Рабочая программа по учебному курсу "Трудовая подготовка. Профессионально-трудовое обучение" (цветоводство и декоративное садоводство) 7 класс
календарно-тематическое планирование (7 класс)

Заплаткина Ольга Владимировна

Рабочая программа учебного предмета «Цветоводство и декоративное садоводство» для 7  класса составлена на основе   авторской программы курса ««Цветоводство и декоративное садоводство»» для обучающихся 7 класса коррекционных общеобразовательных школ автора В.В.Воронковой (год издания:2011).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetovodstvo_7_klass.docx67.7 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка.................................................................................................................3

Требования к уровню подготовки учащихся..............................................................................5

Тематическое планирование.........................................................................................................6

Календарно – тематическое планирование.................................................................................7

Содержание программы учебного курса...................................................................................14

Средства  контроля......................................................................................................................19

Система оценивания....................................................................................................................20

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса....................................22


Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Цветоводство и декоративное садоводство» для 7  класса составлена на основе   авторской программы курса ««Цветоводство и декоративное садоводство»» для обучающихся 7 класса коррекционных общеобразовательных школ автора В.В.Воронковой (год издания:2011).

Документы, регламентирующие составление и реализацию рабочих программ учебных курсов:

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании».
  2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии».
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 года № 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38.
  4. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Цель: формирование знаний, умений и навыков,  ориентирующих учащихся на трудоустройство по профессиям, связанным с растениями, в озеленительных хозяйствах, в теплицах и других организациях.

      Задачи:

  1. Расширить кругозор учащихся в области комнатного цветоводства и декоративного садоводства;
  2. Прививать практические навыки по уходу за цветковыми растениями, деревьями и кустарниками;
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство прекрасного;
  4. Развивать познавательный интерес детей;
  5. Повышать экологическую грамотность учащихся.

Коррекционно-развивающие задачи

1.        Корректировать и развивать умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.

2.         Корректировать познавательную возможность и интересы.

3.        Формировать элементарные представления об окружающем мире;   о сезонных изменениях в  жизни   растений; о человеке в природе; основных правилах охраны природы.

4.        Воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе через экскурсии, беседы.

     Принципы работы при реализации программы:

  • Научность;
  • Опора на интерес;
  • От простого к сложному;
  • Связь с жизнью;
  • Связь теории с практикой;
  • Чередование разнообразных видов деятельности;
  • Системность;
  • Доступность;
  • Обратная связь;
  • Инициативность и творчество.

Характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся.

К общим формам организации урока относятся: фронтальная работа, индивидуальная и групповая  работа, а также самостоятельная работа с дополнительной литературой, работа с натуральными объектами, практическая работа.

Специфическими формами организации работы обучающихся на уроках цветоводства являются:

  • Работа с определителями и справочной литературой;
  • Паспортизация растений;
  • Профилактический осмотр растений;
  • Уход за комнатными растениями;
  • Создание тематических папок;
  • Размещение растений в помещении и на клумбах;
  • Озеленение коридоров и классов школы;
  • Экскурсии;
  • Изучения современных исследований по характеру воздействия комнатных растений на окружающую среду и на человека;
  • Практические занятия по пересадке растений;
  • Практические занятия по размножению комнатных растений;
  • Выращивание молодых растений;
  • Лекции, беседы

Виды занятий

уроки и проверочные работы, а такжеэкскурсии, демонстрационные опыты, практические  и лабораторные работы

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • значение растений в природе и жизни человека;
  • основные правила и инструкции по безопасности труда в озеленительном хозяйстве и на цветоводческом предприятии;
  •  видовой состав растений в цветнике;
  •  правила ухода за однолетними и многолетними декоративными растениями;
  •  правила хранения  зимой луковиц и корнеклубней многолетних декоративных растений;
  •  разновидность роз, правила ухода за зимующими и незимующими розами;
  •  правила заготовки земляных смесей и их применение;
  •  виды хвойных деревьев и кустарников, используемых в озеленении;
  •  многообразие комнатных растений;
  •  основные правила ухода за комнатными растениями;
  •  удобрения, их виды и использования, правила техники безопасности при         

       работе с  удобрениями;

  •  некоторые заболевания растений и меры помощи растениям;
  • виды зелёных насаждений, их значение и характеристики;
  • виды лиственных деревьев и кустарников, их отличительные признаки;
  • гербарий, способы сбора, засушивания и оформления гербария;
  • виды зимних и весенних работ в цветнике.

 

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться определителями комнатных растений и справочной литературой;
  • осуществлять действия по уходу за цветковыми растениями в цветнике, поих          
  • пересадке, размножению, выращиванию из семян;
  • осуществлять действия по уходу и хранению зимой многолетних декоративных растений;
  • заготавливать компоненты для составления земляных смесей и составлять их;
  • определять вид хвойного или лиственного дерева и кустарника по  отличительным признакам;
  • ухаживать за комнатными растениями, вносить удобрения по всем правилам   

      техники безопасности;

  • составлять гербарий из засушенных ранее листьев, побегов и плодов;
  • проводить черенкование хризантем и других растений;
  • осуществлять действия по озеленению;
  • распознавать комнатные растения, древесные и кустарниковые растения;
  • ухаживать за газонами;
  • производить стрижку кустарников;
  • оформлять результаты работы.

Тематическое планирование.

Данная программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю) и она включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного курса.

Количество часов по четвертям.

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего за год

18

14

20

18

70

I четверть

Вводное занятие - 1

Выкопка петунии крупноцветковой с махровыми цветками - 3

Сбор семян однолетних цветковых растений, выращиваемых из рассады - 3

Пересадка красоднева, зимующего в открытом грунте - 3

Осенний уход за кустарниками - 5

Практическое повторение - 3

II четверть

Многолетние цветковые растения - 2

Выкопка корневища канны - 2

Ремонт садовой дорожки - 2

Уход за молодыми посадками зимующих многолетних цветковых растений - 2

Органические удобрения - 2

Классификация цветковых культур - 3

Практическое повторение - 1

III четверть

Двулетние цветковые растения - 2

Минеральные удобрения - 4

Обмолот семян однолетних цветковых растений, выращиваемых из    рассады - 1

Виды цветника - 3

Размножение комнатных растений - 2

Посев семян однолетних цветковых растений - 3

Выращивание петунии крупноцветковой в комнатных условиях - 3

Подготовка корневища канны к высадке - 1

Практическое повторение- 1

IV четверть        

Размещение цветника - 2

Выращивание рассады цветковых культур - 5

Подращивание растений канны - 2

Высадка растений в цветник - 6

Практическое повторение- 3


Календарно-тематическое планирование

1 четверть (18 часов)

№ п/п

Название раздела и темы

Количество часов

Дата

1

Вводное занятие

Вводное занятие. Анализ состояния растений (в школьном цветнике)

1

2

Выкопка петунии крупноцветковой с махровыми цветками

Петуния мелкоцветковая и крупноцветковая. Сохранность махровости цветков.

1

3

Сохранность махровости цветков. Практическая работа  «Выбор и полив растений с махровыми цветками»

1

4

Особенности плодов и семян петунии.

1

5

Сбор семян однолетних цветковых растений, выращиваемых из рассады

Однолетние цветковые растения, выращиваемые в местных условиях при помощи рассады: декоративные свойства, биологические особенности.

1

6

Практическая работа «Выбор растения для сбора семян».

1

7

Подготовка растений к сбору семян. Приемы сбора сухих плодов с семенами.

1

8

Пересадка красноднева, зимующего в открытом грунте

Лилия, выращиваемая в местных условиях: вид, характеристика.

1

9

Продолжительность роста лилий на одном месте. Необходимость пересадки лилий.

1

10

Приемы выкопки и посадки луковиц. Подготовка лунок под посадки. Практическая работа «Выкопка  луковиц лилии и их легкое просушивание»

1

11

Осенний уход за кустарниками

Кустарники для озеленения в местных условиях: свойства, отличительные признаки.

1

12

Приемы ухода за кустарниками.

1

13

Инструменты, используемые для ухода за кустарниками. Правила безопасной работы с садовыми пилой и ножницами.

1

14

Практическая работа «Вырезка сухих стеблей садовой пилой. Вырезка других стеблей по указанию учителя»

1

15

Самостоятельная работа «Разметка рядков и подготовка лунок».

1

16

Практическое повторение

Осенние работы в цветнике.

1

17

Уход за комнатными растениями.

1

18

Посадка луковиц лилейного растения

1

Календарно-тематическое планирование

2 четверть (14 часов)

№ п/п

Название раздела и темы

Количество часов

Дата

1

Многолетние цветковые растения

Многолетнее цветковое растение: характеристика, виды, биологические свойства.

1

2

Сравнение  незимующих в открытом грунте растений (канн, георгинов, гладиолусов и др.) с зимующими. Характеристика канны.

1

3

Выкопка корневища канны

Канна: строение растения, размножение.

1

4

Сроки выкопки корневища канны. Приемы посадки канны. Практическая работа «Выкопка корневища канны»

1

5

Ремонт садовой дорожки

Садовая дорожка: устройство на различном основании,  виды повреждения.

1

6

Практическая работа «Осмотр садовой дорожки. Определение вида ремонта»

1

7

Уход за молодыми посадками зимующих многолетних цветковых растений

Уход за молодыми посадками: правила заготовки еловых веток, толщина слоя укрытия

1

8

Накопление снега зимой на укрытиях. Практическая работа « Обламывание веток елей. Укрытие рядков».

1

9

Органические удобрения

Удобрение: значение, виды, разница между видами.

1

10

Перегной: получение, назначение. Приготовление компоста.

1

11

Классификация цветковых культур

Самостоятельная работа «Классификация цветковых растений, выращенных обучающимися в прошлом году»

1

12

Классификационные признаки цветкового растения: место выращивания, длительность жизненного цикла.

1

13

Цветковые растения открытого и зарытого грунта: однолетние, двулетние и многолетние.

1

14

Практическое повторение

Уход за комнатными растениями.

1

Календарно-тематическое планирование

3 четверть (20 часов)

№ п/п

Название раздела и темы

Количество часов

Дата

1

Двулетние цветковые растения

Сравнение цветковых растений с двулетним циклом развития и многолетних растений

1

2

Двулетние цветковые растения: особенности роста и развития, наиболее известные виды, использование в цветочном оформлении.

1

3

Минеральные удобрения

Минеральные удобрения (азотное, калийное, фосфорное).

1

4

Элементы питания для растений, содержащиеся в минеральных удобрениях.

1

5

Комплексные минеральные удобрения (аммофос, нитрофоска).

1

6

Различие видов минеральных удобрений по цвету, структуре, растворимости в воде.

1

7

Обмолот семян однолетних цветковых растений, выращиваемых из рассады

Рациональные приемы обмолота, очистки и сортировки цветочных семян. Практическая работа «Обмолот, очистка, сортировка семян»

1

8

Виды цветника

Цветник: виды, размещение. Определение и вычерчивание вида цветника.

1

9

Клумба: формы, расположение, разновидности цветочного оформления.

1

10

Рабатки, групповые посадки и бордюры: формы, размеры, размещение, подбор цветковых растений.

1

11

Размножение комнатных растений

Виды комнатного растения: с опадающими листьями и вечнозеленые. Практическая работа «Подготовка пикировочных ящиков»

1

12

Размножение комнатных растений

1

13

Посев семян однолетних цветковых растений

Однолетние цветковые растения, для выращивания которых требуется ранний посев семян. Сроки посева семян.

1

14

Состав почвенной смеси. Размер посевных ящиков. Практическая работа  «Подготовка ящиков для посевов»

1

15

Условия получения равномерных всходов. Особенности полива сеянцев.

1

16

Выращивание петунии крупноцветковой в комнатных условиях

Характеристика крупноцветковой петунии.

1

17

Самостоятельная работа «Черенкование комнатных растений. Посадка черенков в ящики».

1

18

Вегетативное размножение крупноцветковой петунии как способ сохранения махровости цветков.

1

19

Подготовка корневища канны к высадке

Необходимость заблаговременной подготовки корневищ канн к высадке в открытый грунт.

1

20

Практическое повторение

Уход за комнатными растениями.

1

Календарно-тематическое планирование

4 четверть (18 часов)

№ п/п

Название раздела и темы

Количество часов

Дата

1

Размещение цветника

Круглая клумба, рабатка, групповая посадка: целесообразность размещения, форма и размер, подбор цветковых растений.

1

2

Способы разметки элементов цветочного оформления. Практическая работа « Подбор цветковых растений для цветника»

1

3

Выращивание рассады цветочных культур

Однолетние цветковые растения, семена которых высевают для получения рассады в поздние сроки (цинния, астра и др.)

1

4

Выращивание рассады (с пикировкой и без нее).

1

5

Условия для получения дружных всходов. Практическая работа «Разреженный посев циннии в пикировочные ящики».

1

6

Уход за растениями. Практическая работа «Наблюдение за всходами.  Полив посева после подсыхания почвы».

1

7

Практическая работа «Пикировка рассады астры»

1

8

Подращивание растений канны

Канна – теплолюбивое многолетнее цветковое растение.  Способы ускорения цветения канны.

1

9

Деление корневищ и условия подращивания канн перед высадкой в открытый грунт.

1

10

Высадка растений в цветник

Способы посадки разных цветковых растений. Практическая работа « Вскапывание почвы в цветнике. Рыхление, выравнивание поверхности».

1

11

Место канны на клумбе.

1

12

Размещение астр, цинний и других однолетних растений на клумбе.

1

13

Самостоятельная работа «Определение места цветкового растения в цветнике. Высадка рассады в цветник».

1

14

Способы разметки посадочных рядков. Практическая работа « Разметка посадочных рядков маркером, а также с помощью веревки, колышков и мерной ленты».

1

15

Практическая работа « Полив растений. Наблюдение за приживаемостью растений».

1

16

Практическое повторение

Уход за комнатными растениями.

1

17

Посадка рассады в грунт.

1

18

Полив рассады.

1


Содержание программы учебного курса

 7 КЛАСС

I четверть

Вводное занятие

Анализ состояния растений (в школьном цветнике). Задачи обучения в предстоящем году. Цветочиое оформление и состояние растений и городском парке. Организация трудовой учебной группы.

Выкопка петунии крупноцветковой с махровыми цветками

Объект работы. Петуния крупноцветковая.

Теоретические сведения. Петуния мелкоцветковая и крупноцветковая, в том числе с махровыми цветками. Сохранность махровости цветков (при вегетативном размножении полная, при семенном - неполная). Особенности плодов и семян петунии.

Практические работы. Подготовка цветочных горшков для посадки петуний. Насыпка земляной смеси на дно горшков. Выбор и полив растений с махровыми цветками. Осторожная выкопка петунии с махровыми цветками вместе с комом земли. Посадка растений в подготовленные горшки, подсыпка почвы, полив. Расстановка цветочных горшков с растениями в комнатах.

Сбор семян однолетних цветковых растений, выращиваемых из рассады

Объект работы.  Цветочные семена.

Теоретические сведения. Однолетние цветковые растения, выращиваемые в местных условиях с помощью рассады; декоративные качества, биологические особенности, сроки созревания семян. Подготовка этих растений к сбору семян. Приемы сбора сухих плодов с семенами.

Умения. Срезка стеблей и верхушек у растений.

Практические работы. Выбор растений для сбора семян. Сбор созревших плодов на цветущих растениях. Срезка цветущих верхушек некоторых растений для ускоренного созревания семян. Срезка стеблей у этих растений, укладка в картонные коробки и установка в светлое проветриваемое помещение для просушки.

Пересадка красоднева, зимующего в открытом грунте

Объект работы.Красноднев (лилейник).

Теоретические сведения. Лилия, выращиваемая в местных условиях: вид, характеристика. Продолжительность роста лилий на одном месте. Необходимость пересадки лилий. Приемы выкопки и посадки луковиц. Подготовка лунок под посадки. Расстояния между рядами и растениями при посадке.

Умения. Выращивание лилейного растения. Мульчирование почвы.

Практические работы. Вскапывание почвы и внесение перегноя. Разметка рядков. Выкопка лунок, насыпка в них чистого песка. Выкопка луковиц лилии на старой посадке: подкапывание куста, выемка луковиц без повреждения корней, отходящих от донца луковиц. Легкое подсушивание луковиц. Удаление поврежденных чешуи. Намачивание луковиц перед посадкой. Посадка луковиц донцем строго на песок. Расправление корней. Засыпка почвой. Мульчирование торфом. Поздней осенью укрытие торфяной крошкой на высоту дс5 10 см и ширину до 25 см.

Осенний уход за кустарниками

Объект работы. Кустарник.

Теоретические сведения. Кустарники для озеленения в местных условиях: свойства, отличительные признаки. Приемы ухода за кустарниками. Инструменты для этого. Правила безопасной работы с садовыми пилой и ножницами.

Умение. Работа садовой пилой.

Практические работы. Вырезка сухих стеблей садовой пилой. Вырезка других стеблей по указанию учителя.

Практическое повторение

Виды работы. Заготовка почвенных смесей. Осенние работы в цветнике. Уход за комнатными растениями.

Самостоятельная работа

Разметка рядков и подготовка лунок. Посадка луковиц лилейного растения.

II четверть

Вводное занятие

Многолетние цветковые растения

Теоретические сведения. Многолетнее цветковое растение: характеристика, виды (декоративные качества, биологические особенности). Сравнение незимующих в открытом грунте растений (канн, георгинов, гладиолусов и др.) с зимующими. Характеристика канны.

Наглядное пособие. Натуральная канна.

Выкопка корневища канны

Объект работы. Канна.

Теоретические сведения. Канна: строение растения, размножение (делением корневища и корневыми отпрысками). Сроки выкопки корневища канны. Условия хранения корневища канны. Приемы посадки канны.

Умения. Выращивание канны.

Практические работы. Подкапывание куста канны со всех сторон Выкопка корневищ. Осмотр куста. Удаление листьев. Срезка стеблей с оставлением пеньков. Укладка корневищ с комом земли в ящики плотно друг к другу. Установка ящиков с корневищами на хранение.

Ремонт садовой дорожки

Объект работы. Садовая дорожка.

Теоретические сведения. Садовая дорожка: устройство на различном основании (естественном грунте, щебенчатом и др.), виды повреждения

Умения. Оценка качества работы. Ремонт садовой дорожки.

Практические работы. Осмотр садовой дорожки. Определение вида ремонта. Определение размера выбоин. При необходимости выемка покрытия из основания дорожки на месте выбоины. Заполнение выбоины шлаком. Полив, уплотнение трамбовкой отремонтированного участка. Устройство уклона.  Проверка качества ремонта.

Уход за молодыми посадками зимующих многолетних цветковых растений

Объект работы. Многолетнее цветковое растение.

Теоретические сведения. Уход за молодыми посадками: правила заготовки елочных веток, толщина слоя укрытия. Накопление снега зимой на укрытиях.

Умение. Уход за молодой посадкой.

Практические работы. Обламывание веток елей на местах заготовки деловой древесины пли нижних ветвей на растущих деревьях. Укрытие рядков короткими ветвями,

Органические удобрения

Теоретические сведения. Удобрение: значение, виды (органические и минеральные), разница между видами. Виды органического удобрения (навоз, торф, птичий помет, компост). Перегной: получение, назначение. Приготовление компоста. Органические удобрения, используемые в цветоводстве.

Умение. Распознавание органических удобрений.

Наглядные пособия. Разные виды органического удобрения.

Упражнение. Определение вида органического удобрения.

Классификация цветковых культур

Теоретические сведения. Классификационные признаки цветкового растения: место выращивания, длительность жизненного цикла, декоративные качества, отношение к зимним холодам и др. Цветковые растения открытого и закрытого грунта, однолетние, двулетние и многолетние. Однолетние цветковые растения красивоцветущие, декоративно-лиственные, вьющиеся, плетистые, сухоцветы, ковровые. Многолетние цветковые растения, зимующие и незимующие.

Умение. Отнесение цветкового растения к классификационной группе. Зимняя работа в сквере и парке.

Упражнение. Определение цветкового растения.

Практическое повторение

Виды работы. Зимние работы в скверах или парке. Заготовка перегноя. Накопление снега в цветнике. Уход за комнатными растениями.

Самостоятельная работа

Классификация цветковых растений, которые учащиеся выращивали в предыдущем году.

III четверть

Вводное занятие

Двулетние цветковые растения

Теоретические сведения. Сравнение цветковых растений с двулетним циклом развития (настоящие двулетники) и многолетних растений, выращиваемых как двулетние. Двулетние цветковые растения: особенности роста и развития, наиболее известные виды (маргаритки, анютины глазки, незабудка), использование в цветочном оформлении.

Наглядное пособие. Красочное изображение видов двулетних цветковых растений.

Минеральные удобрения

Теоретические сведения. Минеральные удобрения: виды (азотное, калийное и фосфорное), внешние признаки, свойства (растворимость в воде). Хранение. Элементы питания для растений, содержащиеся в минеральных удобрениях. Комплексные минеральные удобрения: виды (аммофос, нитрофоска и др.), достоинства. Различие видов минерального удобрения но цвету, структуре и растворимости в воде. Смешивание минеральных удобрений с органическими: цель, использование в цветоводстве.

Наглядное пособие. Образцы минерального удобрения.

Умение. Распознавание минеральных удобрений.

Упражнение. Определение вида минерального удобрения по цвету и растворимости в воде.

Обмолот семян однолетних цветковых растений, выращиваемых из    рассады

Объект работы. Цветочные семена.

Теоретические сведения. Рациональные приемы обмолота, очистки и сортировки цветочных семян.

Практические работы. Обмолот, очистка, сортировка семян. Изготовление бумажных пакетов  и расфасовка семян.

Виды цветника

Теоретические сведения. Цветник: виды, размещение. Клумба: формы, расположение, разновидности цветочного оформления. Клумба с заменой цветочных растений в течение сезона. Рабатки и бордюры: формы, размеры, размещение, подбор цветковых растений. Групповая посадка: формы, размеры, расположение, подбор цветковых растений.

Наглядное пособие. Изображения круглой клумбы, рабатки, бордюра, групповой посадки.

Умение. Распознавание видов цветников.

Упражнение. Определение и вычерчивание вида цветника.

Размножение комнатных растений

Объект работы. Комнатное растение.

Теоретические сведения. Виды комнатного растения: с опадающими листьями и вечнозеленые. Размножение комнатных растений (частями побегов, листьями, делением корневищ, пересадкой луковиц и др.). Лучшее время для вегетативного размножения комнатных растений. Правила срезки черенков. Условия укоренения черенков.

Умение. Работа с пикировочным ящиком. Размножение комнатных растений и посадка комнатного растения.

Практические работы. Подготовка пикировочных ящиков. Заполнение ящиков земляной смесью. Полив, уплотнение почвы. Нарезка черенков комнатных лиан, герани, бегонии и др. Посадка в ящики и полив черенков. Устройство влажной камеры путем укрытия ящиков пленкой по каркасу. Установка камеры на светлое место. Периодический полив черенков. Наблюдение за укоренением черенков. Подготовка цветочных горшков к пересадке растений.  Пересадка укорененных растений в горшки.

Посев семян однолетних цветковых растений

Объект работы. Цветочные семена.

Теоретические сведения. Однолетние цветковые растения, для выращивания которых требуется ранний посев семян (львиный зев, георгин однолетний, вербена, петуния, сальвия, флокс однолетний и др.). Сроки посева семян. Состав почвенной смеси. Размер посевных ящиков. Особенности посева семян некоторых из однолетних цветковых растений. Условия для получения равномерных всходов. Уход за сеянцами сразу после исходов. Особенности полива сеянцев.

Умение. Работа с посевным ящиком.

Практические работы. Подготовка ящиков для посевов.Набивка посевных ящиков земляной смесью. Полив почвы. Прогревание ящиков в теплом помещении. Разметка посевных рядков маркером. Насыпка на дно рядка чистого речного песка. Раскладка, заделка песком или почвой, осторожный полив семян. Укрытие пленкой,  установка в темное теплое место ящиков. Сразу после всходов cнижение температуры, установка ящиков на светлое место. Полив — после подсыхания почвы в междурядья.

Выращивание петунии крупноцветковой в комнатных условиях

Объект работы. Петуния крупноцветковая комнатная.

Теоретические сведения. Характеристика крупноцветковой петунии. Вегетативное размножение крупноцветковой петунии как способ сохранения махровости цветков. Правила нарезки и условия укоренения черенков петунии. Уход за растениями. Пригодность петунии с бахромчатыми цветками для выращивания в комнатных условиях .

Умение. Выращивание петунии. Черенкование комнатных растений.

Практические работы. Подготовка пикировочных ящиков к посадке петуний. Заполнение ящиков (снизу смесью, сверху — крупнозернистым чистым речным песком). Нарезка черенков с двух—трех междоузлии.Посадка черенков в ящики для укоренения.Полив(без попадания на листья и побеги). Установка пикировочных ящиков на светлое место. После укоренения пересадки растений вцветочныегоршки.

Подготовка корневища канны к высадке

Объектработы.Канна.                                                                                                                                   Теоретические сведения. Необходимость заблаговременной подготовки корневищ канн к высадке в открытый грунт.                                                                                                                             Практические работы. Выемка из хранилища и установка под стеллажами теплицы ящиков с корневищами канн.                                                                                                                                Практическое повторениеВиды работы. Зимние работы в парке или сквере. Накопление снега в цветниках. Уход за комнатными растениями. Снятие зимних укрытий на посадках многолетних цветковых растений.                  

Самостоятельная работа                                                                                                                        Черенкование комнатных растений. Посадка черенков в пикировочные ящики.

IV четверть

Вводное занятие        

Размещение цветника

Объект работы. Цветник.

Теоретические сведения. Круглая клумба, рабатка, групповая посадка: целесообразность размещения, формы и размеры, подбор цветковых растений. Способы разметки элементов цветочного оформления.

Умение. Разбивка цветника.

Практические работы. Осмотр мест размещения цветников. Выбор вида цветника, который целесообразно разместить в каждом конкретном месте. Подбор цветковых растений для цветника, исходя из того, что имеется в наличии. Разметка круглой клумбы с помощью двух колышков и веревки. Разметка прямоугольной или квадратной клумбы и рабатки с помощью мерной ленты, колышков и веревки. Обозначение границ клумб и рабаток канавками или другим способом.

Выращивание рассады цветковых культур

Объект работы. Цветочные семена.

Теоретические сведения. Однолетние цветковые растения, семена которых высевают для получения рассады в более поздние сроки (циния, немезия, астра и др.). Выращивание рассады (с пикировкой и без нее). Условия для получения дружных всходов. Уход за растениями. Закалка растений перед высадкой в открытый фунт.

Умение. Выращивание однолетних цветковых растений.

Практические работы. Подготовка посевных и пикировочных ящиков. Заполнение ящиков почвенной смесью. Полив почвы. Прогревание ящиков в теплом помещении. Разметка посевных рядков маркером. Разреженный посев цинии в пикировочные ящики. Углубление рядков в посевных ящиках под посев. Раскладка и заделка песком семян астры. Осторожный полив посева. Размещение ящиков в теплом месте. Наблюдение за всходами. После всходов — снижение температуры и установка на светлое место. Полив посева после подсыхания почвы. Пикировка рассады астры. Вынос ящиков с рассадой на открытый воздух или открытие парника сначала на день, а затем и на ночь.

Подращивание растений канны

Объект работы. Канна.

Теоретические сведения. Канна — теплолюбивое многолетнее цветковое растение. Способы ускорения цветения канны. Деление корневищ и условия подращивания канн перед высадкой в открытый грунт.

Умение. Выращивание канны. Получение деленок.

Практические работы. Подготовка цветочных горшков размером не менее 16 см в диаметре для посадки канн. Заполнение горшков смесью дерновой и перегнойной земли. Деление корневищ канн на части с таким расчетом, чтобы в каждой деленке было по две—три почки. Посадка деленок в цветочные горшки, полив, установка горшков в теплице. Периодический полив посадок. Вынос растений на открытый воздух перед высадкой.

Высадка растений в цветник

Объект работы. Цветник.

Теоретические сведения. Способы посадки разных цветковых растений. Место канны на клумбе. Размещение астр, циний и других однолетних цветковых растений в цветнике. Способы разметки посадочных рядков. Расстояния между растениями при посадке.

Умение. Посадки в цветнике. Весенние работы в парке и сквере.

Практические работы. Вскапывание почвы в цветнике. Рыхление, выравнивание поверхности. Разметка посадочных рядков маркером, а также с помощью веревки, колышков и мерной ленты. Углубление посадочной бороздки. Полив рассады в ящиках. Посадка растений в лунки, полив. Наблюдения за приживаемостью растений.

Практическое повторение

Виды работы. Уход за кустарниками. Весенние работы в цветнике. Уход за комнатными растениями. Уход за зимующими многолетними цветковыми растениями.

Самостоятельная работа

Определение места цветкового растения в цветнике. Разметка рядков под посадку. Высадка рассады в цветник.

Средства контроля

Специфические для учебного курса формы контроля освоения обучающимися содержания (текущего, промежуточного, итогового).

  • Текущий контроль: тематические срезы, тест,    устный опрос;
  • Промежуточный контроль: проверочная работа, тест, самостоятельная работа, лабораторная работа, практическая работа.  
  • Итоговый контроль:   контрольная работа, тест.

В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:

  • самоконтроль– при введении нового материала
  • взаимоконтроль – в процессе его отработки
  • рубежный контроль – при проведении самостоятельных и проверочных работ.
  • итоговый контроль –  после прохождения крупных тем курса

Система оценивания

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса в целом.

         Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

         При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

     95% и более

     отлично

     70-94%%

     хорошо

     50-69%%

     удовлетворительно

     менее 50%

     неудовлетворительно

При выполнении практической работы    

         Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

«3» ставится при выполнении 1/2 от объема предложенных заданий;

«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

«1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.

 Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос).

Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5»,если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

-  изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию ;

-   правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

-  показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

-  продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

-  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

         Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,.если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

-    допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

-   допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3»ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2»ставится в следующих случаях:

-   не раскрыто основное содержание учебного материала;

-  обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-  допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения материала учебного курса: цветоводство и декоративное садоводство.

 Литература  (основная и дополнительная)

 1.С.Л.Быховец «Энциклопедия комнатных растений»; Минск « Харвест», 2003.

2. А.А.Карпов «Энциклопедия цветовода-любителя»; Ростов-на-Дону     

   «Феникс»,2003.

3. Г.П.Озолин, В.А.Каргов «Деревья и кустарники для защитного лесоразведения»;  

     Москва «Лесная промышленность», 1994.

4. В.И.Серпухова, Г.К.Тавлинова «Комнатные и балконные растения»;

     Москва «Прейскурантиздат», 1991.

5. В.А.Родина «Цветоводство в школе»; Москва «Просвещение», 1974.

6. А.Н.Мальцева, Г.А.Алексеев-Малахов «Декоративные деревья и кустарники:    

    ландшафтный дизайн и озеленение участка»; Ростов-на-Дону «Феникс», 2002.

7. О.В.Бердникова, А.В.Борисова «Комнатные растения»; Москва «Эксмо», 2004

8. Л.А.Чечина «Азбука комнатных растений»; Москва «Дрофа плюс», 2005.

9. Е.А.Ковалёва «Сельскохозяйственный труд. Учебник для 5 класса специальных  

   (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида»; Москва «Просвещение»,    2007.

10. Е.А.Ковалёва «Сельскохозяйственный труд. Учебник для 6 класса специальных 

     (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»; Москва «Просвещение», 2007.

11. З.А.Клепинина, В.С.Капралова «Трудовое обучение: сельскохозяйственные  

       работы. 5-7 класс средней школы»; Москва «Просвещение», 1990.

12. В.Воганка «Защита растений от болезней и вредителей»; Москва «Издательство 

       Мир книги», 2010.

Дидактический  материал

  • Технологические карты
  • Тестовые задания
  • Дидактические карточки

Цифровые  образовательные ресурсы (список сайтов)

  1. http://bio.lseptember.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября». www.bio.nature.ru  научные новости биологии.
  2. www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.
  3. www.km.ruleducation - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному модулю: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку: сочинение-рассуждение"

Курс разработан с целью дополнительной внешкольной интенсивной практической подготовки учащихся к основному государственному экзамену (ОГЭ) по русскому языку в новом формате....

Рабочая программа по учебному предмету «Иностранный  язык» ( английский язык)  (базовый уровень) 5-9 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Иностранный  язык» ( английский язык)  (базовый уровень)...

Рабочая программа по учебному предмету «Искусство (Музыка и ИЗО)» (базовый уровень) в 9 классах

Рабочая  программа      по учебному предмету «Искусство (Музыка и ИЗО)» (базовый уровень) в 9 классах...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» базовый (общеобразовательный) уровень 5-9 класс основного общего образования 2016-2017 уч.год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»  базовый (общеобразовательны) уровень , 5-9 класс основного общего образования  на 20...

КТП к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» базовый (общеобразовательный) уровень 5-9 класс основного общего образования 2016-2017 уч.год

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ  по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»  базовый (общеобразовательны) уровень , 5-9 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «география» на 2016-2017 уч. год (8 - 9 классы)

Рабочая программа по географии составлена на основании: Рабочие программы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. География. Предметная линия учебников «Полярная звезда» 5–9 классы. Пособие для уч...

Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура» предметная область «Физическая культура» для 9б класса на 2020-2021 учебный год

Содержание:  1.Паспорт рабочей программы 2.Введение3.Пояснительная записка4.Планируемые предметные и личностные результаты5.Базовые учебные действия.6.Содержание рабочей программы7.Учеб...