Консультация для родителей "Вам поможет логопед".
консультация

Остроухова Наталия Владимировна

Ответы на вопросы родителей о причинах речевых нарушений и их предотвращению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vam_pomozhet_logoped.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей:                                  « Вам поможет логопед».

Вы озадачены, правильно ли говорит Ваш ребёнок? Его речь не понятна окружающим? Речь Вашего малыша отстаёт от речи сверстников? Не торопитесь опускать руки. Задержка речевого развития и нарушения речи успешно преодолеваются  с помощью специальных  коррекционных занятий.

Почему возникают речевые нарушения?Возможно, неблагоприятные факторы в период внутриутробного развития ребёнка. Мама могла перенести инфекции ,физические и психические травмы, резус-конфликт, или сказалось злоупотребление вредными веществами. И в момент родов существуют факторы риска – стимуляция родовой деятельности, затяжные или стремительные роды, наложение щипцов, асфиксия. Часто причиной нарушения речи является особенности строения артикуляционного аппарата.

Это:

●укороченная подъязычная связка («уздечка»);

●большой или, наоборот, слишком маленький язык;

●неправильный прикус.

Правильным считается прикус, когда верхние зубы примерно на треть прикрывают нижние.

Причиной нарушения звукопроизношения могут быть также:

●снижение слуха, тугоухость, недоразвитие фонематического слуха (когда ребёнок не различает сходные по звучанию звуки);

●неправильное воспитание ребёнка в семье ( так называемая педагогическая запущенность), « застревание» родителей на лепетной, облегчённой речи при общении с ребёнком, подражание дефектному произношению кого-либо из членов семьи, двуязычие;

●заболевания ребёнка.

Что такое нарушения речи?

Часто при оценке речевого развития взрослые обращают внимание только на то, насколько правильно малыш произносит звуки, и не спешат к логопеду, если, по их мнению дело обстоит более или менее благополучно. Но это не совсем так. Важно, чтобы ребёнок не только произносил звуки речи правильно, но и умел различать их на слух, определял наличие или отсутствие, а также место звука в слове. Если Ваш ребёнок не владеет звуковой стороной речи, то в будущем у него возникнут трудности при обучении грамоте, он будет писать с многочисленными ошибками, которые возможно преодолеть только с помощью логопеда.

По ряду причин у ребёнка может не развиваться словарный запас. Ему трудно найти общие названия для групп однородных предметов (мебель, продукты, цветы), сложно подобрать признаки к предмету (яблоко красное, сочное, спелое), действия к предмету (мальчик прыгает, бегает, резвится), синонимы, антонимы. При недостаточном словарном запасе необходимо обогащать словарь ребёнка.

Мало иметь большой словарный запас, важно уметь активно пользоваться этими словами, строить из них предложения и связные высказывания. А для этого нужно уметь согласовывать слова между собой, образовывать новые слова, подбирать нужную форму слова.

Часто при нарушениях речидети не умеют «связно рассказывать» о событиях своей жизни, прочитанных сказках. Рассказ нередко представляет собой нагромождение фраз. Не закончив одной мысли, ребёнок перескакивает на другую. Владение связной речью необходимо ребёнку для развития письменной речи (изложения, сочинения).

Как помочь ребёнку с нарушениями речи?

В коррекционной работе по преодолению нарушения речи необходимо участие нескольких специалистов: врача-невролога, который назначает в случае необходимости лечение;

логопеда,  который непосредственно занимается развитием речи;

психолога, который проводит профилактическую работу по предупреждению вторичных отклонений (памяти, внимания, мышления).

Кроме того, большую роль играют родители. Ваше активное участие в коррекционной работе поможет добиться высоких результатов в преодолении речевых нарушений детей.
Теперь понятно насколько важно чутко и внимательно следить за формированием детской речи. Если у вашего малыша все этапы становления речи (гуление,  лепет, появление первых слов и фраз)  проходили с задержкой, если ребёнку трудно пережёвывать твёрдую пищу, речь невнятная, он «комкает» слова и фразы, у него «каша во рту» -насторожитесь. Не ждите, когда ситуация исправится сама собой. Как можно раньше обратитесь за консультацией к логопеду. Если вовремя не устранить дефекты произношения, это приведёт к сложностям при обучении грамоте, школьной неуспеваемости, психологическим проблемам у ребёнка.

               Конечно, многие логопедические проблемы легче предупредить, чем потом лечить. А начинать эту «профилактику» нужно, не дожидаясь первых произнесённых ребёнком слов, а прямо с того момента, как ваше маленькое сокровище появилось на свет.

Советы родителям.

1.Разговаривайте со своим ребёнком с самого рождения.

2.Проговаривайте все свои действия: «Сейчас мы с Таней пойдём гулять. Сначала наденем шапку, шубу, сапоги».

3.Не «сюсюкайтесь» с ребёнком. Разговаривайте чётко и спокойно. Ваша речь должна быть образцом для ребёнка.

4.Отвечайте на вопросы маленького «почемучки», какими бы глупыми и надоедливыми они Вам не казались. Ваш малыш познаёт мир. И важно, чтобы именно родители помогали ему в этом.

5.Чаще общайтесь с ребёнком: почитайте на ночь сказку, по дороге в детский сад и домой поинтересуйтесь его делами, впечатлениями о пройденном дне, расскажите о себе.

6.Если Вы заметили какие то особенности в развитии ребёнка, обязательно проконсультируйтесь со специалистами.

Помните: своевременная помощь позволит предотвратить нежелательные последствия!