Главные вкладки

    Годовой план учителя-дефектолога по коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением слуха на 2018\2019г
    материал

    Мустапаева Асель Ердаулетовна

    Годовой план учителя-дефектолога

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл godovoy_otchet_defektologa_-_kopiya.docx71.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Годовой отчет

    учителя-дефектолога

    Мустапаевой Асель Ердаулетовны

    по итогам

    коррекционно–развивающей работы

    за 2018 -2019 учебный год

     В 2018-2019 учебном году цель моей работы состояла в создание  оптимальных условий для обеспечения  адекватного воспитания и обучения детей с нарушенным слухом, гармонического развития личности каждого ребенка  на основе систематической коррекционно-образовательной работы, результатом которой является социальное развитие воспитанника.

    Для достижения поставленной цели вела работу по следующим направлениям:

    -диагностическое;

    -коррекционное;

    -консультативно-просветительское;

    -организационно-методическое;

    -создание коррекционно-развивающей среды для учащихся коррекционного процесса (оснащение кабинета и др.)

    Анализ работы учителя-дефектолога по направлениям:

                                              Диагностическое направление.

    Коррекционно-развивающей работой были охвачены 6 детей с нарушением слуха, 1 ребенок с ОНР II уровня, 8 детей «группы риска» младших групп и 2 детей, посещающих занятия в рамках консультативного центра.

    В течение учебного года проведено два этапа диагностики учащихся:

    Виды диагностики

    Цель обследования

    Сроки проведения

    Всего обследовано

    Первичная:

    Групповая

    Индивидуальная

    (углубленная диагностика)

    Изучение деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками и взрослыми в группе.

    Определения уровня слухового восприятия, состояния устной и письменной речи

    Сентябрь

    сентябрь

    Групповая форма

    Индивидуальная форма

    Итоговая

    (индивидуальная)  с целью анализа результативности коррекционной работы и составления рекомендаций

    Определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого обучающегося

    май

    Индивидуальная

                         

     Используемые диагностические методики

    Для обследования детей мною разработаны индивидуальные карты развития слуха и речи детей на основе «Альбом для обследования произношения дошкольников с нарушением слуха» Н.Д. Шматко Т.В. Пелымская, списка слов Л.В. Неймана для детей с нарушением слуха, для обследования речи использую Методику Иншаковой О.Б., а также методику проверки развития слухового восприятия по таблицам.

    В результате анализа данных, полученных в ходе дефектологического обследования, проведённого в течение первых двух недель сентября, у детей в разной степени проявления были выявлены недостатки в развитии  мыслительных процессов,  сниженной познавательной активностью, недостаточной сформированностью мотивационно-целевой основы деятельности, самоконтроля, нарушения интеллектуальной работоспособности с падением по мере утомления способности к запоминанию, концентрации внимания. У некоторых детей выявлены недостатки в развитии сенсорной сферы, нарушение пространственной ориентировки, сформированности математических представлений.

    Коррекционное направление

    Обучение в группе организовано по разделам программы:

    -Развитие речи.

    - Развитие слухового восприятия и коррекция произношения;

    - Формирование элементарных математических представлений

       Материал по разделам программы спланирован в соответствии 4- 5 годами обучения программы для специальных дошкольных «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» под ред. Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д., Салахова А.Д., Короткова Г.В., Катаева А.А., Трофимова Т.В., и дополнен материалом программы «Сообщество», под редакцией Кирстен А.Хансен, Роксаны  К.Кауфманн для детей 6-7 лет.

    Такое планирование обусловлено, временем обучения детей в учреждении- 4 года вместо 5 лет.

        Индивидуальные занятия с каждым ребенком проводятся 3-4 раза в неделю в режиме 20 минут  в соответствии с индивидуальными планами по развитию слухового восприятия и коррекции произношения, и согласно годам обучения в подгрупповой форме по 2 раза в неделю по разделам программы.

        Все планирование осуществляется в соответствии с учебным планом.

    Аналитическое направление:

    В результате коррекционно-развивающего обучения на конец 2018-2019 учебного года имеются следующие результаты:

    Развитие слухового восприятия

    Фамилия, имя

    Начало года

    Конец года

    Бугранова Л

    40%

    52%

    Бугранов Ю

    55%

    68%

    Котов Р

    65%

    70%

    Кудринских А

    2%

    12%

    Хакимова Ан.

    63%

    78%

    Хакимова Аэ.

    70%

    75%

    Общие речевые навыки

    звукопроизношение

    Слоговая

    Фонематические представления

    Грамматический строй

    Лексический запас

    Понимание речи

    Связная речь

    Математические представления

    балллы

    Бугранова Л

    1

    1

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    4

    4

    1

    2

    0

    1

    10

    16

    Бугранов Ю

    1

    2

    2

    4

    1

    2

    2

    4

    2

    4

    4

    5

    2

    3

    1

    3

    15

    27

    Котов Р

    4

    4

    2

    3

    3

    3

    2

    3

    2

    2

    3

    4

    3

    3

    3

    4

    22

    26

    Кудринских А

    1

    1

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    2

    3

    0

    0

    1

    1

    4

    5

    Хакимова Ан.

    4

    4

    4

    4

    3

    3

    4

    4

    3

    4

    5

    5

    4

    4

    3

    4

    30

    32

    Хакимова Аэ.

    4

    4

    4

    4

    3

    4

    4

    5

    3

    4

    5

    5

    4

    4

    3

    4

    30

    33

    Мустаев И

    4

    4

    4

    4

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    4

    4

    2

    3

    2

    3

    22

    26

    Мониторинг эффективности работы в группе «Риска»

    Развитие речи

    Элементарные математические способности

    Пространственно-временные понятия

    Связная речь

    Итого

     

    Нач

    Сер

    Кон

    Нач

    Сер

    Кон

    Нач

    Сер

    Кон

    Нач

    Сер

    кон

    Нач

    Сер

    Кон

    Базарова К

    0

    1

    1

    1

    2

    3

    0

    0

    1

    0

    0

    0

    1

    3

    5

    Питерова П

    1

    2

    3

    1

    2

    3

    1

    2

    2

    0

    2

    2

    3

    6

    10

    Белов Т

    0

    1

    1

    0

    1

    3

    0

    1

    1

    0

    0

    1

    0

    3

    6

    Данилов Г

    1

    2

    2

    1

    2

    2

    2

    2

    2

    1

    2

    2

    5

    8

    8

    Додух В

    0

    0

    1

    0

    1

    2

    0

    1

    1

    0

    0

    0

    0

    2

    4

    Новицкий И

    0

    1

    2

    1

    2

    3

    0

    1

    2

    0

    0

    1

    1

    4

    8

    Ниежмакова Е

    1

    2

    3

    1

    2

    3

    1

    2

    2

    1

    2

    3

    4

    8

    11

    Ребенок А

    1

    1

    1

    1

    2

    3

    1

    2

    3

    2

    2

    3

    5

    8

    10

    По истечению 1 полугодия на основании диагностики из «группы риска» были отчислены: Питерова П, Данилов Г., Ниежмакова К, Ребенок А. Речевые навыки детей соответствуют возрастной норме. С остальными детьми занятия продолжатся.

    Приведённые выше результаты диагностики позволяют судить об адекватности выбранных методов и приёмов коррекционно-развивающей работы.

    Организационно-методическое направление

    Оформление документации.

    В интересах организации планомерной и целенаправленной коррекционно-развивающей деятельности в начале учебного года была оформлена следующая документация:

    -индивидуальные карты

    -диагностические карты

    -ИППР на каждого ребенка

    -дефектологические представления и характеристики учащихся (на заседание ПМПК)

    -рабочие программы по годам обучения

    -список детей, зачисленных на занятия

    -циклограмма рабочего времени

    -расписание подгрупповых и индивидуальных занятий

    -календарно-тематическое планирование коррекционной работы

    Научно-методическая работа

    В течении учебного года повышала свой профессиональный уровень, прошла курсы повышения квалификации: «Сурдопедагогика и сурдопсихология. Обучение и развитие детей с нарушением слуха в условиях реализации ФГОС», Москва, 144ч. – 2019г.

    В течение года совместно с обучающимися участвовали в различных конкурсах (Сертификат куратора за подготовку победителей во Всероссийской дистанционной викторине с Международным участием,  2019г; Сертификат куратора за подготовку победителей во Всероссийской VII дистанционной викторине с Международным участием, 2019г;),  подготовила учеников для участия в олимпиаде на интернет-портале «Дети цветы жизни», проводила конкурсы для учащихся в рамках освоения программы: «Транспорт», «Ориентировка в пространстве», «В гостях у Сказки».                       

    Разработала индивидуальный маршрут развития, темой самообразования мною была выбрана «Интеллектуальное развитие детей с ОВЗ посредством использования геоборда». Выступала на МО по теме самообразования и в конце учебного года с промежуточными результатами. Проведено открытое  занятие по разделу «Формирование математических представлений на тему   «Четырехугольники. Ориентировка в пространстве». Открытое занятие в классе с детьми с ОВЗ по теме: «Противоположности».

    Принимала участие в различных вебинарах «Использование игрового компонента на подготовительном этапе к формированию правильного звукопроизношения у детей с ОНР», «Развитие логического мышления у детей с ЗПР с помощью интерактивных и настольных игр», «Интернет сервисы для современного урока».

    Являюсь руководителем консультативного центра на базе ОУ.

    Пополняла развивающую среду кабинета, работала над обогащением и систематизации дидактических игр и пособий.

     

    Консультативно-просветительское направление

            Консультативная деятельность мною велась в течение всего учебного года с педагогами и родителями. Консультация педагога по проблемам учащихся проводились ежедневно; также поддерживалась взаимосвязь с педагогом-психологом; совместное обсуждение  вопросов школьной неуспеваемости,  нарушения поведения, взаимоотношений в классе осуществлялось в течение всего учебного года.

            За период 2018-2019 учебного года была проведена консультативная работа родителей учащихся  на темы: преодоление трудностей в обучении, особенностей формирования познавательной сферы у слабослышащих детей, определение методов и форм для выполнения домашних заданий и другие.

            В течение учебного года принимала участие в родительских собраниях с темами: «Коррекционно-развивающая поддержка детей с ЗПР», «Трудности в усвоении программы», «Нормы развития детей после 3 лет», «Нормы развития детей 4-6 лет». Провела родительские собрания с родителями подготовительной группы: «Перспективы развития и планирование деятельности с детьми в подготовиительной группе».

            В ноябре совместно с педагогом-психологом был организован семинар-практикум с родителями на тему «Дыхательная и пальчиковая гимнастика», «Артикуляционная гимнастика и ее значение»

             Таким образом, годовой план организационно-методической, коррекционно-развивающей работы и все поставленные задачи на учебный год выполнены.

    Проанализировав проводимую коррекционную работу в течение учебного года и проследив положительную динамику  детей, можно говорить о том, что поставленные цели были достигнуты, а поставленные задачи на учебный год решены.

    29.05.2019 г.

         Учитель-дефектолог _______Мустапаева А.Е.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи

    Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...

    Аналитический отчёт учителя-дефектолога по итогам коррекционно-развивающей работы за 2012-2013 учебный год.

    В данном отчёте представлен самоанализ работы учителя-дефектолога по основным направлениям деятельности:- диагностическое;- коррекционно-развивающее;-аналитическое;- информационно-просветительское и п...

    Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением слуха: состояние, проблемы, перспективы.

    Главными задачами современного личностно-социально  ориентированного образования являются реализация прав лиц с особенностями психофизического развития на получение образования и коррекцион...

    Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога. Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе "Домашние животные".

    Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога.Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе«Домашние животные»....

    Урок развития речевого слуха и формирования произносительной стороны устной речи как форма коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха.

    В статье описывается структура индивидуальног занятия по ФРС и ПСУР;  его задачи и формы работы (диагностика, коррекционно-развивающая работа, мониторинг)....

    Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением слуха

    Главным в коррекционной работе с неслышащими детьми должно быть обучение устной речи в условиях интенсивного развития нарушений слуховой функции....

    «Особенности коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушением слуха в условиях перехода на ФГОС на уроках истории»

    В докладе раскрываются особенности коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушением слуха....