Активизация речемыслительной деятельности школьников на логопедических занятиях
статья

Пальцева Галина Львовна

  Активизация речемыслительной деятельности школьников на логопедических занятиях представляет собой целенаправленный процесс творческого взаимодействия учителя-логопеда и обучающихся. Развитая речемыслительная деятельность влияет на более качественное усвоение информации, формирует умение анализировать и синтезировать получаемую информацию, содействуя тем самым развитию связной речи, креативного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2-ya_19.docx12.69 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация речемыслительной деятельности школьников на

                                 логопедических занятиях

     Важное теоретическое и практическое значение в  школе с коррекционной направленностью играет Логопедия, как наука, отражающая  взаимную связь речи, мышления и психической деятельности обучающегося. Все психические процессы у ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, воображение  связаны с речью. Речь формируется под их воздействием, но и они также развиваются под влиянием речи. Нарушения речи оказывают отрицательное воздействие на всё психическое развитие школьника. Факт роста числа детей с недостатками речевого развития говорит о проблеме, требующей скорейшего решения.  

    Методологическую основу изучения причин нарушений  речи у детей составляет концепция развития психики, созданная                   Л.С. Выготским, в которой отражается связь психического развития  с воздействием окружающей среды. В процессе речевого развития ребёнка  формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. В процессе психического развития возникает сложное, качественно новое единство - речемыслительная деятельность. (Т.В. Пятница)

   Активизация речемыслительной деятельности школьников на логопедических занятиях представляет собой целенаправленный процесс творческого взаимодействия учителя-логопеда и обучающихся.

   Влияя на качество обучения, воспитание и развитие школьников, развитая речемыслительная деятельность обеспечивает лучшее и более качественное усвоение информации, формирует умение анализировать и синтезировать получаемую информацию, содействуя тем самым развитию креативного мышления, то есть способности создавать и находить новые оригинальные идеи, отклоняясь от принятых схем мышления, успешно решать поставленные задачи нестандартным образом. От уровня развития речи зависит обобщенность восприятия. Развитие связной речи возможно лишь при сформированности операций  анализа, синтеза, сравнения. Слухоречевая память  взаимосвязана с развитием фонематических функций. Уобучающихся развиваются такие навыки и умения, как самостоятельность, самоконтроль, творчество, что способствует их самосовершенствованию и самореализации.

    Всё это требует от учителя-логопеда умения ориентироваться в различных методах обучения, чтобы выбрать именно те, которые помогут раскрыться ученикам и сделают возможным активизацию творческого потенциала каждого ребёнка. При формировании устной речи особую сложность для учащихся представляет спонтанная, неподготовленная речь. Современная методика предлагает различные приемы, помогающие учителю-логопеду развивать речемыслительные навыки, связную речь школьников.

    Далее приводятся примерные задания, упражнения, интеллектуальные игры, собранные Заика Е.В., которые можно использовать для активизации речемыслительной деятельности обучающихся на логопедических  коррекционно-развивающих занятиях.

Составление предложений. Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например "озеро", "карандаш", и "медведь". Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными ("Медведь упустил в озеро карандаш"), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами и введением новых объектов ("Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере") и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи ("Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь").

Эта игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Поиск общего. Берутся наугад два слова, также мало связанных, например "тарелка" и "лодка". Следует выписать как можно больше общих признаков для этих предметов. Ответы могут быть стандартными ("изделия человеческих рук", "имеют глубину"), и полезно попытаться найти побольше таких признаков. Но особенно ценятся необычные, неожиданные ответы, позволяющие увидеть эти предметы в совершенно новом свете; их оказывается не так уж мало. Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее. Можно ввести и качественные критерии: начислять дополнительные баллы за оригинальность.

Эта игра учит в разрозненном, несвязном материале находить множество общих моментов, "состыковок" и дает четкое представление о степени существенности признаков.

Исключение лишнего слова. Берутся любые три слова, например "собака", "помидор, "солнце". Надо оставить только те из них, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово "лишнее", не обладающее этим общим признак», исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые срагу же напрашиваются (исключить слово "собака", а "помидор" и "солнце" оставить, потому, что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. . Побеждает тот, у кого ответов больше.

Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но и легко переходить от одних связей к другим, не "зацикливаясь" на них. Игра учит также одновременно удерживать в "поле мышления" сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что при этом формируется установка на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним-единственным "правильным" решением, а надо искать целое их множество.

Классификация предметов. Называется четыре-пять разнообразных предметов, например "волна", "столб", "жук", "коляска" и "фикус". Следует составить как можно больше различных классификаций этих предметов, т.е. различными способами разделить их на две-три группы так, чтобы предметы, попавшие в одну группу, характеризовались одинаковыми признаками. Например, в данном случае можно разделить предметы на живые ("жук", "фикус") и неживые ("волна", "столб", "коляска"), подвижные ("волна", "жук", "коляска") и неподвижные "столб", "фикус"), четко оформленные, устойчивые ("столб", "жук", "коляска", "фикус") и неоформленные, неустойчивые ("волна"), сделанные человеком ("столб", "коляска") и созданные природой ("волна", "жук", "фикус"), однородные по составу ("волна", "столб") и состоящие из разнородных частей ("жук", "коляска", "фикус") и др. Побеждает тот, кто предложит наибольшее число классификаций, дополнительными баллами поощряются нестандартные ответы.

Эта игра формирует способность быстро находить различные способы разделения и группировки какого-либо множества фактов, выделяя чей самым многообразные отношения между ними и упорядочивая тем самым какую-либо систему знания или область действительности.

Поиск аналогов. Называется какой-либо предмет или явление, например "вертолет". Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы "птица", "бабочка" (летают и садятся); "автобус", "поезд" (транспортные средства); "штопор" (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

Эта игра учит выделять в, предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.

Поиск противоположных предметов. Называется какой-либо предмет или явление, например "дом". Надо назвать как можно больше других предметов, противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам. Например, в нашем случае могут быть названы: "сарай" (противоположность по размеру и степени комфорта), "поле" (открытое или закрытое пространство), "вокзал" (чужое или свое помещение) и т.д. Побеждает тот, кто указал наибольшее количество групп противоположных предметов, четко аргументировав при этом ответы.

Эта игра формирует способность "вычерпывать" из предмета различные его свойства и использовать их для поиска других предметов, учит сравнивать предметы между собой, выделяя в них общее и различное.

Поиск предметов по заданным признакам. Ставится задача -назвать как можно больше предметов, обладающих заданной совокупностью признаков и в этом смысле похожих на два-три предмета, приведенных в качестве иллюстрации. Например, говорится: "Назовите предметы, которые объединяют в себе выполнение двух противоположных функций, наподобие двери (она и закрывает, и открывает выход из помещения), выключателя (он и зажигает, и гасит свет)". Ответы могут быть банальными ("водопроводный кран"), могут быть более далекими ("рука" - и бьёт, и гладит), а могут быть и совсем неожиданными. Побеждает тот, кто дал наибольшее количество небанальных ответов.

Эта игра формирует способность легко находить аналогии между различными непохожими предметами, быстро оценивать предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков, быстро переключать мышление с одного объекта на другой.

Поиск соединительных звеньев. Задается два предмета, например "лопата" и "автомобиль". Надо назвать предметы, являющиеся как бы "переходным мостиком" от первого ко второму. Называемые предметы должны иметь четкую логическую связь с обоими заданными предметами. Например, в нашем случае это могут быть "экскаватор" (с лопатой сходен по функции, а с автомобилем входит в одну группу - транспортные средства), "рабочий" (он копает лопатой и одновременно является владельцем автомобиля) и др. Допускается использование и двух-трех соединительных звеньев ("лопата" - "тачка" - "прицеп" - "автомобиль"). Особое внимание обращается на четкое обоснование и раскрытие содержания каждой связи между соседними элементами цепочки. Побеждает тот, кто дал наибольшее число четко аргументированных вариантов решения.

Эта игра формирует способность легко и быстро устанавливать связи ("наводить мосты") между явлениями, кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга, а также находить предметы, имеющие общие признаки одновременно с несколькими другими предметами.

Способы применения предмета. Называется какой-либо хорошо известный предмет, например "книга". Надо, назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т.д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Побеждает тот, что укажет большее число различных функций предмета.

Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предаете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности. Эта игра может также послужить хорошей основой для дискуссии о нравственности.

Формулирование определений. Называется знакомый всем предмет или явление, например "дырка". Надо дать ему наиболее точное, "научное" определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления и не касалось бы несущественных. Побеждает тот, чье определение однозначно характеризует данный предмет, т.е. любая его разновидность обязательно охватывается этим определением, но никакой другой предмет под него но подходит.

Эта игра учит четкости и стройности мышления, умению фиксировать существенные признаки, отвлекаясь от несущественных

Выражение мысли другими словами. Берется несложная фраза, например: "Нынешнее лето будет очень теплым". Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы при этом не искажался смысл высказывания, чтобы сохранилась его основная мысль. Побеждает тот, у кого больше таких вариантов.

Эта игра направлена на развитие способности легко оперировать словами, точно выражая свои мысли и передавая чужие. Эта игра полезна и для формирования "социального мышления"; человек, легко выражающий мысль разными словами, сможет подбирать слова с учетом особенностей конкретной ситуации.

Построение причинно-следственных цепочек. Берутся наугад два не связанных друг с другом события, например "Белка, сидя на дереве, упустила орех", и "Директора школы лишили премии". Надо установить между ними связь, т.е. проследить ряд постепенных переходов от первого события ко второму, а затеи наоборот. При этом важно соблюдать, чтобы каждое предыдущее событие являлось причиной последующего (и, собственно, каждое последующее - следствием предыдущего). Желательно предложить несколько разнообразных вариантов ответа. В качестве примера приведем далеко не самый оригинальный переход: "Упавший орех ударил гулявшую по лесу собаку, она с испугу побежала и укусила за ногу шедшего по дорожке мальчика, мальчик был спортсменом, но из-за раны не мог участвовать в спортивных соревнованиях, в результате его школа не заняла призового места". Побеждает тот, кто предложит наибольшее количество цепочек, дополнительные баллы начисляются за оригинальность некоторых из них.

Эта игра формирует такие качества мышления, как его свобода;  раскованность, способность смело переходить к новым объектам и ситуациям.

Перечень возможных причин. Описывается какая-либо необычная ситуация, например: "Вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута". Надо как можно быстрее назвать побольше причин этого факта, возможных его объяснений. Причины могут быть банальными ("забыл закрыть дверь", "залезли воры"), но не стоит отбрасывать и маловероятные, необычные (вплоть до прилета марсиан!), Побеждает тот, кто назовет больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше.

Эта игра развивает способность при решении любой проблемы или осмыслении любого явления сразу же искать широкий круг причин, чтобы можно было все их рассмотреть, проработать самые разные версии, не упустив из виду ни одной, и только после этого принять решение.

Построение системы причин. Задается некоторое событие, например: "Один человек вдруг неожиданно грубо ответил на вопрос другого". Надо назвать как можно больше возможных причин этого, пользуясь заданным (или созданным совместно в группе) алгоритмом причинного объяснения. Алгоритмы могут быть разными.

Эта игра формирует установку на всесторонний анализ ситуации при понимании какого-либо явления. Она задает конкретные средстве поиска всего спектра возможных причин. Кроме того, игра учит эффективно работать с классификациями явления по различным основаниям и быстро находить все его разновидности. При особом подборе задаваемых ситуаций игра может привести к дискуссии на темы порядочности и моральной ответственности.

Построение системы следствий. Эта игра аналогична предыдущей. Задается какое-либо событие, например, тот же грубый ответ одного человека другому. Надо, пользуясь указанным (или другим сходным) алгоритмом, выделить целый спектр предполагаемых его следствий, т.е. возможных изменений субъекта, объекта и ситуации в будущем, причем эти изменения могут быть ближайшими и отдаленными, прямыми и косвенными, положительными и отрицательными, важными и второстепенными и т.д. На начальных этапах работы этот алгоритм полезно задавать также на карточке.

   Эта игра формирует способность прогнозировать последующее развитие ситуации и задает конкретные средства всестороннего предвидения возможных результатов какого-либо действия, что является необходимым условием для принятия правильных решений.

Перечень заглавий к рассказу. Берется небольшой рассказ или сообщение. Например: "Некоторые дети не желают ни учиться, ни гулять - все свое время они проводят перед экраном телевизора. Отец двух таких мальчишек из Вашингтона придумал оригинальный способ борьбы с этой телевизионной лихорадкой. Он отключил телевизор от сети и присоединил его к небольшой динамо машине, которую надо было приводить в движение, сидя на велосипедной раме и довольно усердно работая ногами, чтобы поддерживать нужное напряжение. После этого интерес мальчишек к телевизору заметно снизился".

Надо подобрать к рассказу как можно больше заглавий, отражающих его содержание. Заглавия могут быть строгими, логичными ("Способ отучения детей от смотрения телевизора") или формальними, т.е. по существу верными, но не-охватывающими главное ("Отец и сыновья"), или образными, яркими, эмоциональными ("Велотелевизор"). Приветствуются ответы любого типа. Затем каждый отбирает у себя один или несколько лучших.

Игра развивает способность выражать суть отрывка текста одной фразой. Эта способность лежит в основе таких мощных приемов понимания и запоминания, как составление схемы текста или его плана. Чем более она развита, тем легче усваиваются тексты.

Сокращение рассказа. Предъявляется отпечатанным или зачитывается какой-либо короткий рассказ или сообщение .Содержание рассказа надо передать максимально сжать, используя лишь одно - два -. три предложения, и в них - ни одного лишнего слова. При этом суть, основное содержание рассказа, конечно же, должны сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохраняется основное содержание. Играть можно, разбившись на пары, предлагая совместно найденные решения. Возможна и совместная доработка, усовершенствование удачных вариантов.

Эта игра особенно полезна для тех, у кого мышление не отличается четкостью и высокой организованностью, цепляется за мелочи, не доходя до главного, или постоянно смешивает главное со второстепенным. Она учит предельно четко фиксировать только суть события, а все второстепенное без жалости отсекать.

Построение сообщения по алгоритму. Участники игры договариваются, что, рассказывая о каких-либо известных событиях, предлагаемых ведущим или выбранных ими самими, будут четко придерживаться определенного общего для всех алгоритма. Алгоритмы могут быть разными. Например, удобно пользоваться следующим: факт (что произошло) - причины - повод - сопутствующие события - аналогии и сравнения - последствия. Это значит, что о чем бы ни шла речь, рассказчик должен обязательно фиксировать все отмеченные моменты и именно в этой последовательности.

Можно пользоваться и алгоритмом, предложенным еще Цицероном: кто - что - где - чем - зачем - как - когда. Можно разработать и свои собственные алгоритмы по аналогии с приведенными. Разумеется, не стоит, их применять слепо и формально: в ряде сообщений ответы на некоторые пункты могут не иметь смысла (например, при описании стихийного бедствия пункты "кто" и "зачем" можно пропустить, специально это обосновав).

  Эти алгоритмы должны быть написанными на карточках и находиться перед глазами каждого участника игры. Затем они, интериоризируясь, превращаются в автоматически действующий способ постижения любого явления, срабатывающий без усилий со стороны человека. Эта игра дисциплинирует мышление, приучает при анализе явления обязательно выделять все зафиксированные в алгоритмах аспекты, позволяя тем самым значительно шире и глубже рассмотреть явление.

                                   

                                                    Литература:

1.Ахутина, Т. В. Исследования речевого мышления в психолингвистике

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

3.Заика Е.В. Упражнения для развития мышления, воображения и памяти школьников

4.Курчатова Н.Ю. Педагогические условия активизации речемыслительной деятельности старших школьников

5.Скороходова, Н. Ю. Психология ведения урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование ассоциативно-концептуального метода активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка»

Одним из эффективных методов формирования рефлексии считается использование ассоциаций в процессе обучения.  Цели ассоциативного мышления – создание новых идей, смыслов и смысловых связей. Ассоци...

Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка как средство активизации речемыслительной деятельности учащихся"

Мой  стаж работы учителем английского языка тридцать лет. Годы работы убедили меня в том, что успех в обучении и воспитании обеспечивается не только следованием заложенным в УМК...

Активизация речемыслительной деятельности.

Основным условием успешности организации речемыслительной деятельности чаще всего выступает мотивизация учащихся к повышению их уровня активности. Мотивом речемыслительной деятельности всегда явл...

Активизации речемыслительной деятельности обучающихся на уроках английского языка

Активизация речемыслительной деятельности обучающихся способствует повышению эффективност и качеству обучения иностранному языку....

Использование игровых приемов на уроках английского языка как способ активизации речемыслительной деятельности в классах с полиэтническим составом.

В последние годы усиление процесса миграции населения из бывших союзных республик привело к тому, что в школах появились классы с полиэтническим  составом обучающихся. Не исключением являются и ш...

Активизация речемыслительной деятельности у младших школьников на логопедических занятиях. Работа с пословицами

Предлагаю опыт работы по использованию пословиц при коррекции и профилактике нарушений письменной речи. В статье размещен практический материал с разными видами заданий и криптограмма по теме "Пт...