«Правописание глаголов с –ться и–тся»
план-конспект урока (8 класс)

Открытый урок письма в 8 классе коррекционной школы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_pismo.docx41.25 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Благовещенская общеобразовательная школа – интернат»

Открытый урок письма в 8 классе

«Правописание глаголов с –ться и–тся»

  Подготовили:

учитель письма и чтения

  Кочетова Елена Геннадьевна

р.п. Благовещенка

февраль 2019 год

Тема: Правописание глаголов с  –ться и–тся

Цель: Познакомить с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; развивать

            умение задавать вопросы к глаголам; отрабатывать способ действия при выборе

            написания – ться и -тся, упражнять в правописании этих глаголов, развивать

            лексическую сторону речи обучающихся; совершенствовать их устную и письменную

            речь.

            Корригировать мыслительные процессы: анализ, сопоставление, действие по аналогии и

            образцу.

            Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: презентация, интерактивная доска, разноуровневые карточки, сигнальные карты

                           -ться и -тся»,  учебник.

Межпредметные связи: чтение

Тип урока: комбинированный

Используемые технологии: проблемно-поисковая, дифференцированная, здоровье сберегающая,  ИКТ

Ход урока

  1. Организационный момент

Цель: Создание положительного настроя на урок. Подготовка учащихся к работе на уроке.

           Организация внимания.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ребята приветствуют учителя

Выполняют задание

Здравствуйте. Начинаем урок  письма. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!

Ребята, закройте глаза, опустите голову. Повторите мысленно:

Я буду внимательным.

Буду думать.

Буду сосредоточенно размышлять.

Буду догадлив, старателен.

 Желаю вам хорошей работы на уроке.

Слайд 1

  1. Проверка домашнего задания

Цель: Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания,

            определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, устранить

            в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

                  Корригировать мыслительные процессы: анализ, сопоставление, действие по образцу.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Открывают тетради

Ответы учащихся Упражнение 218

Записать загадки.

Вставить глаголы 3-го лица

Откройте тетради, проверим домашнюю работу.
Какое упражнение было задано на дом?

Какое задание нужно было выполнить?

Глаголы какого лица вставили в загадки?

Как определить лицо глагола?

На какие вопросы отвечают глаголы 3 -го лица?

На что оканчиваются глаголы 3 -го лица?

Фронтальная проверка

Самопроверка

Слайд 2

  1. Актуализация знаний.

Цель: Организовать познавательную деятельность учащихся. Привлечь внимание и

            вызвать интерес к изучаемой теме.  

            Корригировать мыслительные процессы: анализ, сопоставление, действие по аналогии и

            образцу.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ответы учащихся

Выполняют задание

запись в тетрадь

Ответы учащихся

Запись в тетрадь

Ответы учащихся

Запись в тетрадь

Ответы учащихся

  • Давайте вспомним, с какой частью речи мы работали на предыдущих уроках.

Блиц-опрос по теме «Глагол»

Что обозначает глагол?

На какие вопросы отвечает глагол?

Как пишется Не с глаголами?

Как изменяются глаголы прошедшего времени?

Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?

Что пишется на конце  глаголов  2-го лица ед. числа?

На какие вопросы отвечает глагол в неопределенной форме?

  • Гимнастика для пальцев с эспандерами

Эспандер в руку ты возьми, в ладошке бережно сожми.

Две секунды отдохни, а теперь сильней сожми.

Две секунды отдохни, и опять сильней сожми.

В другую ладонь переложи, упражнение повтори.

Кисти рук я развиваю, эспандер в руках сжимаю

Раз, два – правой жму, три, четыре – левой жму.

Поработал так немножко. Все – горячая ладошка.

Правой рукой столько раз: какое число

Левой рукой столько раз: какой день недели

Правой рукой столько раз сколько: букв в слове глагол

Левой рукой столько раз сколько: согласных букв в слове глагол

Запишем в тетради сегодняшнее число, классная работа.

  • Словарная работа.

Цель: повторить написание словарных слов, развивать речь.

Сейчас мы с вами повторим словарные слова.

Составьте словосочетания.

С какими частями речи будем составлять словосочетания?

Лечить в                 секретарь

Выдать                   санаторий

Работать               бюллетень

В какой форме стоят глаголы? На  какие вопросы они отвечают? На что оканчиваются глаголы неопределенной формы?

  • Работа с пословицей

Прочитайте пословицу:        

Тот труда не бои…ся, кто умеет труди…ся.

Как вы понимаете смысл пословицы?

Спишите пословицу, вставляя пропущенное сочетание букв.

Сравните свои работы со слайдом.

Как вы проверяли где надо написать с ь, а где нет?

Что же получается? (вы по-разному написали слова с пропущенными буквами)

Задание было одно, а вы его выполнили по-разному. Почему так вышло?

Мы ещё не знаем, когда пишется -тся или -ться

Слайд 4

слуховое восприятие

фронтальный опрос

На доске  

Слайд

зрительное восприятие

фронтальный опрос

слайд

самопроверка

Проблемный вопрос

  1. Сообщение темы и цели урока

Цель: Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать

            интерес к изучению новой темы.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ответы учащихся

Прослушивают тему урока.

Я хочу научиться объяснять написание -тся и -ться в глаголах; применять правило правописания -тся и -ться в глаголах

А сейчас я хочу, чтобы вы посмотрели сказку и ответили на вопрос: «Какая тема будет у нас сегодня на уроке?»

(Показ сказки «Близнецы ТСЯ и ТЬСЯ»)

Какой будет тема нашего урока? 

«Правописание глаголов с -ться и -тся».

Чему хотите научиться на уроке?

Закончите фразу

находить …

объяснять …

применять…

Слайд 3

Показ видеофильма

  1. Изучение нового материала.

Цель: Познакомить с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; развивать умение

            задавать вопросы к глаголам; развивать умение самостоятельно находить в словах

            изучаемую орфограмму. 

            Корригировать мыслительные процессы: анализ, сопоставление, действие по аналогии и

            образцу. Учить проговаривать последовательность действий

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ответы учащихся

глаголы

что делать?

неопределённая форма

глаголы

что делает? что делают?

3-е л., ед. ч.

Если глагол стоит в неопределённой форме, отвечает на вопрос что делать?  то пишется ь знак

Если глагол стоит в з-е лице ед. или мн. числа, отвечает на вопросы что делает? что делают?

то пишется –тся

Ответы учащихся

Выполняют самостоятельно

  1. Итак, возникла проблема написания глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться . Нам необходимо найти способы проверки этих глаголов

Прочитайте глаголы 1 столбика (одеваться, стучаться)

На какой вопрос они отвечают?

В какой форме стоят?

Прочитайте глаголы 2 столбика (он одевается, она стучится)

На какой вопрос они отвечают?

В какой форме стоят?

Итак, в каком случае пишется -ться?

В каких случаях пишется – тся?

Мы сформулировали правило?

  1. Работа с учебником

Открываем учебник и прочитаем правило на стр. 162

Что не понятно?

Прежде чем глагол писать,

Не забудь вопрос задать:

Если мягкий знак в вопросе,

То в глагол его мы вносим.

  1. Первичное закрепление

Работа с учебником на  стр. 161

Стихотворение списать.

Найти глаголы, определить 3-е лицо, неопр. форму.

  1. Составление  опорной схемы

Глагол

-ться                                                                      -тся

что делать? что сделать?                   что делает? что делают?

в вопросе есть ь знак                             вопросе  нет ь знака

пиши –ться                                                       пиши -тся

слайд

Индивид. помощь

Составление схемы на доске

  1. Физминутка.

Цель: Снять утомляемость, эмоциональную скованность и тревожность.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ребята повторяют движения физкультминутки

Физминутка для глаз

В нашем классе любят шутки, посмеёмся полминутки.
Ты налево посмотри и соседу подмигни,

Ты направо посмотри и соседке подмигни.
Досчитай до десяти, ровно столько раз моргни.
Посмотри на потолок, а потом на свой носок.
Закрываем все глаза, отдохнуть ведь им пора.
Помечтали, позевали и опять работать стали.

Слайд

V.  Закрепление полученных знаний.

        

Цель: Учить применять знания в сходной ситуации. Корригировать мыслительные процессы:

           анализ, сопоставление, действие по аналогии и образцу.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

 Рассматривают иллюстрации

ученики работают в тетрадях

Работают по группам

  1. Устная работа

Устно я читаю. Показывают ответ

Он хвалится, вращаться, качаться, она радуется, он боится, записаться, они нравятся, прощаться, соревноваться, перебраться.

  1. Работа по разноуровневым карточкам

3 группа

Вставь в пословицы изученную орфограмму

Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени
(что делает?) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно
(что делать?) не  учит…ся
За всё 
(что делать?) брат…ся  – ничего не сделать.

1, 2 группа

Вставь в пословицы изученную орфограмму

Любишь ката(тся, ться) – люби и саночки возить.

Боро(тся, ться) и искать, найти и не сдава(тся, ться).

Кто упорно труди(тся, ться), тот всему научи(тся, ться).

Кто любит труди(тся, ться), тому без дела не сиди(тся, ться).

  1. Работа по учебнику

А сейчас я вам предлагаю выполнить упр. 220 на стр. 162 самостоятельно

1,2 группа все

3 группа через предложение

Работа парами с  сигнальными картами

Дифференцированная работа

Слайды

  1. Домашнее задание

Цель: Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения

           домашнего задания.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся записывают

в дневник задание

Стр.163 упр. 221 правило  

1-2 группа по памяти

3 группа списать

  1. Итог урока, оценивание.

Цель:  Сделать вывод и подвести итог. Отметить работу учащихся.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ответы учащихся

О каких глаголах говорили на уроке?

В каких случаях мы пишем перед –ся ь знак?

В каких случаях мы не пишем перед –ся ь знак?

Приведите примеры

Слайд

Самоанализ урока письма в 8 классе по теме:

«Правописание глаголов с  –ться и –тся».

По программе на изучение темы глагол отводится 40 уроков, это 16 урок.  

При подготовке к уроку учитывала особенности класса -  умение анализировать, запоминать, владение диалогической и монологической речью, знаний по теме глагол. Осуществляла на уроке индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, в зависимости от групп по возможностям обучения(в классе 3 группы)

Мотивация была осуществлена за счет постановки проблемных вопросов, использования ТСО, презентации, настроя на успешность работы, взаимопомощь.

На уроке применены современные педагогические технологии: проблемно-поисковая, дифференцированная, здоровье сберегающая,  ИКТ

Структура урока соответствует его целям.Ставила следующие цели и задачи:

Познакомить с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; развивать умениезадавать вопросы к глаголам; отрабатывать способ действия при выборе написания – ться и -тся, упражнять в правописании этих глаголов, развивать лексическую сторону речи обучающихся; совершенствовать их устную и письменную речь.

      Корригировать мыслительные процессы: анализ, сопоставление, действие по аналогии и образцу.

Воспитывать интерес к предмету.

Для достижения поставленных целей на каждом этапе урока использовали различные методы и приемы: словесный, частично- поисковый, репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Согласно строению комбинированного интегрированного урока, он состоял из следующих этапов

Организационный момент – словесный метод, аутотренинг настроил учащихся на урок

         Этап проверки домашнего задания: с помощью фронтального опроса и самопроверки была установлена правильность и осознанность выполнения домашнего задания

         На этапе актуализации знаний использовала знание обучающимися темы глагол, используя эспандеры, подготовили кисти рук, мышцы предплечья  к письму. Работа с эспандерами также улучшает циркуляцию крови, улучшает память, уравновешивает нервную систему, повторение словарных слов позволило подготовить учащихся к активной учебно - познавательной деятельности, развивало речь, позволило применить полученные знания в новых условиях, проблемный вопрос обеспечил переход к новым знаниям.

         Постановка целей и основных задач урока прошли с использованием видеоролика. С его помощью познакомились с темой урока. Учебные цели согласовывала в обсуждении с обучающимися.

         Этап усвоения новых знаний. На этом этапе использовала различные методы и приемы (работа с учебником, самостоятельная работа, объяснение с опорой на ИКТ). Метод беседы позволил воспроизводить информацию в обобщенном виде, что повышало степень развития мыслительных способностей. Положительное влияние на  активность учащихся имело чередование устной речи (говорение, слушание) и письменной (письмо).

Для снятия утомления, тревожности проводилась физминутка для глаз

На этапе закрепления учила применять знания в сходной ситуации. Корригировала мыслительные процессы: анализ, сопоставление, действие по аналогии и образцу Для этогоиспользовала устную работу с сигнальными картами, самостоятельную работу по разноуровневым карточкам, учебник.

Домашнее задание дано с объяснением, по группам

Итог урока был направлен на осознание своей деятельности на уроке, самооценку. В конце урока были выставлены оценки, учитывая группы во возможностям обучения.

При подаче содержания урока использовался прием порционной группировки материала: от простого к сложному, логической связи между собой всех этапов урока. Разнообразие форм и методов, а также последовательность в построении урока позволили избежать монотонности на уроке и перегрузки учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе. Тема " Правописание -тся и -ться в глаголах"

Разные формы работы на уроке помогают учащимся освоить тему и не путать глаголы с похожими по звучанию существительными....

Правописание глаголов с –тся, -ться

Методическая разработка урока русского языка для 8 класса на тему "Правописание глаголов с –тся,  -ться" содержит конспект урока....

Дидактический материал к уроку русского языка "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Дидактический материал, используемый  на уроках русского языка в 6 классе....

Конспект урока грамматики и правописания в 7 классе. Тема "Правописание в глаголах - тся, -ться"

Данный материал содержит конспект урока и презентацию к уроку. Материалом могут пользоваться как учителя коррекционных школ, так и учителя общеобразовательных школ. ...

Правописание глаголов на -ТЬСЯ и -ТСЯ

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по УМК Ладыженская и др. в рамках системы ФГОС...