Годовой план учителя-дефектолога по коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением слуха на 2018\2019г
материал

Мустапаева Асель Ердаулетовна

Годовой план учителя-дефектолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_otchet_defektologa_-_kopiya.docx71.79 КБ

Предварительный просмотр:

Годовой отчет

учителя-дефектолога

Мустапаевой Асель Ердаулетовны

по итогам

коррекционно–развивающей работы

за 2018 -2019 учебный год

 В 2018-2019 учебном году цель моей работы состояла в создание  оптимальных условий для обеспечения  адекватного воспитания и обучения детей с нарушенным слухом, гармонического развития личности каждого ребенка  на основе систематической коррекционно-образовательной работы, результатом которой является социальное развитие воспитанника.

Для достижения поставленной цели вела работу по следующим направлениям:

-диагностическое;

-коррекционное;

-консультативно-просветительское;

-организационно-методическое;

-создание коррекционно-развивающей среды для учащихся коррекционного процесса (оснащение кабинета и др.)

Анализ работы учителя-дефектолога по направлениям:

                                          Диагностическое направление.

Коррекционно-развивающей работой были охвачены 6 детей с нарушением слуха, 1 ребенок с ОНР II уровня, 8 детей «группы риска» младших групп и 2 детей, посещающих занятия в рамках консультативного центра.

В течение учебного года проведено два этапа диагностики учащихся:

Виды диагностики

Цель обследования

Сроки проведения

Всего обследовано

Первичная:

Групповая

Индивидуальная

(углубленная диагностика)

Изучение деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками и взрослыми в группе.

Определения уровня слухового восприятия, состояния устной и письменной речи

Сентябрь

сентябрь

Групповая форма

Индивидуальная форма

Итоговая

(индивидуальная)  с целью анализа результативности коррекционной работы и составления рекомендаций

Определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого обучающегося

май

Индивидуальная

                     

 Используемые диагностические методики

Для обследования детей мною разработаны индивидуальные карты развития слуха и речи детей на основе «Альбом для обследования произношения дошкольников с нарушением слуха» Н.Д. Шматко Т.В. Пелымская, списка слов Л.В. Неймана для детей с нарушением слуха, для обследования речи использую Методику Иншаковой О.Б., а также методику проверки развития слухового восприятия по таблицам.

В результате анализа данных, полученных в ходе дефектологического обследования, проведённого в течение первых двух недель сентября, у детей в разной степени проявления были выявлены недостатки в развитии  мыслительных процессов,  сниженной познавательной активностью, недостаточной сформированностью мотивационно-целевой основы деятельности, самоконтроля, нарушения интеллектуальной работоспособности с падением по мере утомления способности к запоминанию, концентрации внимания. У некоторых детей выявлены недостатки в развитии сенсорной сферы, нарушение пространственной ориентировки, сформированности математических представлений.

Коррекционное направление

Обучение в группе организовано по разделам программы:

-Развитие речи.

- Развитие слухового восприятия и коррекция произношения;

- Формирование элементарных математических представлений

   Материал по разделам программы спланирован в соответствии 4- 5 годами обучения программы для специальных дошкольных «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» под ред. Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д., Салахова А.Д., Короткова Г.В., Катаева А.А., Трофимова Т.В., и дополнен материалом программы «Сообщество», под редакцией Кирстен А.Хансен, Роксаны  К.Кауфманн для детей 6-7 лет.

Такое планирование обусловлено, временем обучения детей в учреждении- 4 года вместо 5 лет.

    Индивидуальные занятия с каждым ребенком проводятся 3-4 раза в неделю в режиме 20 минут  в соответствии с индивидуальными планами по развитию слухового восприятия и коррекции произношения, и согласно годам обучения в подгрупповой форме по 2 раза в неделю по разделам программы.

    Все планирование осуществляется в соответствии с учебным планом.

Аналитическое направление:

В результате коррекционно-развивающего обучения на конец 2018-2019 учебного года имеются следующие результаты:

Развитие слухового восприятия

Фамилия, имя

Начало года

Конец года

Бугранова Л

40%

52%

Бугранов Ю

55%

68%

Котов Р

65%

70%

Кудринских А

2%

12%

Хакимова Ан.

63%

78%

Хакимова Аэ.

70%

75%

Общие речевые навыки

звукопроизношение

Слоговая

Фонематические представления

Грамматический строй

Лексический запас

Понимание речи

Связная речь

Математические представления

балллы

Бугранова Л

1

1

1

2

1

2

1

2

1

2

4

4

1

2

0

1

10

16

Бугранов Ю

1

2

2

4

1

2

2

4

2

4

4

5

2

3

1

3

15

27

Котов Р

4

4

2

3

3

3

2

3

2

2

3

4

3

3

3

4

22

26

Кудринских А

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

2

3

0

0

1

1

4

5

Хакимова Ан.

4

4

4

4

3

3

4

4

3

4

5

5

4

4

3

4

30

32

Хакимова Аэ.

4

4

4

4

3

4

4

5

3

4

5

5

4

4

3

4

30

33

Мустаев И

4

4

4

4

2

2

2

2

2

2

4

4

2

3

2

3

22

26

Мониторинг эффективности работы в группе «Риска»

Развитие речи

Элементарные математические способности

Пространственно-временные понятия

Связная речь

Итого

 

Нач

Сер

Кон

Нач

Сер

Кон

Нач

Сер

Кон

Нач

Сер

кон

Нач

Сер

Кон

Базарова К

0

1

1

1

2

3

0

0

1

0

0

0

1

3

5

Питерова П

1

2

3

1

2

3

1

2

2

0

2

2

3

6

10

Белов Т

0

1

1

0

1

3

0

1

1

0

0

1

0

3

6

Данилов Г

1

2

2

1

2

2

2

2

2

1

2

2

5

8

8

Додух В

0

0

1

0

1

2

0

1

1

0

0

0

0

2

4

Новицкий И

0

1

2

1

2

3

0

1

2

0

0

1

1

4

8

Ниежмакова Е

1

2

3

1

2

3

1

2

2

1

2

3

4

8

11

Ребенок А

1

1

1

1

2

3

1

2

3

2

2

3

5

8

10

По истечению 1 полугодия на основании диагностики из «группы риска» были отчислены: Питерова П, Данилов Г., Ниежмакова К, Ребенок А. Речевые навыки детей соответствуют возрастной норме. С остальными детьми занятия продолжатся.

Приведённые выше результаты диагностики позволяют судить об адекватности выбранных методов и приёмов коррекционно-развивающей работы.

Организационно-методическое направление

Оформление документации.

В интересах организации планомерной и целенаправленной коррекционно-развивающей деятельности в начале учебного года была оформлена следующая документация:

-индивидуальные карты

-диагностические карты

-ИППР на каждого ребенка

-дефектологические представления и характеристики учащихся (на заседание ПМПК)

-рабочие программы по годам обучения

-список детей, зачисленных на занятия

-циклограмма рабочего времени

-расписание подгрупповых и индивидуальных занятий

-календарно-тематическое планирование коррекционной работы

Научно-методическая работа

В течении учебного года повышала свой профессиональный уровень, прошла курсы повышения квалификации: «Сурдопедагогика и сурдопсихология. Обучение и развитие детей с нарушением слуха в условиях реализации ФГОС», Москва, 144ч. – 2019г.

В течение года совместно с обучающимися участвовали в различных конкурсах (Сертификат куратора за подготовку победителей во Всероссийской дистанционной викторине с Международным участием,  2019г; Сертификат куратора за подготовку победителей во Всероссийской VII дистанционной викторине с Международным участием, 2019г;),  подготовила учеников для участия в олимпиаде на интернет-портале «Дети цветы жизни», проводила конкурсы для учащихся в рамках освоения программы: «Транспорт», «Ориентировка в пространстве», «В гостях у Сказки».                       

Разработала индивидуальный маршрут развития, темой самообразования мною была выбрана «Интеллектуальное развитие детей с ОВЗ посредством использования геоборда». Выступала на МО по теме самообразования и в конце учебного года с промежуточными результатами. Проведено открытое  занятие по разделу «Формирование математических представлений на тему   «Четырехугольники. Ориентировка в пространстве». Открытое занятие в классе с детьми с ОВЗ по теме: «Противоположности».

Принимала участие в различных вебинарах «Использование игрового компонента на подготовительном этапе к формированию правильного звукопроизношения у детей с ОНР», «Развитие логического мышления у детей с ЗПР с помощью интерактивных и настольных игр», «Интернет сервисы для современного урока».

Являюсь руководителем консультативного центра на базе ОУ.

Пополняла развивающую среду кабинета, работала над обогащением и систематизации дидактических игр и пособий.

 

Консультативно-просветительское направление

        Консультативная деятельность мною велась в течение всего учебного года с педагогами и родителями. Консультация педагога по проблемам учащихся проводились ежедневно; также поддерживалась взаимосвязь с педагогом-психологом; совместное обсуждение  вопросов школьной неуспеваемости,  нарушения поведения, взаимоотношений в классе осуществлялось в течение всего учебного года.

        За период 2018-2019 учебного года была проведена консультативная работа родителей учащихся  на темы: преодоление трудностей в обучении, особенностей формирования познавательной сферы у слабослышащих детей, определение методов и форм для выполнения домашних заданий и другие.

        В течение учебного года принимала участие в родительских собраниях с темами: «Коррекционно-развивающая поддержка детей с ЗПР», «Трудности в усвоении программы», «Нормы развития детей после 3 лет», «Нормы развития детей 4-6 лет». Провела родительские собрания с родителями подготовительной группы: «Перспективы развития и планирование деятельности с детьми в подготовиительной группе».

        В ноябре совместно с педагогом-психологом был организован семинар-практикум с родителями на тему «Дыхательная и пальчиковая гимнастика», «Артикуляционная гимнастика и ее значение»

         Таким образом, годовой план организационно-методической, коррекционно-развивающей работы и все поставленные задачи на учебный год выполнены.

Проанализировав проводимую коррекционную работу в течение учебного года и проследив положительную динамику  детей, можно говорить о том, что поставленные цели были достигнуты, а поставленные задачи на учебный год решены.

29.05.2019 г.

     Учитель-дефектолог _______Мустапаева А.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи

Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...

Аналитический отчёт учителя-дефектолога по итогам коррекционно-развивающей работы за 2012-2013 учебный год.

В данном отчёте представлен самоанализ работы учителя-дефектолога по основным направлениям деятельности:- диагностическое;- коррекционно-развивающее;-аналитическое;- информационно-просветительское и п...

Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением слуха: состояние, проблемы, перспективы.

Главными задачами современного личностно-социально  ориентированного образования являются реализация прав лиц с особенностями психофизического развития на получение образования и коррекцион...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога. Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе "Домашние животные".

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога.Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе«Домашние животные»....

Урок развития речевого слуха и формирования произносительной стороны устной речи как форма коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха.

В статье описывается структура индивидуальног занятия по ФРС и ПСУР;  его задачи и формы работы (диагностика, коррекционно-развивающая работа, мониторинг)....

Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением слуха

Главным в коррекционной работе с неслышащими детьми должно быть обучение устной речи в условиях интенсивного развития нарушений слуховой функции....