Рабочая программа учебного предмета «Математические представления» для 5 «Б» класса
рабочая программа (5 класс)

Клочкова Елена Сергеевна

                                

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_b_klass_matematicheksie_predstavleniya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного  предмета

«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»

для  5 «Б» класса

Программа предназначена для реализации в 2018 – 2019  учебном году.

Составитель: учитель  Клочкова Е.С.

Пояснительная записка

На уроках учебного предмета «Математические представления» создаются специальные  условия  для получения детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития  навыков  в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развиваются  способности  и творческий  потенциал  каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования.

Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач.

Основные задачи:

формирование представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве, времени, цвете;

формирование представлений о количественных, пространственных, временных отношениях между объектами окружающей действительности;

формирование умений и навыков в счёте, вычислениях, измерении, моделировании.

Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия может использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, отсчитывании заданного количества листов в блокноте, определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д.  Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.

Общая характеристика учебного предмета

        Программа учебного предмета «Математические представления» построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления». Особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у учащихся.  В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.

Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным приемом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.

Место учебного предмета в учебном плане

В учебном плане учебный предмет «Математические представления» представлен с 1 по 9 год обучения. Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий организованы  занятия предметно — практической деятельности, направленные на формирование интереса к предметному рукотворному труду, освоения простых действий с предметами и материалами различных размеров.

На курс «Математические представления»  как учебного предмета  в 5 «Б»  классе отводится  2  часа  в неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные  недели).

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты освоения учебного предмета «Математические представления» - развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Личностные результаты

- формирование уважительного отношения к окружающим;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Возможные  предметные результаты с учётом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся. 

Предметные  результаты освоения учебного предмета.

1.Элементарные математические представления о форме, величине; количественные, пространственные, временные представления

Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.

2.Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.

Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну единицу.

3.Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.

Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др..

Обучающиеся должны узнавать:

цифры 5,6;

достоинства монет 1к,5 к.,1р.,5р.

смены дней: вчера, сегодня, завтра;

шкалу деления линейки.

Обучающиеся должны уметь:

соотносить число5,6 с соответствующим количеством предметов, обозначать цифрой.

пересчитывать предметы в  пределах 6.

представлять множество двумя другими множествами в пределах 6-ти.

решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.

определять длину отрезка;

определять время с точностью до часа.

Содержание учебного предмета

Количественные представления Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Узнавание цифр. Определение места числа (от 0 до 6) в числовом ряду. Знание отрезка числового ряда1-6.  Определение места числа (от 0 до 6) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 6 из двух слагаемых.  Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 6.  Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну единицу в пределах 6. Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 6. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости.

Представления о величине. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение.  Представление о форме. Узнавание (различение) геометрических фигур: точка, линия (прямая, ломаная), отрезок.  Построение геометрической фигуры точка, линия (прямая, ломаная, отрезок) по точкам.  Измерение отрезка.

Временные представления. Узнавание смены дней: вчера, сегодня, завтра.

Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году.

Определение времени по часам: целого часа.

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела, темы.

Количество часов

1.

Количественные представления.

49

Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Узнавание цифр. Определение места числа (от 0 до 6) в числовом ряду. Знание отрезка числового ряда1-6. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 6 из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 6. Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну единицу в пределах 6. Решение задач на увеличение на одну (несколько)

 единиц в пределах 6. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости.

49

2.

Представления о величине.

7

Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение.

7

3.

Представление о форме.

6

Отрезок. Измерение отрезка. Построение геометрической фигуры точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам

6

4.

Временные представления.

6

Узнавание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Определение времени по часам: целого часа.

6

Материально-техническое обеспечение по предмету «Математические представления» включают Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькулятор; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал.

Учебник: Т.В. Алышева Математика 1 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  М.Просвещение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по математическим представлениям и конструированию

Цель:Предмет предполагает ознакомление детей с конструктивной деятельностью, обогащение сенсорного опыта, закрепление первичных представлений о признаках цвета формы, величины,  расположение пред...

Рабочая программа кружка "Математическая мозаика" для 5 класса

В программе представлены темы занятий математического кружка для обучающихся пятых классов  ...

Рабочая программа по предмету «Математические представления» для 2 класса (вариант 2)

Рабочая программа по предмету «Математические представления» для детей 2 класса с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множестве...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1В Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2

Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1ВВид программы: АООП  ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2...

Рабочая программа факультатива «Математические основы информатики», 9 класс.

Рабочая программа факультатива «Математические основы информатики», 9 класс....

Рабочая программа учебного предмета "Математические представления" 6 "Б" класс

Рабочая программа учебного предмета "Математические представления" 6 "Б" класс...