Годовой план учителя-дефектолога по классу детей с ОВЗ на 2018\2019г
материал

Мустапаева Асель Ердаулетовна

Годовой план учителя-дефектолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_otchet_defektologa.docx119.03 КБ

Предварительный просмотр:

Годовой отчет

учителя-дефектолога

Мустапаевой Асель Ердаулетовны

по итогам

коррекционно–развивающей работы

за 2018 -2019 учебный год

 В 2018-2019 учебном году цель моей работы состояла в своевременном выявлении и оказании помощи обучающимся, имеющим трудности в усвоении программного материала, коррекции нарушений развития, консультирование родителей и учителей.

Для достижения поставленной цели вела работу по следующим направлениям:

-диагностическое;

-коррекционное;

-консультативно-просветительское и профилактическое;

-организационно-методическое;

-создание коррекционно-развивающей среды для учащихся коррекционного процесса (оснащение кабинета и др.)

Анализ работы учителя-дефектолога по направлениям:

                                          Диагностическое направление.

Коррекционно-развивающей работой был охвачен 1 «В» класс в количестве 15человек.

В течение учебного года проведено два этапа диагностики учащихся:

Виды диагностики

Цель обследования

Сроки проведения

Всего обследовано

Первичная:

Групповая

Индивидуальная

(углубленная диагностика) с целью определения сформированности психических функций, учебных навыков

Изучение деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками, в ходе проведения уроков и занятий.

Выявить особенности психического развития, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы.

Сентябрь

сентябрь

Групповая форма:

15 учащихся

Индивидуальная форма:

  15  учащихся

Итоговая

(индивидуальная)  с целью анализа результативности коррекционной работы и составления рекомендаций

Определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого обучающегося

май

15 учащихся

                      Используемые диагностические методики

                автор

                                        название

Н.Я.Семаго, М.М. Семаго

«Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности» 2014 г.

Забрамная С.Д., Боровик О.В.

«От диагностик развитию. Пособие для психолого- педагогического изучения детей в начальных классах».

Багданова Т.Г., Варламова О.И.

«Диагностика и коррекция познавательного сферы младших школьников с отклонениями в развитии».

Стребелева Е.А.

«Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» 2014г.

В результате анализа данных, полученных в ходе дефектологического обследования, проведённого в течение первых двух недель сентября, у детей в разной степени проявления были выявлены недостатки в развитии  мыслительных процессов,  сниженной познавательной активностью, недостаточной сформированностью мотивационно-целевой основы деятельности, самоконтроля, нарушения интеллектуальной работоспособности с падением по мере утомления способности к запоминанию, концентрации внимания. У некоторых детей выявлены недостатки в развитии сенсорной сферы, нарушение пространственной ориентировки, сформированности математических представлений.

Практически у  всех детей отмечался дефицит общего запаса знаний и представлений об окружающем мире, а также запаздывание формирования мышления в целом - способности к обобщению, абстрагированию, логическим построениям.

Коррекционное направление

Мною была разработана Рабочая программа «Развитие познавательных способностей», которая рассчитана на 4 года обучения (2018-2020 гг.). Коррекционно-развивающая работа по коррекции имеющихся недостатков развития учебно- познавательной деятельности учащихся по направлениям:

- формирование коммуникативной компетенции;

- совершенствование зрительного восприятия, памяти и внимания;

- развитие мелкой моторики, графомоторных навыков;

- формирование словесно-логического мышления;

- формирование пространственно-временных представлений;

- формирование математического анализа и синтеза.

В течение учебного года коррекционная работа проводились в виде фронтального занятия со всеми учащимися по 45 минут 1 раз в неделю, в IV четверти проводилась коррекция имеющихся недостатков развития учебно–познавательной деятельности учащихся в форме подгрупповых занятий по 20 минут 1 раз в неделю.

Усвоение программного материала детьми происходило в соответствии с индивидуальными  возможностями  и темпом психического развития, в связи с чем осуществлялся более тщательный отбор содержания образования, использовались адекватные методы и приёмы обучения.

Аналитическое направление:

В результате коррекционно-развивающего обучения на конец 2018-2019 учебного года имеются следующие результаты:

Результаты коррекционно-развивающей работы:

Критерии

Количество детей

Количество детей

Начало учебного года

Конец учебного года

1

Уровень связной речи:

Высокий уровень

0

0

Средний уровень

5

8

Низкий уровень

10

7

6

Уровень речевой коммуникации:

Высокий уровень

0

0

Средний уровень

10

12

Низкий уровень

5

3

7

Сформированность моторных навыков

Высокий уровень

4

4

Средний уровень

6

9

Низкий уровень

5

2

Зрительно-пространственное восприятие

Высокий уровень

0

0

Средний уровень

3

9

Низкий уровень

12

6

9

Временные представления

Высокий уровень

0

0

Средний уровень

0

9

Низкий уровень

15

6

10

Слуховая память

Высокий уровень

0

0

Средний уровень

5

7

Низкий уровень

10

8

11

Зрительная память

Высокий уровень

0

0

Средний уровень

6

7

Низкий уровень

9

8

12

Внимание

Высокий уровень

0

0

Средний уровень

0

8

Низкий уровень

15

7

Связная речь

Речевая коммуникация

Моторные навыки

Зрительно-пространственное восприятие

Временные представления

Слуховая память

Зрительная память

Внимание

Приведённые выше результаты диагностики позволяют судить об адекватности выбранных методов и приёмов коррекционно-развивающей работы.

Организационно-методическое направление

Оформление документации.

В интересах организации планомерной и целенаправленной коррекционно-развивающей деятельности в начале учебного года была оформлена следующая документация:

-дневники развития каждого учащегося

-диагностические карты

-дефектологические представления и характеристики учащихся (на заседание ПМПК)

-рабочая программа

-журнал посещения коррекционно-развивающих занятий дефектолога

-список детей, зачисленных на занятия

-циклограмма рабочего времени

-расписание подгрупповых и индивидуальных занятий

-календарно-тематическое планирование коррекционной работы

Научно-методическая работа

В течении учебного года повышала свой профессиональный уровень, прошла курсы повышения квалификации: «Сурдопедагогика и сурдопсихология. Обучение и развитие детей с нарушением слуха в условиях реализации ФГОС», Москва, 144ч. – 2019г.

В течение года совместно с обучающимися участвовали в различных конкурсах (Сертификат куратора за подготовку победителей во Всероссийской дистанционной викторине с Международным участием,  2019г; Сертификат куратора за подготовку победителей во Всероссийской VII дистанционной викторине с Международным участием, 2019г;),  подготовила учеников для участия в олимпиаде на интернет-портале «Дети цветы жизни», проводила конкурсы для учащихся в рамках освоения программы: «Транспорт», «Ориентировка в пространстве», «В гостях у Сказки».                       

Разработала индивидуальный маршрут развития, темой самообразования мною была выбрана «Интеллектуальное развитие детей с ОВЗ посредством использования геоборда». Выступала на МО по теме самообразования и в конце учебного года с промежуточными результатами. Проведено открытое  занятие по разделу «Формирование математических представлений на тему   «Четырехугольники. Ориентировка в пространстве».

Принимала участие в различных вебинарах «Использование игрового компонента на подготовительном этапе к формированию правильного звукопроизношения у детей с ОНР», «Развитие логического мышления у детей с ЗПР с помощью интерактивных и настольных игр», «Интернет сервисы для современного урока».

Являюсь руководителем консультативного центра на базе ОУ.

Пополняла развивающую среду кабинета, работала над обогащением и систематизации дидактических игр и пособий.

 

Консультативно-просветительское направление

        Консультативная деятельность мною велась в течение всего учебного года с педагогами и родителями. Консультация педагога по проблемам учащихся проводились ежедневно; также поддерживалась взаимосвязь с педагогом-психологом; совместное обсуждение  вопросов школьной неуспеваемости,  нарушения поведения, взаимоотношений в классе осуществлялось в течение всего учебного года.

        За период 2018-2019 учебного года была проведена консультативная работа родителей учащихся  на темы: преодоление трудностей в обучении, особенностей формирования познавательной сферы при ЗПР, выбора дальнейшего образовательного маршрута, особенностей поведения, организация и выполнение домашнего задания, «Ребёнок с проблемами   интеллектуального развития в семье» и другие по запросу родителей.

        В течение учебного года принимала участие в родительских собраниях с темами: «Коррекционно-развивающая поддержка детей с ЗПР», «Трудности в усвоении программы».

        В ноябре совместно с педагогом-психологом был организован семинар-практикум с родителями на тему «Дыхательная и пальчиковая гимнастика», «Артикуляционная гимнастика и ее значение»

         Таким образом, годовой план организационно-методической, коррекционно-развивающей работы и все поставленные задачи на учебный год выполнены.

Проанализировав проводимую коррекционную работу в течение учебного года и проследив положительную динамику  детей, можно говорить о том, что поставленные цели были достигнуты, а поставленные задачи на учебный год решены.

25.05.2017 г.

     Учитель-дефектолог _______Мустапаева А.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план учителя-дефектолога

Годовой план учителя-дефектолога...

Годовой план учителя-дефектолога

Годовой план учителя-дефектолога...

Годовой план учителя - дефектолога 2021-2022 уч. год

Годовой план учителя дефектолога 2021-2022 учебный год...

Годовой план учителя - дефектолога 2022-2023 уч. год

Годовой план учителя - дефектолога 2022-2023 учебный год...