Годовой план учителя-дефектолога по коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением слуха на 2018\2019г
материал
Годовой план учителя-дефектолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
godovoy_otchet_defektologa_-_kopiya.docx | 71.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Годовой отчет
учителя-дефектолога
Мустапаевой Асель Ердаулетовны
по итогам
коррекционно–развивающей работы
за 2018 -2019 учебный год
В 2018-2019 учебном году цель моей работы состояла в создание оптимальных условий для обеспечения адекватного воспитания и обучения детей с нарушенным слухом, гармонического развития личности каждого ребенка на основе систематической коррекционно-образовательной работы, результатом которой является социальное развитие воспитанника.
Для достижения поставленной цели вела работу по следующим направлениям:
-диагностическое;
-коррекционное;
-консультативно-просветительское;
-организационно-методическое;
-создание коррекционно-развивающей среды для учащихся коррекционного процесса (оснащение кабинета и др.)
Анализ работы учителя-дефектолога по направлениям:
Диагностическое направление.
Коррекционно-развивающей работой были охвачены 6 детей с нарушением слуха, 1 ребенок с ОНР II уровня, 8 детей «группы риска» младших групп и 2 детей, посещающих занятия в рамках консультативного центра.
В течение учебного года проведено два этапа диагностики учащихся:
Виды диагностики | Цель обследования | Сроки проведения | Всего обследовано |
Первичная: Групповая Индивидуальная (углубленная диагностика) | Изучение деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками и взрослыми в группе. Определения уровня слухового восприятия, состояния устной и письменной речи | Сентябрь сентябрь | Групповая форма Индивидуальная форма |
Итоговая (индивидуальная) с целью анализа результативности коррекционной работы и составления рекомендаций | Определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого обучающегося | май | Индивидуальная |
Используемые диагностические методики
Для обследования детей мною разработаны индивидуальные карты развития слуха и речи детей на основе «Альбом для обследования произношения дошкольников с нарушением слуха» Н.Д. Шматко Т.В. Пелымская, списка слов Л.В. Неймана для детей с нарушением слуха, для обследования речи использую Методику Иншаковой О.Б., а также методику проверки развития слухового восприятия по таблицам.
В результате анализа данных, полученных в ходе дефектологического обследования, проведённого в течение первых двух недель сентября, у детей в разной степени проявления были выявлены недостатки в развитии мыслительных процессов, сниженной познавательной активностью, недостаточной сформированностью мотивационно-целевой основы деятельности, самоконтроля, нарушения интеллектуальной работоспособности с падением по мере утомления способности к запоминанию, концентрации внимания. У некоторых детей выявлены недостатки в развитии сенсорной сферы, нарушение пространственной ориентировки, сформированности математических представлений.
Коррекционное направление
Обучение в группе организовано по разделам программы:
-Развитие речи.
- Развитие слухового восприятия и коррекция произношения;
- Формирование элементарных математических представлений
Материал по разделам программы спланирован в соответствии 4- 5 годами обучения программы для специальных дошкольных «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» под ред. Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д., Салахова А.Д., Короткова Г.В., Катаева А.А., Трофимова Т.В., и дополнен материалом программы «Сообщество», под редакцией Кирстен А.Хансен, Роксаны К.Кауфманн для детей 6-7 лет.
Такое планирование обусловлено, временем обучения детей в учреждении- 4 года вместо 5 лет.
Индивидуальные занятия с каждым ребенком проводятся 3-4 раза в неделю в режиме 20 минут в соответствии с индивидуальными планами по развитию слухового восприятия и коррекции произношения, и согласно годам обучения в подгрупповой форме по 2 раза в неделю по разделам программы.
Все планирование осуществляется в соответствии с учебным планом.
Аналитическое направление:
В результате коррекционно-развивающего обучения на конец 2018-2019 учебного года имеются следующие результаты:
Развитие слухового восприятия
Фамилия, имя | Начало года | Конец года |
Бугранова Л | 40% | 52% |
Бугранов Ю | 55% | 68% |
Котов Р | 65% | 70% |
Кудринских А | 2% | 12% |
Хакимова Ан. | 63% | 78% |
Хакимова Аэ. | 70% | 75% |
Общие речевые навыки
звукопроизношение | Слоговая | Фонематические представления | Грамматический строй | Лексический запас | Понимание речи | Связная речь | Математические представления | балллы | |||||||||||||||||||
Бугранова Л | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 4 | 4 | 1 | 2 | 0 | 1 | 10 | 16 | |||||||||
Бугранов Ю | 1 | 2 | 2 | 4 | 1 | 2 | 2 | 4 | 2 | 4 | 4 | 5 | 2 | 3 | 1 | 3 | 15 | 27 | |||||||||
Котов Р | 4 | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 22 | 26 | |||||||||
Кудринских А | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 3 | 0 | 0 | 1 | 1 | 4 | 5 | |||||||||
Хакимова Ан. | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 30 | 32 | |||||||||
Хакимова Аэ. | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 30 | 33 | |||||||||
Мустаев И | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 | 2 | 3 | 2 | 3 | 22 | 26 |
Мониторинг эффективности работы в группе «Риска»
Развитие речи | Элементарные математические способности | Пространственно-временные понятия | Связная речь | Итого
| |||||||||||
Нач | Сер | Кон | Нач | Сер | Кон | Нач | Сер | Кон | Нач | Сер | кон | Нач | Сер | Кон | |
Базарова К | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 3 | 5 |
Питерова П | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 3 | 6 | 10 |
Белов Т | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 3 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 3 | 6 |
Данилов Г | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 5 | 8 | 8 |
Додух В | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 4 |
Новицкий И | 0 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 2 | 0 | 0 | 1 | 1 | 4 | 8 |
Ниежмакова Е | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 8 | 11 |
Ребенок А | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 5 | 8 | 10 |
По истечению 1 полугодия на основании диагностики из «группы риска» были отчислены: Питерова П, Данилов Г., Ниежмакова К, Ребенок А. Речевые навыки детей соответствуют возрастной норме. С остальными детьми занятия продолжатся.
Приведённые выше результаты диагностики позволяют судить об адекватности выбранных методов и приёмов коррекционно-развивающей работы.
Организационно-методическое направление
Оформление документации.
В интересах организации планомерной и целенаправленной коррекционно-развивающей деятельности в начале учебного года была оформлена следующая документация:
-индивидуальные карты
-диагностические карты
-ИППР на каждого ребенка
-дефектологические представления и характеристики учащихся (на заседание ПМПК)
-рабочие программы по годам обучения
-список детей, зачисленных на занятия
-циклограмма рабочего времени
-расписание подгрупповых и индивидуальных занятий
-календарно-тематическое планирование коррекционной работы
Научно-методическая работа
В течении учебного года повышала свой профессиональный уровень, прошла курсы повышения квалификации: «Сурдопедагогика и сурдопсихология. Обучение и развитие детей с нарушением слуха в условиях реализации ФГОС», Москва, 144ч. – 2019г.
В течение года совместно с обучающимися участвовали в различных конкурсах (Сертификат куратора за подготовку победителей во Всероссийской дистанционной викторине с Международным участием, 2019г; Сертификат куратора за подготовку победителей во Всероссийской VII дистанционной викторине с Международным участием, 2019г;), подготовила учеников для участия в олимпиаде на интернет-портале «Дети цветы жизни», проводила конкурсы для учащихся в рамках освоения программы: «Транспорт», «Ориентировка в пространстве», «В гостях у Сказки».
Разработала индивидуальный маршрут развития, темой самообразования мною была выбрана «Интеллектуальное развитие детей с ОВЗ посредством использования геоборда». Выступала на МО по теме самообразования и в конце учебного года с промежуточными результатами. Проведено открытое занятие по разделу «Формирование математических представлений на тему «Четырехугольники. Ориентировка в пространстве». Открытое занятие в классе с детьми с ОВЗ по теме: «Противоположности».
Принимала участие в различных вебинарах «Использование игрового компонента на подготовительном этапе к формированию правильного звукопроизношения у детей с ОНР», «Развитие логического мышления у детей с ЗПР с помощью интерактивных и настольных игр», «Интернет сервисы для современного урока».
Являюсь руководителем консультативного центра на базе ОУ.
Пополняла развивающую среду кабинета, работала над обогащением и систематизации дидактических игр и пособий.
Консультативно-просветительское направление
Консультативная деятельность мною велась в течение всего учебного года с педагогами и родителями. Консультация педагога по проблемам учащихся проводились ежедневно; также поддерживалась взаимосвязь с педагогом-психологом; совместное обсуждение вопросов школьной неуспеваемости, нарушения поведения, взаимоотношений в классе осуществлялось в течение всего учебного года.
За период 2018-2019 учебного года была проведена консультативная работа родителей учащихся на темы: преодоление трудностей в обучении, особенностей формирования познавательной сферы у слабослышащих детей, определение методов и форм для выполнения домашних заданий и другие.
В течение учебного года принимала участие в родительских собраниях с темами: «Коррекционно-развивающая поддержка детей с ЗПР», «Трудности в усвоении программы», «Нормы развития детей после 3 лет», «Нормы развития детей 4-6 лет». Провела родительские собрания с родителями подготовительной группы: «Перспективы развития и планирование деятельности с детьми в подготовиительной группе».
В ноябре совместно с педагогом-психологом был организован семинар-практикум с родителями на тему «Дыхательная и пальчиковая гимнастика», «Артикуляционная гимнастика и ее значение»
Таким образом, годовой план организационно-методической, коррекционно-развивающей работы и все поставленные задачи на учебный год выполнены.
Проанализировав проводимую коррекционную работу в течение учебного года и проследив положительную динамику детей, можно говорить о том, что поставленные цели были достигнуты, а поставленные задачи на учебный год решены.
29.05.2019 г.
Учитель-дефектолог _______Мустапаева А.Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи
Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...
Аналитический отчёт учителя-дефектолога по итогам коррекционно-развивающей работы за 2012-2013 учебный год.
В данном отчёте представлен самоанализ работы учителя-дефектолога по основным направлениям деятельности:- диагностическое;- коррекционно-развивающее;-аналитическое;- информационно-просветительское и п...
Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением слуха: состояние, проблемы, перспективы.
Главными задачами современного личностно-социально ориентированного образования являются реализация прав лиц с особенностями психофизического развития на получение образования и коррекцион...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога. Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе "Домашние животные".
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога.Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе«Домашние животные»....
Урок развития речевого слуха и формирования произносительной стороны устной речи как форма коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха.
В статье описывается структура индивидуальног занятия по ФРС и ПСУР; его задачи и формы работы (диагностика, коррекционно-развивающая работа, мониторинг)....
Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением слуха
Главным в коррекционной работе с неслышащими детьми должно быть обучение устной речи в условиях интенсивного развития нарушений слуховой функции....
годовой план учителя-дефектолога специальной (коррекционной) школы для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)
содержание планирования работы учителя-дефектолога на учебный год...