Годовой план учителя-дефектолога по классу детей с ОВЗ на 2018\2019г
материал
Предварительный просмотр:
Годовой отчет
учителя-дефектолога
Мустапаевой Асель Ердаулетовны
по итогам
коррекционно–развивающей работы
за 2018 -2019 учебный год
В 2018-2019 учебном году цель моей работы состояла в своевременном выявлении и оказании помощи обучающимся, имеющим трудности в усвоении программного материала, коррекции нарушений развития, консультирование родителей и учителей.
Для достижения поставленной цели вела работу по следующим направлениям:
-диагностическое;
-коррекционное;
-консультативно-просветительское и профилактическое;
-организационно-методическое;
-создание коррекционно-развивающей среды для учащихся коррекционного процесса (оснащение кабинета и др.)
Анализ работы учителя-дефектолога по направлениям:
Диагностическое направление.
Коррекционно-развивающей работой был охвачен 1 «В» класс в количестве 15человек.
В течение учебного года проведено два этапа диагностики учащихся:
Виды диагностики | Цель обследования | Сроки проведения | Всего обследовано |
Первичная: Групповая Индивидуальная (углубленная диагностика) с целью определения сформированности психических функций, учебных навыков | Изучение деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками, в ходе проведения уроков и занятий. Выявить особенности психического развития, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы. | Сентябрь сентябрь | Групповая форма: 15 учащихся Индивидуальная форма: 15 учащихся |
Итоговая (индивидуальная) с целью анализа результативности коррекционной работы и составления рекомендаций | Определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого обучающегося | май | 15 учащихся |
Используемые диагностические методики
автор | название |
Н.Я.Семаго, М.М. Семаго | «Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности» 2014 г. |
Забрамная С.Д., Боровик О.В. | «От диагностик развитию. Пособие для психолого- педагогического изучения детей в начальных классах». |
Багданова Т.Г., Варламова О.И. | «Диагностика и коррекция познавательного сферы младших школьников с отклонениями в развитии». |
Стребелева Е.А. | «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» 2014г. |
В результате анализа данных, полученных в ходе дефектологического обследования, проведённого в течение первых двух недель сентября, у детей в разной степени проявления были выявлены недостатки в развитии мыслительных процессов, сниженной познавательной активностью, недостаточной сформированностью мотивационно-целевой основы деятельности, самоконтроля, нарушения интеллектуальной работоспособности с падением по мере утомления способности к запоминанию, концентрации внимания. У некоторых детей выявлены недостатки в развитии сенсорной сферы, нарушение пространственной ориентировки, сформированности математических представлений.
Практически у всех детей отмечался дефицит общего запаса знаний и представлений об окружающем мире, а также запаздывание формирования мышления в целом - способности к обобщению, абстрагированию, логическим построениям.
Коррекционное направление
Мною была разработана Рабочая программа «Развитие познавательных способностей», которая рассчитана на 4 года обучения (2018-2020 гг.). Коррекционно-развивающая работа по коррекции имеющихся недостатков развития учебно- познавательной деятельности учащихся по направлениям:
- формирование коммуникативной компетенции;
- совершенствование зрительного восприятия, памяти и внимания;
- развитие мелкой моторики, графомоторных навыков;
- формирование словесно-логического мышления;
- формирование пространственно-временных представлений;
- формирование математического анализа и синтеза.
В течение учебного года коррекционная работа проводились в виде фронтального занятия со всеми учащимися по 45 минут 1 раз в неделю, в IV четверти проводилась коррекция имеющихся недостатков развития учебно–познавательной деятельности учащихся в форме подгрупповых занятий по 20 минут 1 раз в неделю.
Усвоение программного материала детьми происходило в соответствии с индивидуальными возможностями и темпом психического развития, в связи с чем осуществлялся более тщательный отбор содержания образования, использовались адекватные методы и приёмы обучения.
Аналитическое направление:
В результате коррекционно-развивающего обучения на конец 2018-2019 учебного года имеются следующие результаты:
Результаты коррекционно-развивающей работы:
№ | Критерии | Количество детей | Количество детей | ||||||||||
Начало учебного года | Конец учебного года | ||||||||||||
1 | Уровень связной речи: | ||||||||||||
Высокий уровень | 0 | 0 | |||||||||||
Средний уровень | 5 | 8 | |||||||||||
Низкий уровень | 10 | 7 | |||||||||||
6 | Уровень речевой коммуникации: | ||||||||||||
Высокий уровень | 0 | 0 | |||||||||||
Средний уровень | 10 | 12 | |||||||||||
Низкий уровень | 5 | 3 | |||||||||||
7 | Сформированность моторных навыков | ||||||||||||
Высокий уровень | 4 | 4 | |||||||||||
Средний уровень | 6 | 9 | |||||||||||
Низкий уровень | 5 | 2 | |||||||||||
Зрительно-пространственное восприятие | |||||||||||||
Высокий уровень | 0 | 0 | |||||||||||
Средний уровень | 3 | 9 | |||||||||||
Низкий уровень | 12 | 6 | |||||||||||
9 | Временные представления | ||||||||||||
Высокий уровень | 0 | 0 | |||||||||||
Средний уровень | 0 | 9 | |||||||||||
Низкий уровень | 15 | 6 | |||||||||||
10 | Слуховая память | ||||||||||||
Высокий уровень | 0 | 0 | |||||||||||
Средний уровень | 5 | 7 | |||||||||||
Низкий уровень | 10 | 8 | |||||||||||
11 | Зрительная память | ||||||||||||
Высокий уровень | 0 | 0 | |||||||||||
Средний уровень | 6 | 7 | |||||||||||
Низкий уровень | 9 | 8 | |||||||||||
12 | Внимание | ||||||||||||
Высокий уровень | 0 | 0 | |||||||||||
Средний уровень | 0 | 8 | |||||||||||
Низкий уровень | 15 | 7 |
Связная речь
Речевая коммуникация
Моторные навыки
Зрительно-пространственное восприятие
Временные представления
Слуховая память
Зрительная память
Внимание
Приведённые выше результаты диагностики позволяют судить об адекватности выбранных методов и приёмов коррекционно-развивающей работы.
Организационно-методическое направление
Оформление документации.
В интересах организации планомерной и целенаправленной коррекционно-развивающей деятельности в начале учебного года была оформлена следующая документация:
-дневники развития каждого учащегося
-диагностические карты
-дефектологические представления и характеристики учащихся (на заседание ПМПК)
-рабочая программа
-журнал посещения коррекционно-развивающих занятий дефектолога
-список детей, зачисленных на занятия
-циклограмма рабочего времени
-расписание подгрупповых и индивидуальных занятий
-календарно-тематическое планирование коррекционной работы
Научно-методическая работа
В течении учебного года повышала свой профессиональный уровень, прошла курсы повышения квалификации: «Сурдопедагогика и сурдопсихология. Обучение и развитие детей с нарушением слуха в условиях реализации ФГОС», Москва, 144ч. – 2019г.
В течение года совместно с обучающимися участвовали в различных конкурсах (Сертификат куратора за подготовку победителей во Всероссийской дистанционной викторине с Международным участием, 2019г; Сертификат куратора за подготовку победителей во Всероссийской VII дистанционной викторине с Международным участием, 2019г;), подготовила учеников для участия в олимпиаде на интернет-портале «Дети цветы жизни», проводила конкурсы для учащихся в рамках освоения программы: «Транспорт», «Ориентировка в пространстве», «В гостях у Сказки».
Разработала индивидуальный маршрут развития, темой самообразования мною была выбрана «Интеллектуальное развитие детей с ОВЗ посредством использования геоборда». Выступала на МО по теме самообразования и в конце учебного года с промежуточными результатами. Проведено открытое занятие по разделу «Формирование математических представлений на тему «Четырехугольники. Ориентировка в пространстве».
Принимала участие в различных вебинарах «Использование игрового компонента на подготовительном этапе к формированию правильного звукопроизношения у детей с ОНР», «Развитие логического мышления у детей с ЗПР с помощью интерактивных и настольных игр», «Интернет сервисы для современного урока».
Являюсь руководителем консультативного центра на базе ОУ.
Пополняла развивающую среду кабинета, работала над обогащением и систематизации дидактических игр и пособий.
Консультативно-просветительское направление
Консультативная деятельность мною велась в течение всего учебного года с педагогами и родителями. Консультация педагога по проблемам учащихся проводились ежедневно; также поддерживалась взаимосвязь с педагогом-психологом; совместное обсуждение вопросов школьной неуспеваемости, нарушения поведения, взаимоотношений в классе осуществлялось в течение всего учебного года.
За период 2018-2019 учебного года была проведена консультативная работа родителей учащихся на темы: преодоление трудностей в обучении, особенностей формирования познавательной сферы при ЗПР, выбора дальнейшего образовательного маршрута, особенностей поведения, организация и выполнение домашнего задания, «Ребёнок с проблемами интеллектуального развития в семье» и другие по запросу родителей.
В течение учебного года принимала участие в родительских собраниях с темами: «Коррекционно-развивающая поддержка детей с ЗПР», «Трудности в усвоении программы».
В ноябре совместно с педагогом-психологом был организован семинар-практикум с родителями на тему «Дыхательная и пальчиковая гимнастика», «Артикуляционная гимнастика и ее значение»
Таким образом, годовой план организационно-методической, коррекционно-развивающей работы и все поставленные задачи на учебный год выполнены.
Проанализировав проводимую коррекционную работу в течение учебного года и проследив положительную динамику детей, можно говорить о том, что поставленные цели были достигнуты, а поставленные задачи на учебный год решены.
25.05.2017 г.
Учитель-дефектолог _______Мустапаева А.Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой план учителя-дефектолога по коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением слуха на 2018\2019г
Годовой план учителя-дефектолога...
Годовой план учителя-дефектолога
Годовой план учителя-дефектолога...
Годовой план учителя-дефектолога
Годовой план учителя-дефектолога...
Годовой план учителя - дефектолога 2021-2022 уч. год
Годовой план учителя дефектолога 2021-2022 учебный год...
Годовой план учителя - дефектолога 2022-2023 уч. год
Годовой план...
Годовой план учителя - дефектолога 2022-2023 уч. год
Годовой план учителя - дефектолога 2022-2023 учебный год...
годовой план учителя-дефектолога специальной (коррекционной) школы для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)
содержание планирования работы учителя-дефектолога на учебный год...