учебно - дидактическое пособие по профилактике дисграфии
методическая разработка

Шибанова Марина Павловна

учебно - дидактическое пособие по профилактике дисграфии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мотмосская средняя школа

Конспект логопедического занятия с группой учащихся 1 класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи по пропедевтике дисграфии.

                                                       

                                     Учитель – логопед: Шибанова М.П.

2019 г.

Тема. Слоговой анализ и синтез.

Цель. Развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Задачи.

   Коррекционно-развивающие:

    - развитие фонематического и слогового анализа и синтеза;

    - развитие зрительного гнозиса, мнезиса;

    - развитие мелкой моторики;

    - развитие логического мышления.

   Коррекционно – обучающие:

формирование

  - совершенствование умения определять количество, порядок и последовательность слогов в словах, соотносить слова со схемой;

 - закрепление синтагматических связей существительного и прилагательного;

    - уточнение и расширение словаря прилагательных по теме «Дикие животные».

   Коррекционно -   воспитательные:

    - воспитание мотивации к учению;

    - воспитание умения слушать и слышать речь учителя и товарищей.

Здоровьесберегающие:

     - содействие сохранению и укреплению здоровья обучающихся посредством использования двигательной активности для различных групп мышц; соблюдение охранительного педагогического режима.

Формируемые УУД.

 Личностные:

    - сохранять мотивацию к учёбе; ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; развивать способность к самооценке.

    Регулятивные:                            

   - принимать  и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; адекватно воспринимать оценку логопеда; выполнять учебные действия в материале.

   Коммуникативные:

   - допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формировать собственное мнение в высказываниях.

  Познавательные:

    - анализировать объекты, проводить сравнения.  

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Работа по звуко – слоговому анализу и развитию чувства ритма.

 Дети и логопед приветствуют друг друга, проговаривая по слогам и отхлопывая слово «Здравствуйте».

 Логопед предлагает игру «Имя на ладошке». Дети по очереди прохлопывают свои имена.  

    2.  Сообщение темы занятия.

         Буквы на экране («слог»)

   Логопед говорит о том, что на занятии учащиеся будут делить слова на слоги и составлять из слогов слова.

  1. Психогимнастика.

А чтобы правильно выполнить все задания надо позвать на помощь друзей и помощников: руки (сжимают-разжимают кулаки), пальцы («Пальчики здороваются»), глаза, уши (самомассаж), голова (повороты вправо, влево).

  1. Уточнение пространственных взаимоотношений.

Стоя в шеренге дети называют стоящего слева, стоящего справа.

  1. Развитие фонематического восприятия, развитие тактильных ощущений.

Логопед предлагает поиграть в игру «Угадай букву» и составить слово из угаданных букв. Дети составляют слово «весна», затем читают слово орфографически ритмизировано. Логопед обращает внимание на разницу в произношении и написании слова.

  1. Формирование временных представлений.

Логопед:

- Ребята, я считаю, что сейчас осень. Я права? Почему? (Ответы детей).

- Какой сейчас месяц? Какое число?

Дети проговаривают с движением руки, демонстрируя открытый и закрытый слог.

- Какой сегодня день недели? А вчера? А завтра? (Ответы детей).

   7.  Работа над словосочетанием.

(Согласование прилагательных с существительными в роде и числе)

Логопед предлагает подобрать к словам – предметам подходящие слова – признаки предметов. Учащиеся подбирают и орфографически ритмизировано читают получившиеся словосочетания.

  1. Составление слов из слогов.

 Логопед говорит о том, что весной появляются первые цветы, спрашивает учащихся,  какие весенние цветы им известны и предлагает взять по два цветка – слога и составить слова. Дети составляют и прочитывают получившиеся слова-названия диких животных.  

 Логопед просит назвать «лишнее» слово и поиграть в игру «Что изменилось?».

  1. Фонетическая ритмика.

(Соотнесение звучания гласных с движениями рук)

  Учащиеся поют гласные звуки с движениями рук.

   10.  Развитие фонематического восприятия. Звуко – слоговой анализ и синтез слов.

   Логопед предлагает детям отгадать загадку:

 - Животное, в названии которого первый звук «ль», последний  звук «а».

  Учащиеся называют количество слогов, гласные звуки, мягкие и твёрдые согласные, количество звуков в слове «лисичка».

  Двое учащихся делают звуковую схему этого слова. Два других ребёнка составляют слово «зайчик» из звуков «Звуковой чашечки» и один ученик отгадывает слово по звуковой схеме. Далее делается взаимопроверка и самопроверка.

  11.  Развитие мелкой моторики. Закрепление графического образа буквы.

   Логопед предлагает угадать «слово – невидимку» (по буквам, написанным в воздухе). Дети отгадывают слово и выкладывают его из зёрен.

 12. Развитие связной речи.

   Логопед говорит о том, что в волшебном лесу живут сказочные персонажи и предлагает отправиться в гости к Лесовичку.

 Дети, глядя на картинку, называют кого встретил Лесовичок на своём пути. Учащиеся подбирают к существительным – названиям животных подходящие прилагательные. Затем составляют описательный рассказ о лисе.

13. Итог занятия.

Учащиеся показывают зелёный цвет светофора если на занятии всё было понятно, жёлтый цвет если не всё получалось и красный если многое не получалось и нужна помощь.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическое пособие "Технология Укрупнения Дидактических Единиц на уроках истории и обществознания"

Пособие содержит теоретическое обоснование применения технологии академика П.М. Эрдниева и разработки уроков с применением технологии...

Turbo Pascal v.6.0, 7.0 учебно-дидактическое пособие для средних учебных заведений (процедурно - ориентированный блок

Пособие писалось в те времена, когда с учебно - методической литературы били большие проблемы......

«Ошибки на письме» Дисграфия. Мероприятия по профилактике дисграфии.

Чаще всего причиной дисграфии называют недоразвитие высших психических функций и устной речи. Некоторые авторы (И.Н. Садовникова, А.Н. Корнев, М.М. Безруких) говорят в этой связи о несформированности ...

Статья "Профилактика дисграфии и дислексии при помощи дидактических игр у учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии".

Возможность успешного обучения и социализации детей с проблемами в интеллектуальном развитии определяется различными факторами, одним из которых является развитие связной речи. Важнейшей предпосылкой ...