Закрепление представления о правилах этики, культуре речи.
материал (7 класс)

Горбенко Наталья Юрьевна

доклад на педагогический совет 2019г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet_mart_2019g.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педсовет март 2019г.

Горбенко Н.Ю.

Тема: Закрепление представления о правилах этики, культуре речи.

Бесспорным считается мнение о том, что подъём культуры речи учащихся

определяет  в  первую  очередь  состояние  речи  педагогов  образовательного

учреждения и окружающих их  людей. Любой  взрослый является примером

для  подражания.  Недаром  В.А.Сухомлинский  считал,  что  искусство-

воспитание, прежде  всего, включает в себя искусство владение словом.

     Поскольку этикет определяет нормы поведения в различных обстоятельствах в школе, на улице, в гостях и т.д .В своей работе темы для занятий по закреплению представления о правилах этики, культуре речи, я сгруппировала в три раздела:

  1. Культура речевого поведения в школе.
  2. Культура речевого поведения на улице.
  3. Культура речевого поведения в общественных местах ( в музее, в магазине, на секции, в библиотеки.)

 В каждой беседе по этим разделам даётся краткий перечень тех правил, которые  должны усвоить дети. На основе этих правил строится занятие.

     В разделе «Культура речевого поведения в школе» мы с ребятами говорим об элементарных правилах, связанных с их отношением к учителям, воспитателям, сверстникам, работникам школы. Режимные моменты, массовые школьные мероприятия и т.д - вот те наиболее привычные для учащихся ситуации, поведение в которых может быть рассмотрено в беседах данной темы. Здесь я затрагиваю вопросы вежливого поведения по отношению к взрослым, сверстникам, товарищам, внимания к ним, умения с ними считаться.

   Раздел «Речевое поведение на улице» поднимает вопросы об отношении к окружающим нас людям.

   Третий раздел «Речевое поведение в общественных местах» - тема близко примыкающая к предыдущей. Здесь мы обсуждаем правила поведения там, где обычно собирается много незнакомых людей, которые вынуждены вступать в какие-то контакты между собой. Объясняю ребятам, что соблюдение правил этики позволяет сделать совместное пребывание со многими незнакомыми людьми не только терпимым, но и приятным. Это возникает тогда, когда люди умеют считаться друг с другом. Конечно желательно, занятия проводить с детьми в более разнообразной и увлекательной форме. Это могут быть сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры. Такие формы конечно приемлемы к более младшему школьному возрасту. Я в своей работе чаще использую беседы, но все элементы сюжетно-ролевых игр мы проводим на занятиях. Например предлагаю обыграть  «Разговор покупателя с продавцом» или «Разговор по телефону». Наши ребята обычно испытывают затруднения в таких случаях, они порой не знают, что сказать, о чём спросить. Поэтому такие моменты тоже необходимы. Также предлагаю детям обсудить различные ситуации, Приведу примеры ситуаций, которые мы обсуждали на занятиях:

  1. Вы едете в автобусе. Надо пройти к выходу, но на пути стоят люди. Как вы поступите в такой ситуации?
  2. Вас пригласили в гости, но вы не можете пойти (ваши действия)
  3. Вы опоздали на урок, хотите войти в класс.

 я считаю ситуация является одним из эффективных приемов, здесь мы  не только обсуждаем, но и анализируем. Ребята должны понимать, зачем они это делают, где и когда им это может пригодиться в жизни.

Ещё на своих занятиях по закреплению данной темы я применяю фрагменты дискуссии, слежу за её ходом, развивая умение слушать другого. Приведу пример одной проблемы:

В дверях сталкиваются два мальчика, одному 8 лет, другому 10. Кто должен пропустить?

Данная проблема вызывает разные точки зрения ребят, которые они пытаются аргументировать. После высказанных точек зрения я предлагаю правильный вариант решения проблемы (пропустит тот, кто вежливее)

Применение представленных мною приёмов и форм считаю полезными на своих занятиях.

Таким образом, закрепление правил этики, культуры речи является важнейшей педагогической задачей, и лучший способ воспитания у детей правильного речевого поведения, поддержание атмосферы уважения и доброжелательности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование знаний и представлений о правилах закаливания.

Урок с ИКТ по физической культуре в 5 классе. Конспект плюс презентация. Задачи урока:1.       Формирование знаний и представлений учащихся о правилах закалива...

Презентация к занятию во 2 классе специальной общеобразовательной (коррекционной) школе VIII вида "Путешествие по радуге" (закрепление представлений об основных цветах и их оттенках).

Презентация разработана для занятия обобщающего занятия во 2 классе специальной общеобразовательной (коррекционной) школе VIII вида по теме "Основные цвета и их оттенки". Цвет определяется как светово...

Сценарий новогоднего тематического театрализованного представления по правилам дорожного движения " Дорога к новогоднему Олимпу"2013г

Герои сценария  действуют  только по правилам  дорожного  движения и  спасают Деда Мороза. Для детей 6-12 лет...

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...

Закрепление представлений о геометрических фигурах в семье (в период самоизоляции)

В период самоизоляции или болезни многие  дети и родители находятся дома. Чтобы дети  не забыли  полученные знания, я подготовила презентацию, которая поможет закрепить представления об...

Урок развития речи(2ч) "Природа в представлении русского языка и культуры"

 Анализ концепта "природа" с привлечением высказываний известных ученых,писателей,поэтов,которые необходимы  на уроках РР по русскому языку или  на элективных курсах по...