофон, экран.


Тематическое планирование «Самообслуживание»

1 дополнительный класс (66ч.) и 1 класс (66 ч)

Тема занятия

1 доп.

1 класс

1

  Наше тело

2

2

3

  Человек

2

2

5

  Части лица

2

2

7

  Части тела

2

2

9

  Человек – части тела

1

1

10

  Режим дня

1

1

11

  Режим школьника

1

1

12

  Режимные моменты

1

1

13

  Руки

1

1

14

  Движения пальцев рук

2

2

16

  Пол, имя

1

1

17

  Пол – мальчик, девочка

1

1

18

  Приглашение в гости куклу Машу

1

1

19

  Отражение в зеркале

1

1

20

  Время суток

2

2

22

  Рано утром умывайся

1

1

23

Тело человека. Основные части тела.

1

1

24

Закрепление  умения  показывать  и называть

1

1

части тела.

25

Наши  ноги. Правая нога. Упражнения  на

1

1

26

закрепление.

1

1

Наши  ноги. Левая  нога. Упражнения на

закрепление

27

Наши  руки. Правая рука. Названия пальцев рук.

1

1

28

Наши  руки. Левая рука. Названия пальцев рук.

1

1

29

Мытье рук  перед едой  и по  необходимости.

1

1

30

Обучение правильному мытью рук.

1

1

31

Ногти. Правильный  уход за ногтями.

1

1

32

Пальчиковая гимнастика.

1

1

33

Самомассаж пальцев  пружинками.

1

1

34

Пальчиковая гимнастика. Закрепление названий

1

1

пальцев  рук.

35

Лицо человека (глаза, нос, рот, уши).

1

1

36

Гигиена лица.

1

1

37

Гигиена полости рта.

1

1

38

Предметы  личной гигиены.

1

1

39

Правила личной гигиены.

1

1

40

Повторение. Правила личной гигиены.

1

1

41

Волосы.

1

1

42

Расчесывание.

1

1

43

Обобщающее занятие по теме «Навыки, связанные

1

1

с гигиеной тела.

  44

Правила опрятности.

Умение пользоваться носовым платком.

  1

1

45

1

1

46

Утренняя зарядка.

1

1

47

Утренний туалет. Вечерний туалет.

1

1

48

Школьный гардероб.

Правила пользования гардеробом.

1

1

49

1

1

  50

Обыгрывание навыков личной гигиены на кукле,

1

1

51

Дидактическая игра «Кукла Катя умывается,

1

1

делает зарядку и т.д. ».

52

Застежки молния.

Застежки кнопки.

Застежки пуговицы.

Одевание и раздевание (нижняя одежда).

Одевание и раздевание (верхняя одежда).

  5

 5

57

 Обувь.

 1

 1

58

 Одевание обуви.

 1

 1

59

Обувание,  умение застегнуть и расстегнуть обувь.

 1

 1

60

Самостоятельное обувание (по возможности).

 1

 1

61

Обобщающее занятии  на тему «Одевание обуви»

 1

 1

62

Полезные и вредные продукты.

 1

 1

63

Культура приема пищи.

 1

 1

64

Поведение за столом.

 1

 1

65

Самостоятельный прием пищи (по возможности)

 1

 1

66

Обобщающее занятие на тему «Культура приема пищи».

 1

 1

Всего:

 66 часов

 66 часов



Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методический комплекс.

  • Кудрина  С.В.   Окружающий  мир:  учеб.   для   1  кл.   специальных

(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М: Гумантар. изд. центр ВЛАДОС, 2015

  • Кудрина С.В. Окружающий мир 1 класс. Рабочая тетрадь для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М: Гумантар. изд. центр ВЛАДОС, 2012

Методическая литература для учителя.

  1. «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой

(СПб, 2011г).

  1. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М,1984г).

  1. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». Маллер А.Р., Цикото Г.В. М., «Академия», 2003 год.

  1. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта». Л.Б.Баряева, И.М.Бгажнокова, Д.И.Бойков М.«Владос»,2013г

  1. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. Шипицина Л.М. С-Петербург, «Речь», 2005 год.

  1. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития». М. «Владос», 2007г.

  1. Шипицына Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребёнка: Учебное пособие. - СПб.: Владос Северо-Запад, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...