Урок развития речи "Кто такие птицы?"
методическая разработка

Иванова Светлана Викторовна

Урок-исследование, в ходе которого выясняется основное отличие птиц от других животных (тело птиц покрыто перьями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Мантуровская школа-интернат Костромской области

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

«Кто такие птицы?»

(Урок-исследование)

3 класс

Учитель-дефектолог

 Иванова С.В.

Мантурово  2019


Тема урока

«Кто такие птицы?»

        Цель: усвоение понятия, что птицы – животные, тело которых покрыто перьями.

        Задачи:         знакомить с особенностями строения тела птицы, строением птичьего пера;

                развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы; расширять кругозор, активизировать внимание; формировать развитие связной речи;

                воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к живой природе.

        Наглядность, оборудование: видеопроектор, запись «Звуки живой природы, пение птиц», запись с песней «Кто же такие птички?» (муз. А. Журбина, сл. Б.Заходера), чучело птицы, картины «Птичий двор» и «Кормушка», рисунки домашних и диких птиц, индивидуальные карточки с силуэтами птиц, куриные перья, увеличительные стекла, сигналы «Делай кормушки», «Делай скворечники», «Не убивай птиц», «Не разоряй гнезда».

Ход урока

  1. Организационный момент.

        Под звуки  пения птиц дети проверяют, все ли готово к уроку, садятся за парты.

        -- Сегодня на уроке вас встретили какие-то звуки. Что это за звуки? (Пение птиц).

  1. Подготовка к объявлению темы урока.

-- Птиц мы можем увидеть и в лесу, и возле школы, и в городе, и в деревне. Попробуем назвать некоторых из них. Для этого отгадаем загадки.

Клохчет, клохчет

Детей созовет,

Всех под крылья соберет. (Курица).

        Пухом богата,

        Клюв – лопата,

        В речке бродит,

        Вперевалочку ходит. (Утка).

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь).

Всех этих птиц поместили на птичий двор. Как назовем курицу, утку, гуся? (Домашние птицы). Почему они домашние? (Пишу и жилье им дает человек).

Еще загадки:

Чик-чирик!

К зернышку прыг.

Клюй, не робей –

Кто же это? (Воробей).

        Спинкою черновата,

        Животиком желтовата,

        Черненькая шапочка

        И полоска шарфика. (Синица).

Каждый год я к вам лечу –

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко –красный галстук мой. (Снегирь).

-- Как называются такие птицы, как воробей, синица, снегирь? (Дикие птицы) Чем они отличаются от домашних? (Пищу и жилье находят сами).

  1. Тема урока.

-- Птицы бывают очень разные. Большие и маленькие, домашние и дикие, живут в лесу или в городе. Сегодня попробуем понять, кто же такие птицы.

(Тема урока на доске)

  1. Выявление особенностей птиц. Работа над пониманием смысла песни.

-- Может быть песня «Кто такие птички?» поможет нам ответить на вопрос.

Звучит песня. Дети называют то, что они запомнили из песни, на доску вывешиваются таблички: «летают», «песенки поют», «гнезда вьют», «несут яички».

-- Но летать могут мухи, бабочки, поют даже некоторые морские животные, гнезда делают осы, мыши, несут яйца черепахи, змеи. Значит это не главное отличие птиц от других животных. Ответить на вопрос мы пока не смогли.

Ф.М. Отдохнем немного и попробуем еще подумать.

                Птички в гнездышках сидят

                И на улицу глядят.

                Погулять они хотят

                И тихонечко летят. (Дети «разлетаются» по классу).

  1. Работа по изучению строения тела птицы.

-- К нам в гости сегодня «прилетела» утка. (Чучело птицы). Может быть она поможет нам ответить на главный вопрос урока?

Рассмотрим тело птицы. У нее есть голова, на голове клюв, глаза. Ниже головы шея. У птицы есть туловище, на нем 2 крыла, 2 лапы, хвост. Проверим, у всех ли птиц тело устроено так же.

У каждого из вас есть карточка с рисунком птицы. Все птицы разные. Берем карандаш и ставим цифру «1» если у птицы есть туловище, цифру «7», если есть клюв и т.д. Теперь проверим, все ли цифры от 1 до 8 по порядку вы расставили? Значит у всех птиц тело устроено одинаково, хотя птицы выглядят по разному. А теперь посмотрим, чем покрыто тело птицы. У каждой птицы тело покрыто перьями. А вы знаете еще животных, у которых на теле перья? (Нет). Значит, это и есть главное отличие птиц от других животных. Можно ответить на вопрос урока «Кто такие птицы?»: птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.

  1. Практическая работа по изучению птичьих перьев.

-- Мы выяснили, что главное отличие птиц от других животных то, что тело птиц покрыто перьями. У каждого из вас на столе лежит перо. Узнаем, как оно устроено. Возьмем увеличительные стекла и будем рассматривать. По форме и размеру они разные, но есть у них и общее. У каждого пера есть стержень и волоски-бородки. Рассмотрите бородки через увеличительное стекло. Увидели на них маленькие крючочки? Ими бородки цепляются друг за друга крепко, как застежка-молния.

Отрежем у пера кончик, рассмотрим срез. На что он похож? (На трубочку). Трубочка пустая, там воздух, значит перо легкое.

Тихо встаньте, положите на ладонь перо, подуйте так, чтобы оно не улетело далеко. Почему перо взлетело? (Оно легкое)

Итог исследования.

-- Тело птицы устроено очень сложно. Важную роль играют перья. Большие перья на крыльях помогают летать, перья на туловище защищают тело, пух согревает тело. Перья хвоста позволяют держать равновесие, делать повороты, остановку.

  1. Правила поведения в природе.

-- Мы уже говорили, что птиц мы встречаем повсюду. Вспомните, какую пользу человеку приносят птицы? Домашние? Дикие? (Домашние несут яйца, дают мясо, пух. Дикие оберегают растения от вредителей, разносят семена.) А ещё птицы своим видом и песнями украшают землю. Мы, в свою очередь, тоже должны выполнять правила поведения в отношении птиц. (На доску вывешиваются сигналы –

разрешающие: «Делай кормушки» и «Делай скворечники»;

запрещающие: «Не убивай птиц» и «Не разоряй гнезда».)

  1. Итог урока.

-- Теперь вы сами можете ответить на вопрос: «Кто такие птицы?» Что еще нового узнали на уроке? Читаем стихотворение «Птичьи песни».

(Стихотворение читают подготовленные дети)

Поют на ветке соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнезда разорять не смей,

Не трогай птичьих гнезд!

                Ты в наши гнезда не смотри,

                Не становись на пни,

                Яичек теплых не бери –

                Зачем тебе они?

Через неделю или две

Зайди в зеленый сад –

Птенцы в молоденькой листве

Тихонько запищат».

                Чтоб накормить своих птенцов

                Набить едою рот,

                Найдут синицы червяков,

                Ползущих в огород.

Повсюду птицы полетят –

Они и там и тут

Всех гусениц, что портят сад,

На яблонях найдут.

                Поют щегол и соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнезда разорять не смей,

Не трогай птичьих гнезд!»

-- И мы не будем разорять! –

Вот слово всех ребят. –

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация у уроку "Что же такое время" (развитие речи 6 класс)

Урок в рамках технологии РКМЧП. Материал оринтирован на развитие коммуникативной компетентности учащихся и творческих способностей....

Урок развития речи. "Что такое толерантность?" по технологии РКМЧП.

Урок проведен по технологии развитие критического мышления через чтение и письмо. Умение воспринимать, перерабатывать, а потом использовать информацию является основой успешности ребенка и в школе, и ...

Учебная презентация к уроку развития речи в 5 классе "Такие разные письма"

Учебная презентация "Такие разные письма" содержит иллюстративный и текстовый материал для вариативного использования на уроках развития речи, риторики в 5 классе. С помощью данного материала можно вы...

Презентация к уроку развития речи "Что такое текст". 5 класс.

Данная презентация является сопроводительным материалом к уроку развития речи в 5 классе "Что такое текст"...

Урок развития речи в 5 классе. Что такое текст

Урок развития речи в 5 классе. Раздел "Текстоведение".Тема урока "Что такое текст". Цели урока: познакомить учащихся с отличительными особенностями текста; формировать у школьников навыки связного уст...

Конспект урока развития речи "Что такое штамп? Штамп как речевая ошибка." ( 5класс)

Учителя – словесники знают, как трудно  учить пятиклассников  грамотно использовать средства языка.  Общеизвестно  и то, что сочинения  «помогают» писать своим чадам...

Урок развития речи и психологии: "Кто такой лидер?", 8 класс

Данный урок и презентация к нему помогут:Расширить представление учащихся о таком явлении, как лидерство, помочь разобраться в различии понятий “лидер” и “тиран”;Выявить основные психологические харак...