Активизация речемыслительной деятельности у младших школьников на логопедических занятиях. Работа с пословицами
статья

Морозова Елена Александровна

Предлагаю опыт работы по использованию пословиц при коррекции и профилактике нарушений письменной речи. В статье размещен практический материал с разными видами заданий и криптограмма по теме "Птицы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_morozova.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Активизация речемыслительной деятельности у младших школьников  на логопедических занятиях.                                   Работа с пословицами

   

                           

                             Учитель –логопед ГБУ ДО ЦППМСП, ГБОУ школа

                                          № 403 Пушкинского района Санкт – Петербурга

                                          Морозова Елена Александровна

   В работе по активизации речемыслительной деятельности у младших школьников  на логопедических занятиях я использую пословицы.

В.И. Даль сказал: «Пословица – это ходячий ум народа».                                           Первые пословицы появились очень давно, многие из них были использованы в древних летописях и произведениях. С XII в. уже были известны специальные рукописные сборники пословиц. В XIX в. сборник В.И. Даля включал 30000 пословиц и поговорок, которые были впервые сгруппированы по тематике.

Велика их роль в обучении детей.  «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во- вторых, по своему содержанию», - отмечал К. Д. Ушинский.

  • Екатерина II отобрала 129 пословиц для воспитания внуков
  • Книга «Родное слово» К.Д. Ушинского включала 300 пословиц и поговорок, несколько рассказов к ним
  • Л.Н. Толстой написал несколько рассказов по пословицам (для изучающих грамоту).

Не случайно каждый год ВПР проверяет знание пословиц. В 2018/19 уч. г. учащимся было предложено такое задание: Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение

  • Друг познаётся в беде.
  • Дружба и братство дороже всякого богатства.

Учитель-логопед решает не только коррекционные задачи, но и занимается профилактикой нарушений письменной речи. Эту работу я провожу в рамках  Недели начальной школы во всех классах в виде игры «В гостях у слова».

Цель: Способствовать созданию условий для коррекции и предупреждения ошибок на письме у учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы. Задачи:

  • профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся, с целью предупреждения трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
  • формирование и развитие фонематического слуха, навыков языкового анализа и синтеза, активизация и расширение словарного запаса;
  • воспитание у учащихся интереса к родному языку;
  • осуществление взаимосвязи в работе логопеда и  педагогов школы

С учащимися 3-х классов была проведена работа по теме «Пословицы». Учащиеся выполняли задания в парах на листе формата А 4. Предлагаю вашему вниманию опыт своей работы. Материал для учащихся представлен в Приложении 1. Каждое задание решало определённые коррекционные задачи.

  • Определение темы урока (Развитие зрительного внимания)                                  - Поставьте буквы в соответствии с заданным порядком и вы узнаете тему урока.
  •   Задание 1 (Развитие фонематического слуха, звукового анализа слова)                                                                                                                                                                                                                                                                    - Из диктуемых слов запишите 1 и последнюю буквы: укус, трактор, альманах, архипелаг, ласточка, забота, волнение, лодки, книги.                                     Задание 2  (Развитие слогового анализа слов)                                                                                                                                                                                                       Задание 3, 4  (Анализ предложения; определение границ предложения)                                                                                                         Задание 5 (Расширение словарного запаса, работа над согласованием разных частей речи)                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Работу по активизации речемыслительной деятельности младших школьников я провожу в составе творческой группы. Для закрепления словарного запаса по обобщающим понятиям я разработала криптограммы с использованием пословиц. В Приложении 2 приводится пример по теме «Птицы».

(Ответы: скворец, поползень, трясогузка, сыч, мандаринка, аист. Пословица: «Птице – крылья, а человеку – разум».)

Выводы:

Работа с пословицами
- развивает мышление учащихся, повышает культуру речи
- способствует усвоению русского языка и  более глубокому изучению литературы
- обогащает учащихся народной мудростью
- позволяет реализовывать коррекционные задачи по профилактике и коррекции нарушений письменной речи

Игровая форма занятий не только повышает эмоциональный настрой детей, но и заставляет их активизировать свои знания и возможности для достижения хороших результатов, повышает мотивацию и интерес к русскому языку.

                                                                                                                                         

                                                                                                              Приложение 1

                                                   Тема: ____________________________

О

Ы

В

И

П

С

О

Л

Ц

5

9

6

7

1

3

2

4

8

  1. ____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Поставьте ударение, из ударных слогов составьте предложение.

Монетка, нищий, качели, погода, помощник, манеры, ели, сломанный,                права.____________________________________________________________

  1. Разделите слова, запишите правильно предложение.  

ВДРУЖНОЙСЕМЬЕИВХОЛОДТЕПЛО

 ______________________________________________________________

  1.  Прыгая через слог, прочитайте  предложение, запишите.

СЕМЬ ДИН РАЗ  РАЗ ОТ ОТ МЕРЬ  РЕЖЬ О

_________________________________________________________________________

  1. Замените выделенные слова на антонимы так, чтобы получились пословицы.

Враги познаются в радости. _______________________________________

Грязь – залог болезни. ______________________________________________   

Плохая книга – худший друг. ______________________________________     

Нашёл минуту – найдёшь и час. ___________________________________

                                                                                       

                                                                                               

                                                                                                          Приложение 2

Криптограмма по теме «Птицы»

Разгадайте ключевые слова и вы узнаете, какая буква соответствует каждой цифре.

Птица, для которой мастерят домики

Он быстро передвигается по стволу в разных направлениях, умеет висеть вниз головой на ветках 

1

2

3

4

5

6

7

8

4

8

4

9

10

6

11

12

Эта птица покачивает удлинённым хвостом (трясёт гузкой)

Небольшая сова

13

5

14

1

4

15

16

10

2

17

1

20

19

Название птицы, похожее на цитрусовый плод

Белая комнатка на красных столбиках стоит

21

17

11

22

17

5

18

11

2

17

17

18

1

13

Замените цифры буквами. Расшифруйте русскую пословицу.

8

13

18

7

6

-

2

5

20

9

12

14

,

17

19

6

9

4

3

6

2

16

-

5

17

10

16

21

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование ассоциативно-концептуального метода активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка»

Одним из эффективных методов формирования рефлексии считается использование ассоциаций в процессе обучения.  Цели ассоциативного мышления – создание новых идей, смыслов и смысловых связей. Ассоци...

Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка как средство активизации речемыслительной деятельности учащихся"

Мой  стаж работы учителем английского языка тридцать лет. Годы работы убедили меня в том, что успех в обучении и воспитании обеспечивается не только следованием заложенным в УМК...

Активизация речемыслительной деятельности школьников на логопедических занятиях

Активизация речемыслительной деятельности школьников на логопедических занятиях представляет собой целенаправленный процесс творческого взаимодействия учителя-логопеда и обучающихся. Развитая р...

(ФОРСАЙТ - 2019) Проблемно - проектный подход в обучении как способ активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка. Из опыта работы.

Основной принцип этого направления – в центре обучения находится ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Эти методы, прежде всего, повышает активность школьников на урока...

Проблемно - проектный подход в обучении как способ активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка. Из опыта работы.

Эти методы, прежде всего, повышают активность школьников на уроках, т.к. истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Успешное обучение вообще, и иност...