Авторская программа кружка "Юный садовод"
рабочая программа (8, 9, 10 класс)

Данная рабочая программа предназначена для учащихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости и разработана в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам « 1008 от 29.08.2013г., Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ», Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41. За основу работы кружка взята авторская программа «Юный садовод».

Данная программа адаптирована с учётом материально-технических возможностей, видового и сортового состава растений и особенностей их возделывания на учебно-опытном участке ГБОУ Салаватская КШ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Салаватская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО воспитателей и классных руководителей (Протокол № 2 от____сентября 2018г.)

   СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по ВР

_________ Ф.Б. Насырова

«___»____________2018г.

     УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГБОУ Салаватская КШ

__________Т.П.Турбина

(Пр. №____от

«_____» сентября 2018г.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«ЮНЫЙ САДОВОД»

для 8а, 9а, 9д, 10а классов

на 2018-2019 учебный год

Автор-составитель: Мещерякова Гульгуна Нурисламовна,

                                                                         учитель высшей категории

Сентябрь, 2018

Содержание

1.

Пояснительная записка

3

2.

Содержание изучаемого курса

6

3.

Календарно-тематический план

13

4.

Методическое и материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы (приложение 1).

5.

График реализации проектной деятельности (приложение 2).

Пояснительная записка

Данная рабочая программа предназначена для учащихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости и разработана в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам « 1008 от 29.08.2013г., Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ», Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41. За основу работы кружка взята авторская программа «Юный садовод».

Данная программа адаптирована с учётом материально-технических возможностей, видового и сортового состава растений и особенностей их возделывания на учебно-опытном участке ГБОУ Салаватская КШ.

Цель программы:  создание условий для достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимого для жизни опыта по выращиванию основных видов овощных и культурных растений и способов их возделывания, формирования умения практического применения полученных знаний при выращивании растений на учебно-опытном участке и в личных приусадебных хозяйствах;  создание условий для всестороннего развития и социализации каждого ребенка, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов обучающихся во внеурочное время.

Задачи:

  1. Изучать многообразие овощных и садовых культур и их значения в жизни человека.
  2. Изучать региональные овощные и садовые культуры, выращиваемые в городе Салават и на учебно-опытном участке ГБОУ Салаватская КШ.
  3. Изучать способы выращивания и возделывания овощных и садовых культур на учебно- опытном участке.
  4. Формировать навыки и умения по выращиванию сельскохозяйственных растений и уходу за ними.
  5. Развивать познавательный интерес к изучению растений, взаимосвязи с условиями произрастания.
  6. Развивать навыки самостоятельной и коллективной работы, воспитывать трудолюбие.
  7. Способствовать развитию таких познавательных умений как наблюдение, сравнение, анализ.
  8. Воспитывать экологически грамотного, социально  адаптированного гражданина РФ.

Для реализации данной программы необходима организация практической деятельности обучающихся на учебно-опытным участке ГБОУ Салаватская КШ (далее - ОУ). ОУ имеет рекомендованный Министерством образования РФ набор ручных инструментов и оборудования для выполнения основных видов сельскохозяйственных работ. Программа предусматривает необходимость обеспечения безопасности труда обучающихся при выполнении технологических операций, недопустимость работы обучающихся с производственным оборудованием, которое не включено в перечень оборудования, разрешенного к использованию в общеобразовательных учреждениях. Интегративный характер содержания программы предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Для обучения технологиям сельского хозяйства наиболее важны связи с биологией, технологией.

Основные формы обучения:

•        практическая деятельность;

•        опытно – исследовательская деятельность;

•        проектная деятельность;

•        игровая деятельность.

Приоритетные методы:

•        практические;

•        лабораторно – практические;

•        сельскохозяйственные опыты;

•        проекты.

Практические работы в программе связаны с выполнением различных приемов обработки почвы, посева, посадки, ухода за растениями, технологических расчетов. Во время лабораторно-практических работ изучаются свойства почвы, удобрений. Сельскохозяйственные опыты связаны с изучением видового разнообразия и влияния условий произрастания на рост и развитие растений. Объекты и темы практических, лабораторных, проектных работ выбраны в соответствии с имеющимися в школе возможностями, которые позволят учащимся как можно полнее представлять изучаемые агротехнологии. При этом учитывалась посильность объектов труда для учащихся с нарушением интеллекта соответствующего возраста.  

Практическая деятельность включает в себя не только освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, она подразумевает также включение учащихся в поисковую, исследовательскую, аналитическую деятельность, связанную с выполняемыми работами. Для каждой темы перечислены возможные и наиболее целесообразные с точки зрения реализации минимума содержания виды практической деятельности.

Проектная деятельность повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям детей с ОВЗ, стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к внеурочной деятельности. Основная цель проектный деятельности – создать условия для развития умения детей с ОВЗ учиться на собственном опыте и опыте других детей в процессе разработки и реализации проекта. Примерные темы проектных работ подобраны согласно программному материалу данной программы, но возможны некоторые корректировки в ходе планирования проектов учитывая возможности и пожелания детей. Тематика и сроки проектов приведены в приложении 1.

Программа рассчитана на один год обучения при нагрузке 1 час в неделю.

Классы

Количество часов

В неделю

В год

8а, 9а

1

33

9д, 10а

1

33

Планируемые результаты

Личностные БУД: использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.

        Предметные БУД:

  • познавательные: осознавать важность освоения базовых умений, связанных с выполнением практической работы; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.
  • коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.
  • регулятивные: организовывать рабочее место; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Предметные результаты

По окончании курса обучающиеся должны:

  • знать основы садоводства и овощеводства;  
  • уметь распознавать овощные и садовые культуры по внешнему виду;
  • уметь распознавать семена овощных культур;
  • иметь элементарные знания о составлении гербария;
  • иметь элементарные агротехнические умения по посеву и уходу за  сельскохозяйственными растениями;
  • уметь вести наблюдения за сельскохозяйственными растениями;
  • уметь применять теоретические знания на практике.
  • развитие интереса к занятиям в объединении;
  • углубление и совершенствование знаний воспитанников в области биологии и экологии растений;
  • формирование умений и навыков в основах возделывания овощных и садовых культур;
  • развитие мышления, речи, наблюдательность и правильное составление выводов;
  • формирование устойчивого интереса к сельскохозяйственному труду, высокая экологическая культура и культура труда.

Показатели эффективности кружковой работы

  • Умение воспитанников ориентироваться в многообразии садовых и овощных    культур, а также основах агротехники.
  • Умение воспитанников разрабатывать и предоставлять в виде рисунка, эскиза план размещения культур на учебно-опытном участке.
  • Умение воспитанников проводить агротехнические работы в зависимости от видового состава возделываемых культур.
  • Умение воспитанников использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни: для обработки почвы и ухода за растениями; выращивания растений; расчёта необходимого количества семян и доз удобрений с помощью учебной и справочной литературы; выбора малотоксичных средств защиты растений от вредителей и болезней.          

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы

Вовлеченность обучающихся в кружок отслеживается в журналах занятий. Эти журналы ведёт руководитель, ведущий кружок в течение учебного года.  Основным средством оценки достижения планируемых результатов является выполненные практические и опытнические работы на учебно-опытном участке. Конечным результатом реализации прораммы является проект, который обучающиеся защищают на школьной конференции проектно-исследовательских работ обучающихся «Созидание и творчество» ГБОУ Салаватская КШ.

Содержание изучаемого курса

Программа состоит из разделов «Сельскохозяйственный инвентарь. Инструктаж при работе с сельскохозяйственным инвентарем на учебно-опытном участке», «Уборка урожая», «Осенняя обработка почвы и подготовка плодово-ягодных растений к зиме», «Полевые культуры», «Выращивание рассады овощных культур. Опытническая работа», «Теоретические основы ухода за овощными культурами», «Общие приёмы ухода за  овощными культурами. Практические работы».

Каждый раздел включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. Предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.    

Раздел № 1 «Сельскохозяйственный инвентарь. Инструктаж при работе с сельскохозяйственным инвентарем на учебно-опытном участке» (1 час).

Тема № 1.1 (1час).  Экскурсия на учебно-опытный участок. Сельскохозяйственный инвентарь. Инструктаж при работе с сельскохозяйственным инвентарем на учебно- опытном участке. Знакомство с планом и режимом работы кружка «Юный садовод». Вводное занятие.

Основные вопросы:

1. Общее знакомство    с  учебно-опытным    участком.

2. Рассмотрение отделов учебно-опытного участка.

3. Рассмотрение сельскохозяйственного инвентаря, назначение.

4. Техника безопасности пользования сельскохозяйственным инвентарем.

5. Общее знакомство с работой кружка.

6. Знакомство с целями, задачами, расписанием кружка.

Раздел № 2 «Уборка урожая» (3 часа).

Тема №2.1. (1 час). Виды спелости овощей. Уборка урожая овощей.

Основные вопросы:  

1. Виды  спелости:  съёмная  (техническая),  потребительская  и биологическая.

2. Своевременная уборка урожая. Сроки сбора овощей.  

3. Сортировка овощей по виду спелости.

Тема № 2.2. (1час). Уборка урожая с учебно-опытного участка. Практическая работа.

1.Техника  безопасности  при работе с рабочим инвентарём.

2.Практическое задание: Сбор  урожая  с  опытных  и  контрольных  делянок, взвешивание. Отбор лучших овощей для выставки.

3. Заполнить дневники по результатам опыта.

Тема № 2.3. (1час). Уборка урожая корнеплодов.  Практическая работа.

1. Техника  безопасности  при работе с рабочим инвентарём.

2. Практическое задание: Уборка  корнеплодов с  учебно-опытного  участка.  

Раздел № 3 «Осенняя обработка почвы и подготовка плодово-ягодных растений к зиме» (6 часов).

Тема № 3.1. (1 час). Подготовка почвы к зиме. Уборка остатков растений. Практическая работа.

Практические задания:

1. Техника безопасности при работе на учебно-опытном участке.

2. Уборка  растительных  остатков  в  компостные  кучи,  уничтожение, сжигание,  закапывание.  

3. Удаление  корневищ  многолетних  сорняков, уничтожение  личинок.  Внесение  органических удобрений.

Тема № 3.2. (1 час). Подготовка почвы к зиме. Перекопка. Практическая работа.

Практические задания:

1. Техника безопасности при работе с рабочим инвентарём.

2. Перекопка почвы под зиму.

Тема № 3.3. (1 час). Подготовка почвы для рассады. Практическая работа.

Практические задания:

1. Подготовка контейнеров для почвы.

2. Выбор почвы для рассады.

3. Поместить контейнеры с почвой для рассады в подвал.

Тема № 3.4. (1 час) Подготовка плодово-ягодных  растений к зиме. Побелка стволов. Перекопка приствольных кругов. Практическая работа.

Практические задания:

1. Техника безопасности при работе на учебно-опытном участке.

2. Побелка известью стволов плодово-ягодных растений.

3. Перекопка приствольных кругов.

Тема № 3.5.  (1 час)  День работника сельского хозяйства. Подготовка экспонатов к выставке урожая «Дары природы».

Основные вопросы:  

1. Беседа о  людях, работающих  в  сельском  хозяйстве.  

2.  Цветочное рукоделие – изготовление  подделок из  овощных  культур.

3. Оформление  выставки.  

4. Техника  безопасности  при    работе  с  колющимся инвентарём.

Тема № 3.6. (1час)  Праздник осени «Капустный день».

Основные вопросы:

1. Подготовка  к  празднику.  Оформление  зала.  

2. Знакомство  с  народным праздником  «Капустки».  Его  обычаями,  обрядами  (песни,  частушки, конкурсы, игры).

3. «Капустный день» ролевая игра.

4. Рассмотрение выставки «Дары природы». Отметить наилучшие работы учащихся грамотой.

Раздел № 4 «Полевые культуры» (5 часов).

Тема № 4.1. (1 час) Хлебные злаки. Практическая  работа  «Определение  мягкой  и  твёрдой  пшеницы  по колосу и зерну».

Основные вопросы:  

1. Просмотр видеофильма «Берегите хлеб».  

Обучающийся должен знать:

1. Общую характеристику культуры.

2. Агротехнику полевых культур.

3. Питательную ценность полевых культур.

Обучающийся должен уметь:

1. Различать на внешний вид хлебные злаки;

2. Применять  агротехнические  приёмы  (рыхление,  полив,  подкормка, прополка).

Практические задания:

1. Ознакомиться по таблице с отличительными признаками мягкой  и  твёрдой  пшеницы  по  колосу  и  зерну.  

2. Рассмотреть  зёрна различных  сортов пшеницы и  по  отдельным  признакам  выделить  семена твёрдой и мягкой пшеницы.

3. Зарисовать их в тетрадь и описать.

Обучающийся должен знать:

1. Последовательность выполнения практической работы.  

2. Сорта мягкой и твёрдой пшеницы.

Обучающийся должен уметь:

1. Определять по внешнему виду сорта мягкой и твёрдой пшеницы по колосу и зерну.

2. Работать с литературой.

3. Выращивание хлебных злаков на учебно-опытном участке.    

Тема № 4.2. (1 час).  Технические культуры. Практическая работа «Определение всхожести семян подсолнечника».

Основные вопросы:  

1. Общая характеристика  культуры.  

2. Применение  технических культур (сахарная свёкла, подсолнечник) в  пищевой,  текстильной,  мыловаренной,    лакокрасочной,    парфюмерной, фармацевтической и  других  отраслях  промышленности.  

3. Агротехника,  способы  переработки, использование в пищу.    

Обучающийся должен знать:

1. Общую характеристику культуры (сахарная свекла, подсолнечник).  

2. Агротехнику технических культур.

3. Способы переработки, применение.

Практические задания:

1. Ознакомиться с влиянием всхожести семян на урожай подсолнечника.

2. Провести опыт по определению всхожести семян подсолнечника.

3. Наблюдения записать в тетрадь.

Обучающийся должен знать:

1. Последовательность выполнения практической работы.  

2. Способы определения всхожести семян.

Обучающийся должен уметь:

1. Определять всхожесть семян перед посевом

2. Работать с литературой.

. Выращивание подсолнечника на учебно-опытном участке.    

Тема 4.3. (1 час). Кормовые культуры.  

Основные вопросы:  

1. Кормовые  культуры  (кормовая  свекла,  подсолнечник,  брюква, морковь, кукуруза, кормовая капуста).

2. Общая характеристика культуры.

3. Агротехника, способы переработки, применение.

Обучающийся должен знать:

1. Общую характеристику культуры (кормовая свекла, подсолнечник).

2. Агротехнику кормовых культур.

3.Способы переработки, применение.

Обучающийся должен уметь:

1.Применять агротехнические  приёмы на практике  (полив,  рыхление, подкормка, прореживание).

Тема 4.4. (1 час). Зернобобовые культуры.  

Основные вопросы:  

1. Зернобобовые  культуры  (горох, бобы, фасоль).

2. Общая характеристика культуры.

3. Агротехника, способы переработки, применение.

Обучающийся должен знать:

1.Общую характеристику культуры (горох, бобы, фасоль).

2. Агротехнику зернобобовых  культур.

3. Способы переработки, применение.

Обучающийся должен уметь:

1. Применять агротехнические  приёмы на практике  (полив,  рыхление, подкормка, прореживание).

2. Уметь выращивать на учебно-опытном участке.

Тема 4.5. (1 час) Подведение итогов по пройденной теме «Полевые культуры». Викторина «Знатоки садоводы».

Составление  кроссворда по теме «Полевые культуры».

Дидактическая игра «Назови растение».

 

Раздел № 5 «Выращивание рассады овощных культур. Опытническая работа» (4 часа).  

Тема № 5.1 (1 час). Подготовительные работы для выращивания рассады овощных культур. Практическая работа «Сортировка, протравливание, обработка микроудобрениями, закаливание семян томатов, перца

Основные вопросы:

1. Подготовка грунта для выращивания рассады овощных культур».  

2. Состав грунтов: дерновая, полевая, перегнойная земля, торф.  

3. Удобрения: соломистый коровяк, свиной навоз, конский навоз.

4. Подготовка грунта (смешивание грунта с    удобрением), заполнение ящиков, выравнивание.

5. Техника безопасности.

Обучающийся должен знать:

1. Состав грунта, удобрения;

2. Технику  безопасности  при  работе  с  рабочим  инвентарём  (лопаты, грабли).

Обучающийся должен уметь:  

1. Подготовить грунт для посадки овощных культур.  

2. Соблюдать технику безопасности при работе с рабочим инвентарём (лопаты, грабли).

Практическая работа:

1. Практическая работа  (сортировка,  протравливание,  обработка микроудобрениями, закаливание) семян томатов, перца.  

2. Техника безопасности во время подготовки семян овощных культур к посеву.  

Обучающийся должен знать:  

1. Способы обработки семян овощных культур;  

2. Технику безопасности при работе с  микроудобрениями.

Обучающийся должен уметь:

1. Правильно подготовить семена овощных культур к посеву.  

2. Соблюдать  технику  безопасности  во  время  работы  с микроудобрениями.

Тема  № 5.2.  (1  час).  Практическая  работа  «Посев  семян перца на рассаду».

 Основные вопросы:

1. Биологические  особенности.  Питательная  ценность.  Сорта.  Способ выращивания – рассадный. Техника безопасности при работе с инвентарём (лопатки,  ящики,  рабочая  одежда).  Практическая  работа  проводится  в кабинете.

2. Практическая  работа:  Заполнение  ящиков  почвой,    разравнивание, уплотнение,  подготовка  борозд,  посев  семян  перца,  посыпка  сверху песком,  полив,    маркировка,    покрытие  плёнкой.  Соблюдение температурного режима, умеренного полива.

Обучающийся должен знать:  

1. Правильное выполнение практической работы;

2. Технику безопасности при работе с рабочим инвентарём.  

Обучающийся должен уметь:

1. Подготовить необходимый инвентарь  для проведения  практической работы;

2. Соблюдать требования выполнения практической работы.

3. Соблюдать технику безопасности при работе с инвентарём.

Тема  № 5.3.  (1  час).  Практическая  работа  «Посев  семян томатов на рассаду».

Основные вопросы:

1. Биологические  особенности.  Питательная  ценность.  Сорта.  Способ выращивания – рассадный. Техника безопасности при работе с инвентарём (лопатки,  ящики,  рабочая  одежда).  Практическая  работа  проводится  в кабинете.

2. Практическая  работа:  Заполнение  ящиков  почвой,  разравнивание, уплотнение, подготовка борозд, посев семян томатов, полив, маркировка, покрытие  плёнкой.  Соблюдение  температурного  режима,  умеренного полива.

Обучающийся должен знать:  

1. Последовательность выполнения практической работы.

2.Технику безопасности при работе с рабочим инвентарём.  

Обучающийся должен уметь:

1. Подготовить необходимый инвентарь  для проведения  практической работы.

2. Соблюдать требования выполнения практической работы.

3. Соблюдать технику безопасности при работе с инвентарём.

Тема № 5.4. (1 час). Практическая работа «Посев семян поздней капусты на рассаду».

Основные вопросы:

1. Биологические  особенности.  Питательная  ценность.  Сорта.  Способ выращивания – рассадный. Техника безопасности при работе с инвентарём (лопатки,  ящики,  рабочая  одежда).  Практическая  работа  проводится  в теплице.  

2. Практическая  работа:  перекопка  почвы,  разравнивание,  уплотнение, подготовка  борозд,  посев  семян  поздней  капусты,  обильный  полив, этикетка с названием овощной культуры.

Обучающийся должен знать:  

1. Последовательность выполнения практической работы;

2. Технику безопасности при работе с рабочим инвентарём.  

Раздел № 6. «Теоретические основы ухода за овощными культурами» (5 часов).

Тема № 6.1.  (1 час).  «Теоретические основы ухода за овощными культурами».

Основные вопросы:

1. Вредители  овощных    культур:  насекомые,  клещи,  нематоды, некоторые грызуны,  отдельные виды птиц.

2. Болезни овощных культур: инфекционные (заразные): шейковая гниль, антракноз,  бурая  пятнистость,  мучнистая  роса,  корнеед,  фомоз.

3. Агротехнические,  биологические  и  химические  способы  борьбы  с сорными  растениями.  

4. Удобрения.  Роль  удобрения  в  повышении  урожая.  Органические    и минеральные  удобрения.  Просмотр  коллекции  удобрений.  Техника безопасности.

Тема № 6.2. (2 часа). Сооружения защищенного грунта

Основные вопросы:  

1.Теплицы, парники, малогабаритные плёночные укрытия.

2. Виды теплиц и парников.

3. Работа с литературой.

Обучающийся должен знать:  

1. Предназначение теплиц, парников, плёночных укрытий.  

2. Устройство сооружений защищённого грунта.

Обучающийся должен уметь:  

1. Сооружать устройства для выращивания рассады овощных культур.

 2. Выполнять технику безопасности при сборе парников.  

Тема № 6.3. (1 час).  Удобрения.

Основные вопросы:  

Удобрения.  Роль  удобрения  в  повышении  урожая.  Органические    и минеральные  удобрения.  Просмотр  коллекции  удобрений.  Техника безопасности.

Обучающийся должен знать:  

1. Виды удобрений в повышении урожая.

2. Технику безопасности.

Обучающийся должен уметь:  

1. Различать удобрения по внешнему виду.  

2. Знать описание минеральных удобрений;

3. Знать технику безопасности при работе с удобрениями.

Тема № 6.4. (1 час). Севообороты.

Основные вопросы:  

1. Севообороты  –  повышение    урожая  овощей,    снижение  потерь  от болезней  и  вредителей.  

2. Таблица    предшественников  овощных    культур.

3. Чередование овощных  культур  в отделе «Овощеводства».  

Обучающиеся должны знать:

1. Значение севооборота в сельском хозяйстве;  

2. Комплексные мероприятия одним, из которых является чередование культур.

Обучающийся должен уметь:  

1. Пользоваться таблицей предшественников овощных культур.  

2. Правильно распределять овощные культуры, соблюдая севооборот.  

Тема № 6.5. (1час). Меры борьбы с болезнями овощных культур.

Основные вопросы:  

1. Химические и биологические методы борьбы с болезнями.  

2. Меры борьбы: Отбраковывание больных овощей, распространение

вредителей, перекопка почвы, освобождение от сорняков.  

Обучающийся должен знать:

1. Методы борьбы с болезнями овощных культур.  

2.Меры борьбы с болезнями овощных культур.  

Обучающийся должен уметь:  

1. Обрабатывать овощные растения от болезней.  

2. Работать с литературой.

3. Работа с литературой.

Раздел 7. «Общие приёмы ухода за овощными культурами. Практические работы» (9 часов).

Тема № 7.1. (1 час). Обработка почвы в теплице под пересадку рассады. Практическая работа.

Основные вопросы:  

1. Основные приёмы обработки почвы: вспашка, рыхление, культивация, лущение,  боронование,  шлейфование,  прикатывание,  фрезерование.

2. Системы обработки почвы: зяблевая, предпосевная (под яровые и озимые), послепосевная и уход за растениями.

Обучающийся должен знать:

1. Приёмы обработки почвы.

2. Системы обработки почвы.

 Обучающийся должен уметь:  

1. Не  допускать  загрязнение  земель,  зарастания  сорняками,  а  также других процессов, ухудшающих состояние почв.  

2. Обработка почвы под овощные культуры.

Тема № 7.2. (1 час). Практическая работа. Посев семян овощных культур в теплицу.

Основные вопросы:  

1. Основные приёмы посева семян овощных культур в почву.

Обучающийся должен знать:

1. Приёмы посева семян.

2. Глубину заделки семян в почву.

 Обучающийся должен уметь:  

1. Сажать семена растений в почву учитывая размер семян, глубину заделки семян.  

Тема № 7.3. (1 час). Основные приёмы ухода за овощными культурами. Полив. Практическая работа.

Основные вопросы:  

1. Основные приёмы ухода за овощными культурами: полив, способы полива.

Обучающийся должен знать:

1. Способы полива почвы после посадки семян в почву.

Обучающийся должен уметь:  

1. Поливать почву лейками и шлангом.

Тема № 7.4 (1 час). Основные приёмы ухода за овощными культурами.  Рыхление.

Основные вопросы:

Все мероприятия по уходу за растениями можно разделить  на  следующие  группы:

 1)  воздействие  на  среду,  в  которой выращивают  растения,  для  создания  наиболее  благоприятных  условий: рыхление  почвы,  окучивание,  борьба  с  сорняками,  болезнями  и вредителями,  поливы,  подкормки;

 2)  воздействие  на  растения,  например прореживание всходов, прищипка огурца, пасынкование (удаление лишних побегов-пасынков)  и  прищипка  томата,  применение  стимуляторов  роста путём  опрыскивания  соответствующими  препаратами  цветков  томата, некорневые подкормки. Рыхление необходимо для разрушения  почвенной  корки, сохранения влаги,  аэрации  почвы,  уничтожения  всходов  сорняков,  повышения эффективности полива растений.

Обучающийся должен знать:  

1. Мероприятия по уходу за овощными культурами.  

Обучающийся должен уметь:  

1. Ухаживать за овощными культурами (рыхлить);  

2. Работать с литературой.  

Тема № 7.5. (1 час). Обработка почвы на УОУ под овощные культуры. Практическая работа.

Основные вопросы:  

1. Основные приёмы обработки почвы: вспашка, рыхление, культивация, лущение,  боронование,  шлейфование,  прикатывание,  фрезерование.

2. Системы обработки почвы: зяблевая, предпосевная (под яровые и озимые), послепосевная и уход за растениями.

Обучающийся должен знать:

1. Приёмы обработки почвы.

2. Системы обработки почвы.

 Обучающийся должен уметь:  

1. Не  допускать  загрязнение  земель,  зарастания  сорняками,  а  также других процессов, ухудшающих состояние почв.  

2. Обработка почвы под овощные культуры.

Тема № 7.6. (1 час). Посев семян овощных культур в грунт. Практическая работа.

Основные вопросы:  

1. Основные приёмы посева семян овощных культур в почву.

Обучающийся должен знать:

1. Приёмы посева семян.

2. Глубину заделки семян в почву.

 Обучающийся должен уметь:  

1. Сажать семена растений в почву учитывая размер семян, глубину заделки семян.  

Тема № 7.7. (1 час). Основные приёмы ухода за овощными культурами. Борьба с сорняками.

Основные вопросы:

1. Как  же  легче  всего  справиться  с  сорной  травой?  Три  правила:  во-первых, подрубать сорняки только в солнечную погоду, чтобы они сразу высыхали на солнце. Во-вторых, у взрослого сорняка нужно срубить точку роста,  которая  находится  на  глубине  2-3см,  тогда  он  теряет  80%  своей силы.  В-третьих,  нельзя  ждать,  пока  сорная  трава  заметно  отрастёт,  ею нужно заниматься на уровне самой мелкой поросли.

2. Практическая работа «Прополка овощных культур». Техника безопасности.  

Обучающийся должен знать:  

1. Правила борьбы с сорной травой;

2. Технику безопасности при работе с инвентарём (тяпка).

Обучающийся должен уметь:  

1. Ухаживать за овощными культурами (борьба с сорняками).

Тема № 7.8. (1 час). Основные приёмы ухода за овощными культурами. Борьба с вредителями и болезнями.

Основные вопросы:

1. Комплекс  мероприятий,  включающих  профилактические  и истребительские меры. К первым относятся организационные мероприятия (карантинная  служба,  учёт  и  прогнозирование  появления  и распространения  вредителей  и  болезней,  обучение  кадров,  заготовка ядохимикатов,  аппаратуры),  агротехнические  (очистка  полей  и прилегающей  территории  от  растительных  остатков  и  сорняков, соблюдение  севооборотов,  систем  обработки  почвы,  использование устойчивых  сортов  и  оптимальной  агротехники).  Истребительные  меры включают  механические,  химические  и  биологические  способы.

2. Практическая работа (борьба с вредителями).

Обучающийся должен знать:  

- комплекс мероприятий борьбы с вредителями и болезнями.  

Обучающийся должен уметь:

Вести борьбу с вредителями и болезнями.  

Тема № 7.9. (1 час). Основные приёмы ухода за овощными культурами. Прореживание посевов овощных культур.

Основные вопросы:

Прореживание  посевов.  

Нормы  посева  семян,  исключающей прорывку.

Букетировка (поперечное удаление всходов свеклы), оставшиеся («букеты»)  прореживают  вручную.  

Практическая  работа  (прореживание столовой свёклы, моркови).

Обучающийся должен знать:  

Значение прореживания для овощных растений.  

 Обучающийся должен уметь:  

Прореживать всходы овощных культур (свекла столовая, морковь).

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

Фактич.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Знакомство с планом и режимом работы кружка «Юный садовод».

1

05.09.

Практическая работа "Уборка урожая с учебно– опытного участка"

1

12.09

Практическая работа "Уборка урожая с учебно – опытного участка"

1

19.09    

Практическая работа "Уборка урожая с учебно– опытного участка"

1

26.09    

Практическая работа "Подготовка почвы к зиме. Перекопка"

1

03.10

Практическая работа "Подготовка почвы к зиме. Перекопка"

1

17.10

Практическая работа "Подготовка почвы для рассады"

1

24.10

Практическая работа "Подготовка плодово– ягодных растений к зиме. Побелка стволов. Перекопка приствольных кругов"

1

31.10

День работника сельского хозяйства. Подготовка экспонатов к выставке урожая  «Дары природы»

1

07.11

Праздник осени «Капустный день».

1

14.11

Полевые культуры. Хлебные злаки. Практическая работа «Определение мягкой

и твёрдой пшеницы по колосу и зерну».

1

28.11

Технические культуры. Практическая работа «Определение всхожести семян подсолнечника».

1

05.12

Кормовые культуры.

1

12.12

Зернобобовые культуры.

1

19.12

Подведение итогов по пройденной теме «Полевые культуры». Викторина «Знатоки садоводы».

1

26.12

Подготовительные работы для выращивания рассады овощных культур. Практическая работа «Сортировка, протравливание, обработка микроудобрениями, закаливание семян томатов, перца, огурцов»

1

09.01

Практическая  работа  «Посев  семян перца на рассаду».

1

16.01

Практическая  работа  «Посев  семян томатов на рассаду».

1

23.01

Практическая работа «Посев семян капусты на рассаду».

1

30.01

Теоретические основы ухода за овощными культурами

1

06.02

Сооружения защищенного грунта

1

13.02

Удобрения.

1

27.02

Севообороты.

 

1

06.03

Меры борьбы с болезнями овощных культур.

1

13.03

Практическая работа «Обработка почвы в теплице под пересадку рассады».

1

20.03

Практическая работа «Посев семян овощных культур в теплицу».

1

27.03

Практическая работа «Основные приёмы ухода за овощными культурами в теплице. Полив. Подкормка»

1

03.04

Практическая работа «Основные приёмы ухода за овощными культурами.  Рыхление».

1

17.04

Практическая работа «Обработка почвы на УОУ под овощные культуры»

1

24.04

Практическая работа «Посев семян овощных культур в грунт»

1

08.05

Практическая работа «Основные приёмы ухода за овощными культурами. Борьба с вредителями и болезнями»

1

15.05

Практическая работа «Основные приёмы ухода за овощными культурами. Борьба с сорняками».

1

22.05

Практическая работа «Основные приёмы ухода за овощными культурами. Прореживание посевов овощных культур».

1

29.05

Приложение 1.

 Методическое и материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы

Учебно-методический комплекс:

Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сборник (сельскохозяйственный труд) / Под ред. В.В. Воронковой. -М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Сб. 2. - 240 с.

Дополнительная литература:

1. Технология. Сельскохозяйственный труд. 8 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). Электронная форма учебника Ковалёвой Е.А.

2. Технология. Сельскохозяйственный труд. 9 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). Электронная форма учебника Ковалёвой Е.А.

Интернет – ресурсы:

1. http://www.bibliotekar.ru/7-ovoschi/index.htm

2. http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-26/index.htm

3. http://www.bibliotekar.ru/domovodstvo-2/index.htm

4. http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-25/index.htm

5. http://www.hloroplast.com/index/index.html

6. http://www.bibliolink.ru/publ/43

7.http://garden4u.ru/zashhita-rastenij-i-eko-pomoshhniki/zashhita-rasteniy-ot-vrediteley-i-bolezney-v-eko-zemledelii.html

Материально-техническое обеспечение:

Оборудование

Кол-во

1.

Лейки

10 шт.

2.

Лопаты

20 шт.

3.

Грабли

30 шт.

4.

Мотыги

15 шт.

5.

Рыхлители

10 шт.

6.

Секаторы

2 шт.

7.

Носилки

5 шт.

8.

Ручные весы

2 шт.

9.

Этикетки для делянок

27 шт.

10.

Мотоблок

1 шт.

11.

Шланг для полива

20 м.

12.

Емкость для набора воды

1 шт.

13.

Теплица

1 шт.

14.

Учебный кабинет, оборудованный интерактивной доской, ноутбуком

1

15.

Аптечка

1 шт

                                   

Приложение 2.

График реализации проектной деятельности

№ п.п

Название проекта

Цели, задачи

Этапы

Сроки

Итог /

Продукт

1

Проектирование учебно-опытного участка  

Цель: формирование умения проектировать сад в японском стиле.

Задачи:

1.Теоретическое изучение способов проектирования учебно-опытного участка.

2.Составить свой проект.

3. Создать по проекту свой макет.

1.Поиск теоретического материала.

2.Обозначение проблемы, составление гипотезы.

3.Практическое осуществление проекта.

4. Анализ полученных результатов, выводы.

Сентябрь-февраль

Март-июнь

Июль-август

Отчет о проделанной работе в виде презентации.

Участие в школьной и республиканской конференции по проектной деятельности.

Оформить выставку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Из опыта работы, статья "Исследовательская деятельность в рамках реализации образовательной программы «Юные садоводы»"

      Исследовательская деятельность обучающихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, став...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...

Авторская программа по теме: « Применение авторских стихов на уроках истории», учителя истории МКОУ Маджалисской СОШ Мурадхановой (Султановой) Гулизат Меджидовны

     Авторская программа по теме: « Применение авторских стихов на уроках истории», учителя истории МКОУ Маджалисской СОШ  Мурадхановой (Султановой) Гулиза...

Программа "Юный садовод"

Занятия творческого объединения « Юный садовод» углубляет знания обучающихся по биологии ,химии и другим предметам прививают им интерес и любовь к природе и сельскому хозяйству, практическ...