Коррекционно-развивающее занятие "Звук и буква А".
план-конспект

Верхотурцева Елена Владимировна

Цель: ознакомление ребенка со звуком и буквой А.

 

Коррекционно – образовательные задачи:

- Закреплять понятие «звук» и «буква»;

- Формировать умение определять место звука А в словах (в начале, в середине, в конце);

- Расширять словарный запас;

 

Коррекционно - развивающие задачи:

- Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику;

- Развивать фонематический слух, восприятие;

- Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение;

 

Воспитательные задачи:

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности;

- развивать познавательную активность;

-развивать представление об окружающем мире.

 

Категории участников: ребенок старшего дошкольного возраста с врожденной полной двухсторонней расщелиной верхней губы, альвеолярного отростка верхней челюсти, твердого и мягкого неба. Состояние после оперативной коррекции.

 

Форма организации: индивидуальная

 

Методы работы: словесный метод (беседа, подбадривание),  наглядный метод (демонстрация), практический метод (игры и упражнения).

 

Инструментарий: индивидуальные зеркала, иллюстрированные картинки по теме «транспорт», телеграмма, шнурок, фасоль, счетные палочки, пластилин, разрезная азбука, мольберт, подкладной лист, картон, салфетки, руль игрушечный.

 

Длительность занятия: 30 минут

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionno_-_razvivayushchee_zanyatie_zvuk_i_bukva_a.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно – развивающее занятие

 «Звук и буква А» 

(из цикла: транспорт)

Цель: ознакомление ребенка со звуком и буквой А.

Коррекционно – образовательные задачи:

- Закреплять понятие «звук» и «буква»;

- Формировать умение определять место звука А в словах (в начале, в середине, в конце);

- Расширять словарный запас;

Коррекционно - развивающие задачи:

- Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику;

- Развивать фонематический слух, восприятие;

- Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение;

Воспитательные задачи: 

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности;

- развивать познавательную активность;

-развивать представление об окружающем мире.

Категории участников: ребенок старшего дошкольного возраста с врожденной полной двухсторонней расщелиной верхней губы, альвеолярного отростка верхней челюсти, твердого и мягкого неба. Состояние после оперативной коррекции.

Форма организации: индивидуальная

Методы работы: словесный метод (беседа, подбадривание),  наглядный метод (демонстрация), практический метод (игры и упражнения).

Инструментарий: индивидуальные зеркала, иллюстрированные картинки по теме «транспорт», телеграмма, шнурок, фасоль, счетные палочки, пластилин, разрезная азбука, мольберт, подкладной лист, картон, салфетки, руль игрушечный.

Длительность занятия: 30 минут

 Ход занятия:

Логопед с ребенком входят в кабинет и садятся за парту.

I. Организационный момент. (3 минуты)

- Логопед: «Никита, к нам в центр пришла телеграмма из города «Гласных звуков». Послушай, что в ней написано: «Здр_вствуй, Никит_. Меня похитил_ зл_я ведьм_. Мне нужн_ помощь. В_ш новый звук».

- Логопед: «Ты догадался, какую букву похитила злая ведьма? Найдем ее? Чтобы спасти букву А нам необходимо выполнить задания, а для этого мы отправимся на поиски буквы на транспорте. Нам нужен транспорт, название которого начинается на звук А. Какой это транспорт? (автомобиль, автобус). Мы будем останавливаться на остановках и при правильном выполнении задания получать часть буквы. Ну что отправляемся в путь?

II. Основная часть. (25 минут)

 - Л: Давай представим, что наш рот – это гараж, губы – ворота гаража, зубы – замок гаража, а язык – это машина.

- Покажем, как крепко на замок закрыт гараж (оскал зубов),

- Открыли гараж и замок, видим в зеркало, там стоит наша машина.

- Прежде чем  мы выедем из гаража, нам нужно, что сделать?

- Правильно - завести мотор. Заводим – д-д-д-д-д.

- Машина выехала из гаража, остановилась (упражнение “Лопаточка”).

- И поехала по улицам: сначала повернула налево, потом повернула направо и т.д. (язык передвигается из одного уголка губ в другой, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна).

- На горку … (въехала), вниз … (съехала) и опять … (по3 раза выполняются движения языком вверх к губам, вниз к подбородку, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна).

И вот мы подъехали к первой станции.

  1. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: Чтобы нам найти звук нужно знать его приметы. А – это звук. Что такое звук? (звуки мы слышим и произносим). Давай произнесем звук  А.  Мешают ли губы, зубы или язык свободно выходить воздуху изо рта, когда ты произносишь звук? (нет, не мешают). Какой звук А? (гласный). Как ты определил, что звук А гласный? (Мы можем звук пропеть, так как воздух на своём пути не встречает преграды). Каким цветом обозначаются гласные звуки?  (красным).

Итак, приметы мы назвали и получаем за это первую часть буквы. Отправляемся дальше.

  1. Развитие слухового внимания.

Игра «Поймай звук».

Логопед: Никита, на этой станции тебе нужно поймать звук А среди других звуков с закрытыми глазами.  Я буду произносить ряд звуков, а ты, когда услышишь звук А – хлопнешь в ладоши. (а, у, о, а, у, и, а,у, у, а.)

(вручается второй  элемент буквы)

  1. Выделение звука А в словах по предметным картинкам, определение места звука в слове.

Логопед: вот мы прибыли на третью остановку. Перед тобой картинки, тебе нужно их назвать и определить где  находится звук А: в начале, в середине или в конце слова.

Логопед: Ты отлично справился с заданием, поэтому получаешь следующую часть буквы. Едем дальше.  

Физминутка «Едем-едем».

Едем-едем мы с тобой

/движения имитирующие поворот руля

На машине легковой

 

Въехали на горку: хлоп,

/руки вверх, хлопок над головой

Колесо спустилось: стоп.

/руки через стороны вниз, присесть.

    4. Знакомство с буквой А.

Логопед:  На предыдущих остановках мы выполняли задания со звуком А. Как, ты думаешь, какой буквой обозначается звук А на письме? (буквой А). А что такое буква? (букву мы  пишем, видим и читаем). Посмотри, на столе лежит буква А, выполненная из разных материалов (шнурок, фасоль, счетные палочки). А мы с тобой ее слепим из пластилина. Но сначала посмотри как выглядит буква А, из каких элементов состоит (из двух длинных палочек и одной короткой).

На что похожа буква А? (на крышу дома, на ракету, на треугольник). Молодец. Отдаю тебе четвертую часть нашей буквы.

Отправляемся к последней станции.

5.Выкладывание слов АУ, УА из букв разрезной азбуки.

Логопед: перед тобой лежит разрезная азбука, нужно составить слова АУ и УА. Молодец, Никита! И с этим заданием ты справился. Вот мы и собрали все части нашей потерявшейся буквы. Посмотри на нашу новую букву и запомни ее.

III. Итог занятия. Закрепление полученных знаний. Оценка деятельности ребенка. (2 минуты)

Логопед: Наше занятие подошло к концу. Мы с тобой хорошо поработали. Ты очень старался. Работал активно. Выполнял все задания. Давай вспомним, чем мы сегодня занимались. А я тебе буду помогать. Что тебе больше всего понравилось и запомнилось на занятии?

Рефлексия. Логопед предлагает ребенку выбрать картинку-смайлик в соответствии с его настроением и оценить достигнутые им результаты на занятии:

- улыбка – занятие понравилось,

- злость -  занятие не понравилось,

- нейтральное выражение – мне было все равно.

Составитель: учитель-логопед Верхотурцева Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающей деятельности с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи третьего уровня Тема: «Звуки «Р-Рь», буква «Р» Образовательная область: речевое развитие

конспект НОД составлен для детей подготовительной группы, речевым диагнозом общее недоразвитие речич третьего уровня. структура НОД соответствует возрасту детей, их диагнозу....

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...

Коррекционно-развивающее занятие: "Дифференциация звуков и букв Б и П".

Занятие проводилось для детей 2 класса (третий год обучения) с задержкой психического развития....

Конспект логопедического коррекционно-развивающего занятия детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью по теме: «Звук и буква "О"»

Чтение - это совокупность речевой и познавательной деятельности. Оно тесно связано не только с произношением, интонацией, ритмом, но и с пониманием речи. Поэтому работа учителя-логопеда при обучении ч...

Рабочая программа КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)» в 5, 6 классах основного общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной ...

Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Л.А. Струковой с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома: Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостна

Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - этоцелостная система взаимодействия всех его участников: ребенка, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социал...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися с ЗПР в 1 классе (второго года обучения) по теме: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися с ЗПР в 1 классе (второго года обучения) по теме: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мяг...